РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
п. Первомайский, ул. Школьная 39, тел. 5-47-92
СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом ______________О.В. Толкачева
от 22.08. 2016 года И.О.директора МБОУ СОШ № 9
протокол № 1 «29» 08. 2016 г
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания совета обучающихся
от _____________ № _______
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания совета родителей
от _____________ № _______
Положение о портфолио обучающегося
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее – Положение) о портфолио обучающегося (далее – Портфолио) является локальным актом, регулирующим порядок, периодичность и формы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся МБОУ СОШ №9
(далее – обучающиеся) в процессе освоения ими основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных).
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
• постановлением Правительства РФ 17.11.2015 № 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития";
• приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
• приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
• приказом Минобрнауки России от 24.02.2016 № 134 "Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей";
• Уставом образовательной организации МБОУ СОШ№9
• основной образовательной программой (далее – ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования;
– Положением о ВСОКО;
– Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
– Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО;
– Положением о внутришкольном контроле;
– Положением об индивидуальном учебном плане и др.
1.3. В Положении используются следующие понятия, термины и сокращения:
• портфолио обучающегося – комплексный документ, отражающий совокупность индивидуальных образовательных достижений обучающегося в урочной и (или) внеурочной деятельности;
• технология портфолио – педагогическая технология формирования навыков самооценки учащихся, развития у них рефлексивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий;
• индивидуальное образовательное достижение обучающегося – результат освоения обучающимся основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), имеющий личную значимость для обучающегося;
• единица Портфолио – элемент Портфолио, подвергающийся учету и накоплению (приложение 1 к Положению);
• данные Портфолио – информация, основанная на учете единиц Портфолио;
• ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования;
• ВШК – внутришкольный контроль;
• ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;
• УУД – универсальные учебные действия.
1.4. Целями Портфолио являются:
• реализация права обучающихся на удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов в процессе получения образования;
• привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися;
• организация сбора информации о динамике продвижения обучающегося в урочной и внеурочной деятельности; содействие процессу ВШК;
• проведение мониторинга развития одаренных детей;
• обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение прав и свобод в части содержания образования, его влияния на личностное развитие обучающихся;
• установление степени соответствия фактически достигнутых обучающимися образовательных результатов планируемым результатам образовательных программ;
• оптимизация внутренней системы оценки качества образования и развитие информационной открытости образовательной организации.
1.5. Ежегодные отчеты классных руководителей (приложение 2 к Положению) в части реализации технологии Портфолио являются одним из средств учета и контроля качества образовательного процесса в МБОУ СОШ№9
2. Организационный порядок Портфолио
2.1. Портфолио является неотъемлемой составляющей образовательной системы
2.2. Ведение Портфолио – обязанность обучающихся, закрепляемая основной образовательной программой.
2.3. Учащиеся начальных классов заполняют Портфолио под руководством педагога (классного руководителя ) согласно единым подходам, отраженным в настоящем Положении.
2.4. Учащиеся 5–11-х классов заполняют Портфолио самостоятельно, согласно единым подходам, отраженным в настоящем Положении.
2.5. Портфолио оформляется на срок, равный сроку реализации ООП каждого из уровней общего образования.
2.6. Классный руководитель консультирует по мере необходимости учащихся в части оформления Портфолио и его содержимого, а также осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио.
2.7. Классный руководитель оказывает возможную посредническую помощь при возникновении у учащегося затруднений в части получения тех или иных подтверждений его индивидуальных образовательных достижений.
2.8. Классный руководитель осуществляет необходимое взаимодействие с родителями по вопросам Портфолио: ежегодно, в сентябре проводит тематическое родительское собрание; разрабатывает и реализует график индивидуальных консультаций для родителей; систематизирует и учитывает в своей работе индивидуальные возможности и потребности родителей (законных представителей) обучающихся, способствующие оптимизации технологии Портфолио.
2.9. Ежегодно, в сроки, определяемые заместителем руководителя по УВР, классный руководитель заполняет отчетную форму согласно приложению 2 к Положению. Классный руководитель несет ответственность за достоверность информации, представленной в указанном отчетном документе.
2.9.1. Классный руководитель ведет отдельный учет единиц Портфолио одаренных учащихся.
2.10. Заместитель руководителя по УВР и заместитель руководителя по ВР организуют работу и осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио.
2.11. Руководитель ОО обеспечивает нормативно-правовую базу технологии Портфолио; устанавливает обязанности участников образовательных отношений по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогов к работе в технологии Портфолио.
3. Структура Портфолио
3.1. Структура Портфолио обязательна для соблюдения всеми обучающимися.
3.2. Структура Портфолио представлена следующими блоками:
• "Личная информация";
• "Олимпиады";
• "Проекты и исследования";
• "Творчество".
Каждый блок имеет самостоятельные разделы (приложение 1). Согласно указанной структуре обучающимися оформляется содержание и осуществляется пополнение Портфолио.
3.3. Блок "Личная информация" содержит следующую минимальную информацию об обучающемся: фамилия и имя, год рождения, класс. Обучающийся вправе указывать в блоке "Личная информация" иные сведения о себе.
3.4. Структура Портфолио является механизмом упорядочивания информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся и не может быть изменена в процессе заполнения обучающимися Портфолио.
4. Порядок учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся посредством технологии Портфолио
4.1. Учет индивидуальных образовательных достижений обучающихся посредством технологии Портфолио осуществляется с использованием балльно-рейтинговой методики, при которой каждая из единиц портфолио имеет свой балл и соответствующий рейтинг (приложение 1).
4.2. По результатам анализа Портфолио проводится годовой рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются. Соответствующая информация размещается на сайте МБОУСОШ №9
4.3. Данные Портфолио по блокам "Проекты и исследования", "Творчество" выступают одним из средств психолого-педагогической оценки достижения учащимися личностных образовательных результатов освоения ООП в части программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (для учащихся начальных классов), программы социализации и воспитания обучающихся (для учащихся 5–11-х классов).
4.4. Данные Портфолио по блокам "Олимпиады", "Публикации", "Проекты и исследования" обобщаются и учитываются при оценке достижения учащимися метапредметных образовательных результатов освоения ООП в части программы формирования и развития УУД учащихся.
4.5. Данные Портфолио не подвергаются обязательному переводу в традиционную отметочную шкалу.
4.6. В случае если те или иная единица Портфолио отражает образовательные результаты обучающегося, тесно связанные с его учебной деятельностью в рамках учебного плана, педагог вправе поставить обучающемуся традиционную отметку и зафиксировать ее в соответствующем разделе классного журнала.
4.7. По письменному заявлению родителей данные портфолио могут быть включены в характеристику обучающегося, выдаваемую ему в случае перехода в другую ОО.
4.8. Данные Портфолио являются основанием для психолого-педагогических рекомендаций обучающимся и их родителям (законным представителям) по вопросу выбора направления внеурочной деятельности, а также прочих рекомендаций, способствующих личностному самоопределению обучающегося.
4.9. Данные Портфолио одаренных учащихся обрабатываются в соответствии с принятым в ОО порядком мониторинга развития одаренных учащихся.
4.10. Спорные ситуации ведения учащимися Портфолио и учета единиц Портфолио решается комиссией по урегулированию конфликтов и споров МБОУ СОШ №9
в присутствии классного руководителя обучающегося.
5. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
5.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение может исходить от органов коллегиального управления, представительных органов работников, обучающихся, родителей, администрации ОО.
5.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому общественному обсуждению на заседаниях коллегиальных органов управления ОО и указанных в п. 5.1. представительных органов.
5.3. Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их одобрения органами, указанными в п. 5.1., и утверждаются приказом руководителя ОО.
5.4. Внесенные изменения вступают в силу с учебного года, следующего за годом принятия решения о внесении изменений.
Приложение 1
Балльно-рейтинговая система учета данных Портфолио
Характер документирования единицы Портфолио |
Единица Портфолио |
Уровень индивидуального опыта обучающегося |
Рейтинг в баллах |
Публикации |
|||
Документ, подтверждающий публикацию материалов обучающегося в информационно-аналитических, научно-популярных и пр. изданиях |
Справка-подтверждение и (или) копия изданного (опубликованного) материала |
Институциональный |
1 |
Муниципальный |
3 |
||
Региональный |
5 |
||
Всероссийский |
10 |
||
Итого[1]: |
19 |
||
Максимальный балл по блоку: |
50 |
||
Олимпиады |
|||
Документ, подтверждающий, что обучающийся стал призером / победителем Всероссийской олимпиады школьников |
Грамота, диплом, сертификат |
Институциональный |
1/2 |
Муниципальный |
3/5 |
||
Региональный |
5/7 |
||
Всероссийский |
9/15 |
||
Международный |
15/25 |
||
Всего: |
33/54 |
||
Максимальный балл по блоку: |
100 |
||
Проекты и исследования |
|||
Документы, подтверждающие, что обучающийся реализовал и публично представил проект и (или) исследование |
Грамота, диплом, сертификат, иной документ (по согласованию с классным руководителем (тьютором)) |
Институциональный |
3 |
Муниципальный |
5 |
||
Региональный |
7 |
||
Всероссийский |
10 |
||
Международный |
15 |
||
Всего: |
40 |
||
Максимальный балл по блоку: |
100 |
||
Творчество |
|||
Документы, подтверждающие личные и (или) в составе коллективов достижения в сфере дополнительного образования |
Сертификат, диплом, грамота, справка-подтверждение, иной документ (по согласованию с классным руководителем (тьютором)) |
Институциональный |
3 |
Муниципальный |
5 |
||
Региональный |
7 |
||
Всероссийский |
10 |
||
Международный |
15 |
||
Всего: |
55 |
||
Максимальный балл по блоку: |
100 |
||
Общий суммарный балл Портфолио: |
178 |
||
Максимальный балл Портфолио: |
350 |
Приложение 2
Форма отчета классного руководителя (тьютора) по итогам учета данных Портфолио
Ф. И. О. классного руководителя ______________________________.
Класс ____________________________________________________.
Дата заполнения отчета _____________________________________.
Структурный блок Портфолио |
Наименьший / наибольший суммарный балл по блоку |
Ф. И. О. обучающихся, набравших наибольшее суммарное количество баллов |
Ф. И. О. обучающихся, суммарный балл которых превысил максимальный |
Публикации |
|
|
|
Олимпиады |
|
|
|
Проекты и исследования |
|
|
|
Творчество |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] В ходе учета данных Портфолио используется общий суммируемый балл ("всего") и максимальный балл. Максимальный балл – это балл, за пределами которого учет единиц Портфолио не ведется (применяется в случае избыточного количества единиц Портфолио по тому или иному блоку).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.