Положение о безотметочном обучении в 1 классе.

  • doc
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала безотметочное обучение.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Утверждаю: ___________________

Директор школы - Н.А.Паршукова

Введено в действие приказом  № ____

от «___»    декабря   2013  года.

Принято педсоветом. Протокол № ___  

от «___»   декабря   2013  года.

 

 

Положение о безотметочном обучении в 1 классе.

 

 

1.      Общие положения

1.1              Настоящее Положение разработано в соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998г. (№ 1561/14-15), письмом Департамента общего образования Минобразования России от 03.06.03 г. № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях», письмом МО России «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 21.03.2003 г., санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин 2.4.2812.-10, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ от 29.12.2010, № 189. и п.3.28. Устава школы.

1.2. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

1.3. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

1.4. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.

 

2.      Цели и задачи безотметочного обучения

2.1. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

2.2. Основные принципы безотметочного обучения:

-      дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;

-      приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);

-       гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);

-       естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

2.3. Никакому оцениванию не подлежат:

-      темп работы учащихся;

-      личностные качества учащихся;

-      своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

 

2.4. Основные виды контроля:

-      стартовый контроль,

-      тематический контроль,

-      итоговый контроль.

 

  1. Контроль и оценка развития обучающихся

3.1. Основными показателями развития учащихся 1-х классов являются:

-      учебно-познавательный интерес;

-      самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

-      основы самостоятельности;

-      способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.

3.2. Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.

3.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем.

 

4.      Контроль и оценка знаний и умений обучающихся

4.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

4.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

-      стартовые и итоговые проверочные работы;

-      тестовые диагностические работы;

-      текущие проверочные работы;

-       «портфолио» ученика.

4.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».

4.4. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

4.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

4.6. Итоговая проверочная работа  включает все основные темы учебного периода.

4.7. «Портфолио» обучающегося представляет собой подборку личных работ обучающегося, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности обучающегося – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

4.8. Динамика обученности обучающихся фиксируется учителем.

 

5.      Ведение документации

5.1. Учитель:

5.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

5.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.

5.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений обучающегося / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету (См. Приложение).

5.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

5.1.5. Для коррекции своей работы учитель  проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.

5.2. Администрация школы:

5.2.1. В своей деятельности школы используют по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.

5.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель  директора по УВР проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности, как обучающихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.

 

6. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности

6.1. Между учителем, учащимися, родителями и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.

6.2. Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.

6.3. Учитель имеет право:

-                     определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;

-                     оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.

6.4. Учитель обязан:

-      соблюдать правила оценочной безопасности;

-      вести учет продвижения учащихся;

-      доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.

6.5. Родитель имеет право:

-      знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;

-      на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;

-      на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

6.6. Родитель обязан:

-      соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;

-      информировать учителя о возможных трудностях и проблемах учащегося, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

-      посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании обучающихся.

 

7. Ответственность сторон

 

7.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.

7.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ

 

ученика (цы)__________ класса   

____________________________________________ на _______________ учебный год

(фио)

 

Учебные предметы

Период обучения

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

Чтение:                                    

                                                   осознанность

правильность

выразительность

темп чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык:                           

                                                    каллиграфия

орфография

развитие устной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика:                            

                                                     устный счет

письменные вычислительные навыки

решение задач

логические задачи

геометрический материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружающий мир:

умение наблюдать

умение устанавливать причинно-следственные связи

умение применять полученные знания на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-организационные умения:

умение определять цель деятельности

умение планировать предстоящую деятельность

умение осуществлять запланированные действия

умение контролировать ход и результаты деятельности

умение оценивать ход и результаты деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность познавательной активности и ценностных отношений:

активность познания

отношение к учению

отношение к труду

отношение к людям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни:    высокий – красный цвет;  средний – зеленый цвет;   низкий – синий цвет.

 

Подпись учителя _________________ /_______________/

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

ученика (цы) _________ класса  _______________________________

(фио)

КРИТЕРИИ

1 – й класс

2 –й класс

3 – й класс

4 – й класс

полуго-

дие

конец года

1

Отношение к учебе в целом:

положительное

 

 

 

 

 

 

безразличное

 

 

 

 

 

 

негативное

 

 

 

 

 

2

Участие в работе класса на уроках:

постоянное

 

 

 

 

 

 

инициативное

 

 

 

 

 

 

регулярное

 

 

 

 

 

 

частое

 

 

 

 

 

 

редкое

 

 

 

 

 

3

Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

 

 

 

 

 

 

редко

 

 

 

 

 

 

почти никогда

 

 

 

 

 

4

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

всегда самостоятелен

 

 

 

 

 

 

нуждается в помощи и сопровождении

 

 

 

 

 

 

самостоятельность проявляется редко

 

 

 

 

 

 

уклоняется от ответственности

 

 

 

 

 

5

Внимание:

отличное

 

 

 

 

 

 

среднее

 

 

 

 

 

 

легко отвлекается

 

 

 

 

 

6

Память:

отличная

 

 

 

 

 

 

средняя

 

 

 

 

 

 

долговременная

 

 

 

 

 

 

кратковременная

 

 

 

 

 

7

Глубина усвоения материала:

воспроизводит с элементами собственного творчества

 

 

 

 

 

 

воспроизводит знания полностью

 

 

 

 

 

 

воспроизводит знания неполностью

 

 

 

 

 

8

Организация учебной деятельности:

готов к уроку самостоятельно

 

 

 

 

 

 

готов к уроку с напоминанием

 

 

 

 

 

 

не готов к уроку

 

 

 

 

 

9

Оформление работ:

по всем требованиям

 

 

 

 

 

 

частично нарушены требования

 

 

 

 

 

 

без выполнения требований

 

 

 

 

 

 

красиво

 

 

 

 

 

 

аккуратно

 

 

 

 

 

 

грязно

 

 

 

 

 

10

Темп работы:

опережает темп работы класса с высоким качеством работы

 

 

 

 

 

 

опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы

 

 

 

 

 

 

соответствует темпу урока

 

 

 

 

 

 

отстает от темпа урока

 

 

 

 

 

11

Понимание смысла учебной деятельности:

сам формулирует цель учебной работы

 

 

 

 

 

 

формулирует цель с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

не умеет формулировать цель учебной работы

 

 

 

 

 

12

Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:

всегда

 

 

 

 

 

 

иногда

 

 

 

 

 

 

никогда

 

 

 

 

 

13

Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:

положительное

 

 

 

 

 

 

безразличное

 

 

 

 

 

 

негативное

 

 

 

 

 

14

Соблюдение норм и правил поведения учащихся:

отличное

 

 

 

 

 

 

хорошее

 

 

 

 

 

 

удовлетворительное

 

 

 

 

 

 

плохое

 

 

 

 

 

15

Учебные навыки освоены:

отлично

 

 

 

 

 

 

хорошо

 

 

 

 

 

 

удовлетворительно

 

 

 

 

 

 

плохо

 

 

 

 

 

Подпись педагога