Понятие информационной системы
На пользовательском уровне достижения информатики проявляются в создании и развитии информационных систем, обеспечивающих хранение и преобразование необходимых пользователю данных.
Информационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами.
понятие об информационных системах
Понятие информационной системы
На пользовательском уровне достижения информатики проявляются в создании и развитии
информационных систем, обеспечивающих хранение и преобразование необходимых
пользователю данных.
Информационная система (ИС) в целом автоматизированная система, предназначенная
для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям
информации в соответствии с их запросами.
Рассмотрим укрупненную функциональную схему информационной системы (рисунок 1).
1 система организации, хранения и представления информации;
2 система ввода, обновления и корректировки информации;
3 система потребления информации.
Рис. 3.1 Укрупненная функциональная схема информационной системы
Как видно из этой схемы, область определения любой информационной системы
(предметная область) представляет собой некоторое информационное пространство,
содержащее совокупность информационных объектов. Каждый из объектов может быть
описан с точки зрения систем организации и хранения, ввода, обработки и поиска
информации , систем потребления информации и взаимосвязей данного объекта с другими
объектами рассматриваемой предметной области. В общем случае информационное
пространство неоднородно, так как содержит информационные объекты, различающиеся
по методам формирования, организации и пополнения информации.
Все преобразования информации, осуществляемые системой 1, можно свести к пяти
основным процедурам: хранение, поиск, обработка, ввод, вывод. Первые три процедуры
являются внутренними, а четвертая и пятая обеспечивают связь данной системы собъектами предметной области, т. е. источниками информации и внешней средой
(потребителями информации). Таким образом, любая информационная система и
обрабатываемая ею информация образуют сложную неоднородную систему, которая в
свою очередь, является элементом еще более сложной глобальной системы "природа
человек человеческая деятельностьобщество".
Эффективность управления любой динамической системой (технологическим процессом,
производством, процессом создания нового изделия и т. д.) во многом определяется тем,
как организованы хранение, поиск, обработка и пополнение информации. Очевидно, что
управление возможно только в той системе, в которой четко определены информационные
связи как между отдельными элементами, так и с внешней средой. В этом случае
обеспечиваются возможность координации деятельности различных подсистем,
сопряжения данной системы управления с системами более высокого и более низкого
уровней.
Информация, выдаваемая информационной системой потребителю, является одним из
ресурсов, позволяющих повысить производительность труда и эффективность его
деятельности. Важнейшим аспектом взаимоотношений потребителя и информационной
системы является по возможности наиболее полное и рациональное удовлетворение
информационной потребности пользователя, другими словами, обеспечение эффективного
использования информационных ресурсов. Это, в свою очередь, предполагает доведение
информации до потребителя в требуемом объеме, в заданные сроки и удобной для
восприятия форме. Именно использование информационных ресурсов таким образом
позволяет минимизировать расход всех других видов ресурсов (материальных, трудовых,
финансовых, вычислительных) при информационном обеспечении потребителей.
Таким образом, информационные ресурсы представляют собой один из обязательных
элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности:
производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и
технологии, подготовки и переподготовки кадров.
Информационные системы, содержащие информационные ресурсы, разделяют по масштабу
на одиночные, групповые, корпоративные.
Одиночные информационные системы реализуются на автономном компьютере. Такая
система может содержать несколько простых приложений, связанных общим
информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы
пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место.Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование
информации членами рабочей группы (одного подразделения), чаще всего строятся на
основе локальной вычислительной сети. Однотипные или специализированные рабочие
места обеспечивают вызов одного или нескольких конкретных приложений. Общий
информационный фонд представляет собой базу данных или совокупность файлов
документов.
Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп и
ориентированы на масштаб предприятия, могут поддерживать территориально разнесенные
узлы или сети. Главная особенность обеспечение доступа из подразделения к центральной
или распределенной базе данных предприятия (организации) помимо доступа к
информационному фонду рабочей группы.
В зависимости от особенностей применения информационные системы делят на две
основные группы: системы информационного обеспечения и системы, имеющие
самостоятельное целевое назначение и область применения.
Системы (или подсистемы) информационного обеспечения входят в состав любой
автоматизированной управляющей системы и являются ее важнейшими компонентами.
К числу ИС, имеющих самостоятельное значение, относятся информационнопоисковые
(ИПС), информационносправочные системы (ИСС) и информационноуправляющие
системы (ИУС) различных видов. Информационнопоисковые и информационно
справочные системы предназначены для хранения и представления пользователю
информации (фактографических записей, текстов, документов и т.п.) в соответствии с
некоторыми формально задаваемыми характеристиками. Для ИПС и ИСС характерны два
основных этапа функционирования: сбор и хранение информации; поиск и выдача
информации пользователю. Движение информации в таких системах осуществляется по
замкнутому контуру от источника к потребителю информации. При этом ИПС или ИСС
выступает лишь как средство ускорения поиска необходимых данных. Наиболее сложным
процессом с точки зрения его реализации выступает поиск необходимой информации,
который осуществляется в соответствии со специально создаваемым поисковым образом
документа (ПОД), текста и т.п.
В зависимости от режима организации поиска ИПС и ИСС могут быть разделены на
документальные и фактографические.
Документальными называют информационнопоисковые системы, в которых реализуется
поиск в информационном фонде документов или текстов в соответствии с полученным
запросом с последующим предоставлением пользователю этих документов или их копий.Вся обработка полученной информации в документальных ИПС осуществляется самим
пользователем.
В зависимости от того, по каким хранимым документам или по их описаниям (вторичным
документам) осуществляется поиск, документальные ИПС часто делят на системы с
библиотечным или системы c библиографическим поиском. В первом случае поиск ведется
в информационном фонде, содержащем первичные документы, во втором в
информационном фонде вторичных документов.
Фактографические информационнопоисковые системы реализуют поиск и выдачу фактов,
текстов, документов, содержащих сведения, которые могут удовлетворить поступивший
запрос пользователя. В этом случае осуществляются поиск не какогото конкретного
документа, а всей совокупности сведений по данному запросу, хранящихся в
информационном фонде ИПС или ИСС. Основным отличием фактографических
информационнопоисковых систем от документальных является то, что эти системы
предоставляют пользователю не только ранее введенный документ, но и обработанную
информацию.
Еще одним признаком классификации ИПС и ИСС может выступать реализуемый режим
распространения информации. По этому признаку различают:
системы с режимом избирательного распространения информации (ИРИ),
обеспечивающие организацию периодического (раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал и т.
п.) поиска информации в соответствии с заданным ПОД в массиве новых поступлений в
информационный фонд ИПС и предоставление пользователю сообщений о появлении таких
документов;
системы с режимом ретроспективного поиска (РП), реализующие поиск информации по
заданным ПОД во всем информационном фонде ИПС или ИСС;
интегральные системы, в которых реализованы как ИРИрежим, так и РПрежим.
Существует обширный класс ИСС, основанных на использовании гипермедиаструктур,
представляющих собой совокупность логически связанных текстовых, графических, аудио
и видеоматериалов. В настоящее время эти системы нашли широкое применение в Internet
(Intranet) при организации доступа к базам данных на WWWсерверах.
Самостоятельный подкласс информационносправочных систем составляют
географические информационные системы (ГИС).
Геоинформационная система это автоматизированная информационная система,
предназначенная для обработки пространственновременных данных, основой интеграции
которых служит географическая информация.ГИС является расширением концепции баз данных, дополняя их наглядностью
представления и возможностью решения задач пространственного анализа.
Первые работы по ГИС начали проводиться около 30 лет назад в Канаде и первоначально
использовались в основном для целей землеустройства. Сейчас это один из наиболее бурно
растущих сегментов рынка высоких компьютерных технологий, на котором работает
большое количество крупных фирм, среди которых Intergraph, ESRI, Autodesk, CalComp и
другие.
В настоящее время области применения ГИС крайне разнообразны: землеустройство,
контроль ресурсов, экология, муниципальное управление, транспорт, экономика,
социальные задачи и многое другое.
В геоинформационных системах информация привязана к карте или плану местности. Для
одной географической области могут быть представлены несколько картографических
слоев с разными объектами и соответственно разной информацией по этим объектам,
например городские коммуникации, транспортные связи, лесные массивы, водоемы и т.п.
Слои могут накладываться, образуя карту, ориентированную на решение конкретных задач.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
План лекции
5.1. Понятие и определение информационных систем
5.2. Классификация информационных систем управления
5.3. Роль автоматизированных информационных систем и их влияние на
эффективность работы организации
5.4. Место экономических информационных систем
в управлении предприятием
5.5. Тенденции развития информационных систем управления
5.6. Обеспечивающие компоненты информационных систем
5.1. Понятие и определение информационных системВ условиях рыночной экономики предприятие нуждается в решении задач управления на
качественно более высоком уровне. Необходимость оперативного реагирования на
конъюнктуру рынка и быстроменяющуюся экономическую ситуацию требует перестройки
внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета и оп
тимизации процессов управления.
Постоянно изменяющиеся требования рынка, огромные потоки информации научно
технического, технологического и маркетингового характера требуют от персонала
предприятия, отвечающего за стратегию и тактику развития предприятия быстроты и
точности принимаемых решений, направленных на получение максимальной прибыли при
минимальных издержках.
В современных условиях производство не может существовать и развиваться без
высокоэффективной системы управления, базирующейся на автоматизированной
информационной технологии. Автоматизированная информационная технология тесно
связана с информационной системой, которая является для нее основной средой.
Определим термин «информационная система». Система (греч. systema – целое,
составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и
связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство в интересах
достижения поставленных целей. Системы значительно отличаются между собой как по
составу, так и по главным целям (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Примеры систем направленных на реализацию разных целей
Система
Элементы системы
Организация
Люди, оборудование, материалы,
здания и др.
Электронновычисли
тельные машины
Электронные и
электромеханические элементы,
линии связи и др.
Главная цель
системы
Производство
товаров
Обработка
данных
Коммуникационные Модемы, кабели, сетевое прог
Передачалинии связи
раммное обеспечение и др.
информации
Информационная
система
Компьютеры, компьютерные сети,
люди, информационное и
программное обеспечение
Производство
профессиональной
информации
Информационная система – это совокупность, состоящая из одного либо нескольких
компьютеров, соответствующих средств программирования, операторов, физических
процессов, средств телекоммуникаций и других, образующих автономное целое, способное
осуществлять обработку или передачу данных. Другими словами, информационная сис
тема – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых
для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной
цели.
Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентиро
ванных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над дан
ными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии: в
результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить
необходимую для пользователя информацию.
Информационная система является средой, составляющими элементами которой явля
ются: аппаратные средства вычислительной техники, аппаратные средства
телекоммуникаций (связи), программные средства, информационные базы данных и
обслуживающий персонал. Основная цельинформационной системы: организация
обработки, хранения и передачи информации. Информационные системы, в которых
представление, хранение и обработка информации осуществляется при помощи
вычислительной техники, называются автоматизированными информационными
системами или АИС.
Информационные системы являются основным средством, инструментарием решения задач
и информационного обеспечения (рис. 5.1).Информационное обеспечение – это
совокупность процессов сбора, обработки, хранения, анализа и выдачи информации,
необходимой для обеспечения управленческой деятельности и технологических процессов.
Под информацией понимают изменения объема и структуры знания о некоторой
предметной области воспринимающей системой независимо от формы и способа
представления знания.Рис. 5.1. Схема понятий информационного обеспечения
В контексте обработки информации важное значение имеет понятие
данных. Данные отличаются от информации конкретной формой представления и
являются некоторым ее подмножеством, определяемым целями и задачами сбора и
обработки информации. Данные характеризуются определенной формой
представления и структурой, которая определяется структурой предметной области,
информацию о которых содержат данные. Данные могут быть представлены
в структурированной форме (анкеты, таблицы, графические данные в виде диаграмм)
инеструктурированной форме (связный текст – документы на естественном языке,
графические данные в идее фотографий и картинок).
На предприятии в большинстве случаев информация фигурирует в
виде документа или документированной информации. Документы подразделяются
на служебные и организационнораспорядительные и представляют собой форму и
способ выражения организационноуправленческих решений и воздействий. Документ –
это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами,
позволяющими ее идентифицировать. Реквизиты определяются соответствующими руководящими документами по делопроизводству или отраслям технологической
документации.
Документирование информации – запись информации на различных носителях по
установленным правилам. Документирование представляет собой выделение единичной
смысловой части информации (данных) по некоторой предметной области, обособление и
придание ей самостоятельной роли (имя, статус, реквизиты и пр.).
Процесс документирования превращает информацию в информационные
ресурсы (Ressources d'information) – совокупность данных, организованных для
эффективного получения достоверной информации. По законодательству Российской
Федерации – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и
массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках
данных, других видах информационных систем[1].
В соответствии с вышесказанным, информационная система – это организационно
упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных
технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи,
реализующих информационные процессы[2].
5.2. Классификация информационных систем управления
Методологическую основу проектирования информационных систем составляет
системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой
совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для
достижения общей цели. Для системы характерно изменение состояний объектов во
времени, которое происходит в результате взаимодействия объектов в различных процес
сах и с внешней средой. В связи с этим для системы необходимо соблюдение следующих
принципов:
∙ целостности системы (эмерджентности – внутренней динамичности) на основе общей
структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции
функционирования всей системы;
∙ гомеостазиса (homeostasis) – способности системы сохранять равновесие, т. е.
обеспечивать устойчивое функционирование, благодаря саморегулируемому
приспособлению к окружающей среде;∙ адаптивности – способности системы адаптироваться к меняющимся условиям внешней и
внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов, посредством
воздействия на ее элементы;
∙ обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей
системы.
Процесс управления предприятием с позиции кибернетики представляет собой
информационный процесс, который связывает внешнюю среду, объект управления и
систему управления (рис. 5.2). Внешняя среда и объект управления информируют систему
управления о своем состоянии. Система управления анализирует информацию и вырабаты
вает управляющее воздействие на объект управления, в случае необходимости
модифицируя цель и структуру всей системы.
Информационная система управления представляет собой совокупность организационных,
технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с
целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации, предназначенной для выполнения
функций управления. Информационная система накапливает и перерабатывает
поступающую нормативную, плановую и учетную информацию в аналитическую
информацию, которая служит основой для прогнозирования развития системы управления,
корректировки целей и планирования нового цикла воспроизводства. К обработке
информации в информационной системе предъявляются следующие требования:
∙ полнота и достаточность информации;
∙ своевременность представления информации;
∙ достоверность информации;
∙ экономичность обработки информации;
∙ адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.Классификация информационных систем управления способствует выявлению наиболее
характерных черт, присущих информационным системам. Классификация проводится по
определенным признакам.
1. По характеру представления и логической организации хранимой информации:
– фактографические информационные системы;
– документальные информационные системы;
– геоинформационные информационные системы.
Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде
множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов
(информационных объектов), которые отражают сведения по какомулибо факту, событию
и пр., отделенному от других сведений. Структура каждого типа информационного
объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и
характеристики сведений для объектов данной предметной области. При комплектовании
информационной базы обязательно используется структуризация, которая осуществляется
через определение экземпляров информационных объектов определенного типа,
информация о которых имеется в документе, и заполнение их реквизитов.
В документальных информационных системах единичным элементом информации
является документ и информация на вводе (входной документ). При создании
информационной базы процесс структуризации не производится или производится в
ограниченном виде.
В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных
объектов, привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте).
Такие системы применяются для информационного обеспечения предметных областей,
структур информационных объектов и процессов, в которых имеется пространственно
географический компонент (маршруты транспорта, коммунальное хозяйство и пр.).
2. По выполняемым функциям и решаемым задачам:
∙ справочные информационные системы, которые предоставляют пользователям получать
определенные классы объектов (телефоны, адреса, литературу и пр.) – электронные
справочники, картотеки, программные или аппаратные электронные записные книжки и т.
д.;∙ информационнопоисковые информационные системы, которые дают пользователям
возможность поиска и получения сведений по различным поисковым образам на неком
информационном пространстве;
∙ расчетные информационные системы, которые производят обработку информации по
определенным расчетным алгоритмам, например вычисление определенных статистических
характеристик;
∙ технологические информационные системы, функции таких систем заключаются в
автоматизации всего технологического цикла или отдельных его компонент
производственной или организационной структуры, например, автоматизированные
системы управления, системы автоматизации документооборота и пр.
3. По масштабу и интеграции компонент:
∙ локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) – программнотехнический
комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем
месте; информационно и функционально не связан с другими информационными
системами;
∙ комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном
объеме функции управления;
∙ компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию
функций управления в масштабе предприятия или группы бизнесединиц;
∙ корпоративная информационная система (КИС), обеспечивающая полнофункциональное
распределенное управление крупномасштабным предприятием.
4. По характеру обработки информации на различных уровнях управления предприятием:
∙ системы обработки данных (EDP – Electronic data processing);
∙ информационные системы управления (MIS – Management Information System);
∙ системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System).
Системы обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования
хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды
(отчетов, накладных, платежных поручений). Оперативное управление хозяйственными
процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию и обработку
событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и регистрацию
материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т. д. Этизадачи имеют итеративный регулярный характер, выполняются непосредственно
исполнителями хозяйственных процессов и связаны с оформлением и пересылкой
документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения
хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных. Формы входных и
выходных документов, схемы документооборота жестко регламентированы.
К системам оперативной обработки данных относятся информационные системы учета и
регистрации первичной информации (бухгалтерские, складские, системы учета готовой
продукции и т. д.), в которых выполняется сбор и регистрация больших объемов первичной
информации, и используются простые алгоритмы расчетов и запросов к базе данных,
структура которой стабильна в течение длительного времени. В таких системах большое
значение имеет защита баз данных от несанкционированного доступа, аппаратных и
программных сбоев в работе. Для повышения эффективности функционирования
используются компьютерные сети с архитектурой «клиентсервер».
Информационные системы управления ориентированы на тактический уровень управления:
среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких месяцев
(недель), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных
программ. Решение подобных задач предназначено для руководителей верхнего звена
различных служб (отдел снабжения и сбыта, плановый отдел и пр.). Для данного класса
задач характерны периодическая повторяемость формирования результатных документов
и четко определенный алгоритм решения. Задачи решаются на основе накопленной базы
оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений используются на верхнем уровне управления и
предназначены для решения задач по формированию стратегических целей, задач
планирования, задач привлечения ресурсов и источников финансирования и пр. Задачи
ориентированы на реализацию сложных бизнеспроцессов, требующих аналитической об
работки информации и имеют, как правило, нерегулярный характер. Анализ информации
имеет определенную целевую ориентацию, например финансовый анализ предприятия. Для
задач высшего менеджмента свойственно: недостаточность информации, ее
противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений,
слабая формализованность алгоритма решения.
5. По признаку структурированности задач:
∙ структурированные (формализуемые) задачи, где известны все ее элементы и взаимосвязи
между ними;∙ неструктурированные (неформализуемые) задачи – задачи, в которых невозможно
выделить элементы и установить между ними связи;
∙ частично структурированные задачи.
При создании информационных систем возникают проблемы, связанные с формальным
математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации
зависит эффективность работы системы и уровень автоматизации, определяемый степенью
участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее
математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных
и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень
автоматизации задачи.
В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической
модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать
многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной
системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их
решения, т. е. сведение роли человека к нулю.
Решение неструктурированных задач изза невозможности создания математического
описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности
использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях
принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и,
возможно, косвенной информации из разных источников.
Задачи, в которых известна часть элементов и связей между ними, называются частично
структурированными. Информация, получаемая в информационной системе, анализируется
человеком, который играет определяющую роль в принятии решения. Информационные
системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются
на два вида:
∙ информационные системы, создающие управленческие отчеты и ориентированные
главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию);
∙ информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений (модельные или
экспертные).
Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают
информационную поддержку пользователя, т. е. предоставляют доступ к информации в
базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в
информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:∙ определенные комбинации данных, получаемых из различных источников;
∙ быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое
переключение источников при поиске данных;
∙ управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;
∙ логическую зависимость данных одного типа от других баз данных, входящих в
подсистему информационного обеспечения;
∙ автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические,
статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает
выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему
для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее
исследования. Основные функции модельной информационной системы:
∙ возможность работы в среде типовых математических моделей,
∙ достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов;
∙ оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
∙ возможность графического отображения динамики модели;
∙ возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы
модели.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных
альтернатив пользователем и связанны с обработкой знаний. Экспертная поддержка
принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях. Работа первого уровня
экспертной поддержки исходит из концепции типовых управленческих решений, в соот
ветствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации
можно свести к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной
поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых
альтернатив. Если возникшая проблемная ситуация не согласуется с имеющимися клас
сами типовых альтернатив, в работу вступает второй уровень, который генерирует
альтернативы на базе имеющихся данных, правил преобразования и процедур оценки
альтернатив.
6. По функциональному признаку, который определяет назначение подсистемы, ее
основные цели, задачи и функции (табл. 5.2):∙ производственные системы, связанные с выпуском продукции и направленные на создание
и внедрение в производство научнотехнических новшеств;
∙ системы маркетинга, направленные на анализ рынка производителей и потребителей
выпускаемой продукции, анализ продаж, организацию рекламной кампании по
продвижению продукции и рациональную организацию материальнотехнического
снабжения;
∙ финансовые и учетные системы, направленные на организацию контроля и анализа
финансовых ресурсов на основе бухгалтерской, статистической и оперативной
информации;
∙ системы кадров по подбору и расстановке специалистов и ведению служебной
документации по различным аспектам предназначены для реализации функций
оперативного планирования и учета личного
состава;
∙ системы управления вспомогательным производством предназначены для автоматизации
оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным
хозяйством и энергетическим обеспечением.
Таблица 5.2
Функции информационных систем
Система
маркетинга
Производственные
системы
Исследование
рынка
и прогнозиро
вание продаж
Планирование
объемов
работ и разработка
календарных
планов
Финансовые
и учетные
системы
Анализ и
планирование
денежных
потоков
Система
Прочие
кадров
системы
Анализ и
прогнозиро
вание
потребности
в трудовых
ресурсах
Контроль
за деятель
ностью
организации
Управление
продажами
Оперативный кон
троль и
управление
Управление
кредитной по
литикой
Учет и
функцио
нальный
Выявление
оперативных
проблемпроизводством
Рекомендации
по
производству
новой
продукции
Анализ
работы
оборудования
Анализ и
установление
цены. Учет
заказов
Участие в
формировании
заказов по
ставщикам.
Управление
запасами
анализ
движения
кадров
Ведение
архивов
о персонале
Анализ
управленчес
ких и
стратегических
ситуаций
Анализ и
плани
рование
подготовки
кадров
Обеспечение
процесса
выработки
стратегических
решений
Разработка
финансового
плана
Финансовый ана
лиз и прогнозиро
вание. Контроль
бюджета.
Бухгалтерский
учет.
Расчет зарплаты
7. По уровням управления.
∙ информационные системы оперативного (операционного) уровня;
∙ информационные системы специалистов;
∙ информационные системы для менеджеров среднего звена;
∙ стратегические информационные системы.
Информационные системы оперативного уровня (бухгалтерские, банковские, обработки
заказов и пр.) поддерживают специалистов, обрабатывая данные о сделках и событиях
(счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Задачи, цели и
источники информации на операционном уровне заранее определены и структурированы.
Система является связующим звеном между организацией и внешней средой и основным
поставщиком информации для остальных информационных систем.
Информационные системы специалистов помогают пользователям повысить
продуктивность и производительность. Их задача – интеграция новых сведений и помощь в
обработке бумажных документов.Информационные системы менеджмента используются работниками среднего
управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и
администрирования. Основные функции систем: сравнение показателей, составление
периодических отчетов за определенное время, обеспечение доступа к архивной
информации и пр. Выделяют два типа систем:
∙ управленческие системы, обслуживающие менеджеров информацией о состоянии дел,
ориентированы на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке;
∙ системы поддержки принятия решений используются для решения частично
структурированных задач, результаты которых трудно спрогнозировать заранее, оснащены
сложными инструментальными средствами моделирования и анализа.
Стратегические информационные системы обеспечивают поддержку принятия решений по
реализации стратегических перспективных целей развития организации и помогают
высшему звену управленцев осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача –
сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом
организации.
8. По характеру использования информации:
∙ информационнопоисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу
информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных
(информационнопоисковая система в библиотеке, в железнодорожных кассах);
∙ информационнорешающие системы осуществляют все операции переработки
информации по определенному алгоритму, выделяют управляющие и советующие системы.
Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании
которой человек принимает решение. Этим системам свойственны задачи расчетного
характера и обработка больших объемов данных, например, система оперативного
планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается
человеком к сведению. Они обладают более высокой степенью интеллекта и для них
характерна обработка знаний. Например, медицинские информационные системы для
постановки диагноза и определения процедуры лечения, стратегические информационные
системы.
9. По сфере применения:∙ информационные системы организационного управления предназначены для
автоматизации функций управленческого и оперативного контроля и регулирования,
оперативного учета и анализа, перспективного и оперативного планирования,
бухгалтерского учета, управления сбытом и снабжением и пр.;
∙ информационные системы управления технологическими процессами предназначены для
автоматизации функций производственного персонала: организации поточных линий,
изготовления микросхем, поддержания технологического процесса и пр.;
∙ информационные системы автоматизированного проектирования предназначены для
автоматизации функций инженеровпроектировщиков, конструкторов, архитекторов
дизайнеров для проведения инженерных расчетов, создания графической документации
(чертежей, схем, планов), создания проектной документации, моделирования проекти
руемых объектов;
∙ корпоративные информационные системы используются для автоматизации всех функций
организации и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.
10. Укрупненная классификация систем, предназначенных для автоматизации различных
видов хозяйственного учета:
∙ локальные системы;
∙ средние интегрированные системы;
∙ крупные интегрированные системы.
Локальные системы достаточно успешно справляются с решением отдельных задач учета
на предприятии, но, как правило, не предоставляют целостной информации для
автоматизации управления. Преимуществом таких систем является низкая цена и простота
внедрения. Например: «ИнфоБухгалтер» фирмы «Информатик», «ТурбоБухгалтер»
фирмы «Диц», «1С:Бухгалтерия» фирмы «1С». Программы обладают возможностями
адаптации к особенностям предприятия, а некоторые из них представляют собой
программные конструкторы, обладающие расширенными адаптационными возможностями,
например «ТурбоБухгалтер».
Средние интегрированные системы представляют собой системы с ограниченными
функциональными возможностями. Примеры: корпоративная информационная система
«Галактика» фирмы «Галактика», комплексные информационные системы
«Инфософт» фирмы «Инфософт», «NS2000» фирмы «НикосСофт», «Abacus Financial»
фирмы «Омега», система управления предприятием «Парус» фирмы «Парус»,интегрированная система управления предприятием «БЭСТ ПРО» фирмы «Интеллект
сервис», система комплексной автоматизации финансовохозяйственной деятельности
предприятия «Avacco» фирмы «Avacco Soft», «1С: Предприятие» фирмы «1С».
Крупные интегрированные системы представляют собой наиболее функционально развитые
и соответственно наиболее сложные и дорогие системы, в которых реализуются
стандарты MRP, ERP, SCRP. Примеры: «SAP» фирмы «R3 (Accelerated Solutions)»,
«BAAN» фирмы «Baan Midmarcet Solutions», «PeopleSoft» фирмы «PeopleSoft Select».
Российским лидером по производству и сопровождению информационных систем
управления является корпорация «Парус». Технологии корпорации «Парус» используют в
своей работе крупнейшие государственные структуры, отечественные и зарубежные
коммерческие организации. «Парус» предлагает своим клиентам весь спектр самых совре
менных информационных систем, предназначенных для управления производственными и
торговыми предприятиями, бюджетными и страховыми компаниями. Корпорация
разработала эффективные инструменты, как для поддержки управленческих решений, так
и для оказания услуг по выявлению внутренних резервов, внедрению систем бухгалтер
ского учета и перехода на международные стандарты отчетности.
Специалисты АО «Новый Атлант» и НТО «Топ Софт» разработали информационную
систему «Галактика», которая предназначена для полной автоматизации управления всех
служб предприятий различных форм собственности и позволяет повысить управляемость
предприятия и его прибыльность.
Зарубежные корпоративные информационные системы, такие как R/3 фирмы SAP, Oracle
Applications фирмы Oracle, Concorde XAL фирмыColumbus включают в себя больше
подсистем, позволяющих оптимизировать управление корпорацией или фирмой на основе
общепризнанных мировых стандартов. Эти системы не получили широкого распро
странения в России и странах СНГ за счет своей большой стоимости и некоторых отличий в
методике ведения бухгалтерского учета.
Ниже приведен сравнительный анализ отечественных систем управления предприятием с
зарубежными системами класса MRPII/ERP. Зарубежные информационные системы в
отличие от российских систем:
∙ ориентированы на хорошо структурированную иерархическую систему процессов,
выполняемых на предприятии;
∙ как правило, опираются на наборы стандартов, которым должны удовлетворять процессы;∙ направлены на полную автоматизацию предприятия, в настоящее время поддерживают
полный набор управляющих функций: планирование, контроль отклонений (учет),
регулирование.
∙ включают приложения, использующие методы, позволяющие оптимизировать решение
ряда частных управленческих задач, например, выбор оптимального маршрута при
управлении транспортом.
[1] Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 г., №
85Ф3.
[2] Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г., №
24Ф3.
Информационные системы: понятие, классификации.
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Классификация информационных систем
Информационные системы классифицируются по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации.
Классификация по масштабу
По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:
одиночные;
групповые;
корпоративные.
Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз данных.
Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана
на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых настольных или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных
СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Qicrosoft Access.
Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных
(называемые также SQLсерверами) для рабочих групп. Существует довольно большое количество различных SQLсерверов, как коммерческих, так и свобод
Qicrosoft SQL Server, InterBase, Sybase, Inforqix.
Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из
нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиентсервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых
информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Qicrosoft SQL Server.
Классификация по сфере применения
По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы:
системы обработки транзакций;
системы принятия решений;
информационносправочные системы;
офисные информационные системы.
Системы обработки транзакций, в свою очередь, по оперативности обработки данных, разделяются на пакетные информационные системы и оперативные информационные системы. В информационных системах организационного управления преобладает
режим оперативной обработки транзакций – OLTP (OnLine Transaction Processing), для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает весьма ограниченную часть. Для систем OLTP
характерен регулярный (возможно, интенсивный) поток довольно простых транзакций, играющих роль заказов, платежей, запросов и т.п. Важными требованиями для них являются:
высокая производительность обработки транзакций;
гарантированная доставка информации при удаленном доступе к БД по телекоммуникациям.
Системы поддержки принятия решений – DSS (Decision Support Systeq) – представляют собой другой тип информационных систем, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: временных,
географических и по другим показателям.
Обширный класс информационносправочных систем основан на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие информационные систе
Класс офисных информационных систем нацелен на перевод бумажных документов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление документооборотом.
Классификация по способу организации
По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы:
системы на основе архитектуры файлсервер;
системы на основе архитектуры клиентсервер;
системы на основе многоуровневой архитектуры;
системы на основе Интернет/ интеранеттехнологий.
Обозначение Наименование
Характеристика
Presentation Services
(средства представления)
Обеспечиваются устройствами, принимающими ввод от пользователя и
отображающими то, что сообщает ему компонент логики представления PL, с
использованием соответствующей программной поддержки
Presentation Logic (логика
представления)
Управляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ. Обрабатывает
действия пользователя при выборе команды в меню, нажатии кнопки или
выборе элемента из списка
Business or Application Logiс
(прикладная логика)
Набор правил для принятия решений, вычислений и операций, которые должно
выполнить приложение
Data Logic (логика
управления данными)
Операции с базой данных (SQLоператоры), которые нужно выполнить для
реализации прикладной логики управления данными
Data Services (операции с
базой данных)
Действия СУБД, вызываемые для выполнения логики управления данными,
такие как манипулирование данными, определения данных, фиксация или
откат транзакций и т. п. СУБД обычно компилирует SQLпредложения
File Services (файловые
операции)
Дисковые операции чтения и записи данных для СУБД и других компонентов.
Обычно являются функциями операционной системы
PS
PL
BL
DL
DS
FSАрхитектура файлсервер
Архитектура файлсервер не имеет сетевого разделения компонентов диалога PS и PL и использует компьютер для функций отображения, что облегчает построение графического интерфейса. Файлсервер только извлекает данные из файлов, так что
дополнительные пользователи и приложения добавляют лишь незначительную нагрузку на центральный процессор. Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети.
Объектами разработки в файлсерверном приложении являются компоненты приложения, определяющие логику диалога PL, а также логику обработки BL и управления данными DL. Разработанное приложение реализуется либо в виде законченного
загрузочного модуля, либо в виде специального кода для интерпретации.
Однако такая архитектура имеет существенный недостаток: при выполнении некоторых запросов к базе данных клиенту могут передаваться большие объемы данных, загружая сеть и приводя к непредсказуемости времени реакции. Значительный сетевой
трафик особенно сильно сказывается при организации удаленного доступа к базам данных на файлсервере через низкоскоростные каналы связи. Одним из вариантов устранения данного недостатка является удаленное управление файлсерверным
приложением в сети. При этом в локальной сети размещается сервер приложений, совмещенный с телекоммуникационным сервером (обычно называемым сервером доступа), в среде которого выполняются обычные файлсерверные приложения. Особенность
состоит в том, что диалоговый вводвывод поступает от удаленных клиентов через телекоммуникации. Приложения не должны быть слишком сложными, иначе велика вероятность перегрузки сервера, или же нужна очень мощная платформа для сервера
приложений.
Архитектура клиентсервер
Архитектура клиентсервер предназначена для разрешения проблем файлсерверных приложений путем разделения компонентов приложения и размещения их там, где они будут функционировать наиболее эффективно. Особенностью архитектуры клиент
сервер является использование выделенных серверов баз данных, понимающих запросы на языке структурированных запросов SQL (Structured Query Language) и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации.
Отличительная черта серверов БД – наличие справочника данных, в котором записана структура БД, ограничения целостности данных, форматы и даже серверные процедуры обработки данных по вызову или по событиям в программе. Объектами
разработки в таких приложениях помимо диалога и логики обработки являются, прежде всего, реляционная модель данных и связанный с ней набор SQLоператоров для типовых запросов к базе данных.
Большинство конфигураций клиентсервер использует двухуровневую модель, в которой клиент обращается к услугам сервера. Предполагается, что диалоговые компоненты PS и PL размещаются на клиенте, что позволяет обеспечить графический
интерфейс. Компоненты управления данными DS и FS размещаются на сервере, а диалог (PS, PL), логика BL и DL – на клиенте. Двухуровневое определение архитектуры клиентсервер использует именно этот вариант: приложение работает у клиента, СУБД
– на сервере. Поскольку эта схема предъявляет наименьшие требования к серверу, она обладает наилучшей масштабируемостью. Однако сложные приложения, вызывающие большое взаимодействие с БД, могут жестко загрузить как клиента, так и сеть.
Результаты SQLзапроса должны вернуться клиенту для обработки, потому что там находится логика принятия решения. Такая схема приводит к дополнительному усложнению администрирования приложений, разбросанных по различным клиентским
узлам.
Для сокращения нагрузки на сеть и упрощения администрирования приложений компонент BL можно разместить на сервере. При этом вся логика принятия реше
процедура – процедура с операторами SQL для доступа к БД, вызываемая по имени с передачей требуемых параметров и выполняемая на сервере БД. Хранимые процедуры могут компилироваться, что повышает скорость их выполнения и сокращает
нагрузку на сервер.
Создание архитектуры клиентсервер возможно и на основе многотерминальной системы. В этом случае в многозадачной среде сервера приложений выполняются программы пользователей, а клиентские узлы вырождены и представлены терминалами.
Подобная схема информационной системы характерна для UNIX. В настоящее время архитектура клиентсервер получила признание и широкое распространение как способ организации приложений для рабочих групп и информационных систем
корпоративного уровня. Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования возможностей сервера БД, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности данных.
Двухуровневые схемы архитектуры клиентсервер могут привести к некоторым проблемам в сложных информационных приложениях с множеством пользователей и запутанной логикой. Решением этих проблем может стать использование многоуровневой
архитектуры.
Многоуровневая архитектура
Многоуровневая архитектура стала развитием архитектуры клиентсервер и в своей классической форме состоит из трех уровней:
нижний уровень представляет собой приложения клиентов, выделенные для выполнения функций и логики представлений PS и PL и имеющие программный интерфейс для вызова приложения на среднем уровне;
средний уровень представляет собой сервер приложений, на котором выполняется прикладная логика BL и с которого логика обработки данных DL вызывает операции с базой данных DS;
верхний уровень представляет собой удаленный специализированный сервер базы данных, выделенный для услуг обработки данных DS и файловых операций FS (без риска использования хранимых процедур).
Подобную концепцию обработки данных пропагандируют, в частности, фирмы Oracle, Sun, Borland и др.
Трехуровневая архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для разработки приложений и устраняет недостатки двухуровневой модели клиентсервер.
Централизация логики приложения упрощает администрирование и сопровождение. Четко разделяются платформы и инструменты для реализации интерфейса и прикладной логики, что позволяет с наибольшей отдачей реализовывать их специалистам узкого
профиля. Наконец, изменения прикладной логики не затрагивают интерфейса, и наоборот. Но поскольку границы между компонентами PL, BL и DL размыты, прикладная логика может появиться на всех трех уровнях. Сервер приложений с помощью
монитора транзакций обеспечивает интерфейс с клиентами и другими серверами, может управлять транзакциями и гарантировать целостность распределенной базы данных. Средства удаленного вызова процедур наиболее соответствуют идее
распределенных вычислений: они обеспечивают из любого узла сети вызов прикладной процедуры, расположенной на другом узле, передачу параметров, удаленную обработку и возврат результатов.
С ростом систем клиентсервер необходимость трех уровней становится все более очевидной. Продукты для трехзвенной архитектуры, так называемые мониторы транзакций, являются относительно новыми. Эти инструменты в основном ориентированы на
среду UNIX, однако прикладные серверы можно строить на базе Qicrosoft Windows NT с использованием вызова удаленных процедур для организации связи клиентов с сервером приложений. На практике в локальной сети могут использоваться смешанные
архитектуры (двухуровневые и трехуровневые) с одним и тем же сервером базы данных. С учетом глобальных связей архитектура может иметь больше трех звеньев. В настоящее время появились новые инструментальные средства для гибкой сегментацииприложений клиентсервер по различным узлам сети.
Интернет/интранеттехнологии
В развитии технологии Интернет/интранет основной акцент пока что делается на разработке инструментальных программных средств. В то же время наблюдается отсутствие развитых средств разработки приложений, работающих с базами данных.
Компромиссным решением для создания удобных и простых в использовании и сопровождении информационных систем, эффективно работающих с базами данных, стало объединение Интернет/интранеттехнологии с многоуровневой архитектурой. При
этом структура информационного приложения приобретает следующий вид: браузер – сервер приложений – сервер баз данных – сервер динамических страниц – webсервер.
Благодаря интеграции Интернет/интранеттехнологии и архитектуры клиентсервер процесс внедрения и сопровождения корпоративной информационной системы существенно упрощается при сохранении достаточно высокой эффективности и простоты
совместного использования информации.
По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные
операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков.
Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.
Характерной особенностью фактографических систем является то, что они работают не с текстом, а с фактическими сведениями, которые представлены в виде записей. Основные компоненты фактографических систем – это сами БД и системы управления
БД (СУБД). На базе фактографических систем создаются справочники, системы анализа и управления предприятиями, бухгалтерские системы. СУБД должна предоставлять доступ к данным любым категориям пользователей, включая и тех, которые
практически не имеют или не хотят иметь представления:
о физическом размещении в памяти данных и их описаний;
о механизмах поиска запрашиваемых данных;
о проблемах, возникающих при одновременном запросе одних и тех же данных многими пользователями (прикладными программами);
о способах обеспечения защиты данных от некорректных обновлений и (или) несанкционированного доступа;
о поддержании баз данных в актуальном состоянии и множестве других функций СУБД.
В фактографических ИС регистрируются факты – конкретные значения данных (атрибутов) об объектах реального мира. Основная идея таких систем заключается в том, что все сведения об объектах (фамилии людей и названия предметов, числа, даты)
сообщаются компьютеру в какомто заранее обусловленном формате (например, дата – в виде комбинации ДД.ММ.ГГГГ). Информация, с которой работает фактографическая ИС, имеет четкую структуру, позволяющую машине отличать одно данное от
другого, – например, фамилию от должности человека, дату рождения от роста и т. п. Поэтому фактографическая система способна давать однозначные ответы на поставленные вопросы, например: «Кто из работников фирмы с датой рождения не ранее 1
января 1970 г. имеет водительские права?», «Какие культурноисторические памятники СанктПетербурга включены в список ЮНЕСКО?» и т.д.
Документальные системы предназначены для работы с документами на естественном языке: книги, тезисы, статьи. Наиболее распространенным видом ДС являются информационнопоисковые системы (ИПС), которые предназначены для накопления и
поиска по различным критериям документов. В состав ИПС входят: программные средства, поисковый массив документов и средства поддержки информационного языка этой системы.
Главная
1. Информционные технологии. Поятие, классификация.
2. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
3.
Технологии
передачи
данных
. Ethernet, Token Ring, ISDN, X.25, Frame Relay.
4. Устройства межсетевого интерфейса: повторители, мосты, маршрутизаторы, шлюзы. Методы коммутации и маршрутизации. Способы повышения производительности сети
5 .Одноранговые и серверные сети: сравнительная характеристика. Основные виды специализированных серверов.
6. Технологическая основа сети Интернет. Система адресации (IPадреса, доменные имена, система DNS). Основные протоколы общения в сети.
7. Базовые пользовательские технологии работы в сети Интернет. WWW, FTP, TELNET, EMAIL. Поиск информации в сети Интернет.
8. Модель взаимодействия открытых систем OSI.
9. Базы данных: данные, модель данных, база данных, система управления базами данных, информационная система. Модели данных. Реляционная модель данных.
10. Компоненты СУБД. Преимущества и недостатки СУБД.
11. Архитектура многопользовательских СУБД
12. Проектирование информационных систем. Структура и модели жизненного цикла.
13. Моделирование и представление структуры предприятия. Диаграммы IDEF0.
14. Моделирование и представление потоков данных. DFDдиаграммы.
15. Логическое проектирование БД. ERдиаграммы
16. Экспертные системы (ЭС): понятие, назначение, архитектура, отличительные особенности. Классификация ЭС. Этапы разработки ЭС.
17. Базы знаний экспертных систем. Методы представления знаний: логические модели, продукционные правила, фреймы, семантические сети.
18 Знания. Виды знаний. Методы извлечения знаний: коммуникативные, текстологические.
19 Языки программирования, их характеристики (Пролог, Delphi, C++).
20. Языки программирования, их характеристики (PHP, Perl, JavaScript).
21. Цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Правовая, организационная, инженернотехническая защита информации.
22. Электронные издания: понятие, состав. Классификация ЭИ. Регистрация ЭИ.
23. Информационные ресурсы: понятие, состав. Государственные информационные ресурсы.
24. Операционная система персонального компьютера как средство управления ресурсами (на примере изучаемой ОС). Структура и компоненты ОС.
25. Вредоносное программное обеспечение: классификации, методы обнаружения и удаления.
26 Структура webприложений. Протокол HTTP. Cookie. Функции webприложения. Протокол CGI.
27 Обеспечение надежности работы ИС. Транзакции. OLTPсистемы.
28. Эргономические цели и показатели качества программного продукта.
29. Медицинские информационные системы.
30.Правовые информационные системы.
31.Информационный менеджмент: понятие и основные функции.
32. Информационные системы: понятие, классификации.
33 Стандартизация в области программного обеспечения. Стандарты документирования программных средств.
34. Оценка качественных и количественных характеристик информационных систем. Модели оценки характеристик надежности программного и информационного обеспечения. Основные понятия, показатели и методы обеспечения надежности
информационных систем.
35. Основы CASE – технологии.
36.Особенности выполнения инновационных программ в сфере информатизации (характеристика информационной политики в сфере информатизации, принципы формирования проекта и внедрения ИС, управление проектами информатизации).
37.Охрана интеллектуальной собственности: авторские и смежные права.
38.Понятие патентного права. Объекты патентного права: изобретение, полезная модель, промышленный образец.
39. Безопасность webприложений.
40. Теория цвета. Цветовые модели.
41. Загрузка вебприложений на удалённый сервер при помощи протокола ftp. Установка и настройка вебприложения (на примере CMS PhpBB или MOODLE). Пример
42 Язык HTML. Структура HTMLдокумента. Основные тэги. Пример – создание списков и таблиц.
43. Объектноориентированный подход (ООП) программированию и проектированию. Парадигмы (принципы) объектноориентированного программирования: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Классы и объекты. Пример
44. Интегрированная среда разработки приложений Delphi, ее возможности. Взаимодействие между приложениями Windows (технология OLE). Пример
45. Основные компоненты Delphi. Общие свойства компонентов: иерархия компонентов; положение, размеры и оформление компонентов; события мыши и клавиатуры. Обработка текстовой информации. Пример
46. Интегрированная среда разработки приложений Delphi, ее возможности. Основные элементы среды: палитра компонентов, инспектор объектов, форма с редактором кода. Структура программы: файлы проекта, модулей, ресурсов, настройки.
Создание Windowsприложений. Пример
47. Алгоритмы сортировки (обзор, классификация и сравнение различных алгоритмов). Пример
48. Алгоритмы поиска. Поиск в неупорядоченной/упорядоченной последовательности. Пример
49. Понятие о процессах и потоках в Windowsприложениях. Пример.
50 Мультимедиа технологии: обработка звука.
51. Мультимедиа технологии: обработка видео. Пример
52. Язык программирования ПРОЛОГ. Факты, правила, запросы. Структура ПРОЛОГпрограммы. Пример экспертной системы на ПРОЛОГЕ
53. Структура серверного скрипта. Язык Perl. Пример
54. Структура клиентского скрипта. Язык Java Script. Пример
55. Логические операции над высказываниями. Основные равносильности алгебры логики. Пример в MS Exсel.
56. Растровая графика (достоинства и недостатки, построение и работа с изображениями, форматы растровой графики).
57. Векторная графика (достоинства и недостатки, построение и работа с изображениями, векторные и универсальные форматы). Пример.
Операторы
Select, Insert, Delete, Update.
SQL.
Язык
58
Пример.
59. Позиционные системы счисления. Перевод целых и дробных чисел из десятичной системы счисления . Перевод целых и дробных чисел в десятичную систему счисления. . Пример в MS Exсel.
60. Измерение информации – вероятностный и алфавитный подходы. Формулы Хартли, Шеннона. Пример в MS Exсel.