Понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе: определение, структура, подходы к изучению
Оценка 4.8

Понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе: определение, структура, подходы к изучению

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка
Детсад—4 кл
16.04.2023
Понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе: определение, структура, подходы к изучению
Тема исследования, выбранная нами, актуальна сегодня, так как задачей современного дошкольного образования является возрождение музыкальной культуры. По мнению специалистов, все дети от природы музыкальны, а дошкольный возраст – это период развития способностей, в том числе и музыкальных.
Понятие музыкальная культура в психолого -педагогической литературе.docx

Понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе: определение, структура, подходы к изучению

Рассмотрим понятие детской музыкальной культуры.

Д. Б. Кабалевский [32, с. 22] связывал личность ребенка с духовным осмыслением музыкального искусства музыкальной культуры. Он считал, что музыкальная грамотность есть музыкальная культура, которая выражается в особенностях музыкального восприятия:

- способность воспринимать музыку как живое изобразительное искусство, рожденное из жизни и неразрывно связанное с жизнью;

- особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

- умение определять на слух характер музыки и чувствовать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев определяет музыкальную культуру личности ребенка как индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. При этом под музыкальной культурой понимается интегративная характеристика личности, основными показателями которой являются [2, с. 8]:

- музыкальное развитие (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное отношение к нему, потребность в различных образцах музыки, музыкальное наблюдение);

- музыкальное образование (использование методов музыкальной деятельности, истории искусства, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, «открытость» к новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитие музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критически избирательное отношение к различным музыкальным явлениям).

О.П. Радынова рассматривает музыкальную культуру дошкольника как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе

- систематического, целенаправленного воспитания и обучения, основанного на эмоциональном отклике на художественные произведения высокого художественного качества;

- музыкально-образного мышления и воображения;

- накопления интонационно-познавательно-ценностного опыта творческой музыкальной деятельности;

- развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, т. е. эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, идеальных представлений (в доступных возрастных пределах), обуславливающих эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, которое реализуется в проявлениях эстетической и творческой деятельности [4, с. 6].

В исследованиях этих авторов можно наблюдать активный поиск новых форм и методов обучения детей на уроках музыки и музыкальных занятиях. Нельзя не признать, что музыкальное развитие оказывает глубокое влияние на общее развитие маленького ребенка. Благодаря этому формируется эмоциональная среда, улучшается мышление, ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и жизни. Тот объем музыкальной культуры, который соответствует дошкольному возрасту, ребенок приобретает в семье, детском саду, средствах массовой информации, музыкальных и культурных учреждениях.

 

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству. Роль детского сада проявляется через личностно-профессиональные характеристики педагога-музыканта, его одаренность и мастерство, общий культурный уровень педагога и всего воспитательного коллектива, создаваемые ими условия. Таким образом, основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

Компонентами структуры музыкальной культуры ребенка являются: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие.

Опыт исследований в области музыкального образования Л.В. Школяр [55] позволяет оценить музыкальные интересы ребенка, его увлеченность, широту его музыкальных и жизненных взглядов. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентации (или ее отсутствии) на ценности прошлого музыкального наследия (классика, музыкальный фольклор) и на современную музыкальную жизнь в среде.

Критериями опыта могут быть: уровень общих знаний о музыке, наличие интересов, определенных увлечений и склонностей, мотивы обращения ребенка к той или иной музыке, то есть то, что ребенок ищет и чего ожидает от него.

Музыкальная грамотность – это индивидуальная способность человека воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное из жизни и неразрывно связанное с жизнью [55, стр. 48], дающее возможность эмоционального восприятия; способность определять на слух характер музыки и чувствовать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером ее исполнения; а также способность узнавать на слух автора неизвестной музыки, если она характерна для этого автора.

Музыкально-творческое развитие ребенка во всей системе музыкальной культуры рассматривается как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество – показатель развития человека, а в музыке – высший показатель личного овладения музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляет себя как самопознание, самовыражение и самоутверждение в своем единстве. Потребность в самовыражении проявляется, когда ребенок выражает свое отношение к нравственным и эстетическим идеалам, содержащимся в искусстве; самосознание проявляется, когда ребенок познает свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда он выражает себя, свое богатство чувственности, свою творческую энергию через музыкальное искусство.

Музыка способна развивать творческую личность ребенка, побуждая его к нравственным и эстетическим переживаниям, приводя к активному восприятию и преобразованию окружающего мира, к активному мышлению. Подобно художественной литературе, театру, изобразительному искусству, музыкальное искусство выполняет важную социальную функцию. Таким образом, песня о Родине вызовет чувство любви к Родине. Хоры, песни, танцы разных народов вызывают интерес к обычаям и традициям народов мира, вызывают интернациональные чувства. Богатство жанров музыки помогает восприятию героических образов и лирического настроения, веселого юмора и задорных танцев. Различные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают детские переживания, обогащают их духовный мир.

Воспитательные задачи во многом решаются в совместном пении, танце, игре, когда дети объединены совместными переживаниями, потому что от участников требуются совместные усилия. Они создают плодородную почву для индивидуального развития. Пример сверстников, коллективное исполнение активизируют робких, нерешительных детей. Для детей, избалованных вниманием, успешное выступление других детей служит тормозом негативных проявлений.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольников. Музыкальная деятельность: пение, восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения требуют от детей внимания, творчества, быстроты реакции, организованности, проявления воли. Например, исполняя песню, они должны начать и закончить ее вовремя. Танцуя, уметь выполнять правильные движения, прислушиваясь к ритму музыки. Все это улучшает волевые качества ребенка. В самом раннем возрасте малыш отличает музыку от окружающих звуков и шума. Он концентрирует свое внимание на услышанной мелодии, делает паузу, прислушивается, реагирует улыбкой, бормотанием и отдельными движениями.

Дети старшего возраста понимают некоторые связи между явлениями, они могут обобщать: определять, например, характер музыки - называть пьесу веселой, радостной, или печальной, грустной. Они понимают требования: как петь песню с другим характером, как двигаться в медленном танце или в подвижном танце. Развиваются и музыкальные интересы: появляется предпочтение того или иного вида деятельности, музыкального жанра. У детей от шести до семи лет первичны проявления художественного вкуса: умение оценивать произведения и их исполнение. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звучность, ясность, подвижность. Диапазон выравнивается, вокальные интонации становятся более устойчивыми.

Известный психолог и педагог Лев Семенович Выготский называл важнейшим условием гармоничного развития человека, формирование эмоционально-интеллектуальной сферы детской психики, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание является уникальным инструментом формирования этого единства, поскольку оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ведь музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мысли, образы [10, с. 25].

Музыка, как одно из лучших средств эстетического воспитания ребенка, направлена на развитие у дошкольников способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту, замечать хорошее и плохое. Она формирует эстетические эмоции, которые становятся основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Она открывает перед ребенком мир творческого развития, способствует его социализации и готовит к полноценной взрослой жизни.

Музыка, как средство формирования нравственного облика ребенка, непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его нравственный облик [10, с.48].

Исследования феномена музыки показали, что человеческий мозг использует большое количество зон для прослушивания музыки. Левое полушарие обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правое полушарие обрабатывает мелодию.

Восприятие музыки посредством прослушивания — один из наиболее абстрактных способов мышления, требующий особой умственной концентрации, умения удерживать внимание и эмоциональное напряжение. Дети слушают звук, сравнивают похожие и разные звуки, знакомятся с их выразительным значением, замечают характерные семантические особенности художественных образов, учатся понимать структуру произведений.

После выполнения работы, отвечая на вопросы учителя, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что художественный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Познавательные способности развиваются посредством различных музыкальных игр, танцев, ознакомления с художественными движениями. Когда дети слушают музыкальное произведение, им становится интересно его содержание. У них есть вопросы, связанные с желанием узнать, о чем музыка. Проявления музыкальной памяти возникают сами собой. Прослушивание музыки развивает у ребенка способность четко различать окружающий мир, делает малыша более внимательным и чутким.

Творческие музыкальные задания способствуют возникновению у ребенка поисковой деятельности, которая требует мыслительной деятельности. Например, при пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, пытается подобрать выразительные интонации к придуманному тексту. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием изобретают, сочетают танцевальные движения, пение и движения под музыку. Танец, народный танец, пантомима и особенно музыкальная постановка побуждают детей создавать в воображении картину жизни, характеризовать свой характер с помощью выразительных движений, мимики и слов. При этом соблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, а затем действуют. В каждом этапе появляются новые задания, которые заставляют думать, фантазировать и творить.

В процессе прослушивания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух - способность человека адекватно воспринимать эмоциональное состояние другого человека на основе его голоса. Музыка также способствует быстрому развитию речи дошкольников. А речь, как известно, есть материальная основа мысли.

Современные психологи утверждают, что музыка влияет на общую функциональную активность ребенка вызывает у него двигательные реакции.

Жест, движение, пластика обладают особым свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, создают определенные настроения, под влиянием которых движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием следуют за прослушиваемой музыкой разнообразными движениями тела, «погружаясь» в пластические формы, прежде всего в ее ритмический, а затем и интонационный характер. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений используется, тем интенсивнее развивается слуховая способность. Это в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти на основе слухового и двигательного анализаторов. Кроме того, дети передают не только внешний вид и характер героев, но и свое отношение к ним, используя движения, характерные для определенной музыки. Так рождается творчество.

Во время музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Этот вид деятельности благотворно влияет не только на развитие ритмических навыков, музыкальности в целом, но и на создание яркого, веселого жизненного тонуса ребенка, улучшает его осанку, координацию, внимание и одновременно разгружает его.

Музыкальная импровизация обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует развитию таких качеств личности, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (умение импровизировать), толерантность, прививает невербальное общение, навыки общения и сотрудничества.

Педагоги все чаще используют музыкотерапию не только на уроках музыки и музыкальных занятиях, но и в физкультуре, досуге, развитии речи, изобразительном искусстве и самостоятельных играх.

С помощью правильно подобранной музыки можно избавиться от умственной усталости, освежиться, разрядиться, улучшить настроение и сосредоточиться за несколько минут.

Классическая музыка играет особую роль. Классическую музыку важно давать слушать с раннего возраста, а еще лучше, пока малыш еще находится в утробе матери. В ходе экспериментов [29,15] было доказано, что после звуков музыкальных сочинений Вивальди и Моцарта плод успокаивался, а при исполнении произведений Бетховена или Брамса появлялась активность. Пение очень полезно для беременных. Орган слуха малыша получает необходимую тренировку и стимулирует мозг. В результате рождаются более энергичные, спокойные и крепкие дети. Младенцы, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно отличаются повышенной приспособляемостью и прогрессом в темпах физического и речевого развития.

Серьезные и углубленные занятия музыкой при обучении игре на инструменте в музыкальной школе могут оказать особое влияние на развитие личности. Обучение игре на музыкальных инструментах улучшает языковые навыки. Даже если взрослый человек решит научиться играть на инструменте, его уроки могут помочь ему справиться с потерей памяти после черепно-мозговой травмы. Музыка может улучшить речь и память детей.

Серьезные музыкальные занятия стимулируют левую височную (слуховую) долю головного мозга, что улучшает устную память. Исследование показало, что дети, которые занимаются музыкой, т.е. те, кто учится играть на каком-либо инструменте, имеют больший словарный запас, чем те, кто не умеет играть ни на одном инструменте. По мере удлинения периода музыкального обучения словарный запас становится более объемным.

Правое полушарие мозга (эмоции) также задействовано на занятиях музыкой. Так, у ребенка, занимающегося музыкой, гармонично развиты оба полушария — и эмоциональное, и логическое. Человек, у которого эти полушария развиты одинаково, сильнее и успешнее других, может принимать творческие, взвешенные решения.


 

Понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе: определение, структура, подходы к изучению

Понятие «музыкальная культура» в психолого-педагогической литературе: определение, структура, подходы к изучению

В исследованиях этих авторов можно наблюдать активный поиск новых форм и методов обучения детей на уроках музыки и музыкальных занятиях

В исследованиях этих авторов можно наблюдать активный поиск новых форм и методов обучения детей на уроках музыки и музыкальных занятиях

Компонентами структуры музыкальной культуры ребенка являются: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие

Компонентами структуры музыкальной культуры ребенка являются: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие

Музыка способна развивать творческую личность ребенка, побуждая его к нравственным и эстетическим переживаниям, приводя к активному восприятию и преобразованию окружающего мира, к активному мышлению

Музыка способна развивать творческую личность ребенка, побуждая его к нравственным и эстетическим переживаниям, приводя к активному восприятию и преобразованию окружающего мира, к активному мышлению

Дети старшего возраста понимают некоторые связи между явлениями, они могут обобщать: определять, например, характер музыки - называть пьесу веселой, радостной, или печальной, грустной

Дети старшего возраста понимают некоторые связи между явлениями, они могут обобщать: определять, например, характер музыки - называть пьесу веселой, радостной, или печальной, грустной

Исследования феномена музыки показали, что человеческий мозг использует большое количество зон для прослушивания музыки

Исследования феномена музыки показали, что человеческий мозг использует большое количество зон для прослушивания музыки

При этом соблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, а затем действуют

При этом соблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, а затем действуют

Музыкальная импровизация обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует развитию таких качеств личности, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (умение импровизировать), толерантность, прививает невербальное общение,…

Музыкальная импровизация обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует развитию таких качеств личности, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (умение импровизировать), толерантность, прививает невербальное общение,…

По мере удлинения периода музыкального обучения словарный запас становится более объемным

По мере удлинения периода музыкального обучения словарный запас становится более объемным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2023