"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя
Оценка 4.6

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Детсад—3 кл
31.03.2018
"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя
Материал данной работы представляет советы и рекомендации учителю для работы с детьми с ММД (минимальной мозговой дисфункцией). Также приведены приемы, облегчающие усвоение учебного материала детям с ММД, небольшой тест, способный выявить синдром дефицита внимания. Главное способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе
Помощь педагога (дети с ММД).docx
Помощь педагога ребенку с ММД. Помощь педагога указанным детям заключается в следующем: 1. Способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе. 2. Хорошо знать и учитывать в педагогической деятельности особенности ребенка с ММД. Учителю важно понимать : ребенка что-то беспокоит и поэтому он ведет себя так не нарочно, ведь иначе он не может. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять. Учитель должен осознать разницу между интеллектуальным потенциалом ребенка и его наличными возможностями в реализации потенциала. Необходимо верить в ребенка, не считать отсутствие стабильности в работоспособности признаком отсутствия способностей к обучению. 3. Внимательно следить за динамикой проявления ММД у ребенка. При необходимости рекомендовать консультацию психолога, врача. 4. Поддерживать постоянный контакт с родителями, держать их в курсе дел. 5. Поддерживать постоянный контакт со школьным психологом в целях обеспечения оптимальных условий для обучения и воспитания. 6. Создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества. 7. Не требовать от детей с ММД идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений ее, позволять детям отдельные вольности: например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой. Не путать проявления болезни и невоспитанности. 8. В обязательном порядке проводить физкультминутки или релаксационные паузы на позднее 15-20 минут от начала урока. 9. Находить возможность для детей с ММД проявить во время урока двигательную активность, отдохнуть: дать поручение сходить за мелом, за водой для цветов, вымыть тряпку для доски и т.п. Обязательно предоставлять возможность для активного отдыха на переменах не только детям с ММД, но и всему классу. Желательно направлять активный отдых детей, разумно регулировать его. 10. 11. 12. 13. 14. 15. развивать Если во время урока учитель видит, что ребенок «отключился», лучше дать ему некоторое время на отдых, а не вызывать в этот момент. По возможности уделяйте детям с ММД дополнительное внимание: проверьте, понял ли оно задание, записал ли в дневник и т.п. Не стоит ставить в пример ребенку с ММД успехи других, более усидчивых и работоспособных детей. Оценивая ребенка, по возможности не снижайте оценки за негрубые ошибки, исправления, помарки, оформительскую небрежность. Осознайте различие в степени важности умения аккуратно написать и умения правильно выполнить задание по сути. При подборе педагогических технологий и методик желательно мелкую моторику (раскрашивание и пр.); использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых ребенку нужно лишь подчеркнуть, обвести и т.д., что позволяет ему экономно расходовать свои силы, а также прибегнуть к поэлементному обучению письму. По мнению исследователей, если у ребенка не сложился зрительно-звуковой образ слова в процессе обучения чтению, то при письме он будет переписывать слова по буквам, а характерными ошибками будут недописывание различных элементов букв. Это связано с тем, что в голове ребенка нет тех комплексных образов, которые позволяют совершить переход от смысла звучащих слов к их графическому изображению. При этом ребенку ставят диагноз «дисграфия», хотя он не связан с логопедическими нарушениями и не поддается коррекции у логопеда. Педагогу в связи с этим следует учитывать следующее:  Обучение чтению должно опережать обучение письму. четкое  Предпочтение должно отдаваться опоре на системность, структурирование информации, ее дробление на образные единицы (целостные, самостоятельные «образы-факты», которые понятны ребенку и могут быть включены в систему его личного опыта).  При обучении чтению ребенок должен воспринимать целое слово в графическом изображении: словосочетания многократно показываются ребенку и одновременно прописываются; Оперирование и осмысление абстракций (слог, фонема, звук, буква) не всегда доступны ребенку в первом классе, так как требуют развитого абстрактного мышления. Озвучивание бессмысленных для него слогов – непонятное и утомительное для ребенка с ММД занятие.  При проверке заданий на запоминание требуйте от ребенка с ММД воспроизведения главного, без перечисления второстепенных деталей.  При ведении урока соблюдайте четкий алгоритм действий, выделяйте главное.  Используйте короткие, четко построенные фразы.  Будьте умеренны в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров так как в памяти детей с ММД может остаться дополнительная, эта несущественная информация.  Не нагружайте детей изучением и отработкой специальных приемов тренировки памяти, внимания (существуют примеры отрицательного опыта работы в этом направлении).  Уделяйте больше внимания развитию интеллекта, лишь кругозора детей, обходя дефектные функции.  При построении алгоритма урока организуйте многократное повторение с целью прочного закрепления материала.  Помните, что дети с ММД часто с трудом усваивают инструкцию учителя в полном объеме или только внешнюю сторону требования, не улавливая сути.  У детей с ММД в первую очередь страдают точность выполнения работы, скорость переключения внимания с одного вида деятельности на другой, объем внимания. В связи с этим учителю необходимо помогать ребенку, также подбирать доступный ему объем учебного материала. Помните, что ребенку необходима похвала. Находите положительные моменты в поведении и учебе ребенка, замечайте его небольшие достижения, хвалите его, хотя не всегда это просто сделать. Не забывайте о том, что воспитание ребенка с ММД требует особой гибкости. Необходима разумная дозировка поощрений и 16. требований к ребенку: наказания лишают детей желания работать, чрезмерная похвала расслабляет, вызывая немедленное последующее снижение достигнутых результатов. Не обвиняйте родителей в проступках ребенка. При посещении родителями школы обязательно упоминайте о достижениях ребенка, его позитивных сторонах. Не поддавайтесь искушению засыпать родителей жалобами на ребенка. Способствуйте активному участию ребенка во внеклассной жизни школы, помогите ему стать успешным, проявить свои способности во внеурочной деятельности. Приемы, облегчающие усвоение ребенком учебного материала 17. 18. 1. Использование наглядных пособий: рисунков, схем, таблиц – значительно облегчает усвоение учебного материала. 2. Четко выстраивайте схему учебного материала, которая позволяет ребенку лучше запоминать материал и быстрее находить в памяти необходимые сведения. 3. Выполнение любого задания лучше разбивать на мелкие шаги, позволяющие создать такой алгоритм, при котором ребенку легче фиксировать промежуточные результаты работы. 4. Важно помочь ребенку осмыслить учебный материал: выделить основные мысли, установить причинно- следственные связи между фактами или явлениями. 5. При обучении чтению родители могут помогать, когда встречаются наиболее сложные слова. Если родители читают ребенку тексты из букваря, он запоминает их (ведь они короткие), а затем имитирует умение читать, воспроизводя текст по памяти. Иногда неумение ребенка читать обнаруживается значительное время спустя, когда учитель попросит его прочитать текст вразброс. 6. Самое главное, чтобы ребенок понимал прочитанное. Иногда в погоне за техникой чтения учитель или родители так увлекаются, что не замечают полного непонимания ребенком прочитанного текста. 7. Особенно важно учить детей с ММД осознанию своих мыслей, действий. Дети с ММД? Часто не поняв, что от них требуется, имитируют учебную деятельность, создавая впечатление активной работы. Делают это они для того, чтобы их не ругали за бездействие: лучше делать хоть что-нибудь, даже если это бессмысленно. Такая бессмысленная деятельность усугубляет положение и без того неорганизованного, несобранного ребенка. 8. При заучивании правил, стихов лучше делать это, разбивая материал на более мелкие смысловые части. Заучивать текст окончательно за один прием _ неэффективно. Лучше после каждого захода сделать перерыв, в течение которого можно заняться другими делами, отвлечься, а затем повторить заученное. Так материал надолго останется в памяти. Выявление синдрома дефицита внимания на стуле, ребенок корчится, извивается требуется 1. Беспокойные движения в кистях и стопах; сидя 2. Неумение сидеть спокойно на месте, когда это 3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы 4. Нетерпеливость, неумение дожидаться своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе 5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушивает их до конца 6. Сложности, не связанные с негативным поведением или недостаточным пониманием при выполнении предложенных заданий 7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр 8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому 9. Неумение играть тихо, спокойно 1 0. 1 1. 1 2. 1 3. Болтливость Мешает другим, пристает к окружающим (например, в течение игры к детям) Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь Частые потери ребенком вещей, необходимых в школе и дома (например, карандашей, книг и т.д.) Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений. 1 4. Наличие у ребенка по крайней мере восьми перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются, лежит в основе диагноза синдрома дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы: - признаки гиперактивности (1, 2, 9, 10) - невнимательность и отвлекаемость (3, 6, 8, 12, 13) - импульсивность (4, 5, 11, 14) Гиперактивный тип Такие дети абсолютно не могут сидеть на месте. Они все время двигаются, вскакивают, садятся, хватают все, что попадается им под руку. Свое поведение они не в состоянии контролировать. Сначала они действуют и лишь потом понимают, что произошло. Уследить за таким ребенком трудно. Попытки удержать непоседу часто безрезультатны. К сожалению, гиперактивность приводит ребенка к бесконечным травмам. Причинами травм, с одной стороны, является несовершенство моторики ребенка, его суетность, а с другой стороны – отсутствие попыток или неумение правильно оценить ситуацию и возможные последствия своих действий. В течение урока дети этого типа периодически «отключаются», не замечая этого. Они быстро утомляются и не могут сохранять восприимчивость и умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются двигательно-активными до позднего вечера. Память у них может быть в норме, но из-за крайней неустойчивости внимания педагоги и родители часто считают ее плохой. На самом деле ребенок порой не помнит какую-либо информацию лишь потому, что не видел или не слышал ее. На уроках дети часто отвечают невпопад, так как отвлеклись, потеряли нить разговора, не услышали или не дослушали вопрос. При этом ответы их часто поверхностны и не позволяют ребенку получить желаемую хорошую оценку. Сам ребенок не понимает своих недоработок, а родители объясняют низкие оценки избыточной сложностью программ или недоброжелательным учителя. Неустойчивость внимания (а вместе с тем и «прорехи» в отношением бесцеремонность, памяти) проявляются не всегда. Бывают ситуации, когда ребенок блестяще запоминает все, что ему предложено, хорошо воспроизводит материал, а затем снова не может вспомнить то, что уже отвечал. Присутствие учителей или родителей не является для детей сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети ведут себя только в их отсутствии, в связи с чем их часто воспринимают как отъявленных хулиганов. Для них характерны не только двигательная активность, но и непрерывная болтовня. Даже играя сам с собой, ребенок может постоянно и громко говорить вслух, что сильно утомляет окружающих и может вызывать раздражение сверстников и нежелание сидеть вместе или играть с таким ребенком. Одноклассников понять легко. Если добавить к вышеназванным особенностям неряшливость, неточность, несдержанность, свойственные многим гиперактивным детям. В спокойной обстановке, когда взрослые направляют деятельность таких детей, они могут успешно обучаться. В обычном школьном классе гиперактивные дети быстро возбуждаются от переизбытка взаимодействий и впечатлений. И, хотя внутренние переживания могут быть неглубокими, внешние бурные проявления находящегося в таком состоянии ребенка способны сорвать занятия классу. Нечего говорить о том, что отношения с одноклассниками и учителями у ребенка быстро портятся, что приводит к его низкой самооценке. Естественно, гиперактивный ребенок со временем начинает вызывать сильное беспокойство учителя, а иногда и родителей одноклассников, и педагог вынужден начать длительную и изнурительную для обеих сторон «работу» с семьей. При этом семье часто кажется, что виновата школа, а школа во всем обвиняет родителей. И ни одна из сторон не догадываются или не хочет признавать, что первопричиной является нездоровье ребенка. Гипоактивный тип Память у детей этого типа обычно бывает в норме. Устойчивость и концентрация внимания могут быть средними. Обычно дети этого типа хорошо видны по внешним поведенческим признакам (замедленность действий, речи, реакций). Гипоактивный ребенок часто «отсутствует» в классе: то смотрит куда-то в окно, то думает о чем-то своем. Даже при разговоре с глазу на глаз не всегда можно понять, слышит ли вас ребенок, так как взгляд у него может быть рассредоточен. Такие дети сидят за партой тихо, стараются вести себя незаметно, чтобы их не вызвали, так как это может выявить непонимание ими материала. Они редко участвуют в общем разговоре, ничем не бросаются в глаза, и их неуспешность в учебе иногда выявляется слишком поздно. Медлительность таких детей вызывает раздражение у взрослых: родителей и учителей. Они стараются подгонять ребенка, но в такой ситуации тот теряется и еще хуже справляется с заданием. Дети гипоактивного типа долго «включаются» в работу. Им требуется время, чтобы настроиться, собраться с мыслями, подготовиться, в связи с чем при выполнении различных заданий количество решенных неправильно или количество ошибок у них больше в начале работы, чем в конце. Дети долго не могут сообразить, что от них требуется, медленно переключаются с одного вида работы на другой. Даже если ребенок формально выполняет требуемые действия, он может мысленно продолжать работать над предыдущим заданием, что приводит к ошибкам. Ограниченность во времени выполнения задания вызывает у него панику. С такими заданиями дети справляются крайне плохо. Неуспешны они и в оригинальных, творческих заданиях. Дети этого типа неловки и малоподвижны, плохо справляются с физкультурными упражнениями, избегают спортивных соревнований. Задержка развития мышечной координации приводит к тому, что ребенку трудно справиться самостоятельно с одеванием, раскрашиванием и рисованием, ручным трудом, управлением велосипедом и т.п. В школе он с трудом справляется с письмом. Наряду с нарушением тонкой моторики пальцев и общей неуклюжестью, у такого ребенка нарушаются и зрительно- моторная координация, а иногда и вообще способность точного управления движениями глаз.

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя

"Помощь педагога ребенку с ММД" статья для учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018