Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют требуемым результатам ООП НОО, ООП ООО. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые предметные умения (навыки чтения, счета, письма, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.) Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста, не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям лицея, общества.
Положение
о деятельности педагогического коллектива
с неуспевающими обучающимися и их родителями
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава лицея.
1.2. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения
не соответствуют требуемым результатам ООП НОО, ООП ООО. Неуспеваемость выражается в
том, что ученик имеет слабые предметные умения (навыки чтения, счета, письма, слабо владеет
интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.) Ученик не может воспроизвести
определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от
готового текста, не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Систематическая
неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс
негативных качеств личности, противоречащих требованиям лицея, общества.
2. Цели и задачи работы с неуспевающими обучающимися и их родителями
2.1. Основными целями проводимой работы с детьми, испытывающими трудности в освоении
основной образовательной программы и их родителями являются обеспечение выполнение
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и лицея в целом.
2.2. Основные задачи: сформировать ответственное отношение учащихся к учебному труду,
повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Федеральным законом от
29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Основные направления и виды деятельности
3.1. Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
возможных причин низкой успеваемости.
3.2. Принятие комплексных мер по совершенствованию учебновоспитательного процесса,
направленных на повышение успеваемости и качества образовательной деятельности.
4. Программа деятельности учителяпредметника с неуспевающими учащимся и его
родителями
4.1. Провести диагностику в начале учебного года с целью выявления уровня обученности
учащегося.
4.2. С целью профилактики неуспеваемости на уроке организовывать деятельность следующим
образом:
в процессе контроля за подготовленностью обучающихся
специально контролировать
усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение, тщательно
анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных
работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение,
контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию
разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и
навыков школьниками, выявить причины отставания.
При изучении нового материала обязательно проверять в ходе урока степень понимания
учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны
учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержанияинтереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем
учащихся активно усваивать материал.
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке подбирать для организации
самостоятельной работы обучающихся задания по наиболее существенным, сложным и трудным
разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной
системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнение
по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о
порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в
самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их
самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и
осуществлять контроль.
При организации самостоятельной работы вне класса обеспечить в ходе домашней работы
повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы,
вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над
типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ,
проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать
объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно
слабоуспевающих обучающихся.
4.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская
скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
4.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их
устранять в дальнейшем).
4.5. Организовать педагогическую поддержку и помощь неуспевающему на уроке, которая может
выражаться в следующих действиях:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса,
разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими
степень понимания ими учебного материала, привлечение их в качестве помощников при подготовке
приборов, опытов и т.д.
привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и
обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на
аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства,
которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях
выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий
слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка,
исправления.
выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не
механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения
задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточекконсультаций,
карточек с направляющим планом действий.
4.6. В случае выявленных в ходе контрольных работ пробелов в знаниях, организовать работу по
их ликвидации, после чего провести повторный контроль освоения учебного материала.
4.7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя и
непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление
неудовлетворительных оценок (2 и более “2”).4.8. При выставлении за четверть отметки «2» учитель составляет План индивидуальной работы
учителяпредметника с неуспевающим обучающимся. (Приложение1)
4.9. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае
он должен использовать другие методы педагогического воздействия.
4.10. При выполнении п. 4.1.4.8. и отсутствии положительного результата учитель докладывает
администрации лицея о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе.(Приложение 2
отчет).
5. Программа деятельности классного руководителя
5.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через
индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы
работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам
можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на уроке
необъективность выставления оценки на уроке
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины
5.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный
руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная). Классный
руководитель должен немедленно проинформировать родителей и администрацию о пропуске
уроков.
Уважительными причинами считаются:
болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3х
дней;
мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего
данное мероприятие;
освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя
предметника или классного руководителя;
по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОО).
Неуважительными причинами считаются:
Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих
уважительную причину отсутствия учащегося.
5.3. В случае выявления недобросовестного выполнения (невыполнения) домашнего задания,
пропусков уроков без уважительной причины классный руководитель обязан провести
профилактическую работу с учащимся и его родителями, обращаясь за помощью к социальному
педагогу или педагогупсихологу в случае уклонения родителей от выполнения своих обязанностей,
в том числе и приглашение на заседание Совета профилактики.
5.4. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный
руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к заместителю
директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим
нормам.
5.5.Класный руководитель с целью профилактики неуспеваемости может организовать помощь
слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.5.6. В случае выполнения п. 5.1.5.5. и отсутствии положительного результата классный
руководитель сообщает о данном обучающемся администрации лицея и передает уведомление
родителям обучающегося.(Приложение 3)
5.7. Классный руководитель ведет следующую документацию:
План работы классного руководителя с неуспевающими учащимися и их родителями
(Приложение 4);
отчет классного руководителя о работе с неуспевающими обучающимися (сдает по окончании
четверти администрации лицея) по форме:
Колич Количество
неуспеваю
ество
обуча
щих
ющихс
обучающих
я всего ся
в
классе
контроль посещения
доп. занятий по
предметам
профилактических бесед предметниками,
Посещения на дому Проведение
Результат
ивность
работы со
неуспев.
обучающ
Пред имися за
мет
прошедш
ий месяц
Ф.И.О.
Дата
проведения учителя
беседы
Ф.И.
Дата
посещени обучающег
я
ося
Ф.И.
обучающег
ося
Связь с учителями
предметника
6. Программа деятельности обучающегося
6.1. Обучающийся обязан выполнять домашнее задание, своевременно предоставлять на
проверку письменные работы.
6.2. Обучающийся обязан работать во время урока и выполнять все виды упражнений и
заданий.
6.3. Обучающийся, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины),
обязан осуществлять самостоятельную подготовку, выполнять задания, данные учителем в рамках
образовательной программы для ликвидации пробелов в знаниях. В случае затруднения он может
получить консультацию у учителя.
7.1. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания обучающимся и его
7. Программа деятельности родителей
посещение лицея.
7.2. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала
путем организации самостоятельных занятий или консультаций с учителемпредметником.
7.3. Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований
(психологических, психологопедагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких
обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них,
получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
7.4. Родители имеют право посещать уроки, на которых обучающийся показывает низкий
результат при условии предварительного согласования с администрацией лицея и учителем времени
посещений.
7.5. Родители имеют право обращаться за помощью и консультацией по вопросам
предупреждения неуспеваемости к классному руководителю, психологу, социальному педагогу,
администрации лицея.
7.6. Родители обязаны явиться в лицей по приглашению учителя предметника или классного
руководителя.
7.7.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и иными федеральными законами, родители обучающихся несут ответственность,
предусмотренную законодательством РФ.8. Программа деятельности педагогапсихолога
8.1. В случае обращения классного руководителя или учителя – предметника по выявлению
причин низкой успеваемости обучающегося педагогпсихолог лицея подбирает и осуществляет
систему методик, позволяющих изучить особенности познавательной сферы, мотивации,
эмоциональноличностной сферы и выявить проблемы.
8.2. Проводит диагностику особенности познавательной сферы, мотивации, эмоционально
личностной сферы учащегося (с согласия родителей) на основе выбранных методик.
8.3. На основе проведенной диагностики педагогпсихолог вырабатывает рекомендации для
учащихся, педагогов и родителей по развитию данного ребенка.
8.4. О результатах диагностик и предложенных рекомендациях педагогпсихолог
докладывает классному руководителю и администрации в форме аналитической справки.
9. Программа деятельности социального педагога
9.1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы с целью выявления его
социальных проблем. При необходимости посетить квартиру обучающегося, составив акт
обследования.
9.2. Социальный педагог держит на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими
обучающимися. В случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению
педагогического совета обучающийся ставится на внутришкольный контроль, о чем родители
информируются в обязательном порядке.
9.3. В случае неэффективности принятых мер выполняется пункт 7.6. настоящего
Положения.
10. Программа деятельности администрации лицея
10.1. Администрация лицея осуществляет постоянный контроль за реализацией системы
работы по предупреждению неуспеваемости. (Приложение )
10.2. Осуществляет специальный контроль за работой с детьми, испытывающими трудности в
освоении основных образовательных программ, и ведет строгий учет результатов этой работы.
10.3. Обобщает передовой опыт работы по предупреждению неуспеваемости с его широким
обсуждением. Включает в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений
вопросы, связанные с предупреждением неуспеваемости учащихся.
10.4.
Обеспечивает единство действий всего педагогического коллектива по
предупреждению неуспеваемости обучающихся и повышению уровня их образования.
10.5. Организует работу педагогического совета, Совета профилактики.
12. Контроль за соблюдением данного Положения
12.1. Ежедневный контроль за выполнением мер, направленных на повышение успеваемости
обучающихся осуществляют классный руководитель, учителя предметники, родители в части,
касающейся их.
12.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель
директора по учебновоспитательной работе.