ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ.

  • doc
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала положение о раб уч. программе МОУ Тимшерская СОШ.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

 

Утверждаю:                                                                

Директор школы Н.А.Паршукова

Введено в действие приказом № 14/а    

от «22» января  2013 г.

 Принято педсоветом

Протокол № 5   от «21» января  2013 г.

.

 

 

 

Положение об учебной рабочей программе

 педагога, реализующего ФГОС второго поколения

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Тимшерская СОШ и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

-       дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

-       конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

-         нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

-         целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

-         определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

-         процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

-         оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

-       программы по учебным предметам.

.

 

2. Разработка рабочей программы

 

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

-       федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;

-       требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-       программе формирования универсальных учебных действий;

-       основной образовательной программе начального общего образования;

-       примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

-       федеральному перечню  учебников.

 

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

 

             3.  Структура, оформление и составляющие рабочей программы

 

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный,  выравнивание по ширине,  поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы  рабочая программа может быть двух видов:

1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;

-       если в примерной учебной  (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.

2 вид – если:

-       количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости  от количества учебных недель в конкретном  общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

-       производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем;  распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;

-       есть  необходимость  разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс.

 

3.3. Структура рабочей программы

1)           Титульный лист.

2)           Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3)           Общую характеристику учебного предмета, курса.

4)           Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5)           Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

6)           Содержание учебного предмета, курса.

7)           Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся.

8)           Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9)           Критерии оценивания (2-4 классы).

10)       Приложение к программе (по усмотрению учителя).

3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога

 

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание параллели, класса, где реализуется  программа;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы

Пояснительная

 записка

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

- особенность по отношению к ФГОС НОО

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

- предполагаемые результаты;

- кратко излагается система оценки достижений учащихся;

- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Общая характеристика учебного предмета, курса

 

указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).

конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса

- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Содержание тем учебного курса

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

·    основные изучаемые вопросы;

·    практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

·    требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела;

·    формы и вопросы контроля;

·    возможные виды самостоятельной работы учащихся

·    формируемые универсальные учебные действия;

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

- четверть;

- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним

- УУД;

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник ,Дополнительная литература для учителя и учащихся (по усмотрению учителя).

Критерии

Составляются применительно к различным формам контроля знаний: устный опрос, решение задач, контрольная, практическая,  творческая (доклад, проект, иллюстративно – наглядный материал, изготовленный учащимися и т.д.), выразительное чтение, тестирование, чтение художественных произведений наизусть, различные виды сочинений и изложений и т.д.

Приложения к программе

 (по усмотрению учителя)

- основные понятия курса;

- контрольно-измерительные материалы

- темы проектов;

- темы творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

 

 

3.5.  Календарно-тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на  … класс

 

Четверть

урока

Наименование тематических разделов и поурочных тем

Кол-во уроков

 

УУД

 

Раздел 1. …….. ( … ч )

 

 

 

 

 

 

4. Порядок утверждения рабочей учебной программы.

4.1. Учитель представляет рабочую учебную программу на заседание методического объединения учителей - предметников на рассмотрение и предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия рабочей учебной программы установленным требованиям.

4.2. Руководитель методического объединения учителей – предметников представляет рабочие учебные программы, рассмотренные на методическом объединении, на согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора по УВР в титульном листе справа от грифа "Согласовано" ставит подпись, а ниже – дату.

4.3. Руководитель образовательного учреждения приказом по основной деятельности утверждает рабочие учебные программы.

5. Компетенция и ответственность учителя.

5.1. К компетенции учителя относятся:

·        разработка рабочих учебных программ;

·        использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;

·        организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами к Уставу школы;

·        осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;

·        отчетность о выполнении обучающимися теоретической и практической части рабочих учебных программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5.2. Учитель несет ответственность за:

·        невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

·        реализацию обучающимися не в полном объеме теоретической и практической части рабочих учебных программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

·        качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся по учебному предмету;

·        нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих учебных программ.

 

 

 

 

                                                                                  


Скачано с www.znanio.ru