Материал данного урока полезен для алигофренопедагогов. Целью данного урока является формирование представления о разрядных единицах (сотни, десятки, единицы) и их соотношениях в трёхзначных числах. Предложенный материал способствует формированию умения определять место разрядов в трёхзначных числах;корригирует логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;воспитывает умение чётко работать по инструкции учителя.
Урок по математики для обучающихся 5 А класса для школ
VІІІ вида
с легкой степенью умственной отсталости
Тема раздела «Нумерация чисел в пределах 1 000»
Тема урока «Получение трёхзначных чисел. Разряды:
единицы,десятки, сотни»
2 урок по разделу
Цель: формирование представления о разрядных единицах
(сотни, десятки, единицы) и их соотношениях в трёхзначных
числах.
Задачи:
1) формировать представление о разрядных единицах в трёхзначных числах; учить
определять место разрядов в трёхзначных числах.
2)корригировать логическое мышление, слуховое и зрительное
восприятие.
3)воспитывать умение чётко работать по инструкции учителя.
Тип урока: Комбинированный (урок актуализации знаний и
изучения нового).
Дидактическое обеспечение урока: демонстрационная таблица
классов и разрядов, счёты на каждого ребенка, демонстрационные
таблицы единиц, круглых десятков и сотен.
УМК: Н.Г. Перова, Г.М. Капустина «Математика» 5 класс: учебник
для специальных
общеобразовательных
учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2016г.
(коррекционных)
Ход урока
I . Организационный подготовительный этап 3 мин.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.- Начнём наш урок.
- Откройте тетради, отступите от оценки 2 клетки на третьей
запишите «Классная работа».
- Какое сегодня число? (10 октября).
- Какой месяц октябрь в году по счету? (Октябрь – десятый месяц в
году).
- Запишите не полях число 10.10.
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Каким по счету осенним месяцем является октябрь? (Вторым
месяцем осени).
- Какой месяц предшествовал октябрю? (Сентябрь). Какой месяц
следует за октябрем? (Ноябрь).
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
1мин
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с трёхзначными
числами. Будим учиться их составлять, читать, и находить в них
разрядные единицы.
ІІ. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке
5мин
Устный счёт
- У вас на партах лежат счеты. Посчитайте единицами на счётах до
10.
- На какой проволоке отложим единицы? (На первой снизу).
- Вспомните, какой следующий разряд образуют 10 единиц?
(Разряд десятки).
- Замените 10 единиц 1 десятком.
- На какой проволоке отложим десяток? (На второй снизу).
2- Считайте десятками и откладывайте их на счётах.
- Вспомните, какой следующий разряд образуют 10 десятков?
(Разряд сотни).
-Замените 10 десятков 1 сотней.
- На какой проволоке отложим одну сотню? (На третьей снизу).
- Считайте сотнями и откладывайте их на счётах.
- Вспомните, что образуют 10 сотен? (Одну тысячу).
-Замените 10 сотен на 1 тысячу.
- На какой проволоке отложим одну сотню? (На четвёртой снизу).
IІI.Объяснение нового материала
12- 15мин.
Воспроизведение материала, с опорой на знания
обучающихся
- Посмотрите, у меня на доске три группы чисел.
1 2 3
4 5 6
7 8 9
-
10 20
30
40 50
60
100 200
300
400 500
600
70 80
90
Сколько знаков
содержит
каждое число из
(Один знак).
эти числа?
700 800
900
первой группы?
- Как называются
(Однозначные числа).
- Из каких разрядных единиц состоят однозначные числа? (Из
разряда единиц).
- На каком месте справа в разрядной таблице находится разряд
единиц? (На первом месте справа).
3- Назовите самое маленькое однозначное число (1), самое большое
(9).
- Запишите в тетрадь
Однозначные числа: (от 1 до 9).
Например: 2, 5, 9.
- Подчеркните разряды в однозначных числах. Сколькими чертами
подчеркнём? (Одной чертой).
- Что вы можете сказать о второй группе чисел?
- Сколько знаков содержит каждое число второй группы? (Два
знака).
- Как называются эти числа? (Двузначные числа).
- На что оканчиваются числа второй группы? (На цифру 0). Значит,
как ещё можно назвать эти числа? (Круглые десятки).
- Из какой разрядной единицы состоят круглые десятки? (Из
разряда десятки).
- На каком месте справа в разрядной таблице находится разряд
десятки? (На втором месте справа).
- Что у круглых десятков означает цифра 0? (Отсутствие разряда
единиц).
- Назовите самое маленькое двузначное число (10). Отложите на
счётах.
- Отложите на счётах 9 десятков. Какое это число? (90).
- Подумайте, что нужно сделать, чтобы получить самое большое
двузначное число? (Добавить 9 единиц). Отложите его на счётах.
- Назовите число, которое получилось (99).
- Запишите в тетрадь
Двузначные числа: (от 10 до 99).
- Из каких разрядных единиц состоит число 99? (Из единиц и
десятков).
4- Подчеркните разряды в этом числе. Сколькими чертами
подчеркнём? (Одной чертой единицы, десятки двумя чертами).
- Придумайте три двузначных числа и запишите их в тетрадь.
Например: ……..
- Подчеркните разряды в двузначных числах.
- Что вы можете сказать о третьей группе чисел?
- Сколько знаков содержит каждое число третьей группы? (Три
знака).
- Как называются эти числа? (Трёхзначные числа).
- На что оканчиваются числа третьей группы? (На цифру 0).
Значит, как ещё можно назвать эти числа? (Круглые сотни).
- Из какой разрядной единицы состоят круглые сотни? (Из разряда
сотни).
- На каком месте справа в разрядной таблице находится разряд
сотни? (На третьем месте справа).
- Что у круглых сотен означают цифры 0? (Отсутствие разряда
единиц и десятков).
- Назовите самое маленькое трёхзначное число (100). Отложите на
счётах.
- Отложите на счётах 9 сотен. Какое это число? (900).
- Подумайте, что нужно сделать, чтобы получить самое большое
трёхзначное число? (Добавить десятков 9 и 9 единиц). Отложите
его на счётах.
- Назовите число, которое получилось (999).
- Запишите в тетрадь
Трёхзначные числа: (от 100 до 999).
- Из каких разрядных единиц состоит число 99? (Из единиц и
десятков).
5- Подчеркните разряды в этом числе. Сколькими чертами
подчеркнём? ( Единицы стоят на первом месте справа –
подчеркнём одной чертой; десятки стоят на втором месте справа -
подчеркнём двумя чертами; сотни стоят на третьем месте справа –
подчеркнём тремя чертами).
- Придумайте три трёхзначных числа и запишите их в тетрадь.
Например: …….
- Подчеркните разряды в трёхзначных числах.
- Если мы добавим ещё одну единицу, то получится число 1000. В
этом числе наивысший разряд – единица тысяч. Единицы тысяч
пишутся на четвёртом месте справа.
Работа с учебником
2 мин.
- Откройте учебник на С.38, прочитайте правило. Его нужно
запомнить.
Математическая физминутка (Коррекция слухового
внимания) 2-3 мин.
- Давайте, немного отдохнем, поиграем в игру «Топаем-
хлопаем».
Я буду называть трёхзначные числа, если в них будет
отсутствовать разряд единица – вы хлопаете, если десятки -
топаете.
IV. Закрепление 56 мин.
Применение полученных знаний на практике
1. Работа по числовым таблицам (Коррекция зрительного внимания)
- Я показываю числа из таблиц, вы откладываете полученное число
на счётах, читаете его. Затем записываете его в тетрадь,
подчёркиваете в нём разряды.
- Начнём.
(350, 403, 947, 840, 105, 324, 260, 793)
6Проверка выполненного задания.
2. Резерв. Работа с учебником
5- 4 мин.
С.40, № 28.
- Прочитайте задание. (Учитель поясняет задание).
- Выполняйте самостоятельно.
Проверка выполненного задания.
V. Информация о домашнем задании, инструктаж о его
выполнении
С.39, №24(1). С. 38,правило. 2-3
мин.
-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
-Откройте учебник на странице 39, найдите №24. Прочитайте
задание.
-Вам дома нужно выписать числа и подчеркнуть в них разряды.
VІ. Подведение итога урока
3-4 мин.
Рефлексия
- Итак, сколькими разрядами образуются трёхзначные числа?
(Тремя разрядами.)
- Назовите разряды, начиная с наименьшего. (Единицы, десятки,
сотни).
- Какая разрядная единица в трёхзначном числе является
наибольшей? (Разряд сотня).
- Какой разрядной единицей отличается трёхзначное число 354 от
двузначного 54?
7-Молодцы! Сегодня за урок вы получили следующие оценки….
Урок окончен.
8