Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы Н.А.Паршукова
Введено в действие приказом № 14/а
от «22» января 2013 г.
Принято педсоветом
Протокол № 5 от «21» января 2013 г.
.
Положение об учебной рабочей программе
педагога, реализующего ФГОС второго поколения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Тимшерская СОШ и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
- программы по учебным предметам.
.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программе формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программе начального общего образования;
- примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается.
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:
1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;
- если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.
2 вид – если:
- количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);
- производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
- есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс.
3.3. Структура рабочей программы
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общую характеристику учебного предмета, курса.
4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
6) Содержание учебного предмета, курса.
7) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся.
8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9) Критерии оценивания (2-4 классы).
10) Приложение к программе (по усмотрению учителя).
3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы |
Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист |
- полное наименование образовательного учреждения; - гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, класса, где реализуется программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория; - название города, населенного пункта; - год разработки программы |
Пояснительная записка |
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; - особенность по отношению к ФГОС НОО - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - предполагаемые результаты; - кратко излагается система оценки достижений учащихся; - указывается основной инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений. |
Общая характеристика учебного предмета, курса
|
указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания). конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса - общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане |
К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). |
Содержание тем учебного курса |
- перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: · основные изучаемые вопросы; · практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; · требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела; · формы и вопросы контроля; · возможные виды самостоятельной работы учащихся · формируемые универсальные учебные действия; |
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся |
- четверть; - перечень разделов, тем и последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - темы отдельных уроков и учебные материалы к ним - УУД; |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
|
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник ,Дополнительная литература для учителя и учащихся (по усмотрению учителя). |
Критерии |
Составляются применительно к различным формам контроля знаний: устный опрос, решение задач, контрольная, практическая, творческая (доклад, проект, иллюстративно – наглядный материал, изготовленный учащимися и т.д.), выразительное чтение, тестирование, чтение художественных произведений наизусть, различные виды сочинений и изложений и т.д. |
Приложения к программе (по усмотрению учителя) |
- основные понятия курса; - контрольно-измерительные материалы - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации. |
3.5. Календарно-тематическое планирование
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
Четверть |
№ урока |
Наименование тематических разделов и поурочных тем |
Кол-во уроков |
УУД |
|
Раздел 1. …….. ( … ч ) |
|||
|
|
|
|
|
4. Порядок утверждения рабочей учебной программы.
4.1. Учитель представляет рабочую учебную программу на заседание методического объединения учителей - предметников на рассмотрение и предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия рабочей учебной программы установленным требованиям.
4.2. Руководитель методического объединения учителей – предметников представляет рабочие учебные программы, рассмотренные на методическом объединении, на согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора по УВР в титульном листе справа от грифа "Согласовано" ставит подпись, а ниже – дату.
4.3. Руководитель образовательного учреждения приказом по основной деятельности утверждает рабочие учебные программы.
5. Компетенция и ответственность учителя.
5.1. К компетенции учителя относятся:
· разработка рабочих учебных программ;
· использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
· организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами к Уставу школы;
· осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
· отчетность о выполнении обучающимися теоретической и практической части рабочих учебных программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).
5.2. Учитель несет ответственность за:
· невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
· реализацию обучающимися не в полном объеме теоретической и практической части рабочих учебных программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
· качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся по учебному предмету;
· нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих учебных программ.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.