Понятие и сущность контроля результатов учебной деятельности в начальной школе
Оценка 4.9

Понятие и сущность контроля результатов учебной деятельности в начальной школе

Оценка 4.9
docx
12.03.2024
Понятие и сущность контроля результатов учебной деятельности в начальной школе
Понятие и сущность контроля результатов учебной деятельности в начальной школе.docx

Понятие и сущность контроля результатов учебной деятельности в начальной школе

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Понятие контроля – одно из основных понятий дидактики. Существует много подходов к определению понятия «контроль». Например, Агафонова А.С. –  специалист в области педагогики, автор известной среди преподавателей книги «Введение в педагогическую деятельность» –  считает, что педагогический контроль – это руководство и управление учебной деятельностью обучающихся, реализующее принцип обратной связи в процессе обучения. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим обучающимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций. [3, С. 203] Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность обучающегося, так и на контроль взаимодействия обучающихся и педагога. Таким образом, контроль – это определение уровня знаний, достигнутых обучающимися за определенный период обучения. Он является составной частью обучения, его осмыслением, закреплением и применением на практике. 

Понятия «педагогическая диагностика» связано с понятиями «контроль» и «оценка». П.И. Пидкасистый, Г.И. Батурина рассматривают термины «педагогическая диагностика» и «контроль» как синонимы. [4, С. 47] Другие исследователи определяют каждое из этих понятий. В.Г. Максимов отмечает, что педагогическая диагностика несводима к контролю.

Иными словами, согласно этой точке зрения общим родовым понятием выступает «контроль». [5, С. 58]

Однако существует и другая точка зрения: понятие «контроль» рассматривается как составная часть более общего понятия «диагностика». Это отражено в учебных пособиях по педагогике И.П. Подласого, Л.П. Крившенко, а также в целом ряде диссертационных исследований: А.А. Поповой «Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности», Е.А. Суховиенко «Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в контексте информатизации образования» и др. [7, С. 544] [6, С. 19] [8, С. 36-39]

На основе анализа названных работ следует отметить, что диагностика включает в себя контроль и оценку, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденций образовательного процесса. Кроме того, мы считаем целесообразным рассматривать диагностику учебных достижений не как простую сумму таких понятий, как «контроль», «проверка», «оценка» и других, с ними связанных, а как систему, совокупность всех этих действий, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность. Контроль и оценка сопровождают человеческую цивилизацию с того момента, как в первобытном обществе понадобилась передача опыта, появилось обучение.

Но понимание действий контроля и оценки, близкое к современной трактовке, появляется в XVII веке в связи с введением классно-урочной системы, учебных программ, испытаний в конце года, проводимых с целью определения возможности перевода учащихся в следующий класс.

Чаще всего понятия «контроль» и «оценка» трактуются как: средство установления того, как обучающийся усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения; качественная характеристика усвоения учебного материала; процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.

Такую трактовку мы можем найти в педагогических словарях и энциклопедиях И.А. Каирова, В.М. Полонского, Г.М. Коджаспировой. В.И. Загвязинский определяет контроль как «операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами». [7, С. 171] Такую же точку зрения можно встретить и у В.В. Анисимова. По его мнению, контроль – это «способ определения результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся». [7, С. 136]

Более детально дает определение термина «контроль» И.П. Подласый, представляя его как процесс «выявления, измерения и оценивания знаний, умений обучаемых». [7, С. 547] При этом выявление и измерение И.П. Подласый называет «проверкой». Отсюда следует, что проверка – составной компонент контроля, основная дидактическая функция которого – обеспечение обратной связи между учителем и обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, современное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Механизм контроля обучения играет значительную роль в познавательной деятельности обучающихся. Система проверки знаний — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы контроля.

Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контролирующей функции является учет результатов контроля, а также установление обратной связи. Обучающая функция в свою очередь заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. Обучающиеся не только воспроизводят ранее изученный материал, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция — получение информации об ошибках, затруднениях, пробелах в знаниях и умениях обучающихся, а также о причинах, их порождающих.

Прогностическая функция же служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности.

Ориентирующая функция представляет собой получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Эта  цель   в   первую   очередь  связана   с определением качества усвоения учащимися учебного  материала – уровня  овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой   по  предмету.  Контроль помогает обучающемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности, то есть способствует формированию самооценки.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Кроме того, контроль позволяет педагогу получить информацию о результатах работы группы обучающихся в целом и каждого обучающегося в отдельности; о результатах своей деятельности (узнать, на сколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения); а также позволяет обучающимся  повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе; более прилежно заниматься, вносить коррективы в свою творческую деятельность.

Как известно, оценка – один из основных компонентов контроля учебной деятельности. Под оценкой знаний, умений и навыков понимают процесс установления степени соответствия знаний и умений обучающихся программным требованиям и ознакомление обучающихся с полученным результатом посредством соответствующей оценочной информации, выраженной через отметку. Согласно Примерной Основной Образовательной Программе Начального Общего  Образования, система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования, и её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. [1, С. 12] Из этого следует, что контроль результатов учебной деятельности как установление обратной связи является необходимым условием успешного управления учебным процессом.

Система оценивания и контроля учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения, что также входит в требования к результатам освоения программы начального общего образования – овладение универсальными учебными регулятивными действиями, а именно – самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. [2, С. 17]

 

 

 

Список литературы:

1.      Примерная Основная Образовательная Программа Начального Общего  Образования [С. 12]

2.      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [С. 5, 7, 17]

3.      Агафонова А.С., Орлов А.А. Практикум «Введение в педагогическую деятельность» (2004) [С. 203]

4.      Агафонова, А.С. «Практикум по общей педагогике: Учебное пособие» (2003) [С. 416]

5.      Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика» (2001) [С. 154]

6.      Попова А.А. «Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности» (2000) [2, С. 19]

7.      Сластенин В. А. и др. «Педагогика» (2002) [С. 336]

8.      Суховиенко Е.А. «Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в контексте информатизации образования» (2007) [10, С. 36-39]


 

Скачано с www.znanio.ru

Понятие и сущность контроля результатов учебной деятельности в начальной школе

Понятие и сущность контроля результатов учебной деятельности в начальной школе

Но понимание действий контроля и оценки, близкое к современной трактовке, появляется в

Но понимание действий контроля и оценки, близкое к современной трактовке, появляется в

Ориентирующая функция представляет собой получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный…

Ориентирующая функция представляет собой получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный…

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024