ПРИНЯТО на заседании МС ГБПОУ «СТОТиС»
Протокол № _____ от «___»___________20___г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ________________Д.А. Мартынов, «___»___________20___г. |
Рег. № ____ Экз. № __
ПОЛОЖЕНИЕ
Система менеджмента качества |
Версия № 1 |
|
о локальных нормативных актах, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах компетенции
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 |
Введено с «___»___________20____г. |
|
СМК – П-02-98-2017 |
Количество листов: |
Холмск, 2017
1.1. Настоящая инструкция о локальных нормативных актах, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах компетенции в ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» в силу с 1 сентября 2017 г.
1.2. Настоящая инструкция обязательна для выполнения участниками образовательного процесса при разработке, обсуждении, принятии и реализации локальных нормативных актов.
1.3. Локальный нормативный акт – основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке в техникуме и регулирующий внутриорганизационные отношения. Основное предназначение локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям техникума с учетом особенностей и специфики образовательного процесса, трудовых отношений и иных условий.
2. Общие положения
· с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации " от 29 декабря 2012 г. N 273;
· другими нормативно-распорядительными документами Минобразования России;
· уставом техникума.
2.2.Инструкция разработана с целью обеспечения единого порядка оформления, проведения процедуры обсуждения, принятия, реализации локальных нормативных актов в техникуме.
2.3.Нормы, регулирующие отношения в сфере образования должны соответствовать Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации " и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации ".
2.4.В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования, применяются нормы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации ", если иное не установлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации ".
2.5.Управление образовательной организацией (техникумом) осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
2.6.В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией (техникумом) и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
· создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
· действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
2.7.Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации ", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2.8.В образовательной организации (техникуме) формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся в техникуме - общее собрание (конференция) работников и обучающихся, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом техникума.
2.9.При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
2.10. К компетенции техникума в образовательной деятельности относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
2.11. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка техникума, правила проживания обучающихся, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.
2.12. Техникум обеспечивают открытость и доступность информации. Копии локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ(локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся),правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
2.13. Информация и локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности подлежат размещению на официальном сайте техникума в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
2.14. Техникум принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2.15. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников техникума по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством, либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене в техникуме.
2.16. Регламентирующие деятельность техникума (устанавливающие, изменяющие, отменяющие какие либо нормы внутри) применяются следующие видылокальных нормативных актов:
· приказы,
· решения,
· положения,
· инструкции,
· указания,
· правила.
2.17. Приказы издаются единолично, директором техникума. Приказ – оформляет решение директора техникума.
2.18. Положение – устанавливает правовой статус органа управления, структурного подразделения либо порядок реализации какого-либо из полномочий.
2.19. Инструкция – устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.
2.20. Правила – регламентируют организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации, участников образовательного процесса.
2.21. Положения, инструкции, правила целесообразно утверждать приказом.
2.22. Локальные нормативные акты утверждаются директором техникума. В соответствии с уставом техникума возможно отнесение полномочий по утверждению отдельных локальных нормативных актов к компетенции того или иного коллегиального органа.
2.23. Принятие локального нормативного акта с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) предусмотрено ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ и должно быть отражено в самом локальном нормативном акте.
3.Создание, утверждение, реализация локального нормативного акта
2.24. Каждый локальный нормативный акт после разработки (проект) должен пройти процедуру согласования, единый порядок официального одобрения документов с точки зрения их достаточности до их выпуска, анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение действующих документов.
2.25. Вновь создаваемый документ анализируется разработчиком на адекватность описываемой деятельности и на соответствие требованиям нормативной документации.
2.26. Определив вид локального нормативного акта, и приступая к составлению текста, необходимо определить его структуру - выделить обязательные разделы содержательной части. Структура локального нормативного акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.Текст должен быть структурирован, целесообразно выделять несколько разделов,которые нумеруются арабскими цифрами с точкой, имеют название, 12 шрифт,TimesNewRoman, выделять «жирным».
2.27. Первый раздел – «назначение и область применения», указать цели принятия локального нормативного акта. Второй раздел – «общие положения». Количество и названия других разделов зависит от вида документа и объема изложенного материала.
2.28. Текст внутри разделов обычно делится на пункты и подпункты, которые имеют цифровую нумерацию: первая цифра с точкой – номер раздела, вторая цифра с точкой – номер пункта.
2.29. Страницы документа, начиная со второй должны (цифра 2) быть, пронумерованы сверху, по центру.
2.30. Локальные нормативныеакты оформлять в формате Word 6.0, 7.0, 8.0., основной текст: 12 шрифт,TimesNewRoman,междустрочный интервал-1,0,ориентация бумаги – книжная,верхнее поле-1,0, нижнее-1,0 левое-3,0, правое-1,0.
2.31. На титульном листе по центру указывается ведомственная принадлежность и название учебного заведения, название документа, год и место издания. На оборотной стороне гриф рассмотрения, утверждения. Инициалы и фамилия автора, должность, название структурного подразделения. Титульный лист оформляется: шрифт 14, TimeNewRoman, выделять «жирным».
2.32. После подписи разработчиком, создаваемый документ передается на проверку заместителю директора по НМР техникума и согласование заместителям директора в соответствии с их компетенцией. Срок проверки и согласования – не более 7 рабочих дней. При необходимости проект локального нормативного акта можно вернуть на доработку, срок доработки не более 10 рабочих дней.
2.33. Проект локального нормативного акта после подписи разработчиком, проверки и согласования заместитель директора по НМР передает руководителям подразделений (в соответствии с их компетенцией) для ознакомления с ним сотрудников, внесения дополнений, изменений, предложений.
2.34. По результатам изучения проекта локального нормативного акта руководителям подразделений необходимо заполнить лист согласования (Приложение 1) в течение 15 рабочих дней. В каждом проекте локального нормативного акта необходимо конкретизировать список лиц для согласования.
2.35. При заполнении «Листа согласования» следует соблюдать следующие требования:
· если нет дополнений, изменений, предложений, то в «Листе согласования» в графу «Заключение» вносится запись «Согласовано, замечаний нет»;
· при наличии предложений, дополнений, изменений в графу «Заключение» вносится запись «Рекомендую внести изменение (дополнение)», рекомендации должны быть изложены в свободной форме, четко сформулированы, обоснованы на отдельном листе.
2.36. При необходимости внесения изменений в проект документа или в действующие документы, измененный документ проходит те же стадии согласования, что и при разработке в срок не более 15 рабочих дней.
2.37. После согласования проекта документа или измененного действующего документа руководителями подразделений, документ передается заместителю директора по НМР. Отредактированный документ передается на согласование заместителям директора в соответствии с их компетенцией.
2.38. Далее документ рассматривается в зависимости от назначения, с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников, что должно быть отражено в самом локальном нормативном акте. Некоторые локальные нормативные акты предварительно согласовываются с учредителем.
2.39. Рассмотрение проекта локального нормативного акта должно отражаться в протоколе заседания соответствующего совета.
2.40. На следующем этапе локальный нормативный акт поступает на утверждение директору, срок не более 15 рабочих дней.
2.41. Утвержденный документ получает статус – контрольного (оригинал), находится у ответственного лица, что указано в приказе директора (Приложение 4) об утверждении определенного локального нормативного акта.
2.42. Методист ведет лист регистрации рассылки локальных нормативных актов (Приложение 2) и вручает их копии согласно листу рассылки.
2.43. В случае внесения изменений, дополнений в действующий локальный нормативный акт заполняется лист регистрации изменений (Приложение 3).
2.44. Со дня подписания директором техникума приказа об утверждении локального нормативного акта, он становится действующим и обязательным для исполнения. Секретарь директора обязан ознакомить под подпись участников образовательного процесса в соответствии с компетенцией с приказом директора.
2.45. В соответствии с частью 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под подпись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.Лица, поступающие на работу, знакомится с локальными нормативными актами при заключении трудового договора (до его подписания).
2.46. Должно быть, письменное доказательство соблюдения этой процедуры. В случае, когда локальный нормативный акт имеет отношение к небольшому кругу работников, целесообразно оформлять визы ознакомления непосредственно на самом документе. Техникум к локальному нормативному акту можно приложить отдельный лист (является приложением, хранится вместе с ним) для оформления всех необходимых виз ознакомления, если необходимо ознакомить большое число работников.
2.47. Примерный перечень (Приложение 5) действующих, разрабатываемых локальных нормативных актов не является исчерпывающим. Техникум обладает самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом (ч. 1 ст. 28).
Приложение 1
Лист согласования
К проекту документа ____________________________________________________________
(наименование документа)
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проект подготовлен ____________________________________________________________
(ФИО, должность)
_____________________________________________________________________________
Дата поступления проекта документа для согласования: _____________________________
№ |
Структурное подразделение, должность |
ФИО руководителя подразделения |
Заключение |
Дата |
Подпись |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Получено методистом ФИО после согласования
дата подпись
Лист согласования (продолжение)
Рекомендую внести изменение (дополнение)
В проект документа ____________________________________________________________
(наименование документа)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата
Должность /подпись/ ФИО
Лист согласования
К проекту документа «инструкция о локальных нормативных актах, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах компетенции в ГБПОУ «СТОТиС»
Проект подготовлен заместителем директора по учебной работе
Дата поступления проекта документа для согласования: 04.10. 2015г.
№ |
Структурное подразделение, должность |
ФИО
|
Заключение |
Дата |
Подпись |
1 |
Юрист |
|
|
|
|
2 |
Зам.по УР |
Панькова Л.С |
|
|
|
3 |
Зам.по НМР |
Сафина В.Г |
|
|
|
4 |
Зам. По ПР |
Воршин М.А |
|
|
|
5 |
Зам. По УВРиСВ |
Горланова З.В |
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
Приложение 2
Лист регистрации рассылки копий
____________________________________________________________
(наименование документа)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ |
Структурное подразделение, должность |
ФИО (кому вручена копия)
|
Дата вручения |
Подпись |
Примечание |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Лист регистрации рассылки копий
«инструкция о локальных нормативных актах, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах компетенции в ГАОУ СПО «ББМК МЗРБ»
№ |
Структурное подразделение, должность |
ФИО (кому вручена копия)
|
Дата вручения |
Подпись |
Примечание |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
Председатели ЦМК |
|
|
|
|
Приложение 3
____________________________________________________________________________
(наименование документа)
_____________________________________________________________________________
Номер изменения |
Номера листов |
Основание для внесения изменений |
Подпись |
Расшифровка подписи |
Дата |
Дата введения изменения |
||
замененных |
новых |
аннулированных |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
ПРИКАЗ
10. 09. 2015г. № ________
Об утверждении (название локального нормативного акта).
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации " от 29 декабря 2012 г. N 273, (указать и другие документы, при их наличии, на основании которых разрабатывается локальный нормативный акт) с целью обеспечения единых требований или другие цели.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить (название - локальный нормативный акт.), рассмотренный на педагогическом совете ( или другое), возможно согласованный..
2. Начальнику ОК ознакомить преподавателей и других участников образовательного процесса (других работников) с данным локальным нормативным актом письменно за личной подписью.
3. Передать оригинал (контрольный экземпляр) - кому указать.
4. Поместить копию инструкции на официальном сайте техникума, ответственный программист.
5. Усилить исполнительскую дисциплину участниками образовательного процесса в плане выполнения требований локального нормативного акта.
6. Приказ вступает в силу со дня подписания, все участники (или конкретизировать) образовательного процесса обязаны выполнять данное положение
7. Ознакомить студентов указать название локального нормативного акта, ответственность возложить на кураторов, контроль возложить на заместителя директора по УР.
8. Возложить ответственность за выполнение данного локального нормативного акта на руководителей структурных подразделений (указать).
9. Контроль оставляю за собой (или поручить кому – либо).
ПРИКАЗ
10. 09. 2013г. № ________
Об утверждении инструкции «О локальных нормативных актах, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах компетенции в ГБПОУ «СТОТиС»»
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации " от 29 декабря 2012 г. N 273, с целью обеспечения единых требований при разработке, обсуждении, принятии и реализации локальных нормативных актов.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить инструкцию «О локальных нормативных актах, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах компетенции в ГБПОУ «СТОТиС», рассмотренную на педагогическом совете.
1. Оригинал данной инструкции хранить в отделе кадров.
2. Начальнику ОК ознакомить преподавателей и других участников образовательного процесса с данным приказом и инструкцией письменно за личной подписью.
3. Поместить копию инструкции на официальном сайте техникума, ответственный программист
4. Усилить исполнительскую дисциплину участниками образовательного процесса в плане выполнения единых требований.
5. Приказ вступает в силу со дня подписания, все участники образовательного процесса обязаны выполнять данное положение.
6. Возложить ответственность за выполнение данного положения на руководителей структурных подразделений.
Приложение 5
Примерный перечень локальных нормативных актов
№ п/п |
локальных нормативных актов |
наличие |
составить |
доработать |
|
Общие документы техникума |
|
|
|
|
Устав |
|
|
+ |
|
Программа развития |
|
|
+ |
|
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (в соответствии с требованиями трудового законодательства) |
|
+ |
|
|
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений. |
|
+ |
|
|
Нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
+ |
|
|
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ; |
|
|
|
|
штатное расписание;-структура и штатная численность;
|
|
|
|
|
-инструкция по делопроизводству;
|
|
|
|
|
-приказы и распоряжения по вопросам основной деятельности;
|
|
|
|
|
правил внутреннего трудового распорядка,
|
|
|
|
|
Положение о локальных нормативных актах
|
есть |
|
+ |
|
Положение о приеме |
есть |
|
|
|
Работа отдела кадров |
|
|
|
|
Права, обязанности и ответственность работников организаций (помимо педагогов) |
|
+ |
|
|
Должностные инструкции |
|
|
+ |
|
О дежурстве администрации |
|
|
|
|
Положения о конкурсах |
|
|
|
|
тарификация |
|
|
|
|
Финансово – экономическая работа |
|
|
|
|
Условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами |
|
+ |
|
|
Хозяйственная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
|
|
|
|
Учебная работа |
|
|
|
|
Основные профессиональные программы |
|
|
+ |
|
годовой учебный план |
|
|
|
|
Положение о педагогическом совете |
|
|
+ |
|
Положение о методическом совете |
|
|
+ |
|
Положение об организации учебного процесса |
|
|
|
|
Положение о расписании |
есть |
|
|
|
Положение о заполнении журнала по теоретическому обучению |
|
|
|
|
Положение о зачетной книжке для студентов, осваивающих образовательные программы профессионального образования |
есть |
|
|
|
Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации, о выпускной квалификационной работе. |
есть |
|
|
|
Положение о порядке и основаниях предоставления академического отпуска студентам |
есть |
|
|
|
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости |
|
|
+ |
|
Положение о промежуточной аттестации обучающихся, |
|
|
+ |
|
Внутритехникумовский контроль |
|
|
|
|
Права и законные интересы обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов |
|
+ |
|
|
Положение об отчислении и восстановлении обучающихся, |
|
|
|
|
О студенческом билете |
|
|
|
|
Положения о конкурсах |
|
|
|
|
Методическая работа |
|
|
|
|
О методической работе |
|
|
|
|
Положения о конкурсах |
|
|
|
|
годовой план |
|
|
|
|
ЦМК |
|
|
|
|
УМК |
|
|
|
|
Портфолио студента |
|
+ |
|
|
Портфолио преподавателя |
|
+ |
|
|
СРС |
|
|
|
|
О программе дисциплин, модулей, КИМ, КОС урок |
|
|
|
|
Анализ урока, экзамена |
|
|
|
|
О метод разработке |
|
|
|
|
Метод паспорт преподавателя |
|
|
|
|
Индивид план преподавателя |
|
|
|
|
Воспитательная работа |
|
|
|
|
Положение о стипендии |
|
+ |
|
|
Дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся |
|
+ |
|
|
Порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом |
|
+ |
|
|
Размеры и порядок материальной поддержки обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
|
+ |
|
|
Порядок предоставления нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии, размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги |
|
+ |
|
|
Положения о конкурсах |
|
|
|
|
Положение о самоуправлении |
|
|
|
|
Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность |
|
|
|
|
Старостат староста студенческий совет |
|
|
|
|
Совет профилактики |
|
|
|
|
О классном воспитателе (кураторе) |
|
|
|
|
Дополнительное образование |
|
|
|
|
О дополнительном образовании |
|
+ |
|
|
Об экзамене по итогам цикла |
|
|
|
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Статья 14. Язык образования
6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Устав образовательной организации
2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.
Статья 26. Управление образовательной организацией
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Статья 27. Структура образовательной организации
1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
18) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации;
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:
2) копий:
д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.
2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;
5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.
6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в специализированный жилищный фонд организации, осуществляющей образовательную деятельность, жилой площади общежитий (в том числе ее сдача в аренду и иные сделки). С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством.
2. Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.
3. Размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке.
4. Лицам, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Статья 52. Иные работники образовательных организаций
1. В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
3. Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
4. Заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Статья 53. Возникновение образовательных отношений
1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
3. В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.
4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
9. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Статья 57. Изменение образовательных отношений
1. Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Статья 59. Итоговая аттестация
3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
5. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
12. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
Статья 61. Прекращение образовательных отношений
4. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
2. Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
О локальных нормативных актах
Локальный акт – основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации, и регулирующий внутриорганизационные отношения. Основное предназначение локального акта – детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации с учетом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.
Признаки локального акта:
· официальный правовой документ образовательной организации,
· содержит необходимые реквизиты,
· основан на законодательстве в широком смысле слова,
· принимается компетентным (уполномоченным) органом управления,
· внутренний документ, действующий только в пределах организации.
·
Типы локальных актов:
· Нормативный - содержит обязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов образовательного процесса, рассчитан на неоднократное применение. Примеры: правила приема, правила внутреннего трудового распорядка.
· Индивидуальный (ненормативный, распорядительный) локальный акт - юридически оформляет конкретное решение администрации, применяется однократно. Примеры: приказ о приеме на работу, о предоставлении отпуска и т. д.
Виды локальных актов:
· Приказ – оформляет решение руководителя образовательной организацией.
· Решение – локальный акт собрания участников образовательного процесса.
Виды нормативных локальных актов:
· Положение – устанавливает правовой статус органа управления, структурного подразделения либо порядок реализации какого-либо из полномочий.
· Инструкция – устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.
· Правила – регламентируют организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации, участников образовательного процесса.
Группы локальных нормативных актов:
1 - локальные акты, наличие которых закреплено законодательно:
· правила внутреннего трудового распорядка,
· правила и инструкции по охране труда,
· правила внутреннего распорядка учащихся,
· программа развития (разработка и утверждение программы развития осуществляется по согласованию с учредителем),
· образовательная программа,
· расписание занятий,
· положение о филиалах.
2 - локальные акты, которые должны регламентировать предписанные законодательно процедуру, порядок, правила и т. п., а их вид, количество и структуру образовательная организация определяет самостоятельно:
· система оплаты труда,
· формы обучения по дополнительным образов программам,
· порядок обучения по индивидуальным учебным планам в пределах образовательных программ,
· порядок освоения других программ,
· порядок зачета других программ,
· порядок посещения необязательных занятий,
· порядок деятельности комиссии по урегулированию споров,
· порядок доступа к информационным сетям и базам данных,
· нормы профессиональной этики,
· распределение должностных обязанностей,
· порядок, формы и периодичность промежуточной аттестации,
· порядок оказания платных услуг,
· режим занятий,
· порядок перевода и отчисления учащихся,
· порядок оформления отношений с учащимися.
3 - локальные акты, наличие которых образовательная организация определяет самостоятельно
примеры:
· положение о проведении конкурсов, смотров,
· положение о портфолио студентов, преподавателей,
· инструкция о проведении лабораторных и практических работ,
· и другое.
Структура правил внутреннего распорядка студентов:
· общие положения,
· возникновении, изменение и прекращение образовательных отношений,
· режим образовательного процесса,
· права, обязанности и ответственность студентов,
· поощрения и дисциплинарное воздействие,
· защита прав студентов,
· заключительные положения.
Структура положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений:
· общие положения,
· формирование комиссии и организация ее работы,
· порядок работы комиссии,
· порядок оформления решений комиссии,
· обеспечение деятельности комиссии.
Структура положения о нормах профессиональной этики педагогических работников (ПР):
· общие положения
· обязанности ПР как педагога,
· обязанности ПР перед студентами,
· обязанности ПР перед родителями,
· обязанности ПР перед коллегами,
· обязанности ПР перед руководством,
· обязанности администрации перед ПР,
· контроль за соблюдением положения,
· ответственность за соблюдение положения.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в ряде случаев представительных органов работников (при их наличии).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.