В данном материале подробно рассматриваются виды деятельности ребенка, учащегося, а также виды интереса и его влияния на обучение в школе, так как одной из важнейших задач для учителя-предметника является развитие у учащихся интереса к творческой деятельности своего предмета, в данном случае Технологии, прежде всего это наличие и разнообразие технологии и выполняемых изделий.
Понятие, виды.docx
Понятие, виды интереса и творческой деятельности
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем
независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности,
выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной
жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли,
способностей и черт характера.
В философии под деятельностью понимается специфическая форма
отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является
его целесообразное освоение и преобразование, т.е. деятельность — это
сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом
подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности,
которая может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и
преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и
потребительской, экономической, социальнополитической и духовной,
особыми видами деятельности являются творчество и общение.
В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие
индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную
ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других
людей [22].
Деятельность как психологический процесс представляет собой
сложное структурное образование, в котором происходит взаимодействие
различных элементов. Основными компонентами деятельности являются
действия, операции, которые, как и поведение, побуждаются мотивацией,
целями, задачами.
С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев рассматривали деятельность, как
совокупность действий, направленных на достижение целей [10]. К основным видам деятельности относятся: игра, учеба и труд (рисунок
1).
Виды деятельности
Игра:
предметная;
ролевая;
по правилам
Учеба:
знания;
умения;
навыки
Труд:
физический;
интеллектуальный;
духовный
Рисунок 1 – Основные виды деятельности
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, в которой
воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей.
Характерной особенностью игры является двуплановость. С одной
стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением
вполне конкретных, нестандартных задач, а с другой стороны – ряд моментов
деятельности носит условносимволический характер,
позволяющий
отвлекаться от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными
обстоятельствами.
Игровая деятельность в зависимости от возраста и психического
развития ребенка преобразуется в разные виды:
предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных
значений);
ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя
роли взрослых и действует с предметами в соответствии с их
значениями, игра может быть организована и между детьми); игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами,
которым ребенок должен подчинить свое поведение).
Таким образом, игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей
и явлений, закрепленными в языке, способствует развитию осознанных
действий, расширяет самосознание ребенка.
Учеба – это форма деятельности, в которой действия человека
управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков,
умений.
Учебная деятельность включает в себя
усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимых для
успешной организации тех или иных видов практической
деятельности (продукт этого процесса – знания);
освоение приемов и операций, из которых складываются все эти
виды деятельности (продукт этого процесса – навыки);
овладение способами использования указанной информации для
осуществления правильного выбора и контроля приемов и операций
(продукт этого процесса – умения).
Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями,
навыками, умениями, но и формирует у него умение управлять своими
организовывать и
психическими процессами,
умение выбирать,
направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с
решаемой задачей [3].
Труд – это деятельность,
направленная на преобразование
материальных и нематериальных объектов и приспособление их для
удовлетворения потребностей человека.
Игра и учение являются подготовкой к труду и являются решающим
условием формирования личности,
умственных,
нравственных качеств и сознания. В труде развиваются те личные качества
ее способностей,
человека, которые в его процессе проявляются, а также труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки,
мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность
можно разделить на несколько видов:
физический труд (труд по самообслуживанию (поддержание в
порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для
себя пищи и т.д.), бытовой семейный труд и производительный
труд);
интеллектуальный труд (позволяет человеку узнать мир и свое
место в нем);
духовный труд (к данному виду труда можно отнести и работу
по самосовершенствованию, по постоянному самоконтролю,
рефлексию) [6].
Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма
активного отношения человека к действительности, направленная на
достижение сознательно поставленных целей и является важнейшим условием
творчества, которое осуществляется со знанием дела.
По мнению А. Бергсона, творчество тесно связано с иррациональной
интуицией, которая является божественным даром, свойственна далеко не
каждому человеку и характеризуется целостностью, не насильственностью,
органичностью [1].
Н.А. Бердяев писал, что творчеством заключается в том, что является
продолжением и завершением умиротворения [2].
Понятие творчество в философском словаре трактуется как
деятельность человека, порождающая чтото качественно новое: «новые
объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы знания» [34] .
В психологии творчество исследует процесс, психологический
«механизм» протекания творческого акта как субъективного акта индивида. Я. А. Пономарев рассматривает творчество как деятельность человека,
созидающего новые ценности, имеющие общественную значимость [19].
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое,
никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в
любой сфере: научной, производственнотехнической, художественной,
политической и т.д. – там, где создаётся, открывается, изобретается нечто
новое [40].
Существует множество классификаций творческой деятельности, но в
соответствии с основными видами духовной и практической деятельности
выделяют: социальное; художественное; научное; техническое (рисунок 2).
Творческая деятельность
Художественное
Техническое
Научное
Социальное
Рисунок 2 – Классификация творческой деятельности
Художественное творчество – это процесс создания новых эстетических
ценностей художественного творчества составляет элемент всех видов
общественнопроизводственной деятельности человека, однако в полном
своем качестве оно находит выражение в создании и исполнении произведений
искусства. Художественное творчество призвано вызывать яркие эмоции,
будить чувства, получать живой отклик души человека: смех; слезы; гнев;
интерес; любовь; катарсис. В рамках данного вида выделяют подвиды и жанры
творчества: временные – музыка, литература; пространственные – прикладное творчество, изобразительное искусство; пространственновременные – цирк,
хореография, эстрада, кинематограф. Изобразительное искусство состоит из:
скульптуры; графики; живописи. Прикладное творчество делят на:
архитектуру; декоративное творчество, которое включает декоративное
народное, в том числе русское творчество, или народные промыслы [27].
Научное творчество Развитие творчества в сферах различных знаний
является главным двигателем научного прогресса в математике, физике,
химии, медицине, философии, педагогике и т. д. Неустанные изыскания и
креативные открытия ученых позволяют науке подниматься на новые ступени,
увлекая за собой развитие цивилизации в целом. В основании ее находятся
случайные открытия и многочисленные эксперименты в процессе
Середину составляют
образовательной деятельности,
обучения.
экспериментальные и теоретические поиски, которые ведут целые армии
исследователей. Верхушку образуют гениальные открытия выдающихся умов
[13].
Техническое творчество – специфическая мыслительная и практическая
деятельность человека в технической сфере, в процессе движения от замысла
до результата, особенностью которой является достижение объективной или
субъективной новизны, полученного материального или идеального объекта
как запланированного результата. Совершенствование приспособлений,
механизмов и т. п., конструирование и моделирование – все это подвиды
технического творчества [29].
Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности;
созидательный процесс, направленный на преобразование и создание
качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия [26].
Творческая деятельность – это форма деятельности человека или
коллектива направленное на создание качественно нового, никогда ранее не
существующего [23]. Любая деятельность отвечает определенным мотивам, так же, как
интерес мотивирует заниматься определенным творчеством.
Интерес характеризуется как один из компонентов учебной мотивации,
нужно учитывать, что в повседневном бытовом и в профессиональном
педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним
учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания,
как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный
интерес» и т. д. Интерес, согласно А.К. Марковой, «может быть широким,
планирующим, результативным, процессуальносодержательным, учебно
познавательным и высший уровень – преобразующий интерес» [11].
Интерес – форма проявления познавательной потребности,
обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и
тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами,
более полному и глубокому отражению действительности.
Исследователи данной проблемы разделили интересы на несколько
видов, так в классификации Г.И. Щукиной он выступает как:
1) избирательная направленность психических процессов человека на
объекты и явления окружающего мира;
2) тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно
данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит
удовлетворение;
3) мощный побудитель активности личности, под влиянием которого
все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а
деятельность становится увлекательной и продуктивной;
4) особое избирательное (не безучастное, не индифферентное, а
волевыми
наполненной активными помыслами,
яркими эмоциями,
устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям,
процессам [37]. По предметной направленности интересов и связанными с ними
сферами деятельности выделяют интересы художественные, технические,
познавательные и т.д.
Познавательный интерес направлен на овладение знаниями, которые
представлены в школьных предметах – это приобретение школьником знания;
процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий
приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному
поступательному движению школьника. Ценность познавательного интереса
состоит в том, что под влиянием интереса активизируются психические
процессы личности, проявляется активный поиск, догадка, исследовательский
подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные
проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство
интеллектуальной радости, чувство успеха.
Выделяют следующие стадии развития интереса:
любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, часто
неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими
внимание ребенка;
занимательность – начальный толчок выявления интереса, средство
развития интереса к предмету, способствующее переходу интереса на
стадию более устойчивого познавательного отношения;
любознательность – важное качество личности, характеризующее
стремление человека проникнуть за пределы увиденного. Для этой
стадии развития интереса характерны такие эмоции, как удивление,
радость познания; требования поиска, догадки, активного оперирования
имеющимися знаниями и приобретенными способами [25].
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию
обучения и к самой учебной деятельности – это возможность проявить в
учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее
методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основным средством является использование заданий, решение которых требует от учащихся
активной поисковой деятельности.
Таким образом, одной из важнейших задач для учителя является
развитие у учащихся интереса к творческой деятельности на уроках
технологии, прежде всего это разнообразие технологий и выполняемых
изделий. При выполнении творческих проектов необходимо повышать
творческое мышление и фантазию учащихся.
Список использованных источников
1 Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон – М. : ТерраКнижный
клуб, 2001. – 384 с.
2 Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев – М. : Издво АСТ,
2011. – 672 с.
3 Виды деятельности человека. Справочный портал. [Электронный
ресурс]. URL : https://www.calc.ru/VidyDeyatelnostiCheloveka.html
(дата обращения: 21.10.2017).
4 Гудилин, Д. Тиснение фольгой. [Электронный ресурс]. URL :
http://www.idlazur.ru/art19.php (дата обращения: 21.11.2017).
5 Инкрустация. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL :
https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 21.10.2017).
6 Кавецкий, И.Т. и др. Основы психологии и педагогики / И.Т. Кавецкий,
T.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, H.A. Лобан, C.B.
Старовойтова.Минск. : Издво: МИУ, 2010.301 с.
7 Комиссарова, А. Удивительная техника – интарсия. [Электронный
ресурс]. URL : https://www.livemaster.ru/topic/74054udivitelnayatehnika
intarsiya (дата обращения: 21.12.2017). 8 Констатирующий и формирующий психологический эксперимент
http://www.helppsi.ru/index.php?
[Электронный
ресурс]
option=com_conten (дата обращения 20.11.2016)
9 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
2016 – 2020 годы от 29 декабря 2014 г. № 2765р.
10 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие /
А.Н. Леонтьев. Издво : Смыл, Академия, 2005. – 352 с.
11 Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Возрастные особенности
мотивации учения и умение школьников учиться // Формирование
мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
12 Мастеркласс для начинающих: делаем подвескуптичку из проволоки.
:
[Электронный ресурс].
Мастеров.
Ярмарка
URL
https://www.livemaster.ru (дата обращения: 27.12.2017).
13 Научное творчество. Национальная философская энциклопедия.
[Электронный ресурс].
tvorchestvo.html (дата обращения: 21.10.2017).
URL
:
http://terme.ru/termin/nauchnoe
14 Немов, Р. С. Психология [текст]: учебник для студентов высших
учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования : 3 изд. / Р.
С. Немов М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.
15 Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся
по педагогическим специальностям / Под ред. А.М. Столяренко. – М.:
Юнити–Дано, 2012. – 479 с.
16 Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2е изд., доп. и перераб. – М. :
Просвещение, 1983. – 479 с.
17 Плетение из проволоки для начинающих: украшения в стиле викингов.
[Электронный ресурс]. URL : http://knittochka.ru/pletenie/pletenieiz
provoloki.html (дата обращения: 29.10.2017). 18 Плетение из проволоки и изделия из проволоки. [Электронный ресурс].
URL : http://hammering.su/pletenieizprovoloki (дата обращения:
21.10.2017).
19 Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев – М. : Издво
«Наука», 1976. – 304 с.
20 Подласый, И.П. Педагогика: в 3х кн., кн. 3: Теория и технологии
воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям
подгот. И специальностям в обл. «Образование и педагогика»/ И.П.
Подласый. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар, изд. Центр
ВЛАДОС, 2007. – 463 с.
21 Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение.
Технология. 111 классы / Под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.Д.Симоненко. –
М.: Просвещение, 2008. – 243 с.
22 Психология деятельности. Психология. [Электронный ресурс]. URL :
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologiyadeyatelnosti.html
(дата обращения: 10.10.2017).
23 Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. М.,
1993. – 860 с.
24 Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика. 11е издание,
учебник. – М.: Academia, 2012. – 576 с.
25 Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб.пособие для
студ. высш. учеб. Заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С.
Паниной. – 2е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
– 176 с.
26 Социально творчество (социально преобразующая добровольческая
:
[Электронный ресурс].
URL
деятельность).
СтудопедиЯ.
https://studopedia.org/6102618.html (дата обращения: 21.10.2017). 27 Творчество художественное.
[Электронный ресурс].
URL
Краткий словарь по эстетике.
http://esthetiks.ru/tvorchestvo
:
hudozhestvennoe.html (дата обращения: 21.10.2017).
28 Техника
маркетри.
[Электронный
ресурс].
URL
:
http://www.rovertime.ru/data/howmake/mademar.html (дата обращения:
21.12.2017).
29 Техническое творчество. Большой энциклопедический политехнический
:
[Электронный
словарь.
ресурс].
URL
https://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/ (дата обращения: 21.10.2017).
30 Тищенко, А.Т, Симоненко, В.Д. Технология. Индустриальные
технологии : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. : ВентанаГраф,
2018. – 176 с.
31 Украшения из проволоки. Инструменты и материалы. Мир уникальных
изделий.
https://vrukodelii.com/ukrasheniyaizprovolokiibuseninstrumentyii
[Электронный
ресурс].
URL
:
materialyi (дата обращения: 22.12.2017).
32 Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
33 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273ФЗ.
34 Фролов, И.Т. Философский словарь. Название: Философский словарь.
Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. — 719 с
35 Харламов, И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
36 Холт, Дж. Залог детских успехов / Дж. Холт – СПб. : «Дельта», 1996. –
480 с.
37 Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.
Учеб. пособие / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с. 38 Щукина,
Г.И.
Педагогические проблемы формирования
познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – М.:
Просвещение, 2005. – 280 с.
39 Эксперимент. Википедия – свободная энциклопедия [Официальный
сайт]. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C (дата обращения
10.12.2017).
40 Яголковский, С.Р. Психология креативности и инноваций. Учебное
пособие / С.Р. Яголковский – М. : Издво ГУ ВШЭ, 2007. – 157 с.
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.