Теория культуры
1. Культурология как наука и учебная дисциплина
2 . Понятие культуры и многообразие подходов к определению культуры.
3. Соотношение понятий культура и цивилизация.
4. Глобальный кризис в современной культуре
5. Типология культуры
Культурология как наука.
Культурология - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).
Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры;Предмет - содержание общественной жизни
Основные задачи культурологии:
анализ культуры как системы культурных феноменов;
исследование ментального содержания культуры;
выявление типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
(от лат. colere-cultura- возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез.
Культура
В структуру культурологии входят:
философия и теория культуры;
история культурологических учений;
история мировой и отечественной культуры;
социология культуры;
культурная антропология;
прикладная культурология.
анализ культуры как системы культурных феноменов;
исследование ментального содержания культуры;
выявление типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Основные задачи культурологии:
Междисциплинарный характер культурологии:
Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира.
Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира.
Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.
Междисциплинарный характер культурологии:
Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология.
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении.
Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.
Структура культурологии
философия и теория культуры;
история культурологических учений;
история мировой и отечественной культуры;
социология культуры;
культурная антропология;
Структура культуры
МАТЕРИАЛЬНАЯ культура:
культура труда и материального производства;
культура быта;
культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);
физическая культура.
Материальная культура
- совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА:
- познавательная и интеллектуальная культура;- культура речи;- мораль;
- искусство;- религия;- наука;- философия;- образование.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.
Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности;- совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему.
Материально-духовные виды культуры:
- экономическая культура;
- политическая культура;
- правовая культура;
- экологическая культура;
- эстетическая культура.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Человекотворческая (преобразующая).
Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
преобразующая. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Познавательная функция.
Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
Коммуникативная функция.
Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
Духовно-нравственная. Это - воспитательные роли культуры.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Ценностная (Аксеологическая).
С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.
Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация (от лат. Civitas, что означает "государство, сосредоточенное в городе" и "civilis", характеризующего "гражданина" как "городского жителя". Принято считать, что впервые слово "цивилизация" употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате "Друг законов" (1757). По его определению, "цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития".
Многозначность понятия «Цивилизация»
Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции О. ШПЕНГЛЕР («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.
Многозначность понятия «Цивилизация»
Культура - совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития.
Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия.
В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь.
Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Культура имеет душу.
Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация - совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей.
Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения.
Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.
Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся.
Цивилизация же имеет методы и орудия.
Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации(схема проф. М.С.Кагана)
Первобытное cостояние - Доцивилизационный тип культуры
Традиционная культура - Цивилизация в культуре
Индустриальная цивилизация - Культура в Цивилизации
Постиндустриальное общество - Отождествление Культуры и Цивилизации
Типологизация цивилизаций
Цивилизации различаются:
по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные;
по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);
по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э.ТОФФЛЕРА: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному принципу
Типологизация цивилизаций
Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
Основные черты КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ, составляющие основу западноевропейской культуры:
представление о природе как поле приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу);
абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);
деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования);
технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;
быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.
А. ТОФФЛЕР (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации.
Черты современного кризиса культуры
В представленных Римским клубом исследованиях выделено несколько типологических черт современного кризиса:
ориентация на принцип количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ;
возникновение опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу;
черты, связанные с развитием самого общества: риск гигантских катастроф, поскольку современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима для воздействия природных стихийных и социальных сил; несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.
Выход может быть найден, прежде всего, на пути изменения социокультурных ориентаций, целей и идеалов современного человека.
Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance.
Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.
Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.
Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг.
Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
ЗНАК —
это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.
СИМВОЛ -
одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.
Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать, соединять)
система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.