: Дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в слове, сделать вывод, что основа слова неизменяемая часть слова, работать над составом слова; создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
ОКОНЧАНИЕ Маркелова.docx
Понятие об окончании и основе слова. 3й класс
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом;
познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в слове, сделать вывод, что основа слова неизменяемая часть
слова, работать над составом слова;
Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления,
умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией,
организованность в работе, самостоятельность.
Необходимое оборудование и материалы:
учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина),
мультимедийный проектор, презентация в слайдах (Презентация.ppt),
карточки с заданием для самостоятельной работы.
Ход урока
Этапы и содержание урока
Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать
Перечень УУД, выполняемых
учащимися на этапах урока требования к ученику со стороны учебной деятельности.
– Прочитайте девиз урока (на доске)
Делу время, потехе час.
– Как понимаете слова?
– Вы готовы к работе на уроке?
– Тогда за работу!
Актуализация знаний
Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах;
установить тематические рамки урока: изучение нового о частях слова; активизировать
мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на
применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать
фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата.
1. Словарная работа.
Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите
кто они.
Слайд 2.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
самоопределение (Л);
планирование учебного
сотрудничества вместе с учителем и
сверстниками (К). Ведь это ...
(Снегири)
Что вы знаете о снегирях?
Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако
есть и такое толкование:снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от
тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное
написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только
пойдёт первый снежок – жди снегиря.
Как запишите слово снегирь?
Слайд 3.
Снегирь
Можно ли проверить написание?
Назовите орфограммы?
Определите корень слова.
Что знаете о корне?
Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова).
Как правильно подобрать однокоренные слова?
Подберите. (Варианты детей).
извлечение необходимой
информации из текстов (П);
осознание и произвольное
построение речевого высказывания
(П);
аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
учёт разных мнений (К). В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова
Снегирь
ям; м. Небольшая лесная певчая птица сем.вьюрковых с красной грудью (у самцов).
Красногрудые снегири. За окном свистят снегири.
Снегириный
см. Снегирь.
Снегириха
и; ж. Разг. Самка снегиря.
В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это
были однокоренные слова.
Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный,
снегириха, снегирята).
Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир).
Какие ещё части слова мы уже изучили? (Приставка, суффикс).
Для чего служат приставка и корень? (Приставка и корень служат для образования
новых слов).
Что мы повторили? Для чего мы это делали? 2. Пробное действие
На экране текст, у каждой пары карточки с данным текстом. (Работа в парах с
комментированием.)
Слайд 4
Снегири.
(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых
лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень
удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на
белоснежном фоне.
Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы
получился понятный текст).
Назовите однокоренные слова, выделите корень.
Что изменилось в словах?
Менялся ли при этом смысл слов?
Прочитайте полученные предложения.
Как вы думаете, какая часть слова была пропущена? (Варианты детей).
Проверка по слайду.
3. Выявление места и причины затруднения.
выполнение пробного учебного
действия (Р);
фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии (Р).
постановка и формулирование Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать
выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.
Какое задание надо было выполнить?
Что вызвало затруднение? Почему?
Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).
Сформулируйте тему урока.
Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир).
В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных
действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для
построения нового знания.
С какой частью слова мы работали?
Определите цель и тему урока.
С чего начнём? Что нам может помочь? (Учебник).
5. Реализация построения проекта.
проблемы (П);
волеваясаморегуляция в ситуации
затруднения (Р);
аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
учёт разных мнений,
координирование разных позиций
(К). Цель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение;
организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы;
зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Откройте учебник, на стр.121 прочитайте название раздела. (Части слова и окончание).
Что будем исследовать на уроке? (Что такое окончание и основа).
Работа в группах.
Прочитайте правила на стр. 122, 123 и составьте опорную схему, следуя алгоритму.
Слайд 5
Ответить на вопросы:
Изменяемая или не изменяемая часть слова
Чтобы найти…
3нак
Защита опорных схем в группах.
Что вы можете сказать про окончание?
Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные
окончания у одного и того же слова?
Для чего служит окончание?
самоопределение (Л);
анализ, обобщение (П);
учёт разных мнений (К);
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К).
поиск необходимой информации
(П);
анализ, классификация (П);
подведение под понятие (П). Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.
Слайд 6.
Что такое основа? Как найти основу?
Слайд 7.
Выделите в словах основу.
Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу?
Физминутка для глаз
Проследите глазами за полётом снеговика.
Слайд 8.
6. Первичное закрепление знаний.
Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на
применение изученного способа действий.
Работа с учебником.
Работа выполняется в тетради.
Упр.175 стр. 144
извлечение из текстов необходимой
информации (П);
осознание ответственности за
общее дело (Л);
волевая саморегуляция (Р);
достижение договорённостей и
согласование общего решения (К);
Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них. Можно ли
считать, что здесь записано предложение? ( Нет. Слова между собой не связаны) Что надо сделать , чтобы составить из этих слов предложения? ( Изменить окончания.)Составьте и
запишите первое предложение.
Прочитайте слова на второй строчке. Достаточно ли только изменить окончание у слов,
чтобы получилось предложение? ( Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи
слов в предложении).Составьте и запишите предложение.
Почему же вы изменяли окончание? Вывод: для чего служит окончание? ( Для связи
слов в предложении)
Сравните слова в начальной форме и слова в предложениях. Что происходит со словом,
когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении?
Выделите окончание и основу в словах.
Проверка. Слайд 9.
Звучит нежная мелодия вальс.
Она пробуждает в душе светлые чувства.
Теперь вы сможете находить основу слова и окончание?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый
способ действий; организовать самопроверку работ.
Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.
выполнение действий по алгоритму
(П);
формулирование и аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации (К); Задание на карточках
Измени слово снегирь используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них
окончание и основу.
Слайд 10.
Проверьте свою работу.
про снегиря
к снегирю
со снегирём
о снегире
Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения “”.
У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?
Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
Как найти в слове окончание? Что такое основа слова?
Стр.145, упр. 179.
выполнение действий по алгоритму
(П);
контроль (Р);
коррекция (Р);
оценка (Р);
осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
(П). анализ, обобщение (П).
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности (П);
самооценка на основе критерия
успешности (Л);
формулирование и аргументация
своего мнения, учёт разных мнений
(К);
адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
деятельности (Л);
1) Чтение, определение темы, главной мысли.
(Заглавие: Необычные охотники»
Главная мысль6 охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки
животных.
2) Найти в тексте одно и тоже слово с разными окончаниями:
Охотники, охотников, охотникам.
Зайчишка, зайчишки, с зайчишкой.
3)Слова с орфограммами – буквами согласных в корне
Хрустнула – хруст, ветка – веточка, грустно – грустил, фотоаппарат.
3) Беседа о различении в оттенках значения слов синонимов.
Бежать – быстро передвигаться;
Мчаться – очень быстро бежать.
Нестись – двигаться с очень большой скоростью.
Работа с сигнальными карточками : да – нет( зеленая карточка – да, красная – нет.)
Окончание – часть речи (нет)
Окончание – изменяемая часть слова. (да)
Окончание входит в основу слова (нет)
Окончание служит для связи слов в предложении (да)
У одного и того же слова могут быть разные окончания (да)
Спомощью окончания образуются новые слова (нет)
8. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и
полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию
затруднений, которые остались и способов их преодоления;
организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать
домашнее задание.
Какую цель мы ставили?
Достигли цели?
К какому выводу пришли?
Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
Над чем еще надо поработать?
У кого не было затруднений по новой теме?
Как оцениваете свою работу на уроке?
Слайд 11.
Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой
и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.
Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и
основу, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.
(Дети показывают смайликиоценки).
Слайд 12.
Домашнее задание: изменить слова синица и воробей с помощью окончаний. Выделить в
словах окончание и основу.
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.