Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы Н.А.Паршукова
Введено в действие приказом № _______
От «____» ______________ 200___ года
Принято педсоветом
Протокол №_____ от «____» 200 __ года
Положение
о ведении классного журнала.
1.Общие положения.
1.1. Классный журнал является государственным нормативно - финансовым документом, и ведение его является обязательным для каждого учителя и классного руководителя.
1.2. Классный журнал включается в номенклатуру дел школы как документ, подтверждающий полноту реализации образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки обучающихся.
1.3. К ведению журналов допускаются только педагогические работники, проводящие уроки в конкретном классе, а также административные работники, курирующие работу конкретного класса и ведение школьной документации.
1.4. Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом.
1.5. В классном журнале подлежит фиксации только то количество уроков, которое соответствует учебному плану и подлежит оплате.
1.6. Классный журнал рассчитан на один учебный год.
1.7. Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета четко и аккуратно, без исправлений. Исправления в журнале допускаются только по распоряжению директора школы.
1.8. Все записи по всем предметам должны вестись на русском языке.
2. Требования по ведению классного журнала
классным руководителем.
2.1. Классный руководитель заполняет в журнале:
· титульный лист (согласно Приложению № 1):
- номер класса указывается арабскими цифрами;
- параллели классов нумеруются литерами (например, 1а);
- наименование школы согласно Уставу школы;
- в правом верхнем углу указывается номенклатурный номер;
· оглавление:
- наименование учебных предметов с заглавной буквы и согласно учебному плану школы;
- порядок предметов согласно учебному плану школы;
- нумерация страниц указывается через тире (например, 3-6);
· на предметных страницах:
- списки учащихся (фамилия и имя) согласно «Общим сведениям об обучающихся» (если имя учащегося полностью не входит в отведенную графу, допускается сокращение имени); учащиеся, переведенные на индивидуальное обучение, вносятся в список по тем предметам, по которым проходят обучение;
- если преподавание учебного предмета одновременно ведется двумя педагогами, производится списочный раздел класса на группы;
- наименование учебного предмета согласно оглавлению и со строчной буквы;
- Ф.И.О. учителя – предметника на предметных страницах полностью;
- распределение страниц в журнале осуществляется в соответствии с количеством часов в неделю, выделяемых учебным планом школы на изучение конкретного учебного предмета (Приложение № 2);
· общие сведения об обучающихся (при заполнении страницы используются данные из личных дел, сведения данного раздела обновляются по мере необходимости, недопустимо формальное заполнение данной страницы в начале учебного года путем переписывания информации из журналов прошлых лет):
- № личного дела (М – 141);
- список обучающихся согласно алфавиту (обучающиеся, переведенные на индивидуальное обучение, указываются в конце общего списка);
- Ф.И.О. обучающегося согласно документа, удостоверяющего его личность (свидетельство о рождении, паспорт);
- пол (М или Ж);
- дата рождения (ЧЧ.ММ.ГГГГ);
- Ф.И.О. родителей или лиц их заменяющих согласно паспорту;
- место работы родителей или лиц их заменяющих, их должность;
- фактический адрес проживания с обязательным указанием населенного пункта, номер телефона (рабочий, домашний, сотовый);
· сведения о количестве пропущенных уроков:
- список обучающихся оформляется так, как на предметных страницах;
- наименование месяца со строчной буквы, дата – арабскими цифрами;
- пропуски уроков учащимися фиксируются по факту в день пропусков учебных занятий (в отведенной графе указывается фактическое число пропущенных занятий, если учащийся пропустил занятия по уважительной причине, рядом с числом ставится буква «у»);
· сводную ведомость посещаемости:
- список обучающихся оформляется так, как на предметных страницах;
- заполняется в конце каждой четверти в классных журналах 1-9 классах, в конце полугодия в классных журналах 10-11 классов;
- в списке обучающихся после последней фамилии в графе снизу указывается «Итого» (указывается суммарное количество пропусков всего класса), ниже «Посещаемость» (указывается процент посещаемости класса в целом);
· сводную ведомость успеваемости:
- список обучающихся оформляется так, как на предметных страницах;
- Ф.И.О. классного руководителя указывается полностью;
- после слова «обучающихся» указывается номер класса;
- в правом верхнем углу указывается учебный год;
- наименования учебных предметов согласно оглавлению с заглавной буквы;
- заполняется по итогам каждой четверти и года для 2-8 классов, по итогам каждого полугодия и года для 10-11 классов, по итогам каждой четверти, года и экзаменов для 9 класса; для выпускных 9 и 11 классов выставляются итоговые отметки;
- в графе «Решение педагогического совета» для обучающихся переводных классов (1-8, 10) фиксируется запись «Переведен(а) в ….. класс», далее указывается дата и номер педагогического совета, на котором было принято решение о переводе в следующий класс; для обучающихся выпускных классов (9, 11) фиксируется запись «Окончил(а) II (III) ступень образования», далее указывается дата и номер педагогического совета;
- кроме того, в графе «Решение педагогического совета» для обучающихся, переведенных на индивидуальное обучение, производится запись «Переведен(а) на инд.обучение», далее указывается дата и номер приказа учреждения, давшего распоряжение о переводе обучающегося на индивидуальное обучение; для обучающихся, выбывших в период обучения в другое учебное заведение, производится запись «Выбыл(а)», далее указывается учебное заведение, в которое выбыл обучающийся, дата и номер приказа школы «О выбытии»; для обучающихся, оставленных на повторный курс обучения, производится запись «Оставлен(а) на повторный курс обучения», далее указывается дата и номер педагогического совета, на котором было принято решение о повторном курсе обучения; для обучающихся, условно переведенных в следующий класс, производится запись «Переведен(а) в … класс условно, далее указывается дата и номер педагогического совета, на котором было принято решение об условном переводе в следующий класс;
· сведения о дополнительных занятиях:
- список обучающихся оформляется так, как на предметных страницах;
- название секции, кружка пишется согласно Программе дополнительного образования, далее указывается ОУ дополнительного образования;
- заполняются по мере зачисления обучающихся в кружок или секцию;
· листок здоровья;
- список обучающихся оформляется так, как на предметных страницах;
- указывается год рождения по образцу: ГГГГ;
- остальные графы заполняются либо классным руководителем по данным медицинского осмотра, либо медицинским работником, прикрепленным к школе.
2.2. Титульный лист, оглавление, предметные страницы (списки обучающихся, наименование предметов, Ф.И.О. учителя – предметника», сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися (списки), общие сведения об обучающихся, сводная ведомость учета посещаемости (список), сводная ведомость учета успеваемости (список, Ф.И.О. классного руководителя, наименование учебных предметов, номер класса и учебный год) оформляются классным руководителем до 01 сентября.
2.3. Четвертные, полугодовые, экзаменационные, итоговые оценки, выставленные учителями – предметниками на предметных страницах, переносятся классным руководителем в «Сводную ведомость».
2.4. Если в «Сводной ведомости» допущена ошибка при выставлении оценки, следует сделать соответствующие исправления, произвести запись «Исправленной оценке «…» Ф.И. по (указать предмет) за (четверть, полугодие, год, экзамен, итог) верить». Эта запись заверяется подписью заместителя директора по учебно – воспитательной работе с её расшифровкой и школьной печатью.
2.5. Недопустимы при исправлении закрашивающие средства.
2.6. Если обучающийся выбыл(а) по каким – либо причинам из образовательного учреждения на предметных страницах производится запись «выбыл(а)» согласно приказу «О выбытии».
2.7. В случае проведения с обучающимися занятий в санатории (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку об обучении в санатории (больнице).
2.8. Классный руководитель несет ответственность за внешний вид классного журнала.
3. Требования по ведению классного журнала
учителями – предметниками.
3.1. Предметные страницы заполняются учителем - предметником в день проведения урока.
3.2. На левой части развернутой предметной страницы название месяца пишется со строчной (маленькой) буквы, дата – арабскими цифрами (ЧЧ). На правой части предметной страницы фиксируется дата проведения занятия только арабскими цифрами, не используя знак «/» (например, 06.10.), тема занятия или вид контроля знаний согласно календарно – тематическому плану, домашнее задание.
3.3. Не производятся записи домашнего задания по всем предметам в классном журнале 1 класса.
3.4. Если на уроке был проведен кратковременный контроль знаний, в графе «Что пройдено на уроке» кроме поурочной темы указываться данный вид контроля знаний (самостоятельная работа, проверочная работа, лабораторная работа, практическая работа, зачет, выразительное чтение, чтение наизусть, словарный диктант, экскурсия и т.п.). Ввиду недостаточного объема граф, допускаются сокращения без употребления знака «/».
В данном случае запись должна выглядеть следующим образом:
Дата |
Что пройдено на уроке |
Домашнее задание |
15.10. |
Сам.работа «Вычисление площади фигур». Тема урока согласно календарно – тематическому плану. |
|
или |
||
15.10. |
Наизусть А.С.Пушкин «Узник». Тема урока согласно календарно – тематическому плану. |
|
3.5. Указание
темы кратковременного контроля не является обязательным (например, практическая
работа № 3 «Размещение топливных баз», лабораторная работа № 1 «Определение
доброкачественности пищи» и т.п.).
3.6. В 1 классе в сентябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми, поэтому тема 4-ого урока в графе «что пройдено на уроке» записывается в нетрадиционной форме, например, «Поле чудес. Музыка вокруг нас», «Игра-путешествие. Знакомство с мастером изображения» и т.д..
3.7. На предметной странице по иностранному языку в графе «Что пройдено на уроке» помимо темы обязательно указывается одна из основных учебных задач урока по аспектам (лексика, грамматика) или видам речевой деятельности (чтение, восприятие на слух, говорение, письмо), его содержание.
3.8. Запрещается в графе «Что пройдено на уроке» делать запись, не раскрывающую его целей, отличающуюся однообразием формулировок, подменять тему формой или видом работы, например, «Решение уравнений» или «Роман Толстого «Война и мир» на протяжении 7-10 уроков. Обязательно указывать тему контроля знаний, рассчитанного на урок.
3.9. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т.д. обязательно указывается конкретная тема.
3.10. Количество часов по каждой теме должно соответствовать календарно – тематическому плану.
3.11. В конце учебного года в следующих графах за последней поурочной темы производится запись:
«Программой предусмотрено ……. часов
Фактически дано …….. часов
Программа выполнена» подпись учителя – предметника.
3.12. Не допускается пропуск граф, клеток и использование «рваных» граф.
3.13. Если проводилась корректировка календарно – тематического плана и фактическое количество часов за год уменьшилось, производится запись «Программа выполнена с учетом корректировки календарно – тематического плана».
3.14. В случае болезни учителя учитель, замещающий коллегу, заполняет классный журнал в обычном порядке.
3.15. Учитель - предметник обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также ежеурочно контролировать посещаемость. Если обучающийся отсутствовал на уроке в соответствующую клеточку производится запись: «н». Дата отсутствия обучающегося и количество пропущенных уроков, отмеченные на предметных страницах, должны совпадать с информацией на странице «Сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися».
3.16. При проведении сдвоенных уроков делается запись темы каждого урока в каждой графе.
3.17. Допускается перед записью темы урока по развитию речи ставить пометку « Р.р.», по внеклассному чтению « Вн. чт.».
3.18. Темы уроков по развитию речи, на которых пишутся изложения или сочинения записываются следующим образом:
Если работа над изложением или сочинением велась два урока, то запись необходимо оформить так:
1 урок. Р/р. Подготовка к классному сочинению – рассуждению.
2 урок. Р/р. Написание сочинения рассуждения.
1 урок. Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «…».
2 урок. Р/р. Написание изложения с элементами сочинения по теме «…».
1 урок. Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов серебряного века.
2 урок. Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов серебряного века.
3.19. при написании домашнего сочинения отметка за работу выставляется в тот день, когда было дано задание написать домашнее сочинение. В графе «Домашнее задание» делается запись: «написать сочинение по теме: «…».
3.20. При выставлении отметок записывается только один из следующих символов «2», «3», «4», «5», «н» (в случае фактического отсутствия ученика в данный день). Выставление в журнале точек, отметок со знаком «-» не допускается. Допускается выставление в одной клетке двух отметок через знак «/» в следующих случаях:
· за письменные работы по русскому языку и литературе (диктант с грамматическим заданием, сочинение, изложение);
· если на одном уроке обучающийся получил отметку за устный ответ и за кратковременный контроль знаний.
3.21. Оценки выставляются за устные ответы и письменные работы своевременно, в день проведения урока. Запрещаются случаи выставления текущих оценок на то или иное число, предшествующее дате проведения урока, кроме оценок за письменные работы или выставление оценки «наперёд».
3.22. В классный журнал всем присутствовавшим на уроке обучающимся выставляются оценки за текущие и итоговые контрольные работы. Проведение уроков контроля по всем предметам учебного плана является обязательным требованием выполнения учителями программного материала и способствует более устойчивому и осознанному усвоению учащимися тем и разделов школьных предметов, дает картину целостного представления о различных явлениях, эпохах, событиях, об изучаемых курсах в целом, развивает аналитические и мыслительные способности обучающихся.
3.23. При выставлении оценок за самостоятельные работы необходимо учитывать следующие подходы:
· если самостоятельная работа носит обучающий характер, проводится с целью проверки усвоения нового материала и по времени занимает часть урока, учитель не фиксирует запись о ее проведении в графе «что пройдено на уроке» и имеет право не выставлять оценки обучающимся всего класса;
· если самостоятельная работа контролирующего характера, ее проведение фиксируется на правом развороте журнала в строке «что пройдено на уроке» рядом с указанной темой урока, оценки за данный вид самостоятельной работы выставляются всем без исключения обучающимся.
3.24. Отметки за контроль знаний выставляются всем обучающимся в день проведения контроля знаний, за исключением письменных работ по литературе и русскому языку (сочинение, изложение), на проверку которых отводится до семи дней. Отметки за письменные работы по русскому языку и литературе (сочинение, изложение) вносятся на дату проведения данного вида работ.
3.25. Контроль знаний по иностранному языку должен осуществляться не менее 1 раза в четверть по 4 видам речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо). Запись в классном журнале осуществляется следующим образом: «Контроль навыков чтения».
3.26. После проведения уроков контроля результаты анализируются, т.е. проводится работа над ошибками, данный вид работы также фиксируется в графе «что пройдено на уроке», рядом с указанием темы урока; на данный вид работы выделяется только часть урока. Если результаты контроля показали хороший результат успеваемости и качества знаний, работа над ошибками проводится по усмотрению учителя.
3.27. Если обучающийся отсутствовал в день проведения контроля знаний и в клеточке стоит «н», учитель – предметник обязан провести с этим обучающимся контроль знаний, оценить его и через знак «/» поставить соответствующую отметку (например, н/5).
3.28. Если обучающийся получил текущую «2», учитель – предметник обязан опросить его в 2-х – 3-хдневный срок.
3.29. Если обучающийся получил «2» за контроль знаний, ему дается срок на пересдачу. В случае исправления отметки на положительную, последняя выставляется через знак «/» после «2».
3.30. Оценки за домашние сочинения выставляются на дату, соответствующую дате проведения последнего урока по данной теме.
3.31. При делении класса на группы (по технологии) записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим группу.
3.32. На уроках биологии, физики, химии и географии лабораторные работы проводятся и отмечаются в зависимости от типа урока и задач и оцениваются индивидуально, если ученики осваивают новые знания и приемы учебной деятельности; а если идет закрепление умений и навыков, полученных ранее, оцениваются все учащиеся.
3.33. На уроках технологии, физики, химии, биологии, информатики на первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе необходимо сделать запись в графе « Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности.
3.34. По физической культуре изучение новой темы (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и т.д.) должно начинаться с записи инструктажа по технике безопасности в графе «Что пройдено на уроке» (Например: «Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики»).
3.35. В графе «Домашнее задание» записывается конкретное содержание задания, страницы, номера задач и упражнений, вопросов с отражением специфики организации домашней работы. (Например, «повторить…, составить план к тексту…, составить или заполнить таблицу, учить наизусть…, ответить на вопросы №… стр…., домашнее сочинение, реферат, сделать рисунок и др.»). Если на конкретном уроке домашнее задание не дается, графа остается пустой.
3.36. Не обязательна дача домашнего задания на каникулярные и праздничные дни во 2-4 классах по математике, русскому языку, литературному чтению, в 5-6 классах по математике и русскому языку.
3.37. В 1 классе отметки в журнал ни по одному учебному предмету не выставляются, на развернутой левой стороне предметной страницы фиксируется только посещаемость.
3.38. Оценки следующей четверти выставляют в следующей колонке, без пропуска клеток после четвертных оценок.
3.39. Если на предметной странице допущена ошибка при выставлении оценки за контроль знаний, четверть, полугодие, год, экзамен, итоговой оценки, делаются соответствующие исправления и производится запись внизу страницы «Исправленной оценке «….» Ф.О. за …….. верить». Эта запись заверяется подписью заместителя директора по учебно – воспитательной работе с её расшифровкой и школьной печатью.
3.40. Учителя-предметники, ведущие занятия с обучающимися, переведенными на индивидуальное обучение, выставляют отметки (текущие и итоговые) только в специальном журнале индивидуального обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость.
3.41. Следует помнить, что выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трех и более уроков), после каникул сдерживает развитие успехов в их учебно - познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам.
4. Выставление
четвертных, полугодовых, годовых, экзаменационных и итоговых оценок.
4.1. Оценки обучающихся за четверть, полугодие, год и экзамен должны быть обоснованы.
4.2. Итоговые оценки обучающихся 9, 11 классов выставляются согласно Положению о проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 и 11 классов.
4.3. Для объективной аттестации обучающихся за четверть и полугодие необходимо наличие не менее трех оценок (при 1 - часовой недельной учебной нагрузке по предмету), не менее 5 оценок (при 2 – часовой учебной нагрузке) и более 7 оценок (при учебной нагрузке более 2-х часов в неделю) с обязательным учетом качества контроля знаний обучающихся.
4.4. При выставлении четвертных, полугодовых, годовых, итоговых отметок не допускается запись «н/а». В случае отсутствия текущих оценок по предмету из-за болезни обучающегося или по иной уважительной причине необходимо продлить сроки обучения данного обучающегося с последующей сдачей текущего материала в форме зачета, экзамена или в иной форме. В случае наличия у обучающегося справки о специальной группе здоровья на уроках физической культуры оцениваются положительно теоретические знания по предмету. Освобождение обучающихся от сдачи нормативов по физической культуре не освобождает их от посещения данных уроков, если к тому нет медицинских противопоказаний. Данная категория обучающихся оценивается на основании устных ответов по теоретическому материалу. Освобождение от сдачи нормативов закрепляется приказом по школе. Запись «осв.» в журнале допускается при наличии у обучающегося соответствующей справки об освобождении. Освобождение обучающихся от занятий физической культурой закрепляется приказом по школе. В «Листке здоровья» классным руководителем или закрепленным медицинским работником делается соответствующая запись об освобождении от сдачи нормативов.
4.5. Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена только в том случае, если обучающийся пропустил все занятия за отчетный период (четверть, полугодие). Если обучающийся присутствовал на части уроков, то необходимо организовать с ним дополнительные занятия по выполнению обязательных практических, контрольных и иных видов работ (за счет внеаудиторной занятости учителей) и аттестовать обучающегося.
4.6. Итоговые оценки за каждую учебную четверть и полугодие выставляются в столбец, следующий непосредственно за столбцом даты последнего урока.
4.7. Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнее полугодие, четверть.
4.8. Экзаменационные оценки для обучающихся 9 класса выставляются в столбец, следующий за столбцом годовых оценок.
4.9. Итоговые оценки по предметам, завершающимся сдачей экзамена (9 класс), выставляются в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за экзамен.
4.10. Итоговые оценки обучающихся выпускных 9, 11 классов выставляются по всем предметам и всем обучающимся.
5. Контроль и хранение классного журнала.
5.1. Директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически (не реже 1 раза в месяц) осуществлять контроль правильности их ведения. В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе входит и контроль ежедневного хранения классных журналов в отведённом для этого в школе специальном месте (кабинет заместителя директора по учебно – воспитательной работе или учительская).
5.2. Журнал проверяется ежемесячно на предмет правильности и своевременной записи тем урока по учебным предметам, плотности и объективности опроса, дозировки домашнего задания.
5.3. В конце каждой учебной четверти журнал проверяется особенно тщательно. Уделяется внимание фактическому усвоению программы (соответствие календарно – тематическому плану); объективности выставленных текущих и итоговых оценок; наличию контрольных и текущих проверочных работ; правильности записи замены уроков (если таковые были).
5.4. В конце года классный руководитель сдаёт журнал на проверку заместителю директора по учебно – воспитательной работе только после того, как учителя-предметники уже отчитались перед заместителем директора по итогам года. После проверки журнала заместитель директора по УВР производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив. Дата. Подпись зам.директора по УВР».
5.5. Кроме указанных выше обязательных проверок классного журнала могут быть ещё целевые проверки, а также проверки, проводимые финансовыми органами.
5.6. Страница «Замечания по ведению классного журнала» заполняется заместителем директора по учебно-воспитательной работе или директором школы.
Предлагается делать следующие записи:
15.09. Цель: Соблюдение правил оформления журнала.
Замечания: учителям математики, истории, географии, классному руководителю.
Исправить до ……. .
23.09. Повторный контроль. Соблюдение правил оформления журнала. Замечания исправлены.
5.7. Результаты проверки классных журналов заместителем директора школы необходимо отражать в аналитической справке либо диагностической карте, на основании которых директор школы по мере необходимости издает приказ по содержанию данной проверки.
5.8. В конце учебного года классный руководитель сдает журнал заместителю директора по УВР. После проверки журнала заместитель директора производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив. Дата. Подпись заместителя директора».
5.9. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.
Приложение № 1.
Классный журнал
5 класса
МОУ Тимшерской средней
общеобразовательной школы
п.Тимшер, Усть – Куломского района,
Республики Коми
на …………… учебный год
Приложение № 2.
Количество страниц на предмет распределяется следующим образом: 1 час – 2 стр., 2 часа - 4 стр., 3 часа – 5 стр., 4 часа – 7 стр., 5 часов – 8 стр., 6 часов – 9 стр. и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.