ПОЛОЖЕНИЕ по составлению рабочей программы по предмету

  • docx
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа, положение.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Утверждаю  ___________________

Директор школы  Н.А.Паршукова

Введено в действие приказом  №108

от «12» марта 2015 г.

Принято педсоветом

Протокол №7

от «11» марта  2015 г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 по составлению рабочей программы по предмету

 

Рабочая программа учебного предмета  – это совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса), которая самостоятельно разрабатывается учителем на основе базисного учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ

На основе принятых образовательной программы и программы развития, учебного плана  и примерных учебных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, учителем составляется рабочая программа, включающая титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематический план на текущий учебный год, содержание учебного материала, перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ, результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы для обучающихся. К рабочим программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

В титульном листе указывается:

-     полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;

-     где, когда и кем согласована рабочая программа;

-     где, когда и кем утверждена рабочая программа;

-     наименование учебного предмета;

-     указания на принадлежность рабочей программы к ступени, уровню общего образования;

-     срок реализации данной программы;

-     указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая программа;

-     Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую программу.

 

 

 

 

 

В пояснительной записке содержатся цели и задачи изучения предмета, концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида общеобразовательного учреждения и контингента обучающихся,  сроки реализации рабочей программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы.

Разработанные учителем рабочие программы рассматриваются на заседании методического объединения  учителей. Методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение о согласовании или доработке рабочих программ. Решение методического объединения  оформляется протоколом. После чего при положительном решении рабочие программы представляются заместителю по УВР для согласования и директору для утверждения.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании методического объединения и подпись директора общеобразовательного учреждения об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение  рабочих программ по учебным предметам  осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих программ хранится в документации общеобразовательного учреждения в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией  ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих программ.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов. В рабочей программе должно найти отражение обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. 

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный (регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный) и предметный.

Личностные результаты образовательной деятельности – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

 

 

 

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

-     действие личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, самооценка;

-     действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

-     действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

-     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

-     планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-     прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-     контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-     коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-     оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-     волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К ним относятся:

Общеучебные универсальные действия:

-     самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-     поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

-     структурирование знаний;

-     осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-     выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-     рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-     смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

-     определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-     постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

            Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-     моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-     преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-     рефлексия как способность к осознанию планов и их соотношения, алфавитов, синтаксиса и пр.;

-     обратимость – способность переходить от плана означаемого к плану означающего и обратно, от использования одного языка к другому; 

-     инвариантность как сохранение при всех преобразованиях некоторого инварианта содержания при изменениях его формы (например, в случае кодирования одного содержания разными знаково-символическими средствами;

-     интенция – сознательное, произвольное, намеренное использование или построение тех или иных знаково-символических средств;

-     отделенность / неотделенность знаково-символических средств от объекта.

Логические универсальные действия:

-     анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-     синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-     выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-     подведение под понятие, выведение следствий;

-     установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-     построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-     доказательство;

-     выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-          формулирование проблемы;

-          самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

 

 

 

 

-          планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-          определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-          постановка вопросов;

-          инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-          разрешение конфликтов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-          управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

-          умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.