Понятие дислексии

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ДИСЛЕКСИЯ (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия примерно в возрасте семи лет (иногда раньше); по-другому это заболевание называется иногда специфической дислексией (specific dyslexia), нарушение способности к чтению (developmental reading disorder или developmental word blindness), чтобы отличать его от приобретенных трудностей в освоении чтения и письма.
Иконка файла материала Понятие дислексии.doc
Понятие дислексии ДИСЛЕКСИЯ   (dyslexia)   ­   нарушение   развития   ребенка,   проявляющееся   в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание   встречается   сравнительно   редко,   причем   наблюдается   чаще   у мальчиков,   чем   у   девочек,   однако   может   повлечь   за   собой   значительные трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия примерно в возрасте семи лет (иногда раньше); по­другому это заболевание называется иногда специфической дислексией (specific dyslexia), нарушение способности к чтению (developmental reading disorder или developmental word blindness),   чтобы   отличать   его   от   приобретенных   трудностей   в   освоении чтения и письма.  Стойкое   нарушение   чтения   называется   ДИСЛЕКСИЕЙ,   письма   – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность   к   наличию   этого   изъяна,   так   как   это   расстройство наблюдается   у   нескольких   членов   в   отдельных   семьях.   Нарушение   чтения чаще становится очевидным ко 2­му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.  При   ДИСГРАФИИ   дети   младших   классов   школы   с   трудом   овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических   ошибок.   Они   не   используют   заглавные   буквы,   знакипрепинания,   у   них   ужасный   почерк.   В   средних   и   старших   классах   ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются   посещать   уроки   русского   языка   или   выполнять   письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии   сочинить   поздравительную   открытку   или   короткое   письмо,   они стараются найти работу, где не надо ничего писать.  Механизмы развития дислексии Чтобы понять механизмы развития этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Процесс   становления   чтения   и   письма   сложен.   В   нем   участвуют   четыре анализатора:   речедвигательный,   который   помогает   осуществлять   артикулирование, то есть наше произношение;   речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;   зрительный, который подбирает соответствующую графему;   двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему   (совокупность   определенных   движений,   необходимых   для записи).  Все   эти   сложные   перешифровки   осуществляются   в   теменно­затылочно­ височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11­м году жизни.Письмо   начинается   с   мотива,   побуждения   –   этот   уровень   обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности   определенных   структур   головного   мозга   будет   обеспечено успешное овладение письменной речью. В тех случаях, когда работа какого­то анализатора грубо нарушена (зрение, слух),   на   помощь   приходят   сложные   системы   обучения,   разработанные   в дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов. Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией   любимой   песни   и   прекрасной   музыкой   великих   композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и   очень   неважным   речевым   слухом.   Последний   позволяет   понимать   речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При   недостаточности   речевого   слуха   не   различаются   схожие   созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.  Если   у   ребенка   нарушен   речевой   слух,   то,   понятно,   ему   очень   трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представитьего в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение   грамоте   ребенка   с   дефектным   речевым   слухом   –   сложная педагогическая проблема.  Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей,   различные   предметы)   недостаточно   для   овладения   письмом. Необходимо   обладать   зрением   на   буквы,   позволяющим   запомнить   и воспроизвести их очертания.  Причины возникновения дислексии Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием слабого   интеллекта   или   отсутствия   возможности   обучения.  Причина   этого кроется в строении полушарий головного  мозга. У обычных людей задняя часть левого полушария несколько больше, чем правая. У дислектиков оба полушария   развиваются   одинаково.   Здесь   стоит   сказать   несколько   слов   о специализациях   полушарий.   Левое   полушарие   отвечает   за   обработку вербальной   информации,   аналитическое   мышление,   буквальное   понимание слов, последовательное мышление, математические способности, контроль за движением правой половины тела. Правое же ­ за обработку невербальной информации,   параллельную   обработку   информации,   пространственную ориентацию,   музыкальность,   метафоры,   воображение,   художественные особенности, эмоции, мистику, секс, мечты и контролирует движение левой половины тела.Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).  Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности   всех   сторон   речи.   Поэтому   нарушения   или   задержка   в развитии   фонематического   восприятия,   лексико­грамматических   сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Имеет   роль   и   наследственный   фактор,   когда   ребенку   передается недосформированность   мозговых   структур,   их   качественная   незрелость.   В этом   случае   в   результате   затруднения   коркового   контроля   при   овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.  Так   источником   неудач   в   становлении   письменной   речи   может   служить несвоевременное   формирование   процесса   латерализации   (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту   обучения   грамоте   у   ребенка   должна   уже   сложиться   четкаялатеральная   ориентация,   определена   ведущая   рука.   При   задержке   этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности. Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Существуют   данные,   по   которым   в   основе   дислексии   можно   наблюдать действия   отрицательной   связи   “мать   –   ребенок”.   Так,   ребенок,   которого кормят   насильно,   который   привыкает   сопротивляться   в   отношении   еды, приобретает   ту   же   манеру   и   в   отношении   интеллектуальной   пищи.   Это сопротивление,   которое   он   обнаруживает   при   общении   с   матерью,   потом переносится на учителя. Значит,   для   полноценного   обучения   ребенок   должен   иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на   буквы.   Иначе   успешно   овладеть   чтением   и   письмом   он   не   сможет.   Не случайно   поэтому   психоневрологи   и   логопеды   при   знакомстве   со слабоуспевающим   школьником   внимательно   изучают   содержание   его тетрадей,   почерк,   особенности   его   речи.   Нередко   низкая   успеваемость ребенка   объясняется   не   состоянием   его   интеллекта,   а   наличием специфических   нарушений   чтения   и   письма.   Распознать   подобные расстройства может, разумеется, только специалист.