Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Оценка 4.9

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Оценка 4.9
Педсоветы +2
docx
технология
5 кл—8 кл
18.09.2018
Понятие и виды интереса, творческой деятельности
В данном материале подробно рассматриваются виды деятельности ребенка, учащегося, а также виды интереса и его влияния на обучение в школе, так как одной из важнейших задач для учителя-предметника является развитие у учащихся интереса к творческой деятельности своего предмета, в данном случае Технологии, прежде всего это наличие и разнообразие технологии и выполняемых изделий.
Понятие, виды.docx
Понятие, виды интереса и творческой деятельности Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо   от   того,   каким   видом   труда   занимается.   Без   активности, выражающейся   в   деятельности,  невозможно   раскрытие   богатства   духовной жизни   человека:   глубины   ума   и   чувств,   силы   воображения   и   воли, способностей и черт характера. В   философии   под   деятельностью   понимается   специфическая   форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его   целесообразное   освоение   и   преобразование,   т.е.   деятельность   —   это сознательное,   целенаправленное   отношение   человека   к   миру.   При   этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая   может   быть   игровой,   учебной   и трудовой,   познавательной   и преобразовательной,   созидающей   и   разрушительной,   производственной   и потребительской,   экономической,   социально­политической   и   духовной, особыми видами деятельности являются творчество и общение.  В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида,   ориентированное   на   ответное   поведение   людей.   Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей [22]. Деятельность   как   психологический   процесс   представляет   собой сложное   структурное   образование,   в   котором   происходит   взаимодействие различных   элементов.   Основными   компонентами   деятельности   являются действия,   операции,   которые,   как   и   поведение,   побуждаются   мотивацией, целями, задачами. С.Л.   Рубинштейн   и   А.Н.   Леонтьев   рассматривали   деятельность,   как совокупность действий, направленных на достижение целей [10]. К основным видам деятельности относятся: игра, учеба и труд (рисунок 1). Виды деятельности Игра: предметная; ролевая; по правилам Учеба: знания; умения; навыки Труд: физический; интеллектуальный; духовный Рисунок 1 – Основные виды деятельности Игра   –   это   форма   деятельности   в   условных   ситуациях,   в   которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей. Характерной   особенностью   игры   является   двуплановость.   С   одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением вполне конкретных, нестандартных задач, а с другой стороны – ряд моментов деятельности   носит   условно­символический   характер,   позволяющий отвлекаться от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Игровая   деятельность   в   зависимости   от   возраста   и   психического развития ребенка преобразуется в разные виды:  предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений);  ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли   взрослых   и   действует   с   предметами   в   соответствии   с   их значениями, игра может быть организована и между детьми);  игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами, которым ребенок должен подчинить свое поведение). Таким образом, игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и   явлений,   закрепленными   в   языке,   способствует   развитию   осознанных действий, расширяет самосознание ребенка. Учеба   –   это   форма   деятельности,   в   которой   действия   человека управляются   сознательной   целью   освоения   определенных   знаний,   навыков, умений. Учебная деятельность включает в себя  усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимых для успешной   организации   тех   или   иных   видов   практической деятельности (продукт этого процесса – знания);  освоение   приемов   и   операций,   из   которых   складываются   все   эти виды деятельности (продукт этого процесса – навыки);  овладение   способами   использования   указанной   информации   для осуществления правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт этого процесса – умения). Учебная   деятельность   не   только   вооружает   человека   знаниями, навыками, умениями, но и формирует  у него умение управлять  своими   организовывать   и психическими   процессами,   умение   выбирать, направлять  свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии  с решаемой задачей [3]. Труд   –   это   деятельность,   направленная   на   преобразование материальных   и   нематериальных   объектов   и   приспособление   их   для удовлетворения потребностей человека. Игра и учение являются подготовкой к труду и являются решающим условием   формирования   личности,   умственных, нравственных качеств и сознания. В труде развиваются те личные качества   ее   способностей, человека,   которые   в   его   процессе   проявляются,   а   также   труд   развивает физические   силы:   способность   переносить   большие   физические   нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность. По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:  физический   труд   (труд   по   самообслуживанию   (поддержание   в порядке   жилища,   одежды,   рабочего   места,   приготовление   для себя пищи и т.д.), бытовой семейный труд и производительный труд);  интеллектуальный труд (позволяет человеку узнать мир и свое место в нем);  духовный труд (к данному виду труда можно отнести и работу по   самосовершенствованию,   по   постоянному   самоконтролю, рефлексию) [6]. Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного   отношения   человека   к   действительности,   направленная   на достижение сознательно поставленных целей и является важнейшим условием творчества, которое осуществляется со знанием дела. По мнению А. Бергсона, творчество  тесно связано с иррациональной интуицией,  которая   является   божественным   даром,   свойственна   далеко   не каждому  человеку  и  характеризуется  целостностью, не  насильственностью, органичностью [1].  Н.А. Бердяев писал, что творчеством заключается в том, что является продолжением и завершением умиротворения [2]. Понятие   творчество   в   философском   словаре   трактуется   как деятельность   человека,   порождающая   что­то   качественно   новое:   «новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы знания» [34] . В   психологии   творчество   исследует   процесс,   психологический «механизм» протекания творческого акта как субъективного акта индивида. Я. А. Пономарев рассматривает творчество как деятельность человека, созидающего новые ценности, имеющие общественную значимость [19].  Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой   сфере:   научной,   производственно­технической,   художественной, политической и т.д. – там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое [40]. Существует множество классификаций творческой деятельности, но в соответствии   с   основными   видами   духовной   и   практической   деятельности выделяют: социальное; художественное; научное; техническое (рисунок 2). Творческая деятельность Художественное Техническое Научное Социальное Рисунок 2 – Классификация творческой деятельности Художественное творчество – это процесс создания новых эстетических ценностей   художественного   творчества   составляет   элемент   всех   видов общественно­производственной   деятельности   человека,   однако   в   полном своем качестве оно находит выражение в создании и исполнении произведений искусства.   Художественное   творчество   призвано   вызывать   яркие   эмоции, будить чувства, получать живой отклик души человека: смех; слезы; гнев; интерес; любовь; катарсис. В рамках данного вида выделяют подвиды и жанры творчества: временные – музыка, литература; пространственные – прикладное творчество, изобразительное искусство; пространственно­временные – цирк, хореография, эстрада, кинематограф. Изобразительное искусство состоит из: скульптуры;   графики;   живописи.   Прикладное   творчество   делят   на: архитектуру;   декоративное   творчество,   которое   включает   декоративное народное, в том числе русское творчество, или народные промыслы [27]. Научное   творчество   Развитие   творчества   в  сферах   различных   знаний является   главным   двигателем   научного   прогресса   в   математике,   физике, химии,  медицине,  философии,  педагогике   и  т.  д.  Неустанные  изыскания   и креативные открытия ученых позволяют науке подниматься на новые ступени, увлекая за собой развитие цивилизации в целом. В основании ее находятся случайные   открытия   и   многочисленные   эксперименты   в   процессе   Середину   составляют образовательной   деятельности,   обучения. экспериментальные   и   теоретические   поиски,   которые   ведут   целые   армии исследователей. Верхушку образуют гениальные открытия выдающихся умов [13]. Техническое творчество – специфическая мыслительная и практическая деятельность человека в технической сфере, в процессе движения от замысла до результата, особенностью которой является достижение объективной или субъективной новизны, полученного материального или идеального объекта как   запланированного   результата.   Совершенствование   приспособлений, механизмов   и   т.   п.,   конструирование   и   моделирование   –   все   это   подвиды технического творчества [29].   Социальное   творчество   –   высшая   форма   социальной   деятельности; созидательный   процесс,   направленный   на   преобразование   и   создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия [26]. Творческая   деятельность   –   это   форма   деятельности   человека   или коллектива направленное на создание качественно нового, никогда ранее не существующего [23]. Любая   деятельность   отвечает   определенным   мотивам,   так   же,   как интерес мотивирует заниматься определенным творчеством.  Интерес характеризуется как один из компонентов учебной мотивации, нужно   учитывать,   что   в   повседневном   бытовом   и   в   профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т. д. Интерес, согласно А.К. Марковой, «может быть широким, планирующим,   результативным,   процессуально­содержательным,   учебно­ познавательным и высший уровень – преобразующий интерес» [11].  Интерес   –   форма   проявления   познавательной   потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Исследователи   данной   проблемы   разделили   интересы   на   несколько видов, так в классификации Г.И. Щукиной он выступает как: 1)  избирательная   направленность   психических   процессов  человека   на объекты и явления окружающего мира; 2)   тенденция,   стремление,   потребность   личности   заниматься   именно данной   областью   явлений,   данной   деятельностью,   которая   приносит удовлетворение; 3) мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; 4)   особое   избирательное   (не   безучастное,   не   индифферентное,   а   волевыми наполненной   активными   помыслами,   яркими   эмоциями, устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [37]. По   предметной   направленности   интересов   и   связанными   с   ними сферами   деятельности   выделяют   интересы   художественные,   технические, познавательные и т.д.  Познавательный   интерес   направлен   на   овладение   знаниями,   которые представлены в школьных предметах – это приобретение школьником знания; процесс   овладения   знаниями;   процесс   учения   в   целом,   позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Ценность познавательного интереса состоит   в   том,   что   под   влиянием   интереса   активизируются   психические процессы личности, проявляется активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления   как   эмоции   удивления,   чувство   ожидания   нового,   чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.  Выделяют следующие стадии развития интереса:   любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, часто неожиданными   и   необычными   обстоятельствами,   привлекающими внимание ребенка;  занимательность   –   начальный   толчок   выявления   интереса,   средство развития интереса к предмету, способствующее переходу интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения;  любознательность   –   важное   качество   личности,   характеризующее стремление   человека   проникнуть   за   пределы   увиденного.   Для   этой стадии   развития   интереса   характерны   такие   эмоции,   как   удивление, радость познания; требования поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями и приобретенными способами [25]. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения   и   к   самой   учебной   деятельности   –   это   возможность   проявить   в учении   умственную   самостоятельность   и   инициативность.   Чем   активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основным средством является   использование   заданий,   решение   которых   требует   от   учащихся активной поисковой деятельности. Таким   образом,   одной   из   важнейших   задач   для   учителя   является развитие  у   учащихся   интереса   к   творческой   деятельности   на   уроках технологии,   прежде   всего   это   разнообразие   технологий   и   выполняемых изделий.   При   выполнении   творческих   проектов   необходимо   повышать творческое мышление и фантазию учащихся.  Список использованных источников 1 Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон – М. : Терра­Книжный клуб, 2001. – 384 с. 2 Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев – М. : Изд­во АСТ, 2011. – 672 с. 3 Виды   деятельности   человека.   Справочный   портал.   [Электронный ресурс].   URL   :   https://www.calc.ru/Vidy­Deyatelnosti­Cheloveka.html (дата обращения: 21.10.2017). 4 Гудилин,   Д.   Тиснение   фольгой.   [Электронный   ресурс].   URL   : http://www.idlazur.ru/art19.php (дата обращения: 21.11.2017). 5 Инкрустация. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki  (дата обращения: 21.10.2017). 6 Кавецкий, И.Т. и др. Основы психологии и педагогики / И.Т. Кавецкий, T.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, H.A. Лобан, C.B. Старовойтова.­Минск. : Изд­во:  МИУ, 2010.­301 с. 7 Комиссарова,   А.   Удивительная   техника   –   интарсия.   [Электронный ресурс]. URL : https://www.livemaster.ru/topic/74054­udivitelnaya­tehnika­ intarsiya (дата обращения: 21.12.2017). 8 Констатирующий   и   формирующий   психологический   эксперимент http://www.helppsi.ru/index.php? [Электронный ресурс]     option=com_conten (дата обращения 20.11.2016)  9 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы от 29 декабря 2014 г. № 2765­р.  10 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. Изд­во : Смыл, Академия, 2005. – 352 с. 11 Маркова,   А.К.,   Матис,   Т.А.,   Орлов,   А.Б. Возрастные   особенности мотивации учения   и   умение   школьников   учиться   //   Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 192 с. 12 Мастер­класс для начинающих: делаем подвеску­птичку из проволоки. : [Электронный   ресурс].   Мастеров. Ярмарка  URL    https://www.livemaster.ru (дата обращения: 27.12.2017). 13 Научное   творчество.   Национальная   философская   энциклопедия. [Электронный   ресурс]. tvorchestvo.html  (дата обращения: 21.10.2017).   URL   :   http://terme.ru/termin/nauchnoe­ 14 Немов,   Р.   С.   Психология   [текст]:   учебник   для   студентов   высших учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования : ­ 3 изд. / Р. С. Немов ­ М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.  15 Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: Юнити–Дано, 2012. – 479 с.  16 Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2­е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1983. – 479 с. 17 Плетение из проволоки для начинающих: украшения в стиле викингов. [Электронный   ресурс].   URL   :   http://knittochka.ru/pletenie/pletenie­iz­ provoloki.html (дата обращения: 29.10.2017). 18 Плетение из проволоки и изделия из проволоки. [Электронный ресурс]. URL   :   http://hammering.su/pletenie­iz­provoloki   (дата   обращения: 21.10.2017). 19 Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев – М. : Изд­во «Наука», 1976. – 304 с. 20 Подласый,   И.П.   Педагогика:   в   3­х   кн.,   кн.   3:   Теория   и   технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот.   И   специальностям   в   обл.   «Образование   и   педагогика»/   И.П. Подласый.   –   2­е   изд.,   испр.   и   доп.   –   М.:   Гуманитар,   изд.   Центр ВЛАДОС, 2007. – 463 с.  21 Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1­11 классы / Под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 2008. – 243 с.  22 Психология деятельности. Психология. [Электронный ресурс].  URL  : http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologiya­deyatelnosti.html (дата обращения: 10.10.2017). 23 Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. М., 1993. – 860 с. 24 Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика. 11­е издание, учебник. – М.: Academia, 2012. – 576 с.  25 Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 2­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с. 26 Социально   творчество   (социально   преобразующая   добровольческая :   [Электронный   ресурс].   URL   деятельность).   СтудопедиЯ. https://studopedia.org/6­102618.html  (дата обращения: 21.10.2017). 27 Творчество   художественное. [Электронный   ресурс].   URL     Краткий   словарь   по   эстетике.   http://esthetiks.ru/tvorchestvo­ : hudozhestvennoe.html (дата обращения: 21.10.2017). 28 Техника   маркетри.   [Электронный   ресурс].   URL   : http://www.rovertime.ru/data/howmake/mademar.html   (дата   обращения: 21.12.2017). 29 Техническое творчество. Большой энциклопедический политехнический : [Электронный словарь. ресурс]. URL         https://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/  (дата обращения: 21.10.2017). 30 Тищенко,   А.Т,   Симоненко,   В.Д.   Технология.   Индустриальные технологии   :   7   класс   :   учебник   для   учащихся   общеобразовательных организаций   /   А.Т.   Тищенко,   В.Д.   Симоненко.   –   М.   :   Вентана­Граф, 2018. – 176 с. 31 Украшения из проволоки. Инструменты и материалы. Мир уникальных   изделий. https://vrukodelii.com/ukrasheniya­iz­provoloki­i­busen­instrumentyi­i­ [Электронный ресурс].  URL    : materialyi (дата обращения: 22.12.2017). 32 Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. 33 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ.  34 Фролов, И.Т.  Философский словарь. Название: Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. — 719 с 35 Харламов, И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.  36 Холт, Дж. Залог детских успехов / Дж. Холт – СПб. : «Дельта», 1996. – 480 с. 37 Щукина, Г.И.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Учеб. пособие / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с. 38 Щукина,   Г.И.   Педагогические   проблемы   формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005. – 280 с. 39 Эксперимент.   Википедия   –   свободная   энциклопедия   [Официальный сайт].   URL   :   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C   (дата   обращения 10.12.2017).  40 Яголковский,   С.Р.   Психология   креативности   и   инноваций.   Учебное пособие / С.Р. Яголковский – М. : Изд­во ГУ ВШЭ, 2007. – 157 с.

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности

Понятие и виды интереса, творческой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018