ПОНЯТИЕ О ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ И ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКАХ
Оценка 4.7

ПОНЯТИЕ О ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ И ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКАХ

Оценка 4.7
docx
20.02.2021
ПОНЯТИЕ О ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ И ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКАХ
ПОНЯТИЕ О ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ И ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКАХ.docx

ПОНЯТИЕ О ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ И ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКАХ

 

Хоровое пение - основной и самый массовый вид музыкального воспитания учащихся в общеобразовательных школах.

В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, вырабатываются певческие умения и навыки.

Вокально-хоровые навыки являются средством передачи образа, содержания произведения. Чем лучше учащиеся владеют этими навыками, тем выразительнее может быть исполнение.

Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше творчества он внесет в свое исполнение, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике.

Выработка вокально-хоровых навыков осуществляется успешно лишь при условии тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся. Слуховой контроль дает возможность установить, соответствует ли воспроизводимый звук его предварительному представлению, его внутреннему «слышанию» учащимся.

Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. В процессе такой повторности происходит усовершенствование способов выполнения задания, его закрепление, уточнение.

Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случая приемов исполнения. На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде: сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы и рук при пении, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, одновременное произношение текста, протяжность звучания.

В процессе дальнейшей работы мы постепенно закрепляем, углубляем и совершенствуем эти навыки - вырабатываем нижнереберно-диафрагматическое дыхание, требующее сохранения вдыхательного положения грудной клетки и расширения нижних ребер, работаем над правильностью звука, расширением диапазона, красотой тембра, гибкостью, подвижностью голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой.

Большое значение для выработки вокально-хоровых навыков имеет так называемое «мышечное чувство». Под этим понимаются те ощущения, которые возникают во время пения и которые являются результатом раздражений, исходящих от мышц и связок, участвующих в процессе голосообразования. Ощущения эти помогают отбору необходимых исполнительских средств в пении. Мышечное чувство в сочетании с предварительно слышимым звучанием обусловливает формирование исполнительских навыков и приемов, которые придают певческому звучанию необходимую художественную окраску.

В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения. Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Однако непригодным является и исключительно целостный подход к разрешению задач вокального обучения: учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов голосообразования. Это ведет к отсутствию технической четкости в работе голосообразующего аппарата.

Как же следует решать эту проблему в вокальном воспитании учащихся?

Искусство пения требует овладения сложным комплексом художественно-технических элементов. Достигается это путем фиксации внимания учащихся на каждом отдельном этапе обучения в хоре, на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.

Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для выработки протяженности звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух и трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги) для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучания хоровых партий.

Первым условием системы вокально-хоровых упражнений является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе упражнений. В начале обучения хоровому пению школьники больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в объяснениях и наглядных показах педагога. Постепенно, в результате сознательного обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют полученные навыки. Достаточно определенного дирижерского жеста руководителя хора, соответствующей мимики: даже взгляда, и весь хоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.

Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач.

В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше.

В системе вокальных упражнений предполагается такое расположение учебного материала, при котором ученику приходится преодолевать постепенно возрастающие трудности.

Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.

Новая песня, новое упражнение, новая задача при повторении известного материала, новый методический прием в закреплении навыков, эмоциональность руководителя - все это содействует поддержанию активности, внимания, интереса в процессе работы над формированием певческих навыков. На первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим предметом изучения искусством пения. Необходимо показать всю прелесть, богатство и разнообразие этого вида искусства, возбудить у школьников желание овладеть им. Это поможет воспитать у них настойчивость, упорство и прилежание в обучении хоровому пению.

Если педагог не может заинтересовать учащихся, то нередко это приводит к тому, что внимание их угасает, наступает скука, появляется рассеянность. Задача руководителя хора заключается в том, чтобы использовать непроизвольное внимание учащихся, направить его в нужное русло.

Четвертое условие- разнообразие заданий, переключение внимания учащихся в процессе упражнений с одного задания на другое, охват целого комплекса заданий.

Концентрация упражнений вокруг определенной художественно-технической задачи приводит к усвоению определенного навыка. Не следует, однако, слишком долго задерживать учащихся на каком-либо одном задании: это утомляет внимание детей и в то же время отвлекает от других задач.

Например, известно, что пение legato считается основой вокального искусства. Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыками пения non legato, то это может привести к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.

Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы.

В процессе выработки у школьников вокально-хоровых навыков весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений, можно разделить на два вида.

1. Специальные упражнения. Система таких упражнений строиться в соответствии с уровнем певческого развития детей и степенью их овладения вокально-хоровыми навыками. В процессе работы упражнения постепенно усложняются. Система их способствует выработке певческих навыков, помогает сознательно фиксировать внимание на той или иной конкретной задаче. Упражнения эти используются также для настройки голосового аппарата на каждом занятии хора.

2. Упражнения на разучиваемом репертуаре, которые помогают преодолеть конкретные трудности в той или иной песне. Упражнения этого вида, в отличие от первого, не могут быть в такой же мере систематизированы. Однако и данный вид упражнений строиться на определенной принципиальной основе. Так, известно, что песенный репертуар подбирается соответственно певческому развитию детей и степени их владения вокально-техническими навыками. Однако, нередко встречаются песни, в которых имеются отдельные трудности, свойственные лишь данной песне и не преодолимые еще в процессе предварительной работы над усвоением навыков.

Система вокальных упражнений в школьном хоре строиться на основе следующих положений вокальной педагогики:

- в процессе упражнений необходимо выработать у учащихся навык бесшумного и глубокого вдоха с расширением при вдохе области пояса, а также навык постепенного экономного выдоха с сохранением вдыхательного положения грудной клетки. Не следует набирать чрезмерно большое количество воздуха. Правильная организация певческого дыхания требует взаимосвязи отдельных частей голосового аппарата. Поэтому не следует увлекаться длительными изолированными дыхательными упражнениями (без пения);

- начинать вокальные упражнения следует с естественно звучащих нот диапазона учащихся, идя постепенно по линии расширения зоны естественного, свободного (примарного) звучания, воспитывать светлое, звонкое звучание в хоре;

- в вокально-хоровых упражнениях необходимо учитывать, что в певческой дикции главное заключается не в произношении гласных в их орфоэпическом виде, а в сохранении правильного певческого тона, звучанию которого подчинено произношение гласных. Для этого необходима нейтрализация (выравнивание, округление) произношения гласных в пении, что, в свою очередь, часто требует сохранения чистоты звучания безударной гласной.

Использование гласных и, е и слогов ди, зи, ле помогает выправлять недостатки поющих «затемненным», глухим излишне глубоким звуком, а гласные у, о и слога ду, гу, ку, до-поющих открытым, «белым» звуком. Наиболее благоприятны в дикционном отношении песни с таким текстом, который содержит большое количество гласных и согласных звуков, произносящихся с участием голосовых связок.

Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:

а) установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата, воспитание у детей слухового контроля, оценки качества и правильности выполнения каждого вокально-технического задания в хоре.

б) сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками, то есть осмысление содержания, задач и результатов учебного процесса, понимание правил и способов выполнения упражнения.

в) личный показ и объяснения педагога в процессе упражнений, а также демонстрации фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования, с соответствующими пояснениями.

г) связь вокальных упражнений в хоре с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением всех вокальных упражнений.

д) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений при помощи разнообразия упражнений и методических приемов.

е) сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения всем хором с опросом учащихся по группам и с индивидуальным опросом отдельных учеников.

ж) пение без сопровождения, способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты интонации.

Рекомендуется выписывать упражнения на доске в тональности, удобной в вокальном отношении, с наименьшим количеством знаков альтерации, а затем давать его секвентно, вверх по полутонам, в нескольких тональностях.

Система специальных вокальных упражнений предполагает следующий объем и порядок расположения учебных задач: вначале на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя в унисонном хоре. Далее вокально-хоровые навыки, достигнутые в унисонном пении, закрепляются в пении на два голоса, а в последствии и на три голоса. Система вокально-хоровых упражнений на занятиях школьного хора предполагает следующий объем и порядок учебных задач.

Первая задача- выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания детских голосов, а также отчетливой, ясной артикуляции (диапазон 3-5 звуков). Работа над унисоном.

Вторая задача выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Выработка дикции в упражнениях подвижного темпа.

Третья задача- расширение диапазона (до октавы), выравнивание, округление звучания гласных при пении legato, выработка слитного хорового звучания, работа над унисоном.

Четвертая задача- работа над двухголосным пением (упражнения с самостоятельным голосоведением в хоровых партиях, каноны, начальные упражнения на терцовое двухголосие).

Пятая задача - четкое, легкое исполнение мелких длительностей. Выработка навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте.

Шестая задача- выработка энергичного, но не резкого forte и мягкого, но звучного piano на основе хорошего владения певческим дыханием.

Седьмая задача- интонирование полутонов и хроматических ходов.

Восьмая задача - укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования в звучании юношеских голосов. Выработка навыков трехголосного пения[1].

Все факторы певческого процесса: дыхание, звукообразование, формирование гласных, резонирование и т.д. должны быть реализованы в целом ряде практических навыков пения. Но что такое навык? Это есть умение, доведенное до значительной степени автоматизации путем длительной и регулярной тренировки. Такая тренировка в основе своей должна опираться на сознательное отношение к образованию и укреплению навыка, когда в этом процессе отбрасываются ненужные и лишние движения и отбираются, культивируются только необходимые и целесообразные; продолжительное и систематическое совершенствование приводит навык в его наиболее законченном виде к автоматизации. Достижение такого уровня, пусть даже относительного, очень важно: оно постепенно освобождает певца от скованности и хаотичности, позволяя осуществлять задачи более творческого порядка[2].

Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки. Под термином певческая установка понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов следует:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- корпус держать прямо, без напряжения, а плечи слегка оттянуть назад.

- сидеть на краешке стула, без напряжения, также опираясь на ноги.

- при положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание[3].

Правильное положение корпуса важно не только с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца, связанная с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.

Голову следует держать прямо. Поднятый вверх подбородок вызывает напряжение передней мускулатуры шеи, лишает гортань свободы и может стать причиной зажатого звука. Близко подтянутый к грудной клетке подбородок ограничивает движение челюсти. Нижняя челюсть должна двигаться естественно и свободно. Всякое напряжение жевательных мышц, расположенных впереди ушных раковин, плохо отражается на качестве звука. Артикуляция гласных и согласных не должна влиять на устойчивое положение гортани во время пения. Слова произносятся свободно, но не вяло. Активная пластичная артикуляция - важный элемент вокальной техники. Определяющим фактором здесь является качество звука, фонетическая чистота и отчетливость произношения. Всем певцам хора необходимо пользоваться едиными приемами артикуляции. Индивидуальность обнаруживается в выполнении приемов. Однако значительного различия артикуляционных форм у хоровых певцов не должно быть. Это лишает возможности установить ансамбль. Так, если один певец при произношении гласной «а» широко открывает рот, а другой почти его не открывает, их голоса не сливаются.

Некоторые певцы, взяв гласный звук, в процессе пения изменяют форму артикуляции. Это - существенный недостаток. Артикуляционная форма должна быть стабильной с начала звучания того или другого гласного и ее не следует трансформировать, если это не вызвано определенной художественной задачей.

Для произношения гласных и согласных в пении не требуется утрированной артикуляции. Всякое преувеличение лишь мешает произношению.

Немалую роль играет в пении мимика. Живое выразительное лицо необходимо для эстрадного исполнения. Невыразительные, «мертвые» лица певцов хора производят самое удручающее впечатление на слушателей. Мимика влияет также на характер звука. Многие вокальные педагоги считают, что, например, улыбка помогает формированию более яркого, светлого звука, а мрачное суровое выражение лица - затемненному, сомбрированному звучанию. Не утверждая бесспорности данного суждения, нельзя не согласиться с тем, что мимика способствует выразительности исполнения. Это хорошо знают певцы радио, которые обычно поют перед микрофоном в студии с такой же выразительной мимикой, как в концертном зале[4].

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М.: 1969. - С.2.

2.      Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969. - С.136.

3.      Работа в хоре / Под ред. Д.Л. Локшина. - М.: ВЦСПС Профиздат, 1964. - С.156.

4.      Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. - М.: Владос, 2002. - С.41.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М.: 1969. - С.2.

[2] Работа в хоре / Под ред. Д.Л. Локшина. - М.: ВЦСПС Профиздат, 1964. - С.156.

[3] Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. - М.: Владос, 2002. - С.41.

[4] Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969. - С.136.

ПОНЯТИЕ О ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

ПОНЯТИЕ О ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

Ощущения эти помогают отбору необходимых исполнительских средств в пении

Ощущения эти помогают отбору необходимых исполнительских средств в пении

Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач

Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач

Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы

Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы

Использование гласных и, е и слогов ди, зи, ле помогает выправлять недостатки поющих «затемненным», глухим излишне глубоким звуком, а гласные у, о и слога ду,…

Использование гласных и, е и слогов ди, зи, ле помогает выправлять недостатки поющих «затемненным», глухим излишне глубоким звуком, а гласные у, о и слога ду,…

Вторая задача выработка плавного и отрывистого характера звуковедения

Вторая задача выработка плавного и отрывистого характера звуковедения

Правильное положение корпуса важно не только с эстетической точки зрения

Правильное положение корпуса важно не только с эстетической точки зрения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2021