Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
(МОАУ «СОШ №»)
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического Приложение к приказу
совета МОАУ «СОШ №» директора школы
Протокол №___от________ № 01-10/___от________
Положение о службе психологического сопровождения в МОАУ «СОШ№»
в рамках реализации ФГОС
1. Общие положения.
1.1. В своей деятельности психологическая служба МОАУ «СОШ №» руководствуется Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г., ФГОС НОО, ООО, ССО, НОО ОВЗ, ООО ОВЗ, уставом образовательного учреждения, другими нормативными локальными актами, настоящим Положением.
1.2. Психологическая служба призвана содействовать развитию личности обучающихся в процессе их обучения, воспитания и социализации.
1.3. Работа психологической службы включает в себя помощь детям (в возрасте от 6,5 до 18 лет), всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса.
1.4. Основанием для начала занятий с ребенком является заключение психологов, педагогов, медицинских работников, обращения родителей (лиц, их заменяющих) и самих обучающихся.
1.5. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками школы, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья детей. Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании детей.
1.7. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается.
1.8. Деятельность психологической службы в системе образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог» (диплом установленного Гособразованием стандарта).
2. Цель создания психологической службы.
2.1. Цель психологического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в учреждении образования в условиях внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО, НОО ОВЗ, ООО ОВЗ и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психологического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психологического сопровождения.
2.2. Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию обучающихся/воспитанников на всех возрастных этапах, создание условий для успешного обучения и адаптации детей среди сверстников.
2.3. Сохранение психологического благополучия детей в процессе воспитания и обучения, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
2.4. Оказание помощи детям в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
2.5. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся/воспитанников, формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.6. Основные задачи работы психологической службы.
- Психологическое сопровождение всех участников образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС.
- Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению.
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе психологического изучения детей с учетом их физиологического развития.
- Оказание психологической помощи в преодолении трудностей учебной деятельности, межличностных отношений, в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
- Содействие повышению психологической компетентности, культуры педагогов, родителей и обучающихся.
- Создание условий различных видов деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся/воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ТПМПК.
- Содействие в профессиональной ориентации обучающихся.
- Оказание психолого-педагогической поддержки талантливым детям, с высокой мотивацией к обучению, участникам олимпиадного движения.
3. Содержание работы психологической службы.
3.1. Изучение психологических особенностей детей.
3.2. Выявление трудностей и проблем, отклонений в поведении детей, оказание им психологической поддержки.
3.3. Взаимодействие с учителями, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социально-психологических служб различного уровня в оказании помощи обучающимся и воспитанникам.
3.4. Проведение психологических диагностик различного профиля и предназначения.
3.5. Составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей или лиц их заменяющих, в проблемах личностного и социального развития детей.
3.6. Определение факторов, препятствующих развитию личности детей, принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи.
3.7. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности обучающихся/воспитанников.
3.8. Осуществление психологической поддержки талантливых детей, обучающихся имеющих высокую мотивацию к обучению, участников олимпиадного движения, содействие их поиску и развитию.
3.9. Формирование психологической культуры детей, педагогических работников и родителей или лиц, их заменяющих.
3.10. Ведение документации по установленной форме и использование ее по назначению.
3.10.1. Обязательными являются следующие документы:
- Перспективный план работы психолога на год, утверждённый директором;
- Отчет о проделанной работе за учебный год;
- График работы на неделю;
- Журнал консультаций;
- Журнал учёта посещаемости коррекционно-развивающих занятий.
3.10.2.Другие документы:
- Журнал учета рабочего времени;
- Циклограмма рабочего времени;
- Программы коррекционно-развивающих, профилактических, консультативных курсов;
- Протоколы, аналитические справки и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной).
4. Организация работы психологической службы.
4.1. Психологическая служба формируется из педагогов-психологов, которые осуществляют психологическое сопровождение детей, вверенных им параллелей на протяжении всего обучения и воспитания, а также педагогов и родителей данных обучающихся/воспитанников.
4.2. Вся работа службы в условиях реализации ФГОС осуществляется по следующим направлениям:
диагностическое;
профилактическое;
развивающее и коррекционное;
консультативное и просветительское;
профориентационное
4.3. Диагностическое направление
В данном направлении служба ориентируется на углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении, выявление индивидуальных особенностей.
Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме. Специалисты психологической службы осуществляют мониторинг универсальных учебных действий (УУД).
-проведение диагностического обследования детей с целью определения хода их психологического развития;
-изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
-помощь в профессиональном и личностном самоопределении.
4.4. Профилактическое направление
Профилактическая работа с обучающимися/воспитанниками с целью формирования у них знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Проведение тренингов с детьми по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
4.5. Развивающее и коррекционное направление
Данное направление предполагает: активное воздействие всех специалистов психологической службы на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка.
развитие и формирование у обучающихся/воспитанников универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;
Планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
4.6. Консультативное и просветительское направление
Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами психологической службы со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения. При этом специалисты психологической службы школы осуществляют:
-проведение индивидуального и группового консультирования обучающихся по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;
-обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
-оказание психологической помощи и поддержки детям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
-проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
-консультирование администрации школы по проблемам обучения детей, планирования учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических и возрастных особенностей детей;
-консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.
4.7. Профориентационное направление
Большое внимание при сопровождении обучающихся к социально- профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации обучающихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).
Основными формами работы являются: беседы, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, тестирование, наблюдение, коррекционно-развивающие занятия.
5. Права и обязанности работника психологической службы.
5.1. Работник психологической службы обязан:
5.1.1. Руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами РФ, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы.
5.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
5.1.3. Знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.
5.1.3. В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития.
5.1.4. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
5.1.5. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психологического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
5.1.6. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения.
5.1.7. Выполнять распоряжения администрации учреждения образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
5.2. Работник психологической службы имеет право:
5.2.1. Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий учебно-воспитательного учреждения.
5.2.2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ.
5.2.3. Знакомиться с документацией учебного учреждения.
5.2.4. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение.
5.2.5. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррек-ции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить в учебном учреждении групповые и индивидуальные психологические исследования, и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.
5.2.6. Обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.