Понятие о теории литосферных плит (6 класс)
Оценка 4.9

Понятие о теории литосферных плит (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
6 кл
29.05.2017
Понятие о теории литосферных плит (6 класс)
Согласно современной теории литосферных плит вся литосфера узкими и активными зонами — глубинными разломами — разделена на отдельные блоки, перемещающиеся в пластичном слое верхней мантии относительно друг друга со скоростью 2-3 см в год. Эти блоки называются литосферными плитами. Особенность литосферных плит — их жесткость и способность при отсутствии внешних воздействий длительное время сохранять неизменными форму и строение.Согласно современной теории литосферных плит вся литосфера узкими и активными зонами — глубинными разломами — разделена на отдельные блоки, перемещающиеся в пластичном слое верхней мантии относительно друг друга со скоростью 2-3 см в год. Эти блоки называются литосферными плитами. Особенность литосферных плит — их жесткость и способность при отсутствии внешних воздействий длительное время сохранять неизменными форму и строение.
6 класс 22 тема.docx
Урок 22                                                                                                 Класс: 6                                                                                                    Дата: 29.09.2015                                                                                                                Количество часов: 1 Раздел 2. Оболочки Земли  Тема 1. Литосфера и земная кора  Тема: §20 Понятие о теории литосферных плит Цель:  Рассмотреть внешнее и внутреннее строение Земли, ознакомиться с учением о литосферных плитах. Задачи урока: Образовательные: Дать представление о способах изучения земной коры, познакомить с теорией литосферных плит.  Развивающие: Развивать географическое мышление, умение работать с картами атласа. Развивать умение работать с новой и ранее полученной литературой Воспитательные: Воспитать культуру общения, расширить кругозор. Тип урока: Урок нового материала. Метод обучения: словесный, рассказ, объяснение, логико­опорная схема (ЛОС) Форма организации: индивидуальная (карточки), коллективная, инклюзивная Оборудование: физическая карта мира, полушарий, атлас, раздаточный материал «Горные породы и минералы», презентация Приемы критического мышления: рефлексия, размышление Ключевые слова: литосфера, мантия, ядро, литосферные плиты.  I. Организационный момент (2 минуты) II. Этап повторения пройденного материала (5 минут) Ход урока: На столе  раздаточный материал «Горные породы и минералы», учащиеся, с прошлого урока, должны назвать  эти горные породы и минералы и дать основные их характеристики и свойства. Сообщение темы и целей урока. III. Изучение нового материала (20 минут) Изучение новой темы сопровождается показом презентации. Согласно современной теории литосферных плит вся литосфера узкими и активными зонами — глубинными разломами —   разделена  на  отдельные  блоки,  перемещающиеся  в  пластичном  слое   верхней  мантии   относительно  друг  друга   со скоростью 2­3 см в год. Эти блоки называются литосферными плитами. Особенность литосферных плит — их жесткость и способность при отсутствии внешних воздействий длительное время сохранять неизменными форму и строение. Литосферные плиты подвижны. Их перемещение по поверхности астеносферы происходит под влиянием конвективных течений в мантии. Отдельные литосферные плиты могут расходиться, сближаться или скользить друг относительно друга. В первом случае между плитами возникают зоны растяжения с трещинами вдоль границ плит, во втором — зоны сжатия, сопровождаемые надвиганием одной плиты на другую (надвигание — обдукция; поддвигание — субдукция), в третьем — сдвиговые зоны — разломы, вдоль которых происходит скольжение соседних плит. В Так Гималаи местах схождения континентальных плит происходит их столкновение, образуются горные пояса. возникла, например, на границе Евразийской и Индо­Австралийской плиты горная система (рис. 1). Рис. 1. Столкновение континентальных литосферных плит При взаимодействии  континентальной  и океанической  плит,  плита  с океанической   земной   корой   пододвигается   под   плиту   с континентальной земной корой (рис. 2). Рис.   2. Столкновение   континентальной   и океанической литосферных плит В   результате   столкновения   континентальной   и литосферных   плит   образуются   глубоководные и океанической желоба   островные дуги. Расхождение литосферных плит и образование в результате этого земной коры океанического   типа разлом) коры иногда   —   и показано на рис. 3. Для   осевых   зон   срединно­океанических   хребтов характерны рифты (от англ. rift ­ расщелина, трещина, крупная   линейная   тектоническая   структура   земной протяженностью в сотни, тысячи, шириной в десятки, а сотни   километров,  образовавшаяся   главным   образом   при горизонтальном   растяжении   коры   (рис.   4).   Очень крупные   рифты   называются  рифтовыми   поясами, зонами или системами. Так как литосферная плита представляет собой единую пластину,   то   каждый   ее   разлом   —   это   источник сейсмической активности и вулканизма. Эти источники сосредоточены в пределах сравнительно узких зон, вдоль которых   происходят   взаимные   перемещения   и   трения смежных   плит.   Эти   зоны   получили   название сейсмических   поясов.  Рифы,   срединно­океанические хребты и глубоководные желоба являются подвижными областями Земли и располагаются на границах литосферных плит. Это свидетельствует о том, что процесс формирования земной коры в этих   зонах   в настоящее время происходит очень интенсивно. Рис.   3.   Расхождение   литосферных   плит   в   зоне   срединно­ океанического хребта Рис. 4. Схема образования рифта Больше всего разломов литосферных плит на дне океанов, где земная кора тоньше, однако встречаются они и на суше. Наиболее крупный разлом на суше располагается на востоке Африки. Он протянулся на 4000 км. Ширина этого разлома — 80­120 км. Чем   дальше   от   границ   подвижных   участков   к   центру литосферной   плиты,   тем   более   устойчивыми   становятся участки земной коры. В настоящее время можно выделить семь наиболее крупных плит   (рис.   5).   Из   них   самая   большая   по   площади   — Тихоокеанская,   которая   целиком   состоит   из   океанической литосферы. Как правило, к крупным относят и плиту Наска, которая в несколько раз меньше по размерам, чем каждая из семи самых крупных. При этом ученые предполагают, что на самом деле плита Наска гораздо большего размера, чем мы видим ее на карте (см. рис. 5), так как значительная часть ее ушла под соседние плиты. Эта плита также состоит только из океанической литосферы. Рис. 5. Литосферные плиты Земли Примером плиты, которая включает как материковую, так и океаническую литосферу, может служить, например, Индо­Авст­ ралийская литосферная плита. Почти целиком состоит из материковой литосферы Аравийская плита. Теория литосферных плит имеет важное значение. Прежде всего, она может объяснить, почему в одних местах Земли расположены горы, а в других — равнины. С помощью теории литосферных плит можно объяснить и спрогнозировать катастрофические явления, происходящие на границах плит. ТЕОРИЯ ДРЕЙФА МАТЕРИКОВ Теория литосферных плит берет свое начало из теории дрейфа материков. Еще в XIX в. многие географы отмечали, что при взгляде на карту можно заметить, что берега Африки и Южной Америки при сближении кажутся совместимыми (рис. 6). Появление гипотезы движения материков связывают с именем немецкого ученого Альфреда Вегенера (1880­1930) (рис. 7), который наиболее полно разработал эту идею. Вегенер писал: «В 1910 г. мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков..., когда я поразился сходством очертаний   берегов   по   обе   стороны   Атлантического   океана».   Он   предположил,   что   в   раннем   палеозое   на   Земле существовали два крупных материка — Лавразия и Гондвана. Лавразия — это был северный материк, который включал территории современной Европы, Азии без Индии и Северной Америки.   Южный материк  —  Гондвана  объединял  современные территории Южной  Америки,  Африки,   Антарктиды, Австралии и Индостана. Между Гондваной и Лавразией находилось первое морс — Тетис, как огромный залив. Остальное пространство Земли было занято океаном Панталасса. Около 200 млн лет назад Гондвана и Лавразия были объединены в единый континент — Пангею (Пан — всеобщий, Ге — земля) (рис. 8). Рис.   8. Существование единого материка Пангеи (белое — суша, точки — неглубокое море) Примерно 180 млн лет назад материк Пангея снова начал разделяться на составные  части,  которые   перемешались  но   поверхности   нашей  планеты. Разделение   происходило   следующим   образом:   сначала   вновь   появились Лавразия и Гондвана, потом разделилась Лавразия, а затем раскололась и Гондвана. За счет раскола и расхождения частей Пангеи образовались океаны. Молодыми океанами можно считать Атлантический и Индийский; старым — Тихий. Северный Ледовитый океан обособился при увеличении суши в Северном полушарии. Рис. 9. Расположение и направления дрейфа континентов в меловой период 180 млн лет назад А. Вегенер нашел много подтверждений существованию единого материка Земли. Особенно убедительным показалось ему существование в Африке и в Южной Америке остатков древних животных — листозавров. Это были пресмыкающиеся, похожие   на   небольших   гиппопотамов,   обитавшие   только   в   пресноводных   водоемах.   Значит,   проплыть   огромные расстояния по соленой морской воде они не могли. Аналогичные доказательства он нашел и в растительном мире. Интерес к гипотезе движения материков в 30­е годы XX в. несколько снизился, но в 60­е годы возродился вновь, когда в результате исследований рельефа и геологии океанического дна были получены данные, свидетельствующие о процессах расширения (спрединга) океанической коры и «подныривания» одних частей коры под другие (субдукции).  IV. Закрепление новых знаний, умений, навыков (10 минут) Ответьте на вопросы: (Работа с атласами) 1. Красное море образовалось в результате? (Медленных колебаний земной коры) 2. Как называется твердая оболочка Земли, охватывающая земную кору и часть поверхности мантии? (Литосфера) 3. Как изменяется температура по мере продвижения к центру Земли? (Повышается)  V. Рефлексия (3 минуты) Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали.   Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали.  Закончите мысль:      Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я был удивлен…. Сегодня на уроке я открыл для себя… Сегодня на уроке я пришел к выводу… Сегодня на уроке я не понял… VI. Домашнее задание (3 минуты) §20 – ответить на вопросы. На контурную карту нанести крупные литосферные плиты Земли.          Вывод: Плиты земной коры перемещаются не только в горизонтальном направлении, но и вверх­вниз. В связи с этим ранее образовавшиеся горы становятся выше, а отдельные части материков опускаются (тонут). Спасибо за внимание! До свидания!

Понятие о теории литосферных плит (6 класс)

Понятие о теории литосферных плит (6 класс)

Понятие о теории литосферных плит (6 класс)

Понятие о теории литосферных плит (6 класс)

Понятие о теории литосферных плит (6 класс)

Понятие о теории литосферных плит (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017