Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Оценка 4.7

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
14.02.2019
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
: Дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в слове, сделать вывод, что основа слова неизменяемая часть слова, работать над составом слова; создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
ОКОНЧАНИЕ Маркелова.docx
Понятие об окончании и основе слова. 3­й класс  Тип урока: открытие новых знаний Цели урока: дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом;  познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в слове, сделать вывод, что основа слова неизменяемая часть  слова, работать над составом слова; Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления,  умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией,  организованность в работе, самостоятельность. Необходимое оборудование и материалы:  учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина),  мультимедийный проектор, презентация в слайдах   (Презентация.ppt),  карточки с заданием для самостоятельной работы. Ход урока Этапы и содержание урока Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную  деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать  Перечень УУД, выполняемых учащимися на этапах урока требования к ученику со стороны учебной деятельности.   – Прочитайте девиз урока (на доске)  Делу время, потехе час. – Как  понимаете слова? – Вы готовы к работе на уроке? – Тогда за работу! Актуализация знаний Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах;  установить тематические рамки урока: изучение нового о частях слова; активизировать  мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;  организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на  применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата. 1. Словарная работа. ­ Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите  кто они. Слайд 2. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ­ самоопределение (Л); ­ планирование учебного  сотрудничества вместе с учителем и  сверстниками (К). Ведь это ... (Снегири) ­ Что вы знаете о снегирях? ­ Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование:снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от  тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное  написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только  пойдёт первый снежок – жди снегиря. ­ Как запишите слово снегирь? Слайд 3. Снегирь ­ Можно ли проверить написание? ­ Назовите орфограммы? ­ Определите корень слова. ­ Что знаете о корне? ­ Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова). ­ Как правильно подобрать однокоренные слова? ­ Подберите. (Варианты детей).     ­ извлечение необходимой  информации из текстов (П); ­ осознание и произвольное  построение речевого высказывания  (П); ­ аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации (К); ­ учёт разных мнений (К). ­ В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова Снегирь ­ ям; м. Небольшая лесная певчая птица сем.вьюрковых с красной грудью (у самцов).  Красногрудые снегири. За окном свистят снегири. Снегириный см. Снегирь. Снегириха ­ и; ж. Разг. Самка снегиря. ­ В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это  были однокоренные слова. ­ Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный,  снегириха, снегирята). ­ Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир­). ­ Какие ещё части слова мы уже изучили? (Приставка, суффикс). ­ Для чего служат приставка и корень? (Приставка и корень служат для образования  новых слов). ­ Что мы повторили? Для чего мы это делали? 2. Пробное действие На экране текст, у каждой пары карточки с данным текстом. (Работа в парах с  комментированием.) Слайд 4 Снегири. (Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых  лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень  удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на  белоснежном фоне. ­ Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы  получился понятный текст). ­ Назовите однокоренные слова, выделите корень. ­ Что изменилось в словах? ­ Менялся ли при этом смысл слов? ­ Прочитайте полученные предложения. ­ Как вы думаете, какая часть слова была пропущена? (Варианты детей). Проверка по слайду. 3. Выявление места и причины затруднения.         ­ выполнение пробного учебного  действия (Р); ­ фиксирование индивидуального  затруднения в пробном действии (Р).                 ­ постановка и формулирование Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать  выявление и фиксацию учащимися причины затруднения. ­ Какое задание надо было выполнить? ­ Что вызвало затруднение? Почему? ­ Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…). ­ Сформулируйте тему урока. ­ Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир­). ­ В какой части слова происходят изменения? (В окончании). ­ Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить). 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных  действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для  построения нового знания. ­ С какой частью слова мы работали? ­ Определите цель и тему урока. ­ С чего начнём? Что нам может помочь? (Учебник). 5. Реализация построения проекта. проблемы (П);     ­ волеваясаморегуляция в ситуации  затруднения (Р);     ­ аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации (К);     ­ учёт разных мнений,  координирование разных позиций  (К). Цель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение;  организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы;  зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.     ­ Откройте учебник, на стр.121 прочитайте название раздела. (Части слова и окончание). Что будем исследовать на уроке?  (Что такое окончание и основа). Работа в группах. ­ Прочитайте правила на стр. 122, 123 и составьте опорную схему, следуя алгоритму. Слайд 5 Ответить на вопросы: Изменяемая или не изменяемая часть слова Чтобы найти… 3нак Защита опорных схем в группах. ­ Что вы можете сказать про окончание? ­ Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные  окончания у одного и того же слова? ­ Для чего служит окончание? ­ самоопределение (Л); ­ анализ, обобщение (П); ­ учёт разных мнений (К); ­ планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками (К).           ­ поиск необходимой информации  (П); ­ анализ, классификация (П); ­ подведение под понятие (П). ­ Вернёмся к нашим словам и выделим окончание. Слайд 6. ­ Что такое основа? Как найти основу? Слайд 7. ­ Выделите в словах основу. ­ Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу? Физминутка для глаз Проследите глазами за полётом снеговика. Слайд 8. 6. Первичное закрепление знаний. Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на  применение изученного способа действий. Работа с учебником. Работа выполняется в тетради. Упр.175 стр. 144                   ­ извлечение из текстов необходимой информации (П); ­ осознание ответственности за  общее дело (Л); ­ волевая саморегуляция (Р); ­ достижение договорённостей и  согласование общего решения (К); ­ Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них. Можно ли  считать, что здесь записано предложение? ( Нет. Слова между собой не связаны) Что надо сделать , чтобы составить из этих слов предложения? ( Изменить окончания.)Составьте и  запишите  первое предложение.  Прочитайте слова на второй строчке. Достаточно ли только изменить окончание у слов,  чтобы получилось предложение? ( Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении).Составьте и запишите предложение. Почему же вы изменяли окончание?  Вывод: для чего служит окончание?      ( Для связи  слов в предложении) ­ Сравните слова в начальной форме и слова в предложениях. Что происходит со словом,  когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении? ­ Выделите окончание и основу в словах. Проверка. Слайд 9. Звучит нежная мелодия вальс. Она пробуждает в душе светлые чувства. ­ Теперь вы сможете находить основу слова и окончание? 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый  способ действий; организовать самопроверку работ. ­ Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.             ­ выполнение действий по алгоритму (П); ­ формулирование и аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации (К); Задание на карточках Измени слово снегирь используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них  окончание и основу. Слайд 10. ­ Проверьте свою работу.  про снегиря  к снегирю  со снегирём  о снегире ­ Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения “­”. ­ У кого остались затруднения? Что осталось непонятным? ­ Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать? ­ Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? ­ Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? ­ Как найти в слове окончание? Что такое основа   слова? Стр.145, упр. 179.             ­ выполнение действий по алгоритму (П); ­ контроль (Р); ­ коррекция (Р); ­ оценка (Р); ­ осознанное и произвольное  построение речевого высказывания  (П). ­ анализ, обобщение (П). ­ контроль и оценка процесса и  результатов деятельности (П); ­ самооценка на основе критерия  успешности (Л); ­ формулирование и аргументация  своего мнения, учёт разных мнений  (К); ­ адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности (Л); 1) Чтение, определение темы, главной мысли. (Заглавие: Необычные охотники» Главная мысль6 охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки  животных. 2) Найти в тексте одно и тоже  слово с разными окончаниями: Охотники, охотников, охотникам. Зайчишка, зайчишки, с зайчишкой.        3)Слова с орфограммами – буквами согласных в корне          Хрустнула – хруст, ветка – веточка, грустно – грустил, фотоаппарат. 3) Беседа о различении в оттенках значения слов ­ синонимов. Бежать – быстро передвигаться; Мчаться – очень быстро бежать. Нестись – двигаться с очень большой скоростью. Работа с сигнальными карточками : да – нет( зеленая карточка – да, красная – нет.) ­Окончание – часть речи (нет) ­ Окончание – изменяемая часть слова. (да) ­Окончание входит в основу слова (нет) ­Окончание служит для связи слов в предложении (да) ­ У одного и того же слова могут быть разные окончания (да) ­ Спомощью окончания образуются новые слова (нет) 8. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и  полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию  затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать  домашнее задание. ­ Какую цель мы ставили? ­ Достигли цели? ­ К какому выводу пришли? ­ Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе? ­ Над чем еще надо поработать? ­ У кого не было затруднений по новой теме? ­ Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд 11. ­ Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим. Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и  основу, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке. (Дети показывают смайлики­оценки). Слайд 12. Домашнее задание: изменить слова синица и воробей с помощью окончаний. Выделить в словах окончание и основу.

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019