Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета... а, школы в области образования. Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.
Администрация школы имеет право делегировать полномочия по реализации плана внутришкольного контроля методическим объединениям с целью самоанализа и корректировки особенностей образовательных (рабочих) программ.Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле
МБОУ СОКШ с. Знаменка Нерчинский район
Уставом школы,
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ РФ от 29.10.2012
№ 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением
об образовательном учреждении», Письмом министерства образования РФ
от 10.09.1999 г. № 2206874 «Об обеспечении инспекционноконтрольной
деятельности»,
Программой развития школы и
регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного
контроля администрацией.
1.2 Внутришкольный контроль — главный источник информации для
диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов
деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем
понимается проведение членами администрации школы наблюдений,
обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в
пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы
законодательных и иных нормативноправовых актов РФ, субъекта РФ,
муниципалитета, школы в области образования. Процедуре внутришкольного
контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его
проведения.
1.3. Администрация школы имеет право делегировать полномочия по
реализации плана внутришкольного контроля методическим объединениям с
целью самоанализа и корректировки особенностей образовательных (рабочих)
программ.
1.4. Положение о внутришкольном контроле утверждается директором школы
по согласованию с профсоюзным комитетом, имеющим право вносить в него
изменения и дополнения.
2. Цели и задачи внутришкольного контроля.
2.1. Целями внутришкольного контроля являются:
совершенствование деятельности образовательного учреждения;
повышение мастерства учителей;
улучшения качества образования в школе.
2.2. Задачи внутришкольного контроля:
осуществление контроля над исполнением законодательства в области
образования;
выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных
нормативноправовых актов, принятие мер по их пресечению; анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их
предупреждению;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников;
изучение результатов педагогической деятельности,
выявление
положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного
процесса и разработка на этой основе предложений по распространению
педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе
контроля.
2.3. Функции внутришкольного контроля:
информационноаналитическая;
контрольнодиагностическая;
коррективнорегулятивная.
3. Организация проведения внутришкольного контроля.
3.1.Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или
эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов
деятельности работников по вопросам:
соблюдения законодательства РФ в области образования;
осуществления государственной политики в области образования;
использования финансовых и материальных средств в соответствии с
нормативами;
использования методического обеспечения в образовательном процессе;
реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдения утвержденных учебных графиков;
соблюдения Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов школы;
соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся
и текущего контроля успеваемости;
своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся
дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов
местного самоуправления;
работы подразделений организаций общественного питания и медицинских
учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и
работников школы;
другим вопросам в рамках компетенции директора школы.
4. Критерии оценивания.
4.1. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается: выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение
материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и
др.);
уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;
степень самостоятельности учащихся;
владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными
умениями;
дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
совместная деятельность учителя и ученика;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение подбирать дополнительную литературу, информацию, иллюстрации и
другие материалы, направленные на усвоение учащимися знаний;
самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
умение корректировать свою деятельность;
умение обобщать свой опыт;
умение составлять и реализовывать план своего развития.
способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии,
5. Методы и виды контроля.
5.1. Методы контроля над деятельностью учителя:
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
мониторинг;
наблюдение;
изучение документации;
анализ самоанализа уроков;
беседа о деятельности учащихся;
результаты учебной деятельности учащихся.
5.2. Методы контроля над результатами учебной деятельности:
• наблюдение;
• устный опрос;
• письменный опрос;
• письменная проверка знаний (контрольная работа);
• комбинированная проверка;
• беседа, анкетирование, тестирование;
• проверка документации.
5.3. Внутришкольныи контроль может осуществляться в виде плановых или
оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.
Внутришкольныи контроль в виде плановых проверок осуществляется в
соответствии с утвержденным планомграфиком, который обеспечивает
периодичность и исключает нерациональное дублирование в организациипроверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале
учебного года.
5.4.Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется
в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в
обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций,
урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками
образовательного процесса.
5.5. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор,
системный учет, обработку и анализ информации об организации и
результатах образовательного процесса для эффективного решения задач
управления качеством образования
(результаты образовательной
деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания,
выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно
методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
5.6. Внутришкольный
контроль в виде административной работы
осуществляется директором школы или его заместителями по учебно
воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
5.7. Виды внутришкольного контроля:
предварительный предварительное знакомство;
текущий непосредственное наблюдение за учебновоспитательным
процессом;
итоговый изучение результатов работы школы, педагогов за четверть,
полугодие, учебный год.;
тематический;
фронтальный.
5.8.Формы внутришкольного контроля:
персональный;
класснообобщающий;
предметнообобщающий;
тематическиобобщающий;
комплекснообобщающий;
обзорный.
6. Правила проведения внутришкольного контроля.
6.1. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его
поручению заместители по учебновоспитательной работе, руководители
методических объединений, другие специалисты.
6.2. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут
привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные
специалисты.6.3. Директор издает приказ (указание) о сроках и теме предстоящей
проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план
задание.
6.4. Планзадание определяет вопросы конкретной проверки и должно
обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов
внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по
отдельным разделам деятельности школы или должностного лица.
6.5. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна
превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других
мероприятий.
6.6. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля.
6.7. При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений
законодательства Российской Федерации в области образования, о них
сообщается директору школы.
6.8. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в
необходимых случаях по согласованию с психологической и методической
службой школы.
6.9. При проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В
экстренных случаях директор и его заместители по учебновоспитательной
работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного
предупреждения.
6.10. При проведении оперативных проверок педагогический работник
предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;
6.11.В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не
менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается
письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об
образовании).
7. Основания для внутришкольного контроля.
7.1. Основанием для внутришкольного контроля может быть:
заявление педагогического работника на аттестацию;
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических или юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
8. Результаты внутришкольного контроля.
8.1. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде
аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля,
доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу.8.2. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и,
при необходимости, предложения.
8.3. Информация о результатах контроля доводится до работников школы в
течение 7 дней с момента завершения проверки.
8.4. Педагогические работники после ознакомления с результатами контроля
должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то,
что они поставлены в известность о результатах. При этом они вправе сделать
запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом
или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию
профсоюзного комитета или вышестоящие органы управления образования.
8.5. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей
и задач, а также с учетом реального положения дел:
проводят заседание педагогического или методических советов,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно
номенклатуре дел школы;
результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении
аттестации педагогических работников, но не являются основанием для
заключения экспертной группы.
8.6. По результатам внутришкольного контроля директор принимает решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля
коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов)
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
о поощрении работников.
8.7. О результатах проверки сведения изложенные в обращениях обучающихся
или их родителей, а так же в обращениях и запросах других граждан и
организаций, сообщает им в установленном порядке и в установленные сроки.
9. Личностнопрофессиональный контроль.
9.1. Личностнопрофессиональный контроль предполагает изучение и анализ
педагогической деятельности отдельного учителя.
9.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:
уровень знаний учителя в области современных достижений
психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство
учителя;
уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения,
наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
результаты работы учителя и пути их достижения;
способы повышения профессиональной квалификации учителя.
9.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право: знакомиться с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием,
которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и
утверждается на заседании методического объединения и может
корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными
журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских
собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами
учителя;
изучать практическую деятельность педагогических работников школы через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков,
факультативов, секций;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
организовывать социологические,
исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
психологические,
педагогические
10. Права педагогического работника.
10.1.Проверяемый педагогический работник имеет право;
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие
органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
10.2. По результатам персонального контроля деятельности учителя
оформляется справка.
11. Тематический контроль.
11.1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам
деятельности школы.
11.2.Содержание тематического контроля может включать вопросы
индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения
перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и
навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие
вопросы.
11.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую
практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы,
опыта мастеров педагогического труда.
11.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития
школы, проблемноориентированным анализом работы школы по итогамучебного года, основными тенденциями развития образования в городе,
регионе, стране.
11.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами,
сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом
работы школы.
11.6. В ходе тематического контроля проводятся:
тематические исследования (анкетирование, тестирование);
осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного
воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций,
учащихся;
посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций;
анализ школьной и классной документации.
11.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения
или справки.
11.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического
контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или
заместителях, заседаниях методических объединений.
11.9. По результатам тематического контроля принимаются меры,
направленные на совершенствование учебновоспитательного процесса и
повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
11.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть
оформлены одним документом.
12. Классно обобщающий контроль.
12.1. Класснообобщающий контроль осуществляется в конкретном классе
или параллели.
12.2. Класснообобщающий контроль направлен на получение информации о
состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
12.3. В ходе класснообобщающего контроля руководитель изучает весь
комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе или классах:
деятельность всех учителей;
включение учащихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
стимулирование потребности в самообразовании,
самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество учителя и учащихся;
социальнопсихологический климат в классном коллективе.
12.4. Классы для проведения класснообобщающего контроля определяются
по результатам проблемноориентированного анализа по итогам учебного
года, полугодия или четверти.
12.5.Продолжительность класснообобщающего контроля определяется
необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с
выявленными проблемами.
самоанализе,12.6.Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с
объектами, сроком, целями, формами и методами класснообобщающего
контроля в соответствии с планом работы школы.
12.7.По результатам класснообобщающего контроля проводятся мини
педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы,
родительские собрания.
13. Комплексный контроль.
13.1. Комплексный контроль с целью получения полной информации о
состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной
проблеме.
13.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из
членов администрации образовательного учреждения, руководителей
методических объединений, эффективно работающих учителей школы под
руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной
группы администрация может привлекать лучших учителей других школ,
инспекторов и методистов окружного управления образования Департамента
образования.
13.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать
план проверки, распределить обязанности между собой.
13.4.
устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.
13.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами,
планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы
школы, но не менее чем за месяц до ее начала.
13.6.
По результатам комплексной проверки готовится справка, на
основании которой директором школы издается приказ (контроль за
исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и
проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или
его заместителях.
Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача,
14. Внесение изменений.
В настоящее Положение могут быть внесены изменения по решению
педагогического совета школы.