Понятие культуры

  • ppt
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Понятие культуры.ppt

Теория культуры

1. Культурология как наука и учебная дисциплина
2 . Понятие культуры и многообразие подходов к определению культуры.
3. Соотношение понятий культура и цивилизация.
4. Глобальный кризис в современной культуре
5. Типология культуры

6. Языки и символы культуры
7. Культурные нормы
8. Культура и религия
9. Социокультурная динамика

Культурология как наука.

Культурология - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).

Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры; Предмет - содержание общественной жизни

Основные задачи культурологии:
анализ культуры как системы культурных феноменов;
исследование ментального содержания культуры;
выявление типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.

(от лат. colere-cultura- возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез.

Культура

В структуру культурологии входят:

философия и теория культуры;
история культурологических учений;
история мировой и отечественной культуры;
социология культуры;
культурная антропология;
прикладная культурология.

анализ культуры как системы культурных феноменов;
исследование ментального содержания культуры;
выявление типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.

Основные задачи культурологии:

Междисциплинарный характер культурологии:

Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира.
Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира.
Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.

Междисциплинарный характер культурологии:

Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении.

Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.

Структура культурологии

философия и теория культуры;
история культурологических учений;
история мировой и отечественной культуры;
социология культуры;
культурная антропология;
прикладная культурология

Понятие культуры и многообразие подходов к определению

Структура культуры

МАТЕРИАЛЬНАЯ культура:
культура труда и материального производства;
культура быта;
культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);
физическая культура.

Материальная культура


- совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА:

- познавательная и интеллектуальная культура; - культура речи; - мораль;
- искусство; - религия; - наука; - философия; - образование.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности;- совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему.

Материально-духовные виды культуры:
- экономическая культура;
- политическая культура;
- правовая культура;
- экологическая культура;
- эстетическая культура.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Человекотворческая (преобразующая).
Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

преобразующая. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Познавательная функция.
Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
Коммуникативная функция.
Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

Духовно-нравственная. Это - воспитательные роли культуры.
Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Ценностная (Аксеологическая).
С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.

Многозначность понятия «Цивилизация»

Цивилизация (от лат. Civitas, что означает "государство, сосредоточенное в городе" и "civilis", характеризующего "гражданина" как "городского жителя". Принято считать, что впервые слово "цивилизация" употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате "Друг законов" (1757). По его определению, "цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития".

Многозначность понятия «Цивилизация»

Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции О. ШПЕНГЛЕР («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.

Многозначность понятия «Цивилизация»

Культура - совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития.
Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия.
В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь.
Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Культура имеет душу.

Многозначность понятия «Цивилизация»

Цивилизация - совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей.
Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения.
Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.

Многозначность понятия «Цивилизация»

Цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся.
Цивилизация же имеет методы и орудия.
Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации (схема проф. М.С.Кагана)

Первобытное cостояние - Доцивилизационный тип культуры
Традиционная культура - Цивилизация в культуре
Индустриальная цивилизация - Культура в Цивилизации
Постиндустриальное общество - Отождествление Культуры и Цивилизации

Типологизация цивилизаций

Цивилизации различаются:
по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные;
по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);
по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э.ТОФФЛЕРА: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному принципу

Типологизация цивилизаций

Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.

Основные черты КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ, составляющие основу западноевропейской культуры:

представление о природе как поле приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу);
абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);

деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования);
технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;
быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.

А. ТОФФЛЕР (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации.



"Аграрная волна"
"Индустриальная волна"
Грядущая "третья волна"

Глобальные проблемы

Черты современного кризиса культуры

В представленных Римским клубом исследованиях выделено несколько типологических черт современного кризиса:
ориентация на принцип количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ;
возникновение опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу;

черты, связанные с развитием самого общества: риск гигантских катастроф, поскольку современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима для воздействия природных стихийных и социальных сил; несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.

Выход может быть найден, прежде всего, на пути изменения социокультурных ориентаций, целей и идеалов современного человека.
Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance.

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.

Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг.
Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

ЗНАК

это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.


СИМВОЛ -

одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.

Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать, соединять)

система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания.