Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
правоведение +1
Взрослым
27.03.2019
Статья посвящена достаточно актуальной теме правовой природе инвестиционных договоров. В статье рассматривается договорные формы осуществления инвестиционной деятельности и их структура. Общие свойства многочисленных договорных форм осуществления инвестиционной деятельности предопределяют единство их правового регулирования. Автором рассматриваются признаки инвестиционных договоров и условия заключения.
Мазурова Н.doc
Мазурова Н.В., аспирантка,
40.06.01 – Юриспруденция
(профиль Гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право)
Московский финансовопромышленный
университет «Синергия»,
Россия, г. Москва
Аннотация:
Статья посвящена достаточно актуальной теме правовой природе
инвестиционных договоров. В статье рассматривается договорные формы
осуществления инвестиционной деятельности и их структура. Общие
свойства многочисленных договорных форм осуществления
инвестиционной деятельности предопределяют единство их правового
регулирования. Автором рассматриваются признаки инвестиционных
договоров и условия заключения.
Ключевые слова: Договор, структура стороны, предмет, форма, цена,
срок, содержание.
Mazurova N.V., аспирантка,
40.06.01 Jurisprudence,
Not state educational private
Establishment of higher education
Moscow financial and industrial
University " Synergy ",
Russia, Moscow
The summary:
Clause is devoted to enough vital topic to the legal nature of investment
contracts. In clause it is considered contractual forms of realization of
investment activity and their structure. The general properties of numerous
contractual forms of realization of investment activity predetermine unity of
their legal regulation. The author considers attributes of investment contracts
and conditions of the conclusion.
Keywords: the Contract, structure of the party, a subject, the form, the price,
term, the maintenance.
Concept and the legal nature of contracts and agreements of
transportation of cargoes
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки
грузов Договором признается соглашение сторон,
направленное на
возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения,
порождающее взаимно согласованные права и обязанности и имеющее целью
достижение единого правового результата.
Договор в первую очередь взаимная сделка, основание возникновения
гражданских прав и обязанностей. В этом смысле договор это юридический
факт. Но договор не сводится только к сделке, договор это еще и
возникающее из соглашения обязательство. Кроме того, договор это
документ, фиксирующий акт возникновения обязательства по воле всех его
участников. [1, ст.10].
Взаимоотношения по договору железнодорожной перевозки
регламентируются нормами и положениями, едиными и обязательными как
для железных дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц,
пользующихся их услугами.
Переход государства к рыночной экономике и введение в действие с
1996 года части второй Гражданского кодекса РФ, в 40 главе которого
содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства перевозки,
поставили перед федеральным железнодорожным транспортом задачи
совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями
повышения качества предоставляемых
других видов транспорта,
транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям,
владельцам железнодорожных путей и т.д.. Одним из важнейших правовых
актов в этой сфере является Федеральный закон " Устав железнодорожного
транспорта Российской Федерации", введенный в действие 10 января 2003
года. Это девятый по счету Устав за всю историю существования
железнодорожного транспорта в нашем государстве.
Российская Федерация является участником многих международных
договоров о прямом международном железнодорожном сообщении. В их
число входит многостороннее соглашение о международном грузовом сообщении, действующее с изменениями и дополнениями, внесенными до 01
января 1998 года.
С принятием Устава создана основа законодательного регулирования
деятельности федерального железнодорожного транспорта. Закрепленные в
Уставе нормы основываются на положениях Гражданского Кодекса РФ,
Федерального закона от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях",
Закона РФ "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от
09 января 1996 года, Федеральный закон от 16 февраля 1995 года "О связи",
международных договоров, действующих в области железнодорожного
транспорта. В девяти главах Устава определяются основные условия
перевозок пассажиров, грузов, багажа, отношения, возникающие между
железными дорогами, пользователями транспортных услуг, регламентируются
их права, обязанности, ответственность и основные положения в области
эксплуатации железнодорожных подъездных путей.
Впервые в области транспортного законодательства Устав дает четкое
определение основных понятий, которые применяются в его тексте, что
способствует лучшему пониманию и применению его положений. В Устав,
исходя из основных начал гражданского законодательства, введены нормы,
дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной
перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что создает основу
для развития равноправных партнерских отношений. Устав учитывает
действующие законодательства о защите прав потребителей и о естественных
монополиях.
В настоящее время сохраняют силу и те кодифицированные акты
транспортного законодательства, которые были приняты ранее последней
кодификации гражданского права. Они применяются в части, не
противоречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в
действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов. Из
предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне действует Закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г.,
устанавливающий вопросы управления и деятельности общероссийских
железных дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа,
регулируются также Законом РФ "О защите прав потребителей".
Правовое регулирование Гражданским Кодексом отношений, связанных
с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от
регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что
положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки,
законодатель посвятил лишь четырнадцать статей. Дело в том, что, основной
пласт взаимоотношений пассажиров и перевозчиков традиционно
регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается
кодифицированных гражданскоправовых актов, то они, также традиционно
всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения,
определяющие систему правового регулирования перевозок грузов,
пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и
кодексам.
Кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора
перевозки, об этом свидетельствует правило о том, что условия перевозки
отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим
перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и
кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами
не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств
воплощаются в актах Президента и Правительства Российской Федерации.
Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового
регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые
соответствующими транспортными ведомствами (министерством транспорта,
министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы
деятельности транспорта.
Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров,
связанных с перевозками, обеспечивается актами толкования, которые
содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ.
С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое
сообщество все более часто применяются международные транспортные
Они используются при осуществлении
соглашения и конвенции.
международных перевозок, а также служат образцом для унификации
российского транспортного права. Очевидно, что правовые и технологические
нормы перевозочного процесса в международном железнодорожном
сообщении значительно сложнее, так как при их разработке необходимо
учитывать интересы нескольких стран, особенности их национальных
нормативных актов, условий работы железных дорог и технологические
особенности перевозок за рубежом. Для обеспечения внешнеэкономических
связей и развития международной торговли возникает необходимость в
создании надежных транспортных связей, обеспечивающих своевременную и
сохранную доставку товаров, беспрепятственную передачу грузов на
государственных границах и обеспечение качества сданного к перевозке груза.
Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках
внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории страны
он доставляет подавляющую часть товаров из российских портов для
дальнейшей их отправки морским и речным транспортом. Кроме того,
железнодорожный транспорт осуществляет транзитные перевозки грузов
иностранной клиентуры по территории России, экспортируя транспортные
услуги. Таким образом, оценивая роль железнодорожного транспорта во
внешнеэкономических связях в целом, не следует ограничиваться данными
непосредственно по железнодорожным перевозкам, надо принимать во внимание и объемы грузов, перевозимых в смешанном железнодорожно
водном сообщении, а также транзитные перевозки.
Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации", введенный в действие 10.01.2003 г. Устав делится на девять глав,
содержащих 130 статей:
Общие положения;
Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками
грузобагажа;
Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при
подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа,
грузобагажа;
Железнодорожные пути необщего пользования;
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении;
Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа;
Ответственность перевозчиков,
владельцев инфраструктур,
грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров;
Акты, претензии, иски;
Заключительные и переходные положения.
Существенными положениями, затрагиваемыми данным документом
являются: обеспечение безопасности движения поездов; рациональное
использование транспортных средств и снижение транспортных расходов;
координация различных видов транспорта; своевременная доставка груза в
пункты назначения и полная его сохранность; материальная ответственность
железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров за
невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по перевозкам.
Уставом регламентируется порядок составления и выполнения плана
железнодорожных перевозок,
основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, взаимоотношения железных дорог с другими
видами транспорта, а также вопросы эксплуатационного характера.
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации" (далее Устав) регулирует отношения, возникающие между
перевозчиками,
грузополучателями
(получателями),
пассажирами,
грузоотправителями
(отправителями),
владельцами инфраструктур
владельцами
железнодорожного транспорта общего пользования,
железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и
юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного
транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего
пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Устав определяет основные условия организации и осуществления
перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по
использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие Устава распространяется также на перевозки грузов,
грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и
включая железнодорожные пути необщего
необщего пользования,
пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих
к железнодорожным путям общего пользования.
Федеральный орган исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта на основании Устава железнодорожного
транспорта Российской Федерации с участием федерального органа
исполнительной власти по регулированию естественных монополий на
транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции
разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок
грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров,
багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом
представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы,
инфраструктур,
обязательные
грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей
для перевозчиков,
владельцев
необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют
условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения,
сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а
также экологической безопасности.
Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным
транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые
содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур,
пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических
лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа,
грузобагажа.
Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов,
багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
утверждаются Правительством Российской Федерации. В указанных правилах,
в частности, определяются предметы, перевозка которых в качестве ручной
клади, багажа, грузобагажа запрещена.
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 122ФЗ)
Порядок перевозки почтовых отправлений и порядок включения
почтовых вагонов в поезда устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по
согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Основные условия организации и осуществления специальных и воинских
железнодорожных перевозок определяются Уставом ЖДТ.
Особенности организации, осуществления воинских железнодорожных
перевозок и порядок их оплаты регулируются Уставом воинских железнодорожных перевозок, утверждаемым Правительством Российской
Федерации, и иными нормативными правовыми актами.
Пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение
воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров,
багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как
потребители пользуются
законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
всеми правами,
предусмотренными
Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры
железнодорожного транспорта утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Особенности организации и осуществления специальных
железнодорожных перевозок определяются Правительством Российской
Федерации.
В соответствии с Уставом перевозки пассажиров, грузов, багажа,
грузобагажа осуществляются по железнодорожным путям общего пользования
и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения
соответствующих операций. Перечень таких станций и выполняемых ими
операций составляется на основании заявок владельцев инфраструктур,
утверждается федеральным органом исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта и публикуется в соответствующем тарифном
руководстве.
Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным
транспортом осуществляются соответственно в вагонах и контейнерах
перевозчиков, иных юридических и физических лиц.
Особенности осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа,
грузобагажа по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею или колею
разной ширины, в том числе ответственность за время нахождения вагонов, контейнеров на таких железнодорожных линиях, определяются договорами
между перевозчиками и владельцами таких железнодорожных линий.
Особенности осуществления перевозок грузов по железнодорожным
путям, находящимся на стадии строительства до сдачи в постоянную
эксплуатацию, и оказания связанных с этими особенностями услуг, в том
числе ответственность за время нахождения вагонов на таких путях,
предусматриваются в договорах, заключаемых между перевозчиками и
осуществляющими строительство или эксплуатацию
организациями,
строящихся железнодорожных путей по поручению владельцев таких путей.
Порядок заключения таких договоров устанавливается правилами перевозок
грузов железнодорожным транспортом.
Централизованное управление специальными и воинскими
железнодорожными перевозками на железнодорожном транспорте
осуществляется с учетом обеспечения безопасности движения, а также
защиты государственной тайны в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых
относятся вопросы организации и осуществления специальных и воинских
железнодорожных перевозок, взаимодействуют с владельцами инфраструктур
и перевозчиками через военнотранспортные органы органы военных
сообщений и органы специальных железнодорожных перевозок.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 122ФЗ)
Владельцы инфраструктур и перевозчики в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, предоставляют военнотранспортным
органам необходимые услуги для обеспечения их основной деятельности.
Воинские железнодорожные перевозки осуществляются в приоритетном
порядке.
Для обеспечения особо срочных воинских железнодорожных перевозок
перевозчики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формируют и содержат резерв железнодорожного подвижного
состава за счет средств федерального бюджета.
Для перевозок лиц, проходящих военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы,
сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности
выделяются вагоны или места в пассажирских поездах.
Современные законодательные акты, регулируют также перевозку
пассажиров. Мало, наверно, кто из пассажиров знает, что простой проезд его
на поезде от одного места к другому регламентируется целым комплексом
правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в
правоотношение с транспортной организацией, в котором обе стороны
наделены определенными правами и обязанностями.
Перевозки пассажиров в ГК рассматриваются в главе 40 "Перевозка".
На перевозки пассажиров распространяются как общие требования,
предъявляемые к перевозкам, так и специальные, касающиеся перевозок
пассажиров. Перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании
договора перевозки.
Транспортное законодательство довольно детально регулирует
перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке
Дальнейшая конкретизация
пассажиров посвящена глава
VI.
законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах
транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и
багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных правилах
более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с
пассажирами. При этом в случае расхождения норм упомянутых правовых
актов с нормами ГК последние имеют абсолютный приоритет, что прямо
предусмотрено в п. 2 ст. 3 ГК. Поскольку стороной этого договора выступает
гражданинпотребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяются
Закон о защите прав потребителей и другие правовые акты. Используемая
1. Гражданский Российской Часть Федеральный от 30 1994 г. N // СЗ РФ.
N 32. Ст. (ред. от 259ФЗ)
2. Федеральный от N « Об обществах» от
3. Брагинский Витрянский Договорное Общие М., – 360 с.
4. Кулаков Сложные в праве. ... юрид. М., 418 с.
5. Тычинин, В., В. Ю., А. А. формы в / С. В. В. Ю. А.А. // право. N
2.
6. Хоменко Гражданскоправовое инвестиций на объектов назначения: ...
юрид. 12.00.03. М., 211 с.
7. Шумейко Проблемы обязательств в праве: ... юрид. Ростов, С. 9.
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Понятие и правовая природа договоров и соглашений перевозки грузов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.