Группа кратковременного пребывания
Группа кратковременного пребывания (ГКП) создает свою деятельность на базе общеобразовательных программ дошкольного учреждения, реализует психолого-педагогическую деятельность, направленную на разностороннее формирование детей в возрасте от полутора до трех лет на основе нынешних приемов осуществления игровой деятельности. А также осуществляет на практике позицию преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях домашнего воспитания к развитию в дошкольном учреждении. ГКП выступает главным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка, так как позволяет детям раннего возраста приобрести первый опыт ранней социализации и адаптации к детскому саду наиболее плавно и осторожно.
Главными целями организации групп кратковременного пребывания являются:
− реализация преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях домашнего воспитания к существованию в дошкольном образовательном учреждении;
− помощь во всестороннем развитии детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить благополучную адаптацию ребенка к условиям детского сада;
− увеличение педагогической компетентности родителей в проблемах воспитания и развития детей;
− формирование познавательной сферы детей, соответствующее возрастным нормам, увеличение кругозора, усвоение общественно выработанных способов применения объектов окружающего мира;
− взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию нужных условий для воспитания и разностороннего развития ребенка, осуществления заложенного в нем персонального потенциала, оживленного вступления в окружающий мир взрослых и ровесников.
Главными задачами, которые способна реализовывать группа кратковременного пребывания являются:
− организация периода адаптации ребенка к детскому саду;
− формирование у детей согласно возрастных ограничений приемов и средств общения со взрослыми и сверстниками;
− установление гуманных, доброжелательных отношений среди детей;
− укрепление психофизического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональный комфорт и учет индивидуальных возможностей детей;
− развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
− вырабатывание главных видов деятельности;
− подготовка детей к поступлению в детский сад.
В соответствии с этими задачами устанавливается основное содержание воспитательно-образовательного процесса в группе данного вида, которое основывается на обеспечении общественной адаптации ребенка, увеличение его адаптационных возможностей, приобщение к миру человеческих ценностей. Формирование главных областей — эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе игровых развивающих занятий согласно образовательной программе.
Немаловажная специфика групп адаптации и основного развития для детей раннего возраста состоит в осуществлении принципа речевой направленности воспитания и развития, т.е. целеустремленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в разнообразных видах деятельности. В рамках педагогического процесса работа педагогов и специалистов ГКП направлена на:
− содействие успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
− создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;
− повышение культуры общения между взрослыми
и детьми;
− привлечение внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями. Особое внимание уделяется доадаптационному периоду общения с семьей, поскольку в это время происходит формирование положительного настроя семьи на посещение детского сада, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и детей. Оптимальной формой работы по данному направлению является первичное психологическое консультирование, которое проводит педагог-психолог. Закономерно, что при поступлении в дошкольное образовательное учреждение дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возрастного периода ограничены, поэтому крутой переход малыша в новую социальную обстановку и продолжительное нахождение в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным отклонениям или торможению темпа психофизического развития. Чтобы снизить воздействие стрессовых факторов, помочь детям преодолеть травму поступления и благополучно адаптироваться в детском саду, воспитатели используют веселые игровые и развивающие занятия. Развивающие занятия проходят в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. Игры и упражнения предлагаются с постепенными усложнениями, если ребенок не справляется или утрачивает интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнение заданий, которое совершается с каждым игровым сеансом, позволяет выявить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. Именно ситуативно-деловое общение со взрослым создает все условия, необходимые для развития познавательных способностей, речи и игровой деятельности. Продолжительность игрового занятия не более десяти минут, с учетом возраста каждого ребенка, его психофизических особенностей и личностных характеристик. Организация и осуществление непосредственной образовательной деятельности осуществляется на основании примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», разработчиками и редакторами которой являются Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Организация единой «идеальной» модели развития современного человека на этапах дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности предполагает постановку и решение определенных приоритетных задач, которые основываются на идее формирования психологических новообразований, наиболее значимых для каждого возрастного периода развития. Так, завершая свое посещение группы кратковременного пребывания, по окончании процесса социальной адаптации, дети переходят в образовательную группу на весь день. Таким образом, ребенок привыкает к детскому саду, адаптируется к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, избегает резкой смены обстановки, которая, в большинстве случаев, травмирует неподготовленного ребенка.
На второй (дошкольной) ступени системы непрерывного образования у детей происходит формирование таких новообразований, как навыки совместных режиссерских и ролевых игр, развитие произвольности, формирование наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, развитие эмоциональной сферы и воображения, обогащение конкретно-чувственного опыта и развитие эмпатии, возникновение первичных моральных инстанций, представлений о добре и зле, о других людях и о себе. На данном этапе развития предполагается решение следующих приоритетных образовательных задач:
− приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
− обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
− развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
− формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
− развитие компетентности в области взаимоотношений с миром, людьми, к себе; вовлечение детей в разнообразные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.