Принято
Педагогическим советом школы.
Протокол от 31.10.2013 года № 3
Утверждено приказом
от 31.10.2013 №717
директор школы
С.Н.Гашкова
ПОЛОЖЕНИЕ
о Центре качества образования
1.Общие положения
1
Положение о Центре качества образования (далее — ЦКО) (далее —
Положение) устанавливает единые требования к реализации внутренней системы
оценки качества образования в образовательном учреждении (далее — ОУ).
2 Практическое осуществление работы ЦКО строится в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», нормативными актами Правительства РФ, Министерства
образования и науки РФ, Министерства образования и науки Нижегородской
области, департамента образования администрации Кстовского района,
регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества
образования. Положение является локальным нормативным документом,
разработанным в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, программой
развития школы.
3 Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами, в т.ч. На педагогических работников,
работающих по совместительству.
4 В настоящем Положении используются следующие термины:
1) качество образования — интегральная характеристика системы
отражающая степень соответствия личностным
образования,
ожиданиям субъектов образования, условий образовательного
процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым
государственным стандартом и социальным запросам.
2) оценка качества образования – процесс, в результате которого
определяется степень соответствия измеряемых образовательных
результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных
актах системе требований к качеству образования;
3) внутренняя система оценки качества образования – целостная
система диагностических процедур, реализуемых различными
субъектами государственнообщественного управления школой,
которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества
образования, а также совокупность организационных структур инормативных правовых материалов, обеспечивающих управление
качеством образования в ОУ;
4) экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных
процессов, условий и результатов образовательной деятельности;
5) измерения — оценка уровня образовательных достижений с помощью
контрольных измерительных материалов (далее — КИМ)
(контрольных работ, тестов, анкет и т. д.), которые имеют
стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым программам и требованиям ФГОС.
5 Положение о ЦКО, а также дополнения и изменения к нему утверждаются
приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями,
заинтересованными лицами и организациями.
6 Оценка качества образования в МБОУ СОШ №8 с углубленным изучением
отдельных предметов проводится в соответствии с планом работы школы.
7 Основными принципами функционирования ЦКО являются:
1) согласование и утверждение единых критериев оценивания,
преимущественное использование объективных оценочных методов и
процедур;
2) включение педагогических работников в критериальный самоанализ и
самооценку деятельности;
3) соизмерение размеров оплаты труда педагогических работников с его
результатами и условиями, дифференциация этих размеров в зависимости
от конкретных результатов.
2. Цели и задачи, функции ЦКО
2.1. Целью ЦКО является получение объективной информации о состоянии
качества образования, тенденциях, его изменениях, причинах, влияющих на его
уровень.
2.2. Основными задачами ЦКО являются:
1) формирование единого понимания критериев качества образования и
подходов к его измерению;
2) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга
школьной системы внутренней оценки качества образования;
3) разработка единой информационнотехнологической базы системы оценки
качества образования;
4) определение форматов собираемой информации и разработка технологии
ее использования в качестве информационной основы принятия
управленческих решений;5) изучение и самооценка состояния развития образования в ОУ с
прогностической целью определения возможного рейтинга школы по
результатам государственной аккредитации;
6) формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной
образовательной статистики и оценки качества образования;
7) выявление факторов, влияющих на образовательные результаты;
8) повышение квалификации педагогических работников по вопросам,
касающимся требований аттестации педагогов, оценки индивидуальных
достижений учащихся;
9) определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей
надбавке к заработной плате; за высокое качество обучения и воспитания;
10)
реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и
коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки
качества образования;
11)
стимулирование инновационных процессов к поддержанию и
постоянному повышению качества и конкурентоспособности.
2.3. Основные функции ЦКО:
1) обеспечение введения ФГОС и удовлетворение
потребности в
получении качественного образования со стороны всех субъектов
школьного образования;
2) аналитическое сопровождение управления качеством образования
школьников;
3) экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций
развития школы;
4) информационное обеспечение управленческих решений по проблемам
повышения качества образования;
5) обеспечение внешних пользователей информацией о развитии
образования в ОУ.
2.4. Объектами оценки качества образования являются:
1) учебные и внеучебные достижения учащихся;
2) продуктивность, профессионализм и квалификация педагогов;
3) результативность деятельности ОУ.
2.5. Предметы оценки:
1) качество образовательных результатов;
2) качество сформированности обязательных результатов обучения;
3) качество деятельности педагогических кадров;
4) качество реализации программы "Одаренные дети";
5) качество инновационной деятельности ОУ;6) качество учебнометодического обеспечения и материально
технического оснащения образовательного процесса;
7) качество воспитания;
8) качество здоровьесберегающей деятельности;
9) уровень безопасности пребывания детей в школе.
3.Направление деятельности ЦКО
3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:
1)
системы внутренней оценки качества образования;
2) общественной экспертизы и качества образования,
которая
организуется силами общественных организаций и объединений, родителей
учащихся (оценка удовлетворенности качеством образования);
3) профессиональной экспертизы качества образования, организуемой
профессиональным образовательным сообществом (внешний аудит).
3.2. Организационная структура ЦКО включает в себя администрацию ОУ,
педагогический совет, методические объединения учителей, управляющий совет и
собственно ЦКО.
3.3. Согласованная работа всех организационных структур ЦКО позволяет
обеспечить достоверную внутреннюю оценку качества образования.
4. Организация и технология ЦКО
4.1. ЦКО включает в себя систему сбора и первичной обработки данных,
систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения
статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного
образования.
4.2. ЦКО осуществляет работу посредством существующих процедур оценки
качества образования.
4.3. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты
оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также
номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения
устанавливаются в регламенте оценки качества образования.
4.4. Внутренняя оценка качества образования осуществляется на основе
существующей системы направлений изучения и показателей результатов качества
образования в ОУ:
4.4.1. Качество образовательных результатов:
результаты ЕГЭ для выпускников11ых классов;
результаты Г(И)А выпускников 9ых классов в новой форме; результаты промежуточной и текущей аттестации учащихся 48,10х классов;
результаты мониторинговых исследований обученности и адаптации учащихся;
результативность мониторингового исследования образовательных достижений
учащихся на разных ступенях обучения в соответствии со школьной программой
мониторинговых исследований;
результаты промежуточной оценки предметных и метапредметных результатов
13х классов;
удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
4.4.2. Качество сформированности обязательных результатов обучения
результаты административных контрольных работ:
стартовый (входной) определяется степень устойчивости знаний обучающихся,
выясняются причины потери знаний за летний период и намечаются меры по
устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;
промежуточный (тематический, четвертной, полугодовой) отслеживается
динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и
учеников для предупреждения неуспеваемости;
итоговый (годовой) определяется уровень сформированности знаний, умений и
навыков при переходе обучающихся в следующий класс, прогнозируется
результативность дальнейшего обучения обучающихся, выявляются недостатки в
работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по
предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные
результаты;
тренировочные, диагностические задания разрабатываются и проводятся
учителями предметниками, руководителями кафедр, ШМО, заместителем
директора;
диагностические и тренировочные задания системы СтатГрад.
4.4.3. Качество деятельности педагогических кадров:
уровень образования (соответствие образования и преподаваемой дисциплины);
курсы повышения квалификации;
научная степень;
квалификационная категория;
педагогический стаж;
применяемые технологии;
участие в инновационной или экспериментальной деятельности;
участие в профессиональных конкурсах;
удовлетворенность учащихся и родителей качеством уроков.
4.4.4. Качество реализации программы "Одаренные дети":количество участников предметных олимпиад, конкурсов;
количество победителей и призеров предметных олимпиад;
количество призеров исследовательских конкурсов и проектов;
количественный и качественный анализ результатов творческой деятельности
учащихся.
4.4.5. Качество инновационной деятельности:
участие школы в инновационной и экспериментальной работе на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях;
публикация статей педагогических и руководящих кадров в научных сборниках,
журналах, СМИ;
участие
в
муниципальном уровнях;
подготовка
по
отчета
экспериментальной деятельности.
конференциях на федеральном, региональном,
инновационной и
результатам
научных
опытно
обеспечения
и материально
Качество учебнометодического
4.4.6.
технического оснащения образовательного процесса:
комплектность оснащения учебного процесса (лабораторные комплекты по
предметам; лицензионное демонстрационное программное обеспечение по
учебным предметам);
учебники или учебники с электронными приложениями по всем предметам
и учебнометодической литературы к ним; печатные и электронные
образовательные ресурсы;
библиотека (электронный читальный зал, медиатека, работающие средства для
сканирования и распознавания, распечатки и копирования бумажных материалов);
фонд дополнительной литературы (детской, художественной, научно
методической, справочнобиблиографической и периодической);
материальнотехническое обеспечение кабинетов в соответствии с требованиями
к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных
помещений;
техника для создания и использования информации (для записи и обработки
звука и изображения, выступлений с аудио, видео и графическим
сопровождением, в том числе мультимедийных проекторов, интерактивных
досок);
компьютеры,
для
осуществления образовательного
комплект
лицензионного или свободно распространяемого системного и прикладного
программного обеспечения;
подключение к сети Internet;
территории, оборудованные для реализации разделов «Легкая атлетика»,
«Гимнастика», «Волейбол/баскетбол» и др.
используемые
сертификат
том
числе
имеющие
качества,
процесса,
в4.4.7. Качество воспитания:
динамика личностного развития школьников;
воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности;
организация системы дополнительного образования;
организация
общественных организаций (ДОО);
социальнопсихологическое обеспечение воспитания обучающихся, в том числе
школьников с проблемами личностного развития;
взаимодействие ОУ с родительской общественностью;
ресурсное обеспечение воспитания в ОУ;
предметноэстетическая среда ОУ.
ученического самоуправления и деятельности детских
4.4.8. Качество здоровьесберегающей деятельности:
динамика формирования ценности здорового и безопасного образа жизни у
учащихся;
динамика показателей здоровья учащихся (общего показателя здоровья;
показателей заболеваемости органов зрения и опорнодвигательного аппарата;
травматизма;
показателя количества пропусков занятий по болезни;
эффективности оздоровления часто болеющих учащихся);
динамика показателей психологического климата в ОУ;
социологические исследования на предмет удовлетворенности учащихся,
родителей (законных представителей), педагогических работников школы,
социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и
системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению
здоровья.
4.4.9. Оценка безопасного пребывания детей в школе:
оценка условий состояния безопасности жизнедеятельности;
динамика формирования антитеррористической защищенности школы;
исследование уровня культуры безопасности учащихся (методическая работа
классных руководителей, направленная на обеспечение безопасного поведения
учащихся в школе);
системность работы по обеспечению пожарной безопасности школы;
динамика показателей травматизма в школе ( на уроках повышенной опасности и
на переменах).
4.5. Основными методами установления фактических значений показателей
являются экспертиза и измерение.
4.6. Технологии измерения определяются видом избранных КИМ, способом их
применения. Содержание КИМ, направленных на оценку уровня обученности
учащихся должно соответствовать содержанию ФГОС.4.7. Итоги работы ЦКО ежегодно оглашаются на итоговой конференции. Доступ
к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования
5.1. ЦКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности
общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
5.2. ЦКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности
и
профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по
включению в процесс оценки качества образования в ОУ. Участие указанных
структур в оценке качества образования определяется регламентом оценки
качества образования.
5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие
требований, предъявляемых к качеству образования, социальным ожиданиям и
интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества
образования.
5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования
являются:
1) внеучебные достижения учащихся;
2) общий уровень духовнонравственного развития учащихся;
3) условия, созданные ОУ в целях сравнения и укрепления психофизического
здоровья учащихся;
4) эффективность управления школой.
5.5.
Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает
соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, современным
тенденциям развития образования и формирование специального инструментария
для диагностики индивидуальных достижений учащихся.
5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования
выступают:
1) качество реализации образовательных программ;
2) результаты тестирования,
анкетирования,
педагогического,
тестирований;
психологического,
полученные в ходе
социальнопедагогического
3) условия, созданные для реализации программ основного и дополнительного
образования, реализации индивидуальных запросов учащихся;
4) результаты самообследования.
5.7. Информация о результатах общественной и профессиональной оценки
качества образования доводится до общественности через публикации, публичные
и аналитические доклады о состоянии качества образования на сайте ОУ или на
платформе ИОС Дневник.ру.