Требования к организации контроля в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает новые требования к образовательной подготовке выпускников школ. Наряду с личностными и предметными достижениями необходимо формировать у обучающихся метапредметные результаты – так называемые универсальные учебные действия (УУД). Овладение школьниками универсальными учебными действиями выступает как способность их к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального и приобретения личного опыта. Именно сформированность УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных) обеспечивает учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создает условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Рассмотрим подробнее содержание ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Стандарт включает в себя требования:
1) К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
2) К структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
3) К условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Стандарт направлен на обеспечение формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом.
Согласно федеральному стандарту, независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения ФГОС является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших программу начального общего образования. Также результаты освоения программы начального общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса, учебного модуля программы начального общего образования, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает две составляющие:
1) результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
2) результаты государственной итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна:
-отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;
-ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей и формирование универсальных учебных действий у обучающихся;
-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
-предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
-обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Сластениным В.А. в ходе теории и практики обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля учебной деятельности обучающихся, соблюдение которых обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения:
· индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля личной учебной работы каждого ученика, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
· систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
· разнообразие форм и методов контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
· всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
· объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
· дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
· единство требований учителей, осуществляющих контроль учебной работы учащихся в данном классе.
В свою очередь Загрекова Л.В. и Николина В.В. педагогические требования к организации контроля определяли так:
· Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления проверки и оценки знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности за его личные успехи и неуспехи; нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы отдельных групп школьников или всего класса.
· Всесторонность, предполагающая как контроль усвоения знаний (соответствие программе; степень понимания материала; осмысленность; систему в знаниях; прочность и действенность), так и сформированность требуемых умений и навыков.
· Объективность, связанная с созданием при контроле равных для всех учащихся условий и исключающая субъективные оценочные суждения учителя или предвзятое отношение его к отдельным ученикам.
· Дифференцированный характер контроля, заключающийся в стремлении строго индивидуального подхода к оцениванию знаний, умений и навыков с целью установления более точных уровней знания и незнания учащихся, что фиксируется в различных оценках. При этом целесообразно обеспечить гласность и мотивированность оценок.
· Систематичность и своевременность контроля на всех этапах процесса обучения.
Басова Н.В. об организации контроля говорила так: «Нельзя применять контроль наспех или, чтобы «подловить, подхлестнуть, поймать» учеников. Такой контроль малоэффективен и неэтичен. Учащиеся должны знать содержание (что будут контролировать), средства (как будет осуществляться контроль), сроки и длительность контроля» и выделила свои требования:
· Контроль становится тем эффективнее, чем полнее учтены психофизиологические особенности контролируемых.
· Высшее педагогическое требование – наличие доверия учеников к учителю и их веры в себя, уважения педагога к ученику.
· Следует помнить, что контроль – это всегда стресс: задача педагога сделать его не разрушающим, а созидающим, стимулирующим учебно-познавательную деятельность ученика.
· Необходимо варьировать средства и способы контроля, делать контроль обучающим.
· Отсутствие поэтапного контроля ухудшает качество усвоения учебного материала, не позволяет своевременно контролировать ход учебного процесса.
· Умелое использование современных средств, будь то программированный или машинный контроль значительно повышает эффективность контроля.
Список литературы:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [С. 5, 7, 17]
2. Басова Н. В. «Педагогика И Практическая Психология» (2000) [С. 416]
3. Сластенин В. А. и др. «Педагогика» (2002) [С. 336]
4. Загрекова Л. В., Николина В. В. «Дидактика» (2007) [С. 72]
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.