Понятие метод обучения как дидактическое и методическое
Оценка 4.6

Понятие метод обучения как дидактическое и методическое

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Понятие метод обучения как дидактическое и методическое
Поскольку в дальнейшем будут часто использоваться понятие «теория» (педагогическая теория, дидактическая теория) и технология» (педагогическая технология, технология обучения), имеющие весьма не однозначное толкование, есть веские основания остановиться на их сущности. Само слово «теория» используется практически в любой науке. В любой отрасли научного знания. В философских энциклопедических словарях понятие «теория» определяется как система научных знаний, взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, и как целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта конкретной теории. Основные функции теории в любой науке – это системное описание, объяснение и предсказание того, как будет функционировать развиваться соответствующий объект действительности, который получил отражение в установленных научной теорией закономерностях. В рамках развития любой теории отрабатывается и уточняется определенный понятийный аппарат. Развитие понятий идет вместе с развитием теории. Более того, вводятся или уточняются понятия, и это существенно продвигает развитие теории. Педагогика часто страдает от того, что многие ее понятия размыты», имеют множество толкований и нечетко определены, поэтому читатель особенно вдумчиво должен отнестись к осмыслению, содержательному анализу каждого нового для него понятия, которое мы стремимся разъяснить и определить.
понятие метод обучения как дидактическое и методическое.docx
Понятие метод обучения как дидактическое и методическое Поскольку в дальнейшем будут часто использоваться понятие «теория» (педагогическая  теория, дидактическая теория) и технология» (педагогическая технология, технология  обучения), имеющие весьма не однозначное толкование, есть веские основания  остановиться на их сущности. Само слово «теория» используется практически в любой науке. В любой отрасли научного  знания. В философских энциклопедических словарях понятие «теория» определяется как  система научных знаний, взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и  объяснение какого­либо явления, и как целостное представление о закономерностях и  существенных связях определенной области действительности – объекта конкретной  теории. Основные функции теории в любой науке – это системное описание, объяснение и  предсказание того, как будет функционировать развиваться соответствующий объект  действительности, который получил отражение в установленных научной теорией  закономерностях. В рамках развития любой теории отрабатывается и уточняется определенный понятийный  аппарат. Развитие понятий идет вместе с развитием теории. Более того, вводятся или  уточняются понятия, и это существенно продвигает развитие теории. Педагогика часто  страдает от того, что многие ее понятия размыты», имеют множество толкований и нечетко определены, поэтому читатель особенно вдумчиво должен отнестись к осмыслению,  содержательному анализу каждого нового для него понятия, которое мы стремимся  разъяснить и определить. Итак, для любой научной теории, для описания ее сущности и необходима система  научных понятий, целостно охватывающих тот объект действительности, который  отражает данная концепция. Но и этого недостаточно. Любая из известных научных  педагогических теорий строится на некоторых базисных для нас закономерностях и  соответствующих педагогических (или дидактических) принципах. Во­первых, особенностью педагогических (дидактических) теорий, является то, что они  представлены в форме принципов и правил. Ибо закон отражает сущее, а принцип,  правило – должное. Во­вторых, и это очень важно иметь в виду, каждая новая  педагогическая (дидактическая) теория чаще всего существенно влияет на всю  педагогическую (дидактическую) систему в целом, а ее практическое применение – на  конечный педагогический (дидактический) результат. С учетом этого «педагогической  (дидактической)» теории можно дать следующее определение: Педагогическая теория – это система научных знаний о педагогических процессах,  явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и  понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование,  развитие и саморазвитие процессов и явлений. Дидактическая теория – это система научных знаний о процессах молениях обучения,  представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципах и понятиях, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и  саморазвитие дидактических процессов и явлений. Однако чтобы педагогическая теория «заработала», реально дала ощутимый  педагогический эффект; ее необходимо трансформировать в конкретную методику  обучения (воспитания), а еще лучше педагогическую технологию. «Термин «методика обучения», – пишет Д.В. Занков, – фигурирует и для обозначения  свода правил, указаний, относящихся к практике преподавания того или иного учебного  предмета, и для обозначения педагогической науки, исследующей обучение данному  предмету в его соотношений с общими закономерностями обучения». В педагогической деятельности учителя методика обучения выполняет важную роль,  поскольку она «перекидывает мост» от теории к практике. Не вдаваясь в подробный  анализ этого понятия, отметим, что методика обучения, эффективность ее использования  зависят от многих факторов: от того, насколько разработана сама теория, на которой  базируется методика, от ясности и точности методических рекомендаций ее  использования, а главное – от уровня педагогического мастерства и творчества самого  учителя. С учетом оказанного, за основу примем следующее определение этого  понятия: Методика обучения – это целостная система проектирования и организации  процесса обучения, основанная на определенной дидактической теории, и  совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых во  многом зависит от мастерства и творчества учителя. В поисках условий повышения эффективности методик обучения педагоги пришли к  выводу, что некоторые из них можно довести до уровня педагогических технологий.  Однако сразу отметим, что технология обучения была встречена некоторыми педагогами  как негативное явление. Годы ушли на то, чтобы выявить «рациональное зерно» в  педагогических технологиях и определить понятие «технология обучения». За технологизацию обучения ратовал еще Я.А. Коменский. Он пристал к тому, чтобы  обучение стало механическим» (читай «технологическим»), чтобы, обучая, учитель  гарантировал позитивный результат обучения. «Для дидактической машины, – писал  Я.А. Коменский, – необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей: 3) твердые правила, как пользоваться этими  средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели». Впоследствии многие представления в технологизации обучения существенно дополнились  и конкретизировались. Итак, что же следует понимать под «педагогической технологией»,  а также в чем ее отличие от «технологии обучения»? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к наиболее общему толкованию понятия  «технология». «Технология» происходит греческого techne – искусство, мастерство и  logos – наука, закон. Понятие «технология» применительно к производству продукции  означает некоторую совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств материала и использования на практике наиболее эффективных и экономически  наиболее выгодных производственных процессов. Исходя из этого, можно констатировать,  что технология: 1) это характеристика целостного, завершенного процесса; 2) объективно  представляет собой систему методов и средств целенаправленного изменения состояния объекта; 3) обеспечивает устойчивую, гарантированную эффективность некоторой  производственной деятельности.

Понятие метод обучения как дидактическое и методическое

Понятие метод обучения как дидактическое и методическое

Понятие метод обучения как дидактическое и методическое

Понятие метод обучения как дидактическое и методическое

Понятие метод обучения как дидактическое и методическое

Понятие метод обучения как дидактическое и методическое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017