Положение о службе школьной медиации

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала положение о службе школьной медиации.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

 

Утверждаю: ______________________

Директор школы         Н.А.Паршукова

Введено в действие приказом №305

от «20» июня 2014 г.

Принято педсоветом протокол №12

от «20» июня 2014 г.

Согласовано советом родителей.

Протокол №4  от «20» мая 2014 года.

 

 

 

Положение о службе школьной медиации

 

1.Общие положения

 

1.1     Служба школьной медиации (далее - служба примирения) является структурным подразделением МОУ Тимшерской СОШ, которое объединяет учащихся, учителей и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2     Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушение несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3     Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации МОУ Тимшерская СОШ может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

1.4     Допускается создание службы примирения только из педагогических работников образовательного учреждения.

1.5     Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации», Федерального закона №193-ФЗ от 27.07.2010г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,  настоящего Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, ФГОС основного полного образования и Стандартами восстановительной медиации от 2009 года.

 

2. Цели и задачи службы примирения

2.1 Целями службы примирения являются:

2.1.1 распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

2.1.2 помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологий восстановительной медиации;

2.1.3 организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

2.2 Задачами службы примирения являются:

2.2.1 проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

2.2.2 обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности:

2.2.3 организаций просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

 

3. Принципы деятельности службы примирения

 

3.1 Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1 Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

 3.1.2 Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

3.1.3 Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

 

4. Порядок формирования службы примирения

 

4.1 В состав службы примирения входят социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, учителя, классные руководители, старшая вожатая, прошедшие обучение  проведению примирительных программ.

4.2 Руководителем службы примирения является социальный педагог, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.

4.3 Руководителем службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ.

4.4 Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).

 

5. Порядок работы службы примирения

 

5.1 Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от учителей, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей (законных представителей).

5.2 Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно.

5.3 Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей (законных представителей) или их участие во встрече.

5.4 В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители (законные представители), и при необходимости производится согласование с органами внутренних дел.

5.5 Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.6 В сложных ситуациях (если есть материальный ущерб, в случае криминальной ситуации) руководитель службы примирения принимает участие в проводимой программе.

5.7 В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия родителей (законных представителей).

5.8 Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. Примерный порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации представлен в приложении №1.

5.9 В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре (согласно приложению №2) или устном соглашении.

5.10 При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.

5.11 Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.12 При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, педагога - психолога, специалистов учреждений социальной сферы и т.д.).

5.13 Деятельность службы фиксируется в журналах, регистрационных карточках и отчетах, которые являются внутренними документами службы (согласно приложениям №3 и №4).

5.14 Руководитель службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

5.15 Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию.

5.16 Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

5.17 По согласованию  с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между учителями и администрацией образовательного учреждения, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

5.18 При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» от 27.07.2006г. №152-ФЗ.

 

6. Организация деятельности службы примирения

 

6.1 Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2 Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди учителей, учащихся, родителей.

6.3 Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация образовательного учреждения поддерживает обращения учителей, учащихся, родителей в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

6.4 В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

6.5 Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя в повышении квалификации по восстановительным программам.

6.6 Не реже, чем один раз в четверть (триместр) проводятся совещания между администрацией образовательного учреждения и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с учителями, родителями с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.7 В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.8 Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

 

7. Заключительные положения

7.1 Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2 Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения.

7.3 Вносимые изменения не должны противоречить законодательству РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение №1 к положению

 

Примерный порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации

 

Этап 1: Подготовительный

 

Этап 2: Встреча со стороной

1 фаза: Создание основы для диалога со стороной

2 фаза: Понимание ситуации

3 фаза: Поиск вариантов выхода

4 фаза: Подготовка к встрече

 

Этап 3: Встреча сторон

1 фаза: Создание условий для диалога между сторонами

2 фаза: Организация диалога между сторонами

3 фаза: Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон

4 фаза: Обсуждение будущего

5 фаза: Заключение соглашения

6 фаза: Рефлексия встречи

 

Аналитическая беседа

 

Этап 1: Подготовительный

 

Задачи работы медиатора:

1.получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ.

Критерии, по которым случай можно будет принять в работу:

-стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

-в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или свое участие) в содеянном.

2.если дело разбирается в официальных органах (полиция, суд, КпДН), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы последствия успешного проведения программы;

3.связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

Задачи:

-достижение и удержание контакта со сторонами;

-создание условий для конструктивного выражения эмоций;

-создание безопасной атмосферы во время работы;

-создание условий для взаимопонимания.

Этап 2: Встреча со стороной

1 фаза: Создание основы для диалога со стороной.

Задача: представить себя и программу.

Встречаясь со сторонами, медиатор должен представиться:

-кто он и его роль в деле;

-роль и функции организации, которую он представляет;

-его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут … . Я пришла по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию).  Я –ведущий программ восстановительной медиации (называете организацию). Я не представляю ни одну из сторон, я не адвокат и не советчик. Наша организация помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, я не буду разглашать никакую информацию, кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязана сообщить в компетентные органы.

2           фаза: Понимание ситуации.

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации.

Возможные действия медиатора:

1.Обсуждение ситуации:

-помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);

-внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;

-в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

-обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.

2.Обсуждение последствий

-обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3 фаза: Поиск вариантов выхода.

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

-какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести;

-пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

-варианты заглаживания вреда;

-в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей, обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда;

-рассказать о встрече со второй стороной или о возможности такой встречи;

-обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации;

-предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);

-проинформировать о заключении примирительного соглашения;

-если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно оставить памятку или координаты.

-независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов.

-если сторона согласна на встречу сторон, то приступить к 4 фазе.

4 фаза: Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

-рассказать о формате примирительной встречи;

-если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;

-пояснить свою роль медиатора на совместной встрече;

-подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;

-обсудить перечень участников будущей встречи;

-поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи:

-не перебивать;

-не оскорблять;

-не рассказывать окружающим, что происходило на встрече;

-каждый участник может предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день;

-медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине.

 

Этап 3: Встреча сторон.

1 фаза: Создание условий для диалога между сторонами.

Возможные действия медиатора:

-заранее подготовить место встречи сторон;

-поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;

-объявить цель встречи, огласить правила;

-объявить повестку дня.

2 фаза: Организация диалога между  сторонами.

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

-предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

-предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

-поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий.

3 фаза: Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

Задачи:

-поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;

-поддержать извинение и прощение;

-инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;

-обсудить варианты разрешения ситуации;

-принять механизм реализации решений.

4 фаза: Обсуждение будущего.

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы для обсуждения:

-что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;

-что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

-какую профессию хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;

-чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.

5 фаза: Заключение соглашения.

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

-зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

6 фаза: Рефлексия встречи

-обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?

-спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи;

-после встречи возможно организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе.

 

Аналитическая беседа

(может проходить через 2-3 недели).

Задачи:

-провести рефлексию результатов медиации;

-выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

-обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

-как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?

-что важного для себя вы поняли в результате встречи?

-рассказали про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?

-бывают ли у них ситуации, в которых требуется помощь медиатора, посоветовали бы обратиться к медиатору?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение №2 к положению

 

Примирительный договор

 

ФИО нарушителя (сторона конфликта)

 

 

ФИО потерпевшего (сторона конфликта)

 

 

Обвинение предъявлено по ст. УК РФ (АК РФ), дело рассматривается КпДН, передано в полицию _____________________________________________________________________.

Дата события _________________________________________________________________.

Мы провели личную встречу, обсудили ситуацию и пришли к следующим выводам:

 

Определение совершенной несправедливости/нанесенного ущерба

 

Мы выслушали друг от друга и факты, и чувства о том, чем для каждого было событие, и согласились с тем, что имело место несправедливое и болезненное событие, состоявшее в _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

Восстановление справедливости

Мы договорились о том, что_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих программы примирения об их успешном завершении.

Возмещение ущерба от _________________________ (не) требуется.

Объяснение ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Дальнейшие намерения:

Мы поставили вопрос: Как сделать так, чтобы в будущем это не повторилось?

Участники встречи высказали следующее:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

__________________

Дата встречи

 

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Подписи сторон конфликта, законных представителей, ведущих программы.

 

 

 

приложение №3 к положению

 

Регистрационная карточка № __

 

Координатор, получивший дело:_________________________________________________

Дата передачи дела координатору:________________________________________________

Источник информации о ситуации:_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Информация о сторонах

(ФИО, возраст, адрес, телефон, школа/класс/место работы)

 

Сторона конфликта:

Обидчик, обвиняемый

(нужное подчеркнуть)

Сторона конфликта:

Жертва, потерпевший

(нужное подчеркнуть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представитель

(кем приходится, адрес, телефон)

Представитель

(кем приходится, адрес, телефон)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация для ведущего:___________________________

_______________________________________________________________

 

Дата и место официального разбирательства:__________________________

_______________________________________________________________

Статья:_________________________________________________________

Социальный педагог, работающий по делу:_____________________________

Ведущий, принявший дело:________________________________________

Дата передачи дела ведущему:_____________________________________

Примирительная встреча:____________________________________________

Дата написания отчета:_____________________________________________

 

 

 

 

 

приложение №4 к положению

 

Форма отчета по программе примирения

 

Дата проведения программы:____________________________________________________

ФИО ведущих:________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Источник информации:_________________________________________________________

Фабула ситуации:______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности проведения предварительных встреч:

-удалось ли снять негативные эмоции

-каковы потребности сторон

-какие вопросы они вынесли на встречу

-состоялся ли диалог между сторонами

-сняты ли отрицательные эмоции

-принял ли обидчик на себя ответственность

-в чем суть договора

-что будет в дальнейшем

-что не получилось

-ваши предложения по улучшению программы.