Понятие и сущность игры как средства школьной адаптации первоклассников
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
классное руководство
1 кл
21.07.2019
Игра, по мнению исследователей, понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.
СТАТЬЯ 2.docx
Понятие и сущность игры как средства школьной адаптации
первоклассников
Игра, по мнению исследователей, понятие многогранное. Игра сейчас
встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно
нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный
воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства.
Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет
богатство человеческой личности.
По мнению психологов, игра является главной сферой общения детей; в
ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости,
партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается
социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе
и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения,
проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой
творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка,
сферой неповторимой человеческой активности.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и
следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в
которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В
действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще
никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни;
в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями».
По нашему мнению, игра является одним из главных видов
деятельности ребенка на начальном этапе обучения в школе, которая призвана
помочь первоклассникам адаптироваться к школьному обучению.
Игра один из основных видов деятельности детей. Игровая деятельность
представляет собой сложную многомерную последовательность
поведенческих актов, существенно видоизменяющихся по мере роста и
развития ребенка. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью,
необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных
средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные
условия для формирования, развития и совершенствования психических
процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс
обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями,
эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее
настроение.
Цель игры создание условий для успешной адаптации ребёнка в
макромире и развития личности. коррекционно
Игра решает следующие коррекционноразвивающие,
воспитательные и образовательные задачи:
– Развитие познавательной деятельности ребёнка;
– Развитие эмоционально волевой сферы;
– Обогащение представлений об окружающем мире;
– Формирование коммуникативных навыков;
– Формирование культурного поведения;
– Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время мы
используем ниже перечисленные виды игр:
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
Каждый вид игры выполняет определённые функции.
1.Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности
школьника. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание,
память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей
воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность.
В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт.
Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также
моральные качества, обогащается речевой запас.
3.Театрализованные игры – это разновидность сюжетноролевых игр, однако
они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого –
содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования,
а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к.
большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная
ориентация, а также мелкая моторика.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх
копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и
обучения, которые направлены на усвоение определённого программного
материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие
игры также для нравственноэстетического воспитания детей.
2. Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что
в ней заложено и проявлено. 3. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности
детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих
воспитанников.
4. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться
со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и
устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять
речевую активность.
5. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально
положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум
ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную
почву для установления эмоционального контакта между взрослым и
ребёнком.
6. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей
детей.
7. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и
духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её
включали в учебный и во внеучебный процессы, ибо она хранит и передаёт по
наследству огромную гамму духовных,
эмоциональных ценностей
человеческих проявлений.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их
интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с
одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через
игры (познавательные, сюжетноролевые, подвижные, конструктивные и др.).
Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит
познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игры,
ориентированный на обучение.
В научной литературе, игры детей младшего школьного возраста
принято называть дидактическими или познавательными.
Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы
детских игр. Термин «дидактические» (от греч. «поучение») правомерен по
отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики
(теории и методики обучения). Такие определения, как «обучающие»,
«учебные», «предметные» (имеются в виду игры по учебным предметам –
математические, исторические, географические, биологические и другие),
входят в понятие «дидактические».
Существует ряд требований игровых форм деятельности:
1) Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2) Иметь познавательное значение.
3) Активизировать общественную деятельность учащихся.
4) Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
5) Создавать условия для детского творчества. 6) Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно
больше действующих лиц».
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Игра есть
практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются,
потому что играют.
Таким образом, на основании изученных понятий, под игрой нами
понимается, свободная, естественная форма проявления деятельности детей,
в которой осознаётся, изучается окружающий мир. Мы считаем, что игра
является потребностью растущего ребёнка: его психики, интеллекта,
биологического фонда. Продуктами игры являются наслаждение её
процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
Игра занимает важное место в жизни ребенка, и поэтому мы можем
рассматривать ее как средство школьной адаптации.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет
игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать
первостепенное место с первого класса. Именно поэтому игры активно
применяются в своей работе учителями и психологами для успешного
адаптирования учащихся к школьной среде.
Понятие и сущность игры как средства школьной адаптации первоклассников
Понятие и сущность игры как средства школьной адаптации первоклассников
Понятие и сущность игры как средства школьной адаптации первоклассников
Понятие и сущность игры как средства школьной адаптации первоклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.