Понятие правильного звукопроизношения детей.
Оценка 4.6

Понятие правильного звукопроизношения детей.

Оценка 4.6
docx
20.08.2020
Понятие правильного звукопроизношения  детей.
статья 2.docx

Понятие правильного звукопроизношения  детей.

         Звуки речи – минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определёнными акустическими и перцептивными свойствами. Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз речевого тракта: экскурсии (переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука), выдержки (нахождение органов в данном положении) и рекурсии (переход к артикуляции следующего звука или к нейтральному положению).

         Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков.

М.М.Алексеева объясняет, что звуки речи образуются в результате смычки губ, различных частей языка, мягкого неба с неподвижными органами артикуляционного аппарата (например, при произнесении взрывных звуков [Т], [М], [К]) или благодаря сближению, сужению органов речи при свободном прохождении воздушной струи через рот (при произношении фрикативных звуков [С], [Ш], [Ж] и других).

         Отклонения в строении артикулярного аппарата (неправильный прикус, нарушения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого неба, губы и др.), а также недостаточная подвижность речевых органов (мышц нижней челюсти, языка, губ, мягкого неба) нередко являются причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов.

         М.Ф.Фомичёва отмечает, что задача совершенствования артикулярного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикулярного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

         Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями. Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками, усвоение которых происходит постепенно в течение 3-4 лет.

         Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:

- снижение физического слуха;

- неправильное строение артикулярного аппарата (отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое узкое твердое небо, недостаточная подвижность языка, мягкого неба, губ);

- недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;

- неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;

- слабый, укороченный выдох.

         В отличие от речевых дефектов несовершенства звукопроизношения связаны с возрастными особенностями формирования детской речи, с постепенностью и определенной последовательностью появления звуков в речи.

         Недостатки звукопроизношения – с неправильным усвоением звуков (межзубное произнесение свистящих звуков, горловое произнесение звука [Р] и так далее), а также с поздним их усвоением (например, свистящие звуки появляются в речи детей к пяти годам).

         Недочеты в произношении звуков могут выражаться в искаженном их произношении; в замене звуков, сложных в артикулярном произношении ([Ш], [Ж]), другими, более простыми ([С], [З]; в пропуске звуков и в неустойчивом их произношении, когда в одних словах звук произносится верно, в других – заменяется). Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.

         Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве субститутов (заменителей); каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения.

         Воспитание у детей правильного произношения всех звуков родного языка является основной задачей воспитателей детского сада. К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие. При наличии недостатков звукопроизношения следует своевременно принять меры к их ликвидации (направлять детей, если это необходимо, в специальные учреждения).

         Дикция – это четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности. Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко- и словопроизношением.

         Причины плохой дикции:

- недостаточная подвижность артикулярного аппарата;

- небрежное отношение к собственному высказыванию;

- чрезмерно ускоренная речь (не договариваются или проглатываются не только отдельные звуки или слоги, но даже целые слова);

- недостатки звукопроизношения (некоторые звуки произносятся неверно или недостаточно отчетливо);

- слабый самоконтроль за собственным высказыванием (невнятная, смазанная речь с трудом воспринимается слушателями, ее понимание затруднено).

         Задача при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и четко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. У младших дошкольников необходимо в первую очередь формировать правильное словопроизношение (умение верно сохранять структуру слова, произносить слова без смягчения согласных), развивать слуховое внимание, речевой слух. У детей среднего и старшего дошкольного возраста следует совершенствовать произношение отдельных звуков, фраз в процессе специальных упражнений, с использованием чистоговорок, при помощи которых дети учатся быстро переключать свой артикуляционный аппарат с одного положения на другое, отчетливо произносить звуки и слова, находящиеся в трудных для произношения сочетаниях.

         Орфоэпия – совокупность норм литературного произношения слов. Она включает единообразие правил звукового оформления речи в соответствии с принятым в общественно-речевой практике образом. Овладеть орфоэпическими нормами можно только при наличии хорошей речевой среды, достаточно развитого речевого слуха.

         Отклонения от литературных норм произношения могут выражаться в виде диалектных особенностей речи: оканья, уоканья, яканья; ошибок побуквенного произношения слов (что вместо што, сегодня вместо севодня), употребления просторечных слов (вчерась, нонче, транвай), неправильной расстановки ударения: зво*нит вместо звони*т.

         В младших группах воспитатель не проводит специальных занятий по орфоэпии (дети усваивают ее путем подражания речи взрослых). В среднем и старшем дошкольном возрасте эта работа осуществляется с учетом ошибок, чаще всего допускаемых детьми.

         Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах – как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонематической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостаток в своей и чужой речи (А.Н.Гвоздев, К.И.Чуковский, М.Е.Хватцев, Д.Б.Эльконин, М.М.Алексеева). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова – как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольной речи.

         Ознакомление детей со звуковой стороной слова можно связать с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины звук, слово, предложение, активизируется словарь ребенка, совершенствуется его грамматический строй и связная речь. Постепенно дети переходят от простого называния предметов к образному описанию, учатся сравнивать явления и составлять рассказы и сказки. Работа со звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном творчестве.

         Ушакова О.С. разработала программные требования к звуковой культуре речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, рассказывать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяжностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.

         Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.

         По ее мнению важными средствами звуковой выразительности речи является тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

         Упражнения, которые проводят с детьми, помогают им на слух определять звуковой состав слова, места ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы предложения. Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематичности.

         Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время.

         Таим образом, понятие звукопроизношения включает в себя практическое освоение всех звуков родного языка, разнообразных их соединений в целые фонетические системы, а также полное владение артикуляционным аппаратом.


 

Понятие правильного звукопроизношения детей

Понятие правильного звукопроизношения детей

Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка

Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка

Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом

Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом

Задача при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и четко произносить…

Задача при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и четко произносить…

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах – как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах – как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата

По ее мнению важными средствами звуковой выразительности речи является тон, тембр, паузы, разные типы ударений

По ее мнению важными средствами звуковой выразительности речи является тон, тембр, паузы, разные типы ударений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2020