Морокова Е.И., учитель коми языка,
русского языка и литературы
МАОУ «СОШ» с.Летка
Прилузского района
Республики Коми
Популяризация и сохранение изучения коми языка в
МАОУ «СОШ» с.Летка Прилузского района Республики Коми
Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией. В формировании национальной идентичности значительную роль занимает родной язык.
С целью пропаганды изучения, а также сохранения и развития родного языка учителями, педагогами дополнительного образования совместно с администрацией школы с.Летка проводится работа в разных направлениях: творческой деятельности, просветительско-пропагандистской, с одаренными детьми как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В стенах нашей школы в этом учебном году обучается 387 человек. В соответствии со статьёй 44 Федерального закона от 29 декабря
2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по выбору родителей с учетом мнения ребёнка в школе села Летка изучаются такие модули этнокультурного компонента как Коми язык (государственный); Край, в котором я живу (История и культура Коми Края); Литературное чтение на родном языке (Литература Республики Коми).
Коми язык (государственный) изучают 82 человека с 1 по 9-й класс. Остальные учащиеся выбрали другие модули этнокультурного компонента. Количество приведено на слайде.
Также согласно части 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации родители выбирали для ребенка родной для него язык для обучения. Согласно анкетам Коми язык как родной –изучают 12 человек школы с 1 по 9-й класс. На слайде представлена сравнительная таблица с количеством изучающих коми язык как государственный или как родной, некоторые учащиеся изучают и коми государственный, и коми родной. По таблице видно, что по сравнению с прошлым учебным годом количество изучающих коми язык увеличилось.
С целью мотивации уроки коми языка проводятся с применением технологии деятельностного метода, применяются игровые технологии, проектная, технология поиска информации и другие. Динамические паузы чаще всего проводятся в сопровождении видеороликами, составленными путём наложения тематических иллюстраций – анимаций – на коми песни, что позволяет учащимся знакомиться песенным творчеством народа коми. Применение современных технологий на уроках коми языка даёт положительные результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладение речевыми навыками в процессе естественной ситуации. Результатом урочной деятельности является участие учащихся школы в муниципальном этапе олимпиады по коми языку.
Главной целью организации внеклассной работы по коми языку в школе является привитие учащимся интереса и любви родному языку, к традициям коми народа, природе своего края, развитие патриотических чувств, творческих способностей учащихся.
Ежегодно в рамках Дня Родного языка проводим различные мероприятия со 100процентным охватом учащихся школы. Программа обширная. Это подготовка и распространение листовок «21 февраля – День родного языка», Звучит Радиогазета «Тайö мусса кылöн чой-вок сёрнитöны», выставка рисунков по просмотренным и прочитанным сказкам народа коми «коми мойдъяс», весёлые переменки с коми национальными играми, тематические классные часы и уроки, приуроченные к Международному Дню родного языка, в течение Дня звучат и по радио школы песни финно-угорского народа, ежегодно участвуем в акции «Öтувъя диктант» с привлечением не только учащихся, но и работников школы и общественности села.
Второй год участвовали в межрегиональном проекте «Гордость народа – родной язык». В рамках данного проекта придумана и проведена ребятам всей школы игра «Квест по-коми», среди учащихся 5-ых классов придумана и проведена интерактивная игра «Знатоки Коми края», а также для учащихся 9-х классов как для выпускников ступени основного общего образования круглы стол «Стоит ли сохранять родные языки в условиях глобализации», в конце которого ребята подытожили в своей беседе, что сохранять и изучать родные языки надо, ведь, как гласит народная мудрость, «Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек».
В течение учебного года по внутришкольному плану внеурочной деятельности проводится много различных мероприятий. Совместно с администрацией школы мы стараемся некоторые данные мероприятия проводить с этнокультурной ноткой. В рамках Дня Здоровья для учащихся 2-11 классов учителями физической культуры была проведена вместо традиционной спортивно-патриотической игры «Зарница» игра по станциям «По следам Пера-Богатыря», где ребята получили возможность познакомиться с подвижными играми народа коми, вспомнить героев легенд и преданий, подготовить песни на коми языке, побывать в роли Перы-Богатыря-охотника, а также у Ёмы поотгадывать коми загадки. Также зимой, вот уже третья зима, на территории школы сооружаем снежный городок, наполненный животными коми пармы. Прибегают к нам из леса и медведь, и заяц, даже олень прискакивает с тундры. Данное мероприятие проходит очень весело, массово, с привлечением родителей.
Педагогами дополнительного образования структурного подразделения «Дом Детского творчества» с целью повышения общей культуры ребенка, воспитания ребенка как личности, уважающего добрые традиции, культуру коми народа работа проводится в разных направлениях.
Во время занятий на кружке «Весёлые игры» у учащихся со 2 по 6 класс есть возможность проявить свои логические способности, создав кроссворд или ребус для публикации в ежемесячной школьной газете для интеллектуалов «Размышляй-ка», многие номера в этом календарном годе были посвящены 90-летию образования Прилузского района, где приветствовались работы и на коми языке.
Во втором направлении дополнительного образования – в музыкальном творчестве – педагог дополнительного образования, учитель музыки Плоскова Елена Анатольевна вот уже на протяжении 25 лет прививает любовь к музыке. Под её руководством вокальная группа «Лирика» в своём богатом репертуаре имеет песни как коми народные, так и песни коми композиторов в сольном и коллективном исполнении. В этом году, в свой 25-летний юбилейный год, был приготовлен особый песенный репертуар, посвящённый также юбилею Прилузского района. Вокальная группа ежегодно является участником муниципальных и республиканских творческих конкурсов и фестивалей. Вот и недавно, в конце ноября, вокальная группа удостоена чести поучаствовать во Всероссийском конкурсе-фестивале «Педагог-музыкант XXI века» в номинации «Музыка моего народа как национальное достояние России». На Московской сцене коллектив продемонстрировал вокально-хореографическую композицию прилузского музыкального наследия. Таким образом, Вокальная группа «Лирика» всегда является украшением многих творческих площадок района и за его пределами.
Также в нашей школе у учащихся есть возможность развивать свои коммуникативные навыки и во время драматического кружка «Эзысь ёль», руководит которым учитель коми языка Пантелеева Маргарита Алексеевна. Участники кружка ежегодно принимают участие на общешкольных мероприятиях, радуя зрителей своими постановками: случаи из жизни в форме Ералаш, кукольный театр – постановки по коми сказкам. Вот и сейчас ребята активно готовятся к двум постановкам для участия в районном Фестивале театральных постановок на коми языке, приуроченном к году Театра, который состоится в субботу, 14 декабря, в селе Объячево.
Ведётся работа и с одарёнными детьми: наши учащиеся – ежегодные участники районной конференции «Юхнинские чтения», Конкурса чтецов.
В плане просветительско-пропагандистской работы в кабинете Коми языка ежегодно оформляются стенды, посвящённые юбилейным датам коми писателей, изменяется и материал на тематическом стенде «Тöдан-ö коми кыв?». Необходимо отметить, что Кабинет Коми языка школы в с.Летка был удостоен Диплома I степени во время участия в районном конкурсе Кабинетов Коми языка среди общеобразовательных организаций района в 2017 году.
Учителя коми языка нашей школы принимают и личное участие в различных конференциях, конкурсах, семинарах муниципального, регионального и всероссийского уровня. Некоторые из них: проект «Школа игропедагогики «Дзолюк-малышок», конференция в Сыктывкарском Государственном Университете по этнокультурному образованию, районный и республиканский этап всероссийского конкурса «Учитель года», III Всероссийский фестиваль клубов «Учитель года» в г.Тула, дают открытые уроки как на школьном, так и на районном и республиканском уровне. А видя успехи своих учителей, учащимся тоже хочется быть успешным в области данного предмета.
Таким образом, изучение коми языка в школе села Летка Прилузского района ведётся согласно стандартам Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта начального и основного образования. В школе созданы условия для формирования гуманистического отношения к окружающему миру через приобщение к общечеловеческим ценностям, для развития творческих способностей в этнокультурном направлении. Считаю, что с целью пропаганды изучения коми языка работа будет продолжена также активно и сплоченно всем коллективом муниципального автономного общеобразовательного учреждения села Летка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.