Психолого-медико-педагогический консилиум МОУТимшерской СОШ (далее ПМПк) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения», Уставом МОУ Тимшерской СОШ, настоящим положением, «Методическими рекомендациями по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16). ПМПк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом и локальными актами, регулирующими организацию образовательного процесса в МОУ Тимшерской СОШ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: __________________
Директор школы Н.А.Паршукова
Введено в действие приказом № 134
от «15 » марта 2018 года
Принято педсоветом. Протокол №8
от «12 » марта 2018 года
Согласовано на заседании общешкольного
родительского комитета.
Протокол №5 от 05 марта 2018 года
Согласовано на заседании совета старшеклассников.
Протокол №6 от 06 марта 2018 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном психологомедикопедагогическом консилиуме
1. Общие положения
1.1 Психологомедикопедагогический консилиум МОУТимшерской СОШ (далее ПМПк)
осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 №
27/9016 «О психологомедикопедагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного
учреждения», Уставом МОУ Тимшерской СОШ, настоящим положением, «Методическими
рекомендациями по психолого педагогическому сопровождению обучающихся в учебно
воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (письмо Министерства
образования РФ от 27.06.2003 г. № 2851513/16).
1.2. ПМПк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и
Законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов
управления образования, Уставом и локальными актами, регулирующими организацию
образовательного процесса в МОУ Тимшерской СОШ.
1.3. Психологопедагогическое сопровождение образования детей инвалидов в МОУ Тимшерской
СОШосуществляется с целью обеспечения государственных гарантий граждан на получение
общедоступного и бесплатного общего образования в пределах федерального государственного
образовательного стандарта общего образования и государственного образовательного стандарта.
2. Цели и задачи школьногоПМПк.
2.1.Целью ПМПк является:
2.1.1 обеспечение диагностикокоррекционного психологомедико
педагогического
сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей МОУ и
в соответствии со специальными образовательными потребностями,
возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей (обучающихся), в том числе порядок
психолого педагогического сопровождения образования детейинвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в МОУ Тимшерской СОШ (коллективная разработка
и планирование системы комплексного сопровождения учащихся в рамках образовательного
процесса).
2.2. Задачами ПМПк являются:
своевременное выявление детей, имеющих отклонения в адаптации, в обучении и поведении;
системная оценка этапов возрастного развития;
разработка индивидуальных коррекционнообразовательных программ, выбор образовательного
маршрута для каждого ученика с ОВЗ, ребенка инвалида;определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной)
помощи, исходя из имеющихся в ОУ возможностей;
организация взаимодействия между педагогами и специалистами ОУ;
формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных путях трудностей
ребёнка;
консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;
отслеживание результативности психологомедикопедагогического сопровождения;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, диагностику его
состояния.
3. Основные функции ПМПк
3.1. Психологомедикопедагогическое сопровождение предполагает следующие виды работ:
Профилактика дезадаптивных состояний учащихся, их школьной неуспеваемости;
Диагностика( индивидуальная, групповая);
Консультирование педагогов МОУ Тимшерской СОШ, родителей (законных представителей
ребенка);
Педагогическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие
психологопедагогической компетентности, педагогов МОУ Тимшерской СОШ, родителей
(законных представителей ребенка);
Корекционно развивающая работа ( групповая, индивидуальная).
4. Структура и организация деятельности ПМПк.
4.1. ПМПк создаётся приказом руководителя МОУ Тимшерской СОШ на текущий учебный год.
4.2. Состав ПМПк может включать в себя постоянных и временных членов.
Постоянные участники – заместители директора, учителя начальной школы, учитель основной
школы, педагог психолог, социальный педагог, школьная медсестра и временные, приглашенные
специалисты –учителя, классные руководители, врачи –специалисты и др. в зависимости от
специфики рассматриваемого вопроса. Постоянные участники присутствуют на каждом заседании,
участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций.
Временные члены принимают участие в ПМПк по мере необходимости.
При отсутствии специалистов в МОУ Тимшерской СОШони привлекаются к работе ПМПк по
согласованию.
4.3. Порядок организации психологопедагогического сопровождения образования детей
инвалидов и детей с ОВЗ вМОУ Тимшерской СОШ:
4.3.1 Основанием для организации психологопедагогического сопровождения образования
ребенкаинвалида и ребенка с ОВЗ является заявление его родителей (законных представителей).
4.3.2 При подаче заявления родители (законные представители) предоставляют в МОУТимшерскую
СОШследующие документы:
копия справки (свидетельства) федерального государственного учреждения медикосоциальной
экспертизы, подтверждающей наличие у ребенка инвалидности;
копия индивидуальной программы реабилитации ребенкаинвалида, выданной федеральным
государственным учреждением медикосоциальной экспертизы,
заключение Центральной психолого – медико педагогической комиссии.
Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель.
4.3.3 Решение МОУ Тимшерской СОШ об организации психологопедагогического сопровождения
образования ребенкаинвалида, ребенка с ОВЗдолжно быть принято не позднее чем через 10 дней с
момента получения документов, указанных в пункте 4.3.2 настоящего Положения. Данное решение
оформляется в виде приказа МОУ Тимшерской СОШ.
4.3.4 Основанием для отказа родителям (законным представителям) в организации психолого
педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ является предоставление неполного
пакета документов, указанных в пункте 4.3.2 настоящего Положения.
4.3.5. В случае принятия решения об отказе в организации психологопедагогического
сопровождения образования ребенкаинвалида (ребенка с ОВЗ) МОУ Тимшерской СОШне позднеечем через 10 дней с момента получения документов письменно извещают об этом заявителя с
указанием причин отказа.
4.3.6. Родители (законные представители) обязаны сообщать в МОУТимшерскую СОШоб
обстоятельствах, влекущих прекращение организации психологопедагогического сопровождения
образования ребенкаинвалида (ребенка с ОВЗ), в течение 10 дней с момента их возникновения.
4.3.7. Ответственность за организацию психологопедагогического сопровождения образования
ребенкаинвалида (ребенка с ОВЗ) в МОУ Тимшерской СОШвозлагается на руководителя МОУ
Тимшерской СОШ.
4.4. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей
(законных представителей) или сотрудников МОУ Тимшерской СОШс согласия родителей
(законных представителей).
4.5. Обследование ребёнка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной
возрастной психофизиологической нагрузки на ребенка.
4.6. При обсуждении на ПМПк должны быть представлены следующие документы:
педагогическая характеристика, в которой отражены проблемы, возникающие у педагога,
работающего с ребёнком;
медицинское представление (Приложение №1);
анкета социального педагога (Приложение №2);
– письменные работы по русскому языку, математике.
4.7. На основании полученных данных и их коллегиального обсуждения и анализа на заседании
ПМПк, составляются заключение и рекомендации по индивидуальной работе с ребёнком
(Приложение №№3,4,5).
4.8. 1 раз в четверть ПМПк анализирует результаты коррекционноразвивающего обучения каждого
ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении.
4.9. ПМПк ведётся следующая документация:
журнал предварительной записи детей на ПМПк (Приложение №5),
журналрегистрации заключений и рекомендаций специалистов,коллегиального заключения и
рекомендаций ПМПк,
протоколы заседаний ПМПк,
карта развития учащегося.
5. Порядок подготовки и проведения ПМПк
5.1. Консилиум может проходить в любом помещении МОУ Тимшерской СОШ. Заседания ПМПк
подразделяются на плановые и внеплановые.
Заседания ПМПК проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и
аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психологомедико
педагогической проблемы.
5.2. Заседание ПМПк может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.
5.3. Заседания ПМПк оформляются протоколом.
5.4. Организация заседаний проводится в два этапа:
— подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование
предварительных выводов и рекомендаций;
— основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка
коллективных рекомендаций.
Основной нормой работы консилиума является обмен заключениями в форме свободного
обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские и строятся на
строго паритетных началах. Каждый специалист должен уметь квалифицированно изложить
коллегам ту часть психологопедагогической информации, за которую он отвечает. Деятельность
планового консилиума ориентирована на решение следующих задач: выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения
детей;
динамическая оценка состояния ребёнка, класса (группы) и коррекция ранее намеченной
программы;
разработка индивидуальной программы психологопедагогического сопровождения образования
ребенкаинвалида (ребенка с ОВЗ), при необходимости включающая разработку индивидуальных
учебных планов (определение условий, сроков предоставления отчетности, изменение способов
подачи информации и другое),
определение адекватных методических приемов в процессе обучения, определение вида и объема,
периодичности получения необходимой коррекционной помощи (образовательной, медицинской и
другое), профилактику физических, интеллектуальных и эмоциональноличностных перегрузок и
срывов;
определение состава педагогических работников, осуществляющих психологопедагогическое
сопровождение образования ребенкаинвалида (ребенка с ОВЗ) (учителя начальных классов,
учителяпредметники, педагогпсихолог);
5.5. Внеплановые заседания ПМПк собираются по запросам педагогов, работающих с конкретным
ребёнком, а также по запросам родителей (законных представителей) учащихся. Поводом для
внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.
Задачами внеплановогоПМПк являются:
решение вопроса о принятии какихлибо необходимых экстренных мер по выявленным
обстоятельствам;
изменение ранее проводимой коррекционноразвивающей программы в случае ее
неэффективности.
5.6. Итоги работы консилиума оформляются в виде либо индивидуальной программы
сопровождения, либо общего заключения по каждому случаю. На основании разработанной
стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям,
составляется коррекционнообразовательный маршрут. В случае обнаружения у ребенка
выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые не могут
быть удовлетворены вМОУ Тимшерской СОШ, он направляется на психологомедико
педагогическую комиссию. В этом случае деятельность ПМПк является диспетчерской:
информирование родителей и направление ребенка на ПМПК
5.7. Для повышения эффективности коррекционноразвивающей работы, обучающемуся, решением
ПМПк назначается сопровождающий (как правило классный руководитель или иной специалист).
В функциональные обязанности сопровождающего входит контроль зареализацией мероприятий
индивидуальной программы психологопедагогического сопровождения образования учащегося,
проводится оценка динамики развития учащегося, успешности освоения образовательной
программы, при необходимости вносятся изменения.
5.8. Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума:
Медиком:
уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа;
биологический возраст;
состояние органов зрения, слуха, опорнодвигательной системы;
кривая заболеваемости за последний год;
факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии
ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных
привести к дезадаптации);
педагогомпсихологом:
школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку,
удовлетворенность своей учебной деятельностью;
система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе;
психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие,
адекватный эгоконтроль и др.);
социальнопсихологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых;сформированность познавательных процессов и их произвольность;
наличие выраженных признаков психологической дезадаптации;
педагогом:
познавательная деятельность учащегося в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения
материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения);
развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками,
взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения);
педагогический прогноз учебных возможностей;
потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума;
устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь);
письменная речь (состояние чтения и письма);
речевой окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.).
социальным педагогом:
характеристика форм семейного воспитания;
психологический климат в семье,
социальный паспорт семьи.
5.9. Подготовка и проведение ПМПк:
5.9.1 ПМПк проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие –
заместителя Председателя.
5.9.2. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и
специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и проведение
заседания ПМПк.
5.9.3. На заседании ПМПк сопровождающий обучающегося представляет результаты коррекционно
развивающей работы. Заключения участников специалистов, коллегиальное заключение ПМПк
доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме,
предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
5.9.4. Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через 5 дней после его
проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
5.9.5. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность
информации о ребёнке, полученной в процессе работы ПМПк.
6. Права и обязанности специалистов ПМПк
6.1. Специалисты ПМПк имеют право:
самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми,
решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
обращаться к педагогическим работникам, администрацииМОУ Тимшерской СОШ, родителям
(законным представителям) обучающихся для координации коррекционноразвивающей работы с
обучающимися;
получать от директора МОУ Тимшерской СОШинформацию информативноправового и
организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, специальные (коррекционные)
учреждения;
вести просветительскую деятельность по пропаганде психологомедикопедагогических знаний;
обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки,
рекомендации и т.д.
. Обязанности участников ПМПК
Обязанности
— организует работу ПМПК;
— формирует состав участников для очередного заседания;
— формирует состав учащихся, которые обсуждаются или
приглашаются на заседание;
— координирует связи ПМПК с участниками образовательного
Участники
Руководитель
(председатель)
ПМПК —
заместитель
директорашколы
Педагог
психолог
школы
Социальный
педагог
Учителя,
работающие в
классах
Школьный
врач
(медсестра),
процесса, структурными подразделениями школы;
— контролирует выполнение рекомендаций ПМПК
— организует сбор диагностических данных на подготовительном
этапе;
— обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит
аналитические материалы;
— формулирует выводы, гипотезы;
— вырабатывает предварительные рекомендации
— дает характеристику неблагополучным семьям;
— предоставляет информацию о социальнопедагогической ситуации
в микрорайоне
— дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по
предлагаемой форме;
— формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
— информирует о состоянии здоровья учащегося;
— дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;
— обеспечивает и контролирует направление на консультацию к
медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере
необходимости)
6.2. Специалисты ПМПк обязаны:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной
компетенции;
при решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и развития;
работать в соответствии с профессиональноэтическими нормами, обеспечивая полную
конфиденциальность получаемой информации;
принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда
здоровью (в т.ч. психическому), чести и достоинства учащихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников;
оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу МОУ Тимшерской СОШ, всем
участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с обеспечением
полноценного психического развития эмоциональноволевой сферы детей и индивидуального
подхода к ребенку;
содействовать созданию благоприятного психологического климата в МОУ Тимшерской СОШ,
разрабатывать индивидуальные программы коррекционноразвивающей работы с детьми.
осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок,
эмоциональных срывов, организовывать лечебнооздоровительные мероприятия;
готовить заключение о результатах коррекционноразвивающей работы с обучающимися для
представления в Центральную психологомедикопедагогическую комиссию.
7. Ответственность специалистов ПМПк
7.1. Специалисты ПМПк несут ответственность за:
адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы;
обоснованность рекомендаций;
конфиденциальность полученной при обследовании информации;
соблюдение прав и свобод личности ребёнка.
Образец медицинского представления на консилиум
Приложение №1
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________________________
Медицинское представление на консилиумШкола ________________ класс __________________________________________________________
Краткий анамнез ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Обследование педиатра (подросткового врача) ____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Обследование психиатра ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
*Состоит на учете у специалистов:
ревматолога ___________________________________________________________________________
невропатолога __________________________________________________________________________
отоларинголога ___________________________________________________________________________
офтальмолога __________________________________________________________________________
нефролога _____________________________________________________________________________
гастроэнтеролога _______________________________________________________________________
ортопеда ______________________________________________________________________________
ортодонта _____________________________________________________________________________
аллерголога ____________________________________________________________________________
эндокринолога _________________________________________________________________________
Основное заболевание _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Группа здоровья _______________________________________________________________________
Рекомендации__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
М.П. Подпись врача _________________
Дата ______________
* При необходимости: заключения специалистов, у которых ребенок стоит на учете
Приложение №2
Анкета социального педагога
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________________________
Домашний адрес __________________________________________________________________________
Телефон ______________________________________________________________________________
Школа, класс __________________________________________________________________________
Перемена школы, повторение класса ______________________________________________________
1. Встреча с родителями.
1).Члены семьи
Фамилия, имя, отчество матери
возраст______профессия________________________________________________________________
кем работает __________________________________________________________________________другие
с
члены
семьи
вместе
развод
родителей
___________,
близкими
проживают
_____________,
время начала и конца рабочего дня________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество отца______________________________________________________________
возраст______профессия________________________________________________________________
кем работает _________________________________________________________________________
время начала и конца рабочего дня___________________________________________________________
Какие
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Материальное положение семьи: высокое, достаточное, низкое, критичное.
По мнению родителей: в чем причина сложившейся ситуации__________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
2) Родители о ребенке.
Сильные стороны ребенка_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Слабые стороны ребенка _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Психотравмирующие ситуации в жизни ребенка (в каком возрасте):
сильный испуг____________, смерть близких _________________, попадание в больницу ________________
разлука
чтото
другое_________________________________________________________________________________
Продолжительные психотравмирующие ситуации:
конфликты в семье; ревность по отношению к другому ребенку, длительная разлука с семьей, конфликт с
учителем, чтото другое _______________________________________________________
Реакция ребенка на травмирующий фактор ___________________________________________________
3) Социальный опыт ребенка в семье:
какие обязанности ребенок выполняет в семье ______________________________________________
соблюдение режима дня ребенком _________________________________________________________
кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашних заданий
______________________________________________________________________________________
чем любит заниматься ребенок в свободное время
дома__________________________________________________________________________________
во время каникул ______________________________________________________________________
в течение отпуска родителей ____________________________________________________________
вне семьи:
сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой
_______________________________________________________________________________________
с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося
______________________________________________________________________________________
постоянное или предпочитаемое место "уличного" общения (клуб, двор, подъезд) другое
______________________________________________________________________________________
содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле, скейте,
роликовых коньках;
разговоры на разные темы;
другое_________________________________________________________________________________
курит (эпизодически, систематически);
_______________________________________________________________________________________
играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры).
Каким образом родители участвуют в жизни ребенка __________________________________________
4) Направленность интересов.
1) К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия техникой,
занятия спортом,
художественная
(артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая).
2) В каких кружках (секциях) состоит, состоял _______________________________________________
3) Культурный кругозор:
посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки______________________________________
какую литературу предпочитает читать ____________________________________________________
прослушивание музыкальных записей,
систематически);
общественнополитическая сфера,
организаторская сфера,
(эпизодически,
употребляет
спиртные
какие
напиткизамечания и
недостатки,
учесть
(понимает критику,
согласен с ней,
но недостатки не
активноположительное
(стремится исправить
пассивноположительное
регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.
5) Самооценка личности.
1) Уровень самооценки:
адекватная (правильно оценивает свои положительные отрицательные качества, личные возможности и
достижения)________________________________________________ _________________________
завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)________________
заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями)_______________________
2) Восприятие критики:
т.п.)___________________________________________________________________________________
исправляет)_____________________________________________________________________________
безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения)___________________________________
негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)___________________________
6) Индивидуальные особенности поведения.
1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей в дружбе пассивен, общается с теми, кто к нему
обращается мало общителен избегает общения_________________________________________
2) Застенчив и робок не смущается со знакомыми раскован и смел в любой обстановке_
3) Задирист, драчлив первый не задирается, но может за себя постоять избегает ссор –
труслив________________________________________________________________________________
4) Ласков не любит выражать свои чувства холодный, неласковый_____________________________
5) Болтливый охотно разговаривает –молчаливый_____________________________________________
6) Чрезмерно подвижен, быстр двигательная активность умеренная мало подвижен; движения ловкие –
движения неловкие_______________________________________________________________
7) Спокойный легко волнуется быстро раздражается теряет контроль над поведением
«нервный»_____________________________________________________________________________
8) Собранный, внимательный рассеянный, невнимательный внимателен только при интересном занятии.
9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство самолюбие не выражено.
10) Имеет любимое занятие (какое именно) __________________________________________________
всем любит заниматься понемногу – самостоятельно не может найти себе занятия__________________
11) Находчив, догадлив с трудом находит ответ_____________________________________________
12) Легко принимает решение сам, может его отстоять склонен к сомнениям – охотно
принимает советы окружающих____________________________________________________________
13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности ответственен, добросовестен
недостаточно ответственен________________________________________________________________
14) Доброжелателен, справедлив завистлив, мстителен_______________________________________
15) Память хорошая память плохая, забывчив_______________________________________________
7) В случае конфликтной ситуации в семье:
причины возникновения конфликтной ситуации _____________________________________________
степень контроля, вмешательства родителей в жизнь ребенка __________________________________
как часто родителя хвалят ребенка, наказывают _____________________________________________
с кем из них ребенок чаще делится своими переживаниями, проблемами ________________________
какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, выполнимы
_______________________________________________________________________________________
что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликты_________________________________
Если подросток уходит из дома:
причины уходов, по мнению родителей____________________________________________________
где ночует подросток, чем занимается ______________________________________________________
что предпринимают родители, когда подросток не приходит ночевать __________________________
как они реагируют, когда подросток возвращается домой _____________________________________
Психологическое, физическое насилие в семье:
как обычно реагируют родители, если подросток не слушается ________________________________
часто ли родители могут накричать, «разрядиться» на подростке _______________________________
по какой причине родители чаще раздражаются _____________________________________________
всегда ли, по их мнению, подросток понимает, что от него требуют ____________________________
8) В случае конфликтной ситуации в школе:
причина конфликта, по мнению родителей __________________________________ ________________ как часто ребенок пропускает уроки ______________________________________________________
причина пропусков занятий _____________________________________________________________
любимые \ нелюбимые предметы _________________________________________________________
трудно ли ребенку усваивать материал ____________________________________________________
кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков ______________________________
отношение родителей к сложившейся ситуации (их претензии к педагогам, администрации)
______________________________________________________________________________________
какие действия предпринимали родители для разрешения конфликта____________________________
что, по их мнению, препятствует разрешению ситуации______________________________________
Тип семьи (выводы делаются на основании проведенной беседы):
благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера
семьи стабильно положительная);
неблагополучная(противоположные качества);
педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); отсутствует единство
требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, физические наказания, низкая осведомленность об
интересах, поведении ребенка вне школы); нравственнонеблагополучная (родители ведут аморальный образ
жизни: пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные
конфликты, родители часто раздражены, жестоки, нетерпимы).
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждѐние от трудностей, забот, усилий);
попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной
автономности ребенка);
сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.).
Характер взаимоотношений родителей со школой:
направленность на сотрудничество;
игнорирование требований школы;
конфликтность с представителями школы.
2. Встреча с педагогом.
1) Особенности адаптации ребенка к школе.
успеваемость учащегося по основным предметам: чтение (литература) ___________ русский язык
_____________ математика ___________
отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное
интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие;
мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном
возрасте, стремление получить высокую оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать
наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников;
к каким школьным дисциплинам проявляет интерес _________________________________________
Трудности, испытываемые ребенком в школе, связаны с: усвоением школьной программы, освоением норм
поведения, особенностями социальных контактов
как эмоционально ребенок реагирует на испытываемые трудности _____________________________
как часто ребенок пропускает уроки ______________________________________________________
причина пропусков занятий ______________________________________________________________
любимые \ нелюбимые предметы _________________________________________________________
кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков _______________________________
2) Положение в классном коллективе, отношение к другим.
1) Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, конфликтный, нейтральный,
отвергаемый ________________________________________________ ___________________________
2) Круг общения (с кем чаще всего общается в школе) ________________________________________
Характер взаимного влияния. _______________________________________________________________
3) Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с
кeм не общается.
4) Манера, стиль общения с окружающими:доходить
до
может
агрессивность
окружающих,
авторитарный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, наставляет, поучает, не умеет
принимать советы других, с трудом признает свои ошибки)____________________________________
агрессивный (жесткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий, непримиримый, склонный во
всем обвинять
асоциального
поведения)___________________________________________________________________________
критичный по отношению к окружающим людям (испытывает трудности в контактах изза
подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный,
свой негативизм проявляет в вербальной агрессии, обидчивый)______________________
демонстративный (стремится быть над всеми, но одновременно в стороне, самовлюбленный, расчетливый,
себялюбивый, любит перекладывать трудности на окружающих, хвастливый, самодовольный, заносчивый,
ориентирован на себя, склонен к соперничеству)___________________
подчиняемый другим, зависимый от других (покорный, склонный уступать всем и во всем, слабовольный,
пассивный, стремится найти опору в комлибо более сильном, неуверенный в себе, боязливый, беспомощный,
не умеет проявлять сопротивление, считает, что другие всегда правы)___
дружелюбный (ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится «быть хорошим» для всех без
учета ситуации, склонен к сотрудничеству и кооперации, гибкийпри решении конфликтных
ситуаций)______________________________________________________________________________
3) Самооценка учащегося.
1) Уровень самооценки:
адекватная (правильно оценивает свои положительные отрицательные качества, личные возможности и
достижения);
завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).
2) Восприятие критики:
активноположительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.)
пассивноположительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
4) В случае конфликтной ситуации в школе:
начало возникновения проблем в школе ____________________________________________________
Причина конфликта, по мнению педагога:
1. плохая успеваемость;
2. отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), их характер:
грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки,
нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, отказ от выполнения учебных заданий в
классе;
3. правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и у слабых, избиение младших или
слабых, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного
порядка (хулиганство);
4. педагогическая некомпетентность родителей.
Отношение педагога к сложившейся ситуации_________________________________________________
какие действия предпринимал педагог для разрешения конфликта______________________________
как ребенок относится к педагогическим воздействиям: негативно, равнодушно, понимает и старается
выполнить ____________________________________________________________________________
что, по мнению педагога, препятствует разрешению ситуации_________________________________
состоит ли подросток на учете в ГППН, КДН, на внутришкольном учете ________________________
причина постановки на учет _____________________________________________________________
При взаимодействии с педагогами школ социальный педагог выясняет информацию следующего
содержания:
• связь семьи со школой;
• наличие у ребенка проблем в школе;
• причины сложившейся ситуации с точки зрения представителей школы;
• способы разрешения конфликтных ситуаций.
3. Встреча со школьником.
1) Характеристика семейных отношений.Кто глава семьи _______________________________________________________________________
Самый близкий член семьи ______________________________________________________________
Семейная ситуация глазами ребенка (его положение в семье) ___________________________________
что знает подросток о своих родителях, об их вкусах, работе, заботах, здоровье
______________________________________________________________________________________
Конфликты с родителями и другими членами семьи:
жалобы ребенка на родителей, других членов семьи __________________________________________
как он помогает родителям, какие имеет обязанности ________________________________________
______________________________________________________________________________________
как родители, другие члены семьи относятся: к его друзьям ___________________________________
оценкам в школе _______________________________________________________________________
увлечениям ___________________________________________________________________________
какие требования предъявляют к нему родители и насколько они, по его мнению,
выполнимы_____________________________________________________________________________
что, по его мнению, могло бы предотвратить конфликты _____________________________________
Уходы из дома:
как долго он может не приходить домой ____________________________________________________
где он находится, где ночует, чем занимается во время уходов _________________________________
сообщает ли он родителям, где находится (делает ли это сам или через друзей) ___________________
______________________________________________________________________________________
хочет ли он, чтобы родители знали, где он находится __________________________ _______________
что, по его мнению, делают родители, когда он не приходит ночевать ___________________________
что говорят, делают родители, когда он возвращается домой __________________________________
Психологическое, физическое насилие в семье:
как чаще реагируют родители, если он не слушается _________________________________________
часто ли в родители могут накричать _______________________________________________________
как его наказывают притяжѐлых провинностях ______________________________________________
по какой причине, родители чаще раздражаются на него ______________________________________
всегда ли он понимает, что от него требуют родители _______________________________________
общественнополитическая сфера,
организаторская сфера,
2) Направленность интересов.
1) К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия техникой,
занятия спортом,
художественная
(артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая)
2) В каких кружках (секциях) состоит, состоял _______________________________________________
3) Культурный кругозор:
посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки_______________________________________
какую литературу предпочитает читать ____________________________________________________
регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.
3) Социальный опыт ребенка:
сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой
_____________________________________________________________________________________
с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося
______________________________________________________________________________________
постоянное или предпочитаемое место "уличного" общения (клуб, двор, подъезд и т.д.);
содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле, скейте,
роликовых коньках;
разговоры на разные темы;
другое_______________________________________________________________________________
курит (эпизодически, систематически);
употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие __________________________
играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры).
4) В случае конфликтной ситуации в школе: _________________________________________________
начало возникновения проблем в школе ____________________________________________________
его отношения к педагогам (отношения носят ситуативный характер конфликтный характер не
складываются)_________________________________________________________________________
жалобы на педагогов ___________________________________________________________________
кто из педагогов \ взрослых поддерживает его в школе _______________________________________
прослушивание музыкальных записей,с
пока
большинством
с кем из учителей \ взрослых конфликты возникают чаще _____________________________________
Отсутствие взаимопонимания с одноклассниками:
жалобы на одноклассников _______________________________________________________________
как строятся его отношения с одноклассниками (стремится к сотрудничеству стремится к лидерству в
группе поддерживает авторитет с применением силы держится обособленно вступает в конфликты
отношения
не
складываются)_________________________________________________________________________
Прогулы, категорический отказ посещать школу:
как часто пропускает уроки ______________________________________________________________
причины пропусков занятий, по мнению подростка __________________________________________
любимые \ нелюбимые предметы; ________________________________________________________
часто ли отвлекается на уроке, не слышит, что говорит учитель _______________________________
быстро ли устает на уроках ______________________________________________________________
трудно ли усваивать материал __________________________________________________________
Способы выхода из конфликта, по мнению ребенка ____________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Сильные качества его личности ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ ___________
При взаимодействии с подростком социальный педагог исследует:
• его положение в школе и семье; • его увлечения, интересы, положительные черты его характера;
• отрицательные качества его личности, его реакции на постороннее влияние.
Образец школьного педагогического заключения, представляемого на консилиум
Приложение №3
Заключение педагога ПМПк
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________________
Школа ________________ класс __________________________________________________________
Общие сведения о ребенке _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Сфера нарушения адаптации:
сложности обучения _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
трудности усвоения норм поведения _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
эффективность контактов ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
позиция учащегося в коллективе __________________________________________________________
Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ________________________________
______________________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков:
математика _____________________________________________________________________________
русский язык __________________________________________________________________________
чтение (литература) ______________________________________________________________________
Трудности, возникающие в процессе учебной деятельности:
при устных и письменных ответах на уроке_________________________________________________
______________________________________________________________________________________
в процессе усвоения нового или повторения старого материала ________________________________
______________________________________________________________________________________ при подготовке домашних заданий _______________________________________________________
причины возникающих трудностей ________________________________________________________
Успеваемость по основным предметам:
математика ______ русский язык _______ чтение/литература ___________________________________
Характеристика эмоционального состояния в учебной ситуации ________________________________
______________________________________________________________________________________
Заключение ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации по обучению _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Подпись педагога ПМПк _____________________________________
Дата ____________________
Образец психологического заключения
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕдля школьного консилиума
Приложение №4
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________________
Школа ________________ класс ____________________________________________________________
Социальные контакты: сверстники_________________________________________________________
взрослые______________________________________________________________________________
Учебная мотивация______________________________________________________________________
Общая оценка ребенка в ситуации обследования______________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Латеральный фенотип: рука_______________, глаз_____________ухо_____________________________
Работоспособность____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Особенности развития психических функций.
Сформированность функций программирования и контроля ____________________________________
Развитие моторных функций (динамическая организация движений, кинестетическая организация движений)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Сформированность пространственных представлений ________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Восприятие
слуховое)______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Внимание_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Память (слухоречевая, зрительная)________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Мышление_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Качественная характеристика речи ________________________________________________________
Личностные
характеристики_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(зрительное
иИнтересы, представление о будущем_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение психолога_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Рекомендации по коррекционной работе_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Подпись педагога психолога ПМПк _______________________________
Дата ____________________
№ п/п
Дата,
время
Ф.И.О.
ребенка
Журнал записи детей на ПМПк
Инициатор
обращения
Повод
обращения
Дата
рождения
(число,
месяц,
год)
Приложение№ 5
График
консультирова
ния
специалистам
№
п/п
Дата,
время
регистрации заключений и рекомендаций специалистов,
Журнал
коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
Ф.И.О.
ребенка
Проблема
Дата
рождения
(число,
месяц,
год)
Заключение
специалиста
или
коллегиальное
заключение
ПМПк
Приложение № 6
Рекомендации
Приложение № 7
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
N п/п Дата, время Ф.И.О.
ребенка
Возраст
Пол
Проблема
Заключение
специалиста
Рекомендации Специалист
или состав
или
коллегиальное
заключение
ПМПкОсновные блоки
ПМПк
1. "Вкладыши":
педагогическая характеристика;
выписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке
медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства
ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):
заключения специалистов ПМПк;
коллегиальное заключение ПМПк;
дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы;
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк
I. Алгоритм действий специалистов школьногоПМПк
при первичном обследовании ребенка на ПМПк (1 4 классы)
Классные руководители образовательного учреждения, на основании наблюдения за развитием
ребенка выявляют из числа обучающихся детей испытывающих трудности в усвоении программы
общеобразовательной школы.
Проводят беседу с родителями (законными представителями) о необходимости обследования
ребенка на ПМПк, получают письменное согласие родителей (законных представителей) на предмет
обследования ребенка. В случае несогласия родителей (законных представителей) проводят с ними
просветительскую, разъяснительную работу по созданию адекватного понимания проблемы в развитии
ребенка.
В случае согласия родителей (законных представителей) на обследование ребенка классный
руководитель подает заявку председателю школьного ПМПк с просьбой на обследование ребенка
специалистами школьного ПМПк (учительлогопед, педагогпсихолог, социальный педагог) и готовит на
ребенка пакет документов (педагогическая характеристика (Приложение 1, 2), педагогическое
представление (Приложение 3), образцы письменных работ учащегося, заявление родителей (законных
представителей), сведения об успеваемости ребенка и сведения о количестве пропущенных уроков
(Приложение 4).
Обследование ребенка проводится каждым специалистом школьного ПМПк индивидуально.
Результаты обследования заносятся в представления педагогапсихолога (Приложение 5), В них же
специалисты школьного ПМПк дают рекомендации по определению дальнейших направлений работы с
данным учащимся.
Классный руководитель запрашивает у медицинского работника школы краткие анамнестические
данные об истории развития ребенка, начиная с раннего детства и до настоящего времени (в свободной
форме)
После того как все необходимы документы на ребенка будут собраны, председатель ПМПк
назначает дату проведения заседания школьного ПМПк. На данное заседание приглашаются члены ПМПк,
медицинский работник школы, учителяпредметники, родители (законные представители) ребенка, сам
ребенок.
Члены школьного ПМПк заслушивают классного руководителя, учителей, педагогапсихолога,
учителялогопеда, социального педагога, медицинского работника. Проводится собеседование с родителями
(законными представителями) учащегося с целью выяснения условий и характера его семейного воспитания,
позиции родителей. Проводится беседа с учащимся.
Председатель школьного ПМПк заводит «Карту развития ребенка» (Приложение 8) куда заносятся
все сведения о ребенке, прилагаются документы предоставленные классным руководителем, специалистами
ПМПк, заявление родителей (законных представителей). Данная карта должна заполняться в конце каждой
четверти (для педагогов), и в конце каждого курса коррекционноразвивающих занятий специалистов ОУ с
описанием наблюдаемой динамики. «Карта развития ребенка» хранится у председателя школьного ПМПк.По результатам проведенного заседания школьного ПМПк заводится протокол (Приложение 9).
Делается выписка из заседания школьного ПМПк на каждого учащегося отдельно (Приложение 10).
Если ребенок направляется на районную ПМПК для определения образовательного маршрута, то
сначала родителям (законным представителям) рекомендуется пройти врача – психиатра, получить у него
заключение и представить его специалистам районной ПМПК. На прием к врачупсихиатру необходимо
предоставить педагогическую характеристику на ребенка, его письменные работы по русскому языку и
математике.
Если по решению школьного ПМПк ребенок направляется на районную ПМПК, то председатель
школьного ПМПк делает письменную заявку на имя председателя Территориальной ПМПК с просьбой
обследовать детей, испытывающих трудности в усвоении программы общеобразовательной школы с целью
определения формы обучения.
Для первичного обследования ребенка на районной ПМПК образовательное учреждение
предоставляет следующие документы из «Карты развития ребенка»:
письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование (заявление
установленного образца
педагогическую характеристику на ребенка;
педагогическое представление для ПМПк;
представление педагогапсихолога для ПМПк;
заключение школьногоПМПк;
копии письменных работ учащегося по русскому языку и по математике;
сведения об успеваемости ребенка;
сведения о количестве пропущенных уроков;
копию свидетельства о рождении ребенка (паспорт);
копию паспорта родителей (законных представителей), копию удостоверении опекуна;
копии врачебных заключений (если ребенок стоит на учете у узких специалистов);
12. В назначенный по утвержденному графику день, ребенок вместе с родителями (законными
представителями) и в сопровождении представителя школьного ПМПк, который предоставляет пакет
документов на ребенка специалистам районной ПМПК, приглашается для обследования в районную ПМПК.
Родители должны иметь при себе документ, удостоверяющий их личность, медицинскую карту ребенка из
поликлиники.
13. По результатам проведенного обследования председателю школьного ПМПк выдается выписка из
протокола заседания ПМПК, которая хранится в личном деле учащегося и в «Карте развития ребенка».
II. Алгоритм действий специалистов школьного ПМПкпри повторном обследовании ребенка на
ПМПК
Для повторного обследования на районную ПМПК направляются дети, обучающиеся по программе
VII вида в конце 4 класса (при переходе на вторую ступень обучения), в конце 6 класса и в конце 8 класса.
Учащиеся данных классов должны иметь выписку из протокола заседания ПМПК с рекомендациями о форме
обучения, выданную раннее.
Ребенку прошедшему ПМПК и взятому на коррекционноразвивающее обучение назначается ведущий
специалист (классный руководитель), он и другие специалисты школьного ПМПк ведут коррекционно
развивающую работу с ребенком и отслеживают динамику развития ребенка, проводят комплексные
диагностические обследования.
Перечисленные в пункте 2 специалисты предоставляют председателю школьного ПМПК документы,
отражающие динамику развития ребенка за установленный период, эффективность выбранной формы
обучения и проводимой коррекционной работы (эти данные отражаются в педагогической характеристике, в
представлении педагога, представлении учителялогопеда, представлении педагогапсихолога).
Классный руководитель проводит беседу с родителями (законными представителями) ребенка о
необходимости повторного обследования на ПМПК, берут у родителей письменной согласие (заявление),
готовит пакет документов для школьного ПМПк, направляет к врачупсихиатру.
Для школьногоПМПк классный руководитель предоставляет те же документы, что и при первичном
обследовании на ПМПк.
Дальнейшая работа школьного ПМПк строится также, как и при первичном направлении ребенка на
районную ПМПК.
При выявлении новых обстоятельств или координальных изменений в состоянии развития ребенка
(положительная или отрицательная динамика) в процессе коррекционной работы повторный прием на
районной ПМПК может проводится внепланово по заявке родителей (законных представителей) или ОУ.
III. Алгоритм действий специалистов школьногоПМПк
при отслеживании динамики развития ребенка специалистами районной ПМПКСпециалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей,
прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль в конце 2,3,5, 7 классов.
Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамическое
сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты районной ПМПК и
представители школьного ПМПк.
Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании ПМПК
сведения о динамике развития ребенка:
педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики
коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на
районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционноразвивающей
работы;
педагогическое представление для отслеживания динамики развития
психологическое представление для отслеживания динамики развития
сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое сопровождение
4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК
заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка
специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола
совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме
обучения ребенка
Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР
(предоставляется на ПМПК, врачупсихиатру)
Педагогическая характеристика
на ученика (цу) ______ класса школы _________
Приложение № 8.
Ф.И.О. ______________________________________________
Дата рождения _____________________
Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у
(имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность,
поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы
пространственно временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.
Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность
воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении
приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении
таких предметов, как биология, история, география, обществознание.
Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на
выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на
другой.
Недостаточный уровень развития словеснологического мышления проявляется в неумении
самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактнологического мышления
затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия.
При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи
педагога.
У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи
проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также
в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила.
Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности
при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).
У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно
может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь
взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает.
Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма изза умственных нагрузок. По
мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится
эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.
Дата
Директор подпись расшифровка
Классный руководитель подпись расшифровкаПриложение № 9
Методические рекомендации к заполнению педагогической характеристики на ребенка с задержкой
психического развития
Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от
того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая
характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный
коррекционный класс для детей с ЗПР.
Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для
детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной
программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.
Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный
материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико
педагогической комиссии.
Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения,
происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.
Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:
1) общие сведения об ученике;
2) состояние школьных знаний и навыков;
3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;
4) особенности учебной деятельности;
5) особенности поведения;
6) характеристика личности;
7) заключение.
В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в
школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда
поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР).
Следует кратко охарактеризовать семью ребенка.
В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или
предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в
том числе на индивидуальнокоррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие
предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него
наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний — темп
мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и
работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др.
При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в
окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности
таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.
Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную
характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи — имеется ли
аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно
используются; затруднения в оформлении речевого высказывания — замедленность, наличие повторов,
поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка — состояние фонематического слуха,
виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости
ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.
Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного
текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным
логопедом, использовать его данные.
Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на
способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении
выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной
деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его
потенциальные возможности.
Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее:
быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений),
затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности привыполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков
самоконтроля и умения оценить выполненную работу.
При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на
перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать,
какими навыками культурного поведения он владеет.
В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные
интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности,
музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным
поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в
свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию,
обидчивость, склонность к жалобам.
Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в
ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и
особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также
указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого.
Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.
Характеристика, написанная для медикопедагогической комиссии, должна освещать стороны,
важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные
затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп,
способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и
осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.
4.3 Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе сотрудников
образовательного учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение
диагностической и коррекционной работы с ребенком.
4.4 Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной
психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования составляется профильное заключение
специалиста и разрабатываются рекомендации.
4.5 На заседании ПМПк обсуждаются результаты комплексного обследования ребенка, сопоставляются
результаты диагностики специалистов разного профиля, составляется коллегиальное заключение.
Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику уровня психофизического, личностного и
социального развития ребенка, характеризует успешность усвоения программного материала и намечает
основные направления специализированной помощи, обобщающая частные рекомендации специалистов.
Заключение ПМПк носит рекомендательный характер. Протокол и коллегиальное заключение ПМПк
подписывается председателем и всеми членами ПМПк (разборчиво).
4.6 Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей
(законных представителей) в доступной для понимания форме.
4.7 В случае необходимости обследования ребенка в лечебных учреждениях, психологомедико
педагогических комиссиях, бюро медикосоциальной экспертизы копии заключений и рекомендаций
специалистов ПМПк выдаются только родителям (законным представителям).
4.8 На заседание консилиума специалистами оформляется следующая документация: педагогическое,
дефектологическое, логопедическое, психологическое представления на ребенка, предоставляются
письменные работы ребенка (рабочие тетради, контрольные работы, срезы знаний), текущая успеваемость.
4.9 На период реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист (куратор), который
отслеживает своевременность и правильность оказания ему психологопедагогической и медикосоциальной
помощи, ее эффективность, динамику развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на
заседания ПМПк.
4.10 Специалисты обеспечивают комплексную помощь нуждающимся учащимся в динамике
образовательного процесса, обеспечивая целостность решения образовательных, коррекционных,
развивающих и воспитательных задач.
4.11 При необходимости углубленной диагностики, разрешения спорных вопросов, изменении
образовательного маршрута (как в пределах учреждения, так и в случае изменения вида образовательного
учреждения) специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в
окружную (городскую) психологомедикопедагогическую комиссию и оформляют соответствующую
документацию на ребенка.
4.12 Периодичность проведения консилиумов определяется реальным запросом на комплексное,
всестороннее обсуждение проблем, связанных с образованием детей с особыми потребностями. Плановые
консилиумы проводятся не реже одного в четверть.4.13 Консилиум осуществляет свою деятельность во взаимодействии с городской психологомедико
педагогической комиссией.
4.14 Специалистами консилиума ведется следующая документация:
протоколы заседаний консилиума;
протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста);
представления на учащихся;
карта динамического развития ребенка (содержит представления, выписку из протокола с указанием
рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребенка, программу комплексного развития);
аналитические материалы.
Приложение №10
ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЙ
школьного ПМПконсилиума
(образец заполнения)
Дата « » 20 г.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Председатель Ф.И.О._________________________________
Соц. педагог _______________________________________
Психолог ________________________________________
Мед.работник _______________________________________
Преподаватели _____________________________________
___________________________________
___________________________________
их
выступление)
ПОВЕСТКА ДНЯ: Определение дальнейшего маршрута обучения учащихся_______ класса, испытывающих
трудности при усвоении программы общеобразовательной школы: (далее Ф.И.О. учащихся)
СЛУШАЛИ: (Классного руководителя, педагогапсихолога,соц. педагога, мед. работника, учителей
предметников.
Кратко
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____
РЕШЕНИЕ КОНСИЛИУМА: Направить учащихся ___ класса (Ф.И.О.) на районную ПМПК с целью
определения формы обучения и маршрута индивидуального развития.
Председатель шк. ПМПк ____________________________________________
Секретарь __________________________________________________________
Приложение 11
Заключение психологомедикопедагогического консилиума
(предоставляется на ПМПК)
Дата « ____ » _____________20_____г.
(образец заполнения)
Причины направления на ПМПК Затруднения при усвоении общеобразовательной программы
Заключение консилиума: Направить на районную ПМПК учащегося ___ класса (Ф.И.О.) с целью
определения формы обучения и маршрута индивидуального развития
Рекомендации по коррекционно – развивающему обучению: _____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________
Приложение (отметить наличие)
1.Педагогическая характеристика
2. Педагогическое представление
3. Психологическое представление
4. Логопедическое представление
5. Анамнез
6.Сведения об успеваемости
7. Сведения о пропусках уроков
8. Копия свидетельства о рождении ребенка
9. Копия документа, удостоверяющего личность родителей (законных представителей)
10. Заявление родителей (законных представителей)
Председатель ПМПк
(специальность) (фамилия)
Члены ПМПк
(специальность) (фамилия)
(специальность) (фамилия)
(специальность) (фамилия)
ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЙ
школьного ПМПконсилиума
Дата « » 20 г.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Председатель Ф.И.О._________________________________
Соц. педагог _______________________________________
Психолог ________________________________________
Мед.работник _______________________________________
Преподаватели _____________________________________
___________________________________
___________________________________
их
выступление)
ПОВЕСТКА ДНЯ: Определение дальнейшего маршрута обучения учащихся_______ класса, испытывающих
трудности при усвоении программы общеобразовательной школы: (далее Ф.И.О. учащихся)
СЛУШАЛИ: (Классного руководителя, педагогапсихолога,соц. педагога, мед.работника, учителей
предметников.
Кратко
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____
РЕШЕНИЕ КОНСИЛИУМА:Председатель шк. ПМПк ____________________________________________
Секретарь __________________________________________________________