пользе домашних заданий.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. По нашим сведениям, только учащихся средних школ, имеющих отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается 61,6%. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно статистическим данным, 85% времени своего бодрствования старшеклассники проводят за учебным столом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внимание детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся. Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? СогласноСостояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. По нашим сведениям, только учащихся средних школ, имеющих отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается 61,6%. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно статистическим данным, 85% времени своего бодрствования старшеклассники проводят за учебным столом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внимание детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся. Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно
Иконка файла материала o_polze_domashnih_zadaniy.doc
О пользе домашних заданий. Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу.   По   данным   НИИ   гигиены   и   профилактики   заболеваний   детей, подростков   и   молодежи,   около   90%   детей   школьного   возраста   имеют отклонения   физического   и   психического   здоровья.   По   нашим   сведениям, только учащихся средних школ, имеющих отклонения в состоянии опорно­ двигательного  аппарата, в Ульяновске  и  области насчитывается 61,6%.  Во многом   причиной   этого   является   их   низкая   двигательная   активность.  Так, согласно   статистическим   данным,   85%   времени   своего   бодрствования старшеклассники   проводят   за   учебным   столом,   а   до   24   часов   в   неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные   игры   также   отвлекают   внимание   детей,   что   еще   больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся. Сколько   же   должны   двигаться   дети   и   подростки,   чтобы   обеспечить   себе хорошее   здоровье?   Согласно   данным   Всероссийского   научно­ исследовательского   института   физической   культуры,   недельный   объем двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа. Уроки физической   культуры   в   школе   компенсируют   лишь   16%   необходимого суточного   объема   движений.   В   результате   среднесуточный   объем двигательной   активности   (без   учета   интенсивности)   у   большей   части школьников   составляет   чуть   больше   половины   гигиенической   нормы.   Как отмечают ученые НИИ возрастной физиологии РАО, дети, поступившие в I класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность. Становится   очевидным,   что   три   урока   физической   культуры   в   неделю   не способны  обеспечить   ни  развивающий,  ни  поддерживающий   тренировочные эффекты. Поэтому необходимо широкое внедрение в режим школьного дня таких форм занятий физическими упражнениями, как гимнастика до уроков, физкультурные   минутки   и   физкультурные   паузы,   подвижные   игры   на переменах, час здоровья, спортивный час в группах продленного дня. Еще   одной   эффективной   формой   занятий   физическими   упражнениями являются домашние задания по физической культуре, которые начали широко применяться   еще   в   90­е   годы.   Анализ   медицинской   документации, проведенный   в   отдельных   школах,   показал,   что   учащиеся,   систематически выполняющие   такие   домашние   задания,   значительно   реже   обращаются   за медицинской помощью, меньше болеют простудными заболеваниями. Кроме того,   регулярное   выполнение   этих   заданий   учениками   влечет   за   собой   и успешное освоение программного материала. Домашние   задания   по   физической   культуре   в   настоящее   время   широко используют в МБОУ­СОШ № 4 г. Армавира Краснодарского края. Чтобы   данная   форма   занятий   физическими   упражнениями   была продуктивной,   необходимо   постоянно   отслеживать   динамику   развития физической подготовленности. Для этого нами разработан дневник домашнихзаданий,   включающий   в   себя   следующие   разделы:   памятка   для   родителей, позволяющая   оценивать   выполнение   домашних   заданий   ребенком;   дата выполнения   задания;   раздел,   свидетельствующий   о   динамике   результатов двигательного   тестирования,   простейших   функциональных   показателей (пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и длина тела); содержание домашних заданий. В состав домашних заданий включают такие физические упражнения, которые школьники могут выполнить самостоятельно. К ним относятся кроссовый бег, сгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, бег в максимальном темпе на короткие дистанции, упражнения со скакалкой и др. Задание ребенок может выполнять как в помещении, так и на улице. Для   повышения   эффективности   домашних   заданий   мы   стремимся   к   тому, чтобы учебник был убежден в практической пользе их применения, понимал и умел   выполнять   физические   упражнения,  входящие   в  их   содержание;   знал требования   учебной   программы   к   уровню   развития   двигательных   качеств; владел   навыками   самоконтроля   при   выполнении   физических   упражнений; знал сроки проверки домашних заданий. Контроль   за   выполнением   домашних   заданий   осуществляют   учитель физической культуры и родители ученика. Чтобы   родители   могли   грамотно   участвовать   в   контроле   за   выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собраний, семинаров по здоровому образу жизни.   Здесь   родители   знакомятся   с   правильностью   выполнения   наиболее сложных упражнений, обучаются способам контроля за состоянием ребенка во   время   действия   физических   нагрузок,   своевременному   выявлению признаков утомления и переутомления. Учитель проверяет дневник домашних заданий перед началом каждого урока физической культуры. При этом он обращает внимание на отметку родителей о факте и качестве выполнения таких заданий. Кроме того, учитель проводит один раз в два месяца тестирование с использованием таких упражнений, как прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, бег на 30 м, челночный бег 3   х   10   м,   сгибание­разгибание   рук   в   упоре   лежа,   6­минутный   бег. Тестирование осуществляют не с целью выставления оценки, а для выявления динамики в развитии физических качеств, что в определенной мере отражает качество выполнения учениками домашних заданий по физической культуре. При реализации данной формы повышения двигательной активности учащихся используем   разработанную   нами   компьютерную   программу   по   оценке   и коррекции физической подготовленности школьников, которая основана на рекомендованной   в   2009   г.   Министерством   образования   Российской Федерации   учебной   программе   физического   воспитания   (авторы   В.И.Лях, Г.Б.Мейксон).   Компьютерная   программа   позволяет   оценивать   уровень развития   таких   двигательных   качеств,   как   скоростные,   координационные, скоростно­силовые, силовые, а также гибкость и выносливость. Кроме того,эта программа позволяет получать интегральную оценку уровня физической подготовленности;   сохранять   данные   исследования;   проводить   их статистическую  обработку; выводить  на монитор список всех  школьников, участвовавших в тестировании; осуществлять оперативный поиск школьника по   фамилии;   систематизировать   учащихся   по   различным   критериям; прослеживать изменение результатов контрольных упражнений на протяжении одного учебного года и всех лет обучения в школе. На основе использования данной программы каждый школьник получает рекомендации по двигательной активности, в которых учтены его индивидуальные особенности (возраст, пол, структура   моторики,   уровень   физической   подготовленности)   и предусмотрены   те   или   иные   физиологические   режимы   при   выполнении физических   упражнений.   Распечатки   индивидуальных   рекомендаций, предлагаемые компьютерной программой, вкладываются в дневник домашних заданий и представляют собой основное его содержание. Для проверки эффективности использования домашних заданий нами было проведено исследование, в котором приняли участие 418 учащихся мужского пола   в   возрасте   12­17   лет.   Были   сформированы   две   группы:   школьники, выполняющие домашние задания (210 человек), и те, кто его не выполняют (208 человек). Все участники эксперимента отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В начале и в конце учебного года проводилось тестирование   физической   подготовленности   участников   исследования. Данные   тестирования   были   введены   в   компьютерную   программу,   что позволило   нам   оперативно   получить   информацию   о   динамике   развития отдельных   двигательных   качеств   и   общей   физической   подготовленности участников эксперимента. Результаты проведенного исследования показали, что в начале учебного года школьники   из   обеих   групп   имели   примерно   равные   уровни   физической подготовленности. В экспериментальной группе учащихся с низким уровнем физической подготовленности было выявлено 23%, со средним — 40% и с высоким   —   37%.   В   контрольной   группе   эти   показатели   соответственно составили 25,41 и 34%. Тестирование в конце учебного года показало наличие положительной   динамики   в   обеих   группах.   Однако   общее   количество позитивных изменений в группе школьников, выполнявших домашние задания, оказалось в 2,2 раза больше, чем в контрольной группе. Использование домашних заданий также способствует тому, что многие наши ученики успешно справляются с учебными нормативами, а выпускники IX и XI   классов   показывают   хорошие   и   отличные   результаты   на   школьных выпускных и вступительных экзаменах в АГПА г. Армавира. Таким   образом,   внедрение   в   практику   обучения   домашних   заданий   по физической культуре, использование при этом дневника домашних заданий, контроля за их выполнением со стороны учителей физической культуры и родителей,   а   также   применение   компьютерной   программы   по   оценке   икоррекции   физической   подготовленности   продемонстрировали   высокую эффективность данной формы занятий физической культурой.