К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
Положение о работе с молодыми специалистами
I. Общие положения.
Целью данного Положения является:
оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогических,
ученических и родительских коллективах;
повышение уровня профессиональной подготовки выпускников педагогических
институтов и училищ для работы в учреждениях образования;
оказание психологической поддержки и методической помощи учителям – стажерам;
поощрение молодых специалистов по итогам их стажерской практики.
II.
Основные задачи.
Основными задачами являются:
выявление уровня профессиональной подготовки выпускников педагогических ВУЗов и
училищ;
повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагогов к
организации и проведению воспитательнообразовательной работы;
оказание практической помощи учителям – стажерам в преподавании предмета, в
воспитательной работе с учащимися;
обеспечение постоянного освоения современной педагогической теории и практики;
проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности;
создание условий для саморазвития молодых специалистов;
стимулирование учителей – стажеров, наиболее успешно прошедших стажерскую
практику.
III.
Организация деятельности.
С целью организации психологической поддержки и методической помощи учителям
– стажерам гимназия проводит постоянную работу с молодыми специалистами.
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу
учебного года. Планирование составляется по следующим направлениям:
организационные вопросы;
планирование и организация работы по предмету;
планирование и организация методической работы;
работа со школьной документацией;
работа по саморазвитию;
контроль за деятельностью молодых специалистов.
Содержание деятельности:
1. диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на
основе анализа их потребностей;
2. планирование и анализ деятельности;
3. разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации
воспитательнообразовательной деятельности;
4. помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно
воспитательной работы;5. ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,
научноисследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады,
смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.);
6. организация мониторинга эффективности деятельности учителей – стажеров;
7. создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых
учителей;
8. организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной
педагогической деятельности;
9. проведение Декады успехов молодого специалиста с посещением уроков учителей –
стажеров;
10. поощрение учителей стажеров, наиболее успешно прошедших стажерскую практику.
За молодым специалистом закрепляется наставник из числа опытных педагогов.
Молодой учитель работает по программе, разработанной совместно с наставником и
утвержденной директором гимназии. По итогам стажерской практики (с 1. 09 по 25. 05)
учительнаставник заполняет стажерский лист, который содержит всестороннюю оценку
профессиональной подготовки молодого специалиста и рекомендации по
совершенствованию учебновоспитательной работы, повышению профессиональной
подготовки. Молодой специалист должен быть ознакомлен с анализом своей работы за
неделю до аттестационной комиссии.
IV. Содержание стажировки молодого учителя.
В процессе стажировки молодой учитель должен обнаружить степень владения
знаниями в области своего предмета, методики его преподавания, педагогики и
психологии, воспитательной работы.
За время прохождения стажировки молодой учитель должен проявить себя во всех
формах работы учителя.
1 Учебная работа.
СТАЖЕР должен:
изучить принципы перспективного и текущего планирования учебно
воспитательного процесса в школе и принять посильное участие в планировании
работы школы;
в течение учебного года планировать учебновоспитательную работу по своему
предмету;
разрабатывать поурочные планы и представлять их на утверждение своему
руководителю;
в учебной работе на уроке использовать различные методы, методические приемы,
формы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся
(рассказ, беседа, лекция, лабораторное занятие, самостоятельная работа учащихся,
эксперимент, демонстрация, использование учебного фильма, магнитофонных
записей, компьютерных программ и др.);
оказывать индивидуальную помощь учащимся по своему предмету;
организовывать и проводить внеклассную работу по предмету в форме
фронтальной (экскурсии, просмотр учебнопопулярных фильмов, конференции,
лекции и др.) и индивидуальной работы с учащимися;
принимать участие в организации и проведении факультативных занятий по своему
предмету;
принимать участие в оформлении кабинетов школы и привлекать к этой работе
учащихся.
2 Методическая работа.
СТАЖЕР – МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ:
входит в состав школьного и городского методических объединений и принимает
участие в их работе;
с помощью своего наставника выбирает и разрабатывает одну методическую тему
и пишет по ней реферат, который обсуждается на заседании школьного МО;
изучает лабораторное оборудование, ТСО, наглядные пособия школы с
последующим использованием их в учебной работе;
посещает уроки учителей по своему и другим предметам, участвует в их анализе;
за время стажировки проводит не менее двух открытых уроков;
проводит анализ знаний учащихся, использует различные формы опроса
(контрольные работы, зачеты, устный индивидуальный и фронтальный опросы,
тесты и др.), оформляет результаты анализа;
систематически знакомится с педагогической и методической литературой и
участвует в ее обсуждении.
3 Работа классного руководителя.
СТАЖЕР:
изучает состав класса (документацию, состав родителей и др.) и индивидуальные
особенности учащихся, составляет психологопедагогическую характеристику
класса;
добивается единства педагогических требований со стороны учителей и
родителей;
организует детский коллектив с учетом возрастных и психологических
особенностей, добивается сплоченности, активности, инициативы и творчества
учащихся;
проводит ученические и родительские собрания, организует педагогическое
образование родителей;
проводит индивидуальные и спортивные мероприятия;
организует профориентационную работу с учащимися;
организует различные формы общественно полезного труда учащихся
V.
Формы организации деятельности.
В своей работе гимназия применяет следующие формы организации деятельности:
семинары;
практикумы;
встречи с опытными учителями;
консультации;
собеседования;
творческие встречи;
тематические беседы, проводимые специалистами Дома работников образования;
посещение уроков опытных учителей;
проведение открытых уроков учителями – стажерами.VI.
Заключительные положения.
Учителя – стажеры принимают участие в работе Школы Молодого Учителя города,
посещают все мероприятия, семинары, практикумы, проводимые ШМУ. Руководители
гимназии рассматривают вопросы организации работы с молодыми специалистами,
адаптации учителей – стажеров на административных и производственных совещаниях, во
время индивидуальных собеседований. В конце учебного года подводится итог работы с
молодыми специалистами, пишется приказ по гимназии.