Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.06.2019
Программа художественно-познавательного направления "Наследие" для начальной школы. Описана работа в системе "Школа - Музей". Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Программа помогает раскрыть задачу патриотического, духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Благодаря тесному сотрудничеству с ведущими музеями Москвы стало возможным выделение в окружающем мире ведущих ценностей и создание условий для активного приобщения детей к ним.
Воспитательнвя система класса Ярова Н.О..docx
Воспитательная система класса «Наследие»
Маленький человек приходит в школу … за счастьем! Он ждёт встречи с
интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого,
но чуда.
Для меня это не стало открытием, для меня это стало осознанием. Это
заставило меня подругому взглянуть на ребят в моих классах.
Люблю ли я их? Да, конечно. Но учителю мало только любить.
«Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в
каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать.
«Наша методика воспитания должна основываться на … внимании
к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям,
особенностям, стремлениям.» (А.С.Макаренко)
Одним из важнейших направлений модернизации российского
образования является обеспечение условий для развития индивидуальности
ребёнка.
Для меня, учителя начальных классов, одной из главных задач обучения
и воспитания младших школьников является раскрытие способностей
каждого ученика.
Цель моей деятельности: создание условий для становления субъектной
позиции младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности –
условий, способствующих развитию его творческого потенциала.
Задачи:
создание условий для развития мотивации обучающихся к учению;
включение школьников в активные виды деятельности; моделирование
системы методов, средств и форм организации совместной деятельности
учителя и ученика, которые способствуют становлению субъектной позиции
младшего школьника;
разработка системы оценки учебных и внеучебных достижений гимназистов
в соответствии с поставленными целями.
Система моей работы основана на следующих принципах:
принцип сознательности, активности, самостоятельности усвоения знаний;
принцип индивидуального подхода к учащимся, работа над развитием всех
учеников;
принципы методики субъективизации: опережающее отражение в сознании
учащегося содержания и предстоящей ему учебной деятельности;
принцип комплексного воздействия на интелект ребёнка; принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа
школьника;
принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и ученика.
Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское
взаимодействие классного руководителя, родителей и ребёнка, направленное
на благополучие и гармоничное развитие последнего. Для достижения поставленных целей и задач мною была разработана
воспитательная система класса «Наследие».
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время с
введением новых стандартов второго поколения представляет собой одно из
актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для
подрастающего поколения.
«Как бы ни понималась роль тысячелетнего культурного наследия в
нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом
настоящего, остаётся бесспорным, что «новизна» наших дней не может
утвердиться без обращения к старине». (Толстой, Н.И. Обращение к
читателям//Живая старина: журн. – 1994. № 4. – С. 2.)
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека
исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование
культурной и исторической памяти.
Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно
только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут
требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально
пережить артефакты. творческой деятельности;
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может
такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная
модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
С введением новых стандартов второго поколения большая роль
отводится внеурочной деятельности. Я уже десятый год работаю в выездном
классе. 12 раза в месяц мы с классом ездим работать в музеи, а затем в
течение месяца отрабатываем полученные навыки в классе.
Для меня особенно важным является знакомство с историей музейного
дела и с основными музеями города Москвы; развитие способностей к
поисковоисследовательской,
развитие
самостоятельности и инициативы.
Мы сотрудничаем с такими Музеями, как Музей Декоративно
прикладного искусства,
Государственный Исторический музей,
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. В.И.Глинки,
музей им. Дарвина, музейусадьба Коломенское, посещаем Государственную
Третьяковскую галерею.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области
истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают
уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется
патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические,
природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Музейные занятия имеют интегрированный характер и способствуют
расширению знаний, полученных детьми при изучении школьных курсов
окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки,
литературного чтения и др., помогают не забыть программный материал.
Воспитательная система рассчитана на 4 года
Этапы
1класс
«Я и
окружающий
мир»
Программа музея
Государственный
Исторический музей.
Мини музей «История
семьи»
( специалисты
приезжают в гимназию)
Всероссийский музей
декоративно
прикладного искусства.
Ожидаемые результаты
создание целостного представления
об окружающем мире;
ощутить взаимосвязь между
временем, вещью и человеком;
получить первые навыки проектной
деятельности.
формирование художественного
вкуса учащихся:
понимание особенностей
декоративноприкладного искусства;
осмысление места декоративного
и
2класс
«Я
традиции
моего
народа» 3класс
«Я
культура»
1.Государственный
Дарвиновский музей
и
2.Государственный
музей
культуры им. Глинки.
музыкальной
3.Музейусадьба
Коломенское
Государственный
Исторический музей
4класс
«Я как
частица
своей
страны»
искусства в жизни общества;
проявление уважительного,
бережного отношения к
культурному наследию.
осознание себя в окружающем мире;
понимание бережного отношения к
природе;
музыкальное просвещения детей,
расширения их кругозора;
пробуждения интереса к музыке,
искусству, творчеству;
приобщение к истокам русской
культуры;
воспитание гордости за свое
Отечество
осознание своей причастности к
судьбе страны;
расширение знаний
по истории государства
Российского;
воспитание чувства патриотизма и
гордости за культурное наследие
своих предков
учащихся
1Й год.
У нас очень тесное сотрудничество с работниками музея. Они проводят
занятия с нашими детьми в школе. И всегда дети с особым нетерпением ждут
приезда экскурсоводов – методистов, готовятся к этим занятиям, выполняют
несложные, но очень увлекательные задания.
С приходом в нашу жизнь новых стандартов второго поколения особая
роль отводится проектной деятельности. Каждое музейное занятие в школе –
это, своего рода проект, к которому дети готовятся целый месяц, выполняя
определённое задание. Большую помощь здесь оказывают родители, помогая
своим детям.
Так в первом классе на примере истории своей семьи раскрывается
целостное представление об окружающем мире, история всей нашей Родины
Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении
максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные
маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры
человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном что такое предмет, его свойства;
какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического
материале и доступных примерах детям представляется возможность
размышлять над следующими проблемами:
•
•
•
времени;
чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
•
что такое «окружающий мир» и «культура», их взаимосвязь;
•
как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы.
•
Многообразие памятников. Памятник – предмет, миф, легенда, сказка,
произведение народного искусства.
Во втором классе дети целый год ездят на занятия во Всероссийский
Еще раз хочу подчеркнуть, что в ходе занятий мне, как учителю,
отводится непростая роль «проводника» в мир культуры. Мне предстоит
познакомить ребят со скрытым смыслом и значением предметов из
окружающего мира, как знаков культуры. Став «говорящим», предмет
поможет раскрыть сущность абстрактного культурологического или
философского понятия, объяснить сложные явления и закономерности,
например, такие, как
«время», «культура», «история», «памятник»,
«развитие», «цивилизация», «красота» и др. В дальнейшем, в стенах музея
ученики вместе с музейным педагогом продолжают начатый разговор,
опираясь на материал музейной экспозиции.
2й год.
музей декоративноприкладного искусства.
Всероссийский музей декоративноприкладного и народного искусства
единственный в России музей, объединивший в своих фондах произведения
декоративноприкладного искусства России XVIIIXX веков.
В настоящее время наблюдается недостаточная представленность
традиционной культуры в современном обществе, слабое использование
образовательными учреждениями и школой, прежде всего, традиций
отечественной педагогики в духовно – нравственном воспитании,
разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата
семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных
ценностей.
Посещая музей ДПИ,
мы способствуем формированию
художественного вкуса учащихся, пониманию особенностей декоративно
прикладного искусства; осмыслению места декоративного искусства в жизни В течение целого года мы посещаем этот музей.
общества, осознанию своей причастности к судьбам культуры, проявлению
уважительного, бережного отношения к культурному наследию.
Работники музея предлагаю много разнообразных тем занятий. Но мы
уже определили определённые темы, которые особенно нравятся нашим
ребятам и дают им практические знания и навыки.
Все занятия посвящены знакомству с народным искусством, его
символикой, материалами и техниками, которые используют народные
мастера. Вторая половина занятия – это практическая работа, в процессе
которой дети сами учатся мастерить, рисовать, создавать новое. По
возвращении из музея в течении месяца дети с восхищением рассказывают об
увиденном родителям, учат создавать поделки и рисунки своих братьев и
сестёр, одноклассников, которые не смогли поехать с нами. Все впечатления,
рисунки помещаются в «портфолио» ученика. А практические навыки
остаются навечно. Как интересно зато проходят потом уроки технологии и
ИЗО в школе.
"…Получили огромный эмоциональный заряд. Не первый раз в музее, а дети с
огромным удовольствием едут сюда. Всегда уносим с собой новые знания и
умения" – так говорят родители, всегда сопровождающие нас в этих поездках.
3ий год.
В третьем классе у нас более разнообразная программа. Мы работаем в двух
музеях и посещаем интерактивные занятия в музееусадьбе Коломенское.
Государственный Дарвиновский музей – это один из немногих в мире и
единственный в России музей целиком посвящен эволюционной истории. Его
уникальность ещё и в том, что естественнонаучную коллекцию прекрасно
дополняют произведения художникованималистов.
Тематика экскурсий музея очень разнообразна. Но мы также как и в других
музеях выбрали для себя наиболее нужные: Удивительный мир планеты
Земля; Я тебя не боюсь!; Как приручили животных; Животные в сказках
народов мира; В мире древних животных; Хищники; Шестиногие соседи по
планете; Изобретательприрода; Человек и природа.
В конце каждой экскурсии детям даются задания в виде небольших
книжекброшюрок. Там нужно ответить на вопросы по теме экскурсии,
раскрасить, вырезать и склеить. Все эти задания помогают закрепить
полученные знания. А свои знания дети очень охотно используют на уроках
окружающего мира, создают свои презентации к урокам. Подобные занятия помогают не забыть учебный материал, подготовить интересный классный час
и просто быть эрудированными людьми.
Государственный музей музыкальной культуры им. Глинки.
Значительную часть музея составляют дети. Не секрет, что в насыщенных и
даже перегруженных школьных программах недостаточное место уделяется
искусству, а значит, художественному образованию и нравственному
воспитанию. Музей музыкальной культуры предоставляет широкие
возможности для просвещения детей разных возрастных групп, расширения их
кругозора, пробуждения интереса к музыке, искусству, творчеству. Ведь
музыкальная культура – это не только многообразие музыкальных традиций
народов мира, но и восприимчивость слушателя. Мы стремимся воспитать у
юных слушателей чуткость к звуковым и процессуальным явлениям в
природе. В человеческом общении.
Посетив музей Музыкальных инструментов, вы своими глазами увидите
множество самых необычных для современного обывателя экспонатов –
колесную лиру, новгородские гусли и даже хыноды (шаманский бубен).
Сколько раз мы слышали из рассказов и сказок о них, но немногие из нас
действительно видели эти музыкальные инструменты. Совершая прогулку по
залам музея Глинки, вы почувствуете, что сказки становятся более
реальными, история более близкой, а мир – более понятным.
Предлагаемые занятия помогают понимать музыкальную речь –
выражение разнообразных чувств и смысла. Осознанное внимание к музыке
развивает воображение, эмоциональное восприятие окружающего мира.
Мы рассматриваем в доступной и увлекательной форме важнейшие
стороны музыкального языка: тембр и фактуру, ритм, интонацию и лад,
жанровые прообразы. Народная и профессиональная музыка различных
стилей вместе с художественными иллюстрациями,
фрагментами
видеофильмов служит развитию у детей той замечательной способности
души, которую называют музыкальностью.
Именно особенно музыкальными называет моих детей учитель музыки в
школе. Ребята охотно принимают участие во всех музыкальных конкурсах и
концертах в школе. Детям очень нравятся занятия в музее. Свои впечатления
об увиденном и услышанном они описывают и делают рисунки, которые затем
вкладывают в свои «портфолио». Вот только некоторые из них.
Музейусадьба Коломенское.
Очень часто ездим мы с ребятами и в музейусадьбу Коломенское. Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на
территории современной Москвы.
Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление
погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений
музейной работы.
Этому служат и разработанные сотрудниками
экскурсионных служб музеязаповедника экскурсионнохудожественные
программы, включающие не только знакомство посетителей с историческими
памятниками, но и их участие в календарных, семейных, иногда и придворных
церемониях, а также в массовых праздниках, которые уже более 10 лет
проходят на территории Коломенского.
Я привожу учащихся на такие программы, как: «Учись умуразуму»
( как дети учились в старину); «Русский дом» (устройство русской избы,
знакомство с домовятами); «Рождество» (со святочными гаданиями и
играми); «Масленица» (с блинами и играми); «Здесь русский дух…» (с
театрализованным представлением по мотивам сказок А.С.Пушкина,
народные игры). В конце каждой программы с детьми работают актёры,
которые знакомят детей с русским народным фольклором, играют с ними в
народные игры. А в конце всегда чай с блинами или пирогами. Такие поездки
запоминаются детям надолго. Уроки окружающего мира и литературного
чтения после таких занятий проходят с большим интересом.
4ый год.
В четвёртом классе дети изучают историю нашей Родины. И поэтому наши
поездки – в Государственный Исторический музей.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший
национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно
отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до
наших дней.
Здесь собраны памятники археологии всех древнейших эпох,
нумизматическая коллекция, собрание рукописей, старопечатных книг,
произведения изобразительного искусства, русское и западноевропейское
боевое и охотничье оружие, изделия кузнечного ремесла, бронзовое и медное
литьё, научные приборы, творения стекольных и керамических производств,
все виды текстиля, народная одежда каждого региона России, русская
усадебная мебель…
На уроках окружающего мира учащиеся младших классов начинают
знакомиться с Отечественной историей. И здесь неоценимую помощь Подобные занятия способствуют расширению знаний
учащихся
приносят уроки в Государственном Историческом музее. Дети имеют
возможность прикоснуться к истории наяву.
В основу занятий положены два принципа: хронологический и
тематический. Таким образом, учитывается последовательность в изучении
материала. Группировка по темам, которые заканчиваются практикумом
( работа на базе Государственного Исторического музея и выполнение
обязательного домашнего задания в тематических тетрадях.)
по
истории государства Российского с помощью наглядного материала в
выставочных залах Государственного Исторического музея; воспитание
чувства патриотизма и гордости за культурное наследие своих предков.
Побывав в музее однажды, дети вновь и вновь стремятся сюда.
позволяет решить следующие задачи:
видеть
контекст
окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития
истории и культуры;
Таким образом, реализация воспитательной системы «Наследие»
историко – культурный
научить
ребенка
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей
причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с
памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей
эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное
восприятие действительности;
формировать устойчивую потребность и навыки общения с
памятником, с музеем;
развивать
сопереживанию;
способность
к
эстетическому
созерцанию
и
формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и
принимать систему иных ценностей;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего
мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци пришел к
заключению, что в процессе обучения должны быть задействованы « ум,
сердце и руки» ребенка, т. е. все органы чувств. А в основе познания,
как известно, лежит чувственное восприятие.
Таким образом, лишь апеллируя к эмоциональной сфере ребенка,
можно решать сложнейшую психолого – педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир
ребенка. Отсюда главный методический принцип культурологического
образования совпадает с основным принципом ценностного освоения
действительности: «ценностям нельзя научиться, ценности необходимо
пережить».
Анализ практической и теоретической деятельности позволил мне
выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию
музейно – педагогической деятельности следующие МЕТОДЫ :
Социальных ролей;
Создание игровых ситуаций;
Практического манипулирования с предметами ;
Использования ассоциативных связей ;
Театрализация ;
Самостоятельной поисково – исследовательской деятельности.
Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах моей
работы с учащимися: викторинах и кроссвордах, шарадах и ребусах,
командных
заданиях,
выполняемых как в школе, так и на музейных экспозициях, праздниках и
театрализованных постановках и т.п.
Широкий диапазон проблем и тем, связанных с культурой, позволяет мне
использовать их в рамках различных курсов культурологических и
естественно – научных предметов.
И я ставлю перед собой важную и сложную задачу – попытаться СОЗДАТЬ
У РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В
ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ПАМЯТНИКАМИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ.
дискуссиях, творческих
соревнованиях
и
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.