Настоящее Положение «О разработке и утверждении дополнительных образовательных программ» МОУ Тимшерской средней общеобразовательной школы составлено в соответствии с Федеральным Законом №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом «О дополнительном образовании», письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Дополнительная образовательная программа (далее – Программа) – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления образовательного процесса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: __________________
Директор школы Н.А.Паршукова
Введено в действие приказом №
от « » января 2018 года
Принято педсоветом. Протокол № 5
от «22 » января 2018 года
Согласовано на общешкольнм родительском
комитете.
Протокол №3 от 16 января 2018 года
Согласовано на заседании совета
старшеклассников.
Протокол №4 от 15 января 2018 года
ПОЛОЖЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение «О разработке и утверждении дополнительных образовательных
программ» МОУ Тимшерской средней общеобразовательной школы составлено в соответствии с
Федеральным Законом №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным Законом «О дополнительном образовании», письмом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 061844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей».
1.2.
Дополнительная образовательная программа (далее – Программа) – это документ,
отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности;
документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления
образовательного процесса.
1.3.
Программы могут быть различных направленностей: научнотехнической, спортивно
технической, физкультурноспортивной, художественной, туристскокраеведческой, эколого
биологической, военнопатриотической, социальнопедагогической, социальноэкономической,
художественноэстетические, естественнонаучной и других направленностей.
1.4.
определяется педагогами дополнительного образования.
Содержание Программ, формы их освоения и продолжительность обучения
1.5.
Программы направлены на обучение, на развитие личности, её мотивацию к познанию и
творческой деятельности; удовлетворение разнообразных интересов детей; сохранение их
физического и психического здоровья.
2.
Цель и задачи
Настоящее положение разработано с целью повышения качества организации и
2.1.
содержания педагогической деятельности и упорядочения общих требований к оформлению и
разработке программ дополнительного образования детей.
2.2.
Задачи:
описать и раскрыть содержание структурных элементов программы;
совершенствовать организацию образовательного процесса.
3.
Структура Программы
Титульный лист
3.1.
содержит:
полное наименование образовательного учреждения,
где, когда и кем утверждена программа,
название программы,
направленность,
возраст обучающихся,
нормативный срок реализации программы,
автор или составители (ФИО, должность),
название населенного пункта,
год разработки программы.
Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1.
3.2.
Пояснительная записка
В пояснительной записке условно можно выделить несколько частей:
Концепция программы (описание предмета, обоснование актуальности, раскрытие ведущих
идей, отличие от других программ).
Цель и задачи – должны быть направлены на:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской
одарённости;
коррекции психофизического и умственного развития детей;
профилактику асоциального поведения детей и подростков.
Характеристика программы:
Вид:
1.Модифицированная (указать автора, название, год издания основной программы, на которую
опирались);
2.Авторская (чётко описать, в чём заключается ваше авторство (новый предмет, новое
содержание, новая методика и др.).(изобразительная деятельность, декоративноприкладное творчество,
Направленность:
Художественная
хореография, вокальноинструментальные группы, театральная деятельность и др.)
Социальнопедагогическая (журналистика, логопедическое объединение, английский язык,
основы кулинарии и т.д.)
Физкультурноспортивная
Туристскокраеведческая (поисковые, туристические группы)
Военнопатриотическая
(Научнотехническая, спортивнотехническая, физкультурноспортивная, художественная,
туристскокраеведческая,
социально
педагогическая, социальноэкономическая, естественнонаучная и другая)
Тип: дополнительная
экологобиологическая,
военнопатриотическая,
Классификация:
Общеразвивающие (направлены на решение задач, формирования общей культуры
обучающихся, расширения их знаний о мире, о себе)
Профессионально – ориентированные (позволяют обучающимся познакомиться с той или иной
сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе
профессии)
по возрасту – одновозрастные, разновозрастные,
по масштабу действия – учрежденческие,
по срокам реализации – здесь указывается временной промежуток реализации программы.
Организационнопедагогические основы обучения
В этой части указывается:
1) Состав обучающихся, возрастная группа, условия набора обучающихся, учёт индивидуальных
особенностей обучающихся
2) Рекомендуемое расписание занятий, продолжительность образовательного процесса,
количество часов по годам обучения.
Указывается, сколько раз в неделю проводятся занятия, с какой продолжительностью.
3) Формы проведения занятий, особенности организации образовательного процесса (если
планируются, то – экскурсии, походы).
Здоровьесбережение
В этом разделе указываются условия безопасности жизнедеятельности и здоровья обучающихся
на занятиях:
темы инструктажей по технике безопасности;
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Данный раздел должен быть полностью согласован с целями и задачами (проверяем, достигли ли
поставленных целей). Прописываем прогнозируемый результат – это описание знаний, умений,
навыков обучающихся, которыми они будут обладать по окончании обучения по данной
программе. В заключение указывается, в какой форме предполагается подвести итоги обучения
(это могут быть: творческий отчёт, концерт, конференция, соревнование, защита рефератов, и
т.д. – итоговая и промежуточная аттестация).
Формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования,
учебноисследовательские конференции и т.д.).
К каждому виду контроля необходимо приложить разработку сценария игры, или перечень
вопросов к тестам и т.д. (в зависимости от формы проведения контроля) – описывается
подведение итогов образовательного процесса по данной программе.Учебнотематический план
3.3.
Учебнотематический план включает:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
примечания (для корректировки количества часов на темах).
Оформляется в виде таблицы
Раздел (тема)
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Примечания
….
….
….
Итого:
Количество часов указывается по каждой теме отдельно, в том числе, теоретических и
практических.
Содержание изучаемого курса
3.4.
Тема 1: … Название темы в соответствии с учебнотематическим планом. (ч)
Теория: … Прописываются темы теоретических занятий.
Практика: … Прописывается учебная деятельность обучающихся.
Тема 2: Название темы в соответствии с учебнотематическим планом. (ч)
Теория: … Прописываются темы теоретических занятий.
Практика: … Прописывается учебная деятельность обучающихся.
Содержание программы раскрывается через краткое описание тем.
Содержание программы должно:
учитывать уровень развития детей;
учитывать методы оценки результатов обучения по программе;
раскрывать условия организации образовательного процесса, а так же материально –
техническое, методическое обеспечение.
Содержание программы должно быть направлено на:
создание условий для развития ребёнка;
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
профилактику асоциального поведения;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога с семьёй.
Содержание определяется целями курса.
Содержание должно быть конкретизировано через понятия в рамках материала данного курса.
Методическое обеспечение программы
3.5.
Описывается:
используемые технологии обучения,
приёмы и методы организации учебновоспитательного процесса (игра, беседа, рассказ,
наблюдение, опыты, проблемное обучение),
используемый дидактический материал,
наличие учебных пособий,
и другое (т.е. то, без чего реализация программы в полном объёме невозможна) –
оборудование, атрибутика, инструменты.
3.6.
Список литературыЛитература для педагога (источники, которые рекомендуется использовать педагогам
Литература для обучающихся (учебники, пособия, книги, которыми могут
1.
для организации образовательного процесса).
2.
воспользоваться обучающиеся и их родители).
В списке литературы обязательно указываются все выходные данные книги: автор,
название книги, издательство, год издания, количество страниц. Литература в списке
располагается в алфавитном порядке.
4.
Разработка и утверждение программ
Программы разрабатываются педагогами дополнительного образования на каждый год
Программы рассматриваются предметным методическим объединением, утверждаются
4.1.
обучения.
4.2.
директором.
4.3.
Программа печатается с использованием текстового редактора Microsoft Offis Word
версии 2003 года и выше, шрифтом Times New Roman, размером № 12 через 1 междустрочный
интервал на стандартных листах формата А4. Каждый напечатанный лист программы имеет
следующие размеры полей:
Левое – 3,5 см.,
Правое – от 1,5 см.,
Верхнее – 2,0 см.,
Нижнее – 2,0 см.
Разделы программы отделяются от предыдущего междустрочным интервалом 1,15.
Наименования разделов программы печатаются размером № 14, выделяются полужирным
шрифтом и выравниваются по центру. Основной текст выравнивается по ширине листа в
зависимости от размеров полей.
4.4.
учебного года.
Программа предоставляется администрации не позднее, чем за две недели до начала
Оформление титульного листа (примерное)
Приложение № 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО
Заместитель директора по ВР
____________/ /
___________/___________./
Протокол № ___
«__»____________20_____ г.
«__»____________20____ г.
Директор
___________/Паршукова Н.А./
Приказ № ____
«__»____________20_____ г.
Дополнительная образовательная программа
«НАШ КРАЙ»
Возраст обучающихся – 9 лет
Один год обучения
Направленность: естественнонаучная
Нормативный срок освоения программы 1 год
Составитель – Напалкова Зоя Степановна,
учитель географии, биологии
Тимшер
2017 г