"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе
Оценка 4.8

"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
12.06.2017
"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе
Данный урок предназначен в 5 классе по программе Бабайцевой. Цели урока: 1. Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) связи, научить учащиеся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся. 2. Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение. 3. Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.
Понятие о цепной связи предложения в тексте 5 класс.docx
"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе Цели урока: 1. Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) связи, научить учащиеся  применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся. 2. Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их  творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать  текст, делать выводы, аргументировать свое мнение. 3. Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского  языка. 1. Оргмомент. «Вхождение в урок». Цель: подготовить учащихся занятию; психологически настроить на совместную работу. 1.1. Актуализация знаний. ­ Ребята, а что вы знаете о тексте? ­ А вы можете назвать основные средства грамматической связи предложений в тексте? 1. Мини­исследование текста. . «Мои мама и папа! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна  комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас  скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А  еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье­то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у  меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по­другому. И колбаса у  меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже  видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или  пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и  сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком,  уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на  снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне  бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо­ух!  Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До  свидания. Ваш сын – дядя Фарик». 2. Беседа по вопросам. ­ Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы! ­ Чем необычно это письмо? Кто его написал? ­ А можно это письмо назвать текстом? Докажите. Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал. ­ А каким должен быть текст? ­ А что нужно сделать, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора? ­ А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 ­ Шарика, Матроскина и дяди  Фёдора) Учащиеся высказываются. Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение. Текст – это высказывание на определенную тему. В тексте есть основная мысль. К тексту можно подобрать заголовок. Текст может быть большим и маленьким. В тексте все предложения связаны между собой грамматически. В тексте есть смысл. В тексте может быть нарушен порядок предложений. Вывод: «Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной  мыслью». 3. Целеполагание. Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса. ­ Ребята, а вы знаете, как связываются предложения в тексте? ­ Что такое цепная связь предложений в тексте? ­ Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно! ­ Запишите в тетради число, тему урока «Понятие о цепной связи предложений в тексте». 4. Изучение нового материала. 1. Работа с учебником. Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения,  самостоятельное знакомство с теоретическим материалом; объяснить логику построения  текста. 4. Проверка. Вопросы: ­ Как вы думаете, что помогает связать данные предложения в тексте? Учащиеся отвечают: ­ Связать предложения в тексте могут повторяющиеся слова. 5. Работа со схемой. Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов,  однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую  информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять. ­ Сегодня вы должны усвоить главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего,  связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную  и параллельную связь предложений..  ­ Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными  предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются. Карточка №1.1. Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого  котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом. Карточка№1.2. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили  коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. Карточка №1.3. Ёлки густо зеленели. В березках светились светло­золотые искорки. В лесу было тихо и  нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями. ­ Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения  в тексте? Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных,  местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов.  Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически. Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и  связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним  связаны по смыслу и грамматически. 6. Закрепление изученного материала. 1. Игра «Редактор». (Карточка № 2) ­ А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы справиться с любым текстом.  Представьте себе, что вы ­ редакторы. Знаете, кто это? (Учащиеся высказываются). ­ Редактор – это специальность, лицо, которое обрабатывает текст, редактирует,  подготавливает его для печати. Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился  связный текст. Чья группа быстрее и правильнее выполнит задание, получит право первой  распечатать бандероль в конце урока. Ребята составляют и записывают текст в тетради. 1 группа. Карточка №2.1. Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В  комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на  большие клубки шерсти. 2 группа. Карточка №2.2. Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда  кто­нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась  лягушка. 3 группа. Карточка №2.3. В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам.  Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись  леса. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов. Рефлексия .

"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе

"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе

"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе

"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе

"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе

"Понятие о цепной связи предложения в тексте". урок русского языка в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017