Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. По нашим сведениям, только учащихся средних школ, имеющих отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается 61,6%. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно статистическим данным, 85% времени своего бодрствования старшеклассники проводят за учебным столом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внимание детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся.
Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? СогласноСостояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. По нашим сведениям, только учащихся средних школ, имеющих отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается 61,6%. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно статистическим данным, 85% времени своего бодрствования старшеклассники проводят за учебным столом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внимание детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся.
Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно
О пользе домашних заданий.
Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную
тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей,
подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют
отклонения физического и психического здоровья. По нашим сведениям,
только учащихся средних школ, имеющих отклонения в состоянии опорно
двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается 61,6%. Во
многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так,
согласно статистическим данным, 85% времени своего бодрствования
старшеклассники проводят за учебным столом, а до 24 часов в неделю
уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы
компьютерные игры также отвлекают внимание детей, что еще больше
усиливает недостаток двигательной активности учащихся.
Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе
хорошее
здоровье? Согласно данным Всероссийского научно
исследовательского института физической культуры, недельный объем
двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа. Уроки
физической культуры в школе компенсируют лишь 16% необходимого
суточного объема движений. В результате среднесуточный объем
двигательной активности (без учета интенсивности) у большей части
школьников составляет чуть больше половины гигиенической нормы. Как
отмечают ученые НИИ возрастной физиологии РАО, дети, поступившие в I
класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.
Становится очевидным, что три урока физической культуры в неделю не
способны обеспечить ни развивающий, ни поддерживающий тренировочные
эффекты. Поэтому необходимо широкое внедрение в режим школьного дня
таких форм занятий физическими упражнениями, как гимнастика до уроков,
физкультурные минутки и физкультурные паузы, подвижные игры на
переменах, час здоровья, спортивный час в группах продленного дня.
Еще одной эффективной формой занятий физическими упражнениями
являются домашние задания по физической культуре, которые начали широко
применяться еще в 90е годы. Анализ медицинской документации,
проведенный в отдельных школах, показал, что учащиеся, систематически
выполняющие такие домашние задания, значительно реже обращаются за
медицинской помощью, меньше болеют простудными заболеваниями. Кроме
того, регулярное выполнение этих заданий учениками влечет за собой и
успешное освоение программного материала.
Домашние задания по физической культуре в настоящее время широко
используют в МБОУСОШ № 4 г. Армавира Краснодарского края.
Чтобы данная форма занятий физическими упражнениями была
продуктивной, необходимо постоянно отслеживать динамику развития
физической подготовленности. Для этого нами разработан дневник домашнихзаданий, включающий в себя следующие разделы: памятка для родителей,
позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком; дата
выполнения задания; раздел, свидетельствующий о динамике результатов
двигательного тестирования, простейших функциональных показателей
(пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и
длина тела); содержание домашних заданий.
В состав домашних заданий включают такие физические упражнения, которые
школьники могут выполнить самостоятельно. К ним относятся кроссовый бег,
сгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, бег в
максимальном темпе на короткие дистанции, упражнения со скакалкой и др.
Задание ребенок может выполнять как в помещении, так и на улице.
Для повышения эффективности домашних заданий мы стремимся к тому,
чтобы учебник был убежден в практической пользе их применения, понимал и
умел выполнять физические упражнения, входящие в их содержание; знал
требования учебной программы к уровню развития двигательных качеств;
владел навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений;
знал сроки проверки домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель
физической культуры и родители ученика.
Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за выполнением
домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия
в школе в рамках родительских собраний, семинаров по здоровому образу
жизни. Здесь родители знакомятся с правильностью выполнения наиболее
сложных упражнений, обучаются способам контроля за состоянием ребенка
во время действия физических нагрузок, своевременному выявлению
признаков утомления и переутомления.
Учитель проверяет дневник домашних заданий перед началом каждого урока
физической культуры. При этом он обращает внимание на отметку родителей
о факте и качестве выполнения таких заданий. Кроме того, учитель проводит
один раз в два месяца тестирование с использованием таких упражнений, как
прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, бег на 30 м, челночный бег
3 х 10 м, сгибаниеразгибание рук в упоре лежа, 6минутный бег.
Тестирование осуществляют не с целью выставления оценки, а для выявления
динамики в развитии физических качеств, что в определенной мере отражает
качество выполнения учениками домашних заданий по физической культуре.
При реализации данной формы повышения двигательной активности учащихся
используем разработанную нами компьютерную программу по оценке и
коррекции физической подготовленности школьников, которая основана на
рекомендованной в 2009 г. Министерством образования Российской
Федерации учебной программе физического воспитания (авторы В.И.Лях,
Г.Б.Мейксон). Компьютерная программа позволяет оценивать уровень
развития таких двигательных качеств, как скоростные, координационные,
скоростносиловые, силовые, а также гибкость и выносливость. Кроме того,эта программа позволяет получать интегральную оценку уровня физической
подготовленности; сохранять данные исследования; проводить их
статистическую обработку; выводить на монитор список всех школьников,
участвовавших в тестировании; осуществлять оперативный поиск школьника
по фамилии; систематизировать учащихся по различным критериям;
прослеживать изменение результатов контрольных упражнений на протяжении
одного учебного года и всех лет обучения в школе. На основе использования
данной программы каждый школьник получает рекомендации по двигательной
активности, в которых учтены его индивидуальные особенности (возраст, пол,
структура моторики,
уровень физической подготовленности) и
предусмотрены те или иные физиологические режимы при выполнении
физических упражнений. Распечатки индивидуальных рекомендаций,
предлагаемые компьютерной программой, вкладываются в дневник домашних
заданий и представляют собой основное его содержание.
Для проверки эффективности использования домашних заданий нами было
проведено исследование, в котором приняли участие 418 учащихся мужского
пола в возрасте 1217 лет. Были сформированы две группы: школьники,
выполняющие домашние задания (210 человек), и те, кто его не выполняют
(208 человек). Все участники эксперимента отнесены по состоянию здоровья к
основной медицинской группе. В начале и в конце учебного года проводилось
тестирование физической подготовленности участников исследования.
Данные тестирования были введены в компьютерную программу, что
позволило нам оперативно получить информацию о динамике развития
отдельных двигательных качеств и общей физической подготовленности
участников эксперимента.
Результаты проведенного исследования показали, что в начале учебного года
школьники из обеих групп имели примерно равные уровни физической
подготовленности. В экспериментальной группе учащихся с низким уровнем
физической подготовленности было выявлено 23%, со средним — 40% и с
высоким — 37%. В контрольной группе эти показатели соответственно
составили 25,41 и 34%. Тестирование в конце учебного года показало наличие
положительной динамики в обеих группах. Однако общее количество
позитивных изменений в группе школьников, выполнявших домашние задания,
оказалось в 2,2 раза больше, чем в контрольной группе.
Использование домашних заданий также способствует тому, что многие наши
ученики успешно справляются с учебными нормативами, а выпускники IX и
XI классов показывают хорошие и отличные результаты на школьных
выпускных и вступительных экзаменах в АГПА г. Армавира.
Таким образом, внедрение в практику обучения домашних заданий по
физической культуре, использование при этом дневника домашних заданий,
контроля за их выполнением со стороны учителей физической культуры и
родителей, а также применение компьютерной программы по оценке икоррекции физической подготовленности продемонстрировали высокую
эффективность данной формы занятий физической культурой.