Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Оценка 4.9

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.06.2019
Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Программа художественно-познавательного направления "Наследие" для начальной школы. Описана работа в системе "Школа - Музей". Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Программа помогает раскрыть задачу патриотического, духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Благодаря тесному сотрудничеству с ведущими музеями Москвы стало возможным выделение в окружающем мире ведущих ценностей и создание условий для активного приобщения детей к ним.
Воспитательнвя система класса Ярова Н.О..docx
Воспитательная система класса «Наследие» Маленький человек приходит в школу … за счастьем! Он ждёт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда.       Для меня это не стало открытием, для меня это стало осознанием. Это заставило меня по­другому взглянуть на ребят в моих классах.       Люблю   ли   я   их?   Да,   конечно.   Но   учителю   мало   только   любить. «Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать.       «Наша методика воспитания должна основываться на … внимании к   отдельному   человеку,   к   его   удачам   и   неудачам,   к   его   затруднениям, особенностям, стремлениям.» (А.С.Макаренко)       Одним   из   важнейших   направлений   модернизации   российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка.       Для меня, учителя начальных классов, одной из главных задач обучения и   воспитания   младших   школьников   является   раскрытие   способностей каждого ученика.      Цель моей деятельности:  создание условий для становления субъектной позиции   младшего   школьника   в   урочной   и   внеурочной   деятельности   – условий, способствующих развитию его творческого потенциала.      Задачи:  ­ создание условий для развития мотивации обучающихся к учению; ­   включение   школьников   в   активные   виды   деятельности;   моделирование системы   методов,   средств   и   форм   организации   совместной   деятельности учителя и ученика, которые способствуют становлению субъектной позиции младшего школьника; ­ разработка системы оценки учебных и внеучебных достижений гимназистов в соответствии с поставленными целями.      Система моей работы  основана на следующих принципах: ­ принцип сознательности, активности, самостоятельности усвоения знаний; ­ принцип индивидуального подхода к учащимся, работа над развитием всех учеников; ­ принципы методики субъективизации: опережающее отражение в сознании учащегося содержания и предстоящей ему учебной деятельности; ­ принцип комплексного воздействия на интелект ребёнка; ­   принцип   обоснованного,   аргументированного,   доказательного   ответа школьника; ­ принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и ученика. Идеальный   и   самый   продуктивный   вариант   –   равноправное   дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребёнка, направленное на благополучие и гармоничное развитие последнего. Для достижения поставленных целей и задач мною была разработана воспитательная система класса «Наследие».        Изучение   истории   отечественной   культуры   в   настоящее   время   с введением новых стандартов второго поколения представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения.       «Как   бы   ни   понималась   роль   тысячелетнего   культурного   наследия   в нашей   действительности,   как   бы   ни   оценивалось   прошлое   перед   лицом настоящего,   остаётся   бесспорным,   что   «новизна»   наших   дней   не   может утвердиться   без   обращения   к   старине».   (Толстой,   Н.И.   Обращение   к читателям//Живая старина: журн. – 1994. ­ № 4. –  С. 2.)       Для   развития,   обучения   и   воспитания   подрастающего   человека исключительно   важны   связь   с   прошлыми   поколениями,   формирование культурной и исторической памяти.       Чтобы   ребёнок   мог   проникнуться   такими   чувствами,   недостаточно только   прочесть,   посмотреть   или   услышать   нужную   информацию,   тут требуется   прикоснуться   к   эпохе,   потрогать   её   руками   и   эмоционально пережить артефакты. творческой   деятельности;       Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.   С   введением   новых   стандартов   второго   поколения   большая   роль      отводится внеурочной деятельности. Я уже десятый год работаю в выездном классе. 1­2 раза в месяц мы с классом ездим работать в музеи, а затем в течение месяца отрабатываем полученные навыки в классе.       Для меня особенно важным является знакомство с историей музейного дела   и   с   основными   музеями   города   Москвы;   развитие   способностей   к поисково­исследовательской,   развитие самостоятельности и инициативы.   Мы   сотрудничаем   с   такими   Музеями,   как   Музей   Декоративно­      прикладного   искусства,   Государственный   Исторический   музей, Государственный центральный музей музыкальной культуры им. В.И.Глинки, музей им. Дарвина, музей­усадьба Коломенское, посещаем Государственную Третьяковскую галерею.        Осваивая   теоретические   знания   и   практические   умения   в   области истории   и   культуры   родного   края,   музейного   дела,   дети   приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм   и   потребность   сохранить   для   других   поколений   исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.           Музейные   занятия   имеют   интегрированный   характер   и   способствуют расширению   знаний,   полученных   детьми   при   изучении   школьных   курсов окружающего   мира,   изобразительного   искусства,   технологии,   музыки, литературного чтения и др., помогают не забыть программный материал.     Воспитательная система рассчитана на 4 года Этапы 1класс «Я и  окружающий мир» Программа музея Государственный  Исторический музей.  Мини­ музей «История  семьи» ( специалисты  приезжают в гимназию) Всероссийский   музей декоративно­ прикладного искусства. Ожидаемые результаты ­ создание целостного представления об окружающем мире; ­ ощутить взаимосвязь  между   временем, вещью  и  человеком; ­получить первые навыки проектной  деятельности. ­формирование художественного  вкуса учащихся: ­понимание особенностей  декоративно­прикладного искусства; ­осмысление места декоративного  и   2класс «Я традиции моего народа» 3класс «Я культура»    1.Государственный Дарвиновский музей  и 2.Государственный музей культуры им. Глинки.   музыкальной 3.Музей­усадьба Коломенское Государственный Исторический музей 4класс «Я как  частица  своей  страны» искусства в жизни общества;  ­проявление уважительного,  бережного отношения к  культурному наследию. ­осознание себя в окружающем мире; ­ понимание бережного отношения к природе; ­  музыкальное просвещения детей,  расширения их кругозора; ­пробуждения интереса к музыке,  искусству, творчеству; ­приобщение к истокам русской  культуры; ­ воспитание гордости за свое  Отечество ­осознание своей причастности к  судьбе страны; ­расширение  знаний по  истории  государства   Российского;   ­воспитание  чувства  патриотизма  и гордости  за  культурное  наследие   своих  предков   учащихся   1­Й год.        У нас очень тесное сотрудничество с работниками музея. Они проводят занятия с нашими детьми  в школе. И всегда дети с особым нетерпением ждут приезда экскурсоводов – методистов, готовятся к этим занятиям, выполняют несложные, но очень увлекательные задания.           С приходом в нашу жизнь новых стандартов второго поколения особая роль отводится проектной деятельности. Каждое музейное занятие в школе – это, своего рода проект, к которому дети готовятся целый месяц, выполняя определённое задание. Большую помощь здесь оказывают родители, помогая своим детям.          Так  в первом классе  на примере истории своей семьи раскрывается целостное представление об окружающем мире, история всей нашей Родины       Содержание  бесед  помогает  ребенку  создать  в  своем  воображении максимально  цельную  картину  окружающего  мира, совершить  собственные маленькие     открытия     на     пути     постижения     многовековой     культуры человечества,  ощутить  себя  наследником  этого  богатства. На  конкретном что  такое  предмет, его  свойства; какова  эстетика  вещи, ее  особое  значение  как  старинного  предмета; в    чем     сущность,    преемственность,    неразрывность     исторического материале   и   доступных   примерах   детям   представляется   возможность размышлять  над  следующими  проблемами: • • • времени; чем  выражается  взаимосвязь  между  временем, вещью  и  человеком; • что  такое «окружающий  мир»  и  «культура», их  взаимосвязь; • как   объяснить   понятие   памятник   истории,   культуры,   природы. • Многообразие     памятников.   Памятник   –   предмет,     миф,   легенда,   сказка, произведение  народного  искусства. Во втором классе дети целый год ездят на занятия   во Всероссийский Еще  раз  хочу подчеркнуть,  что  в  ходе  занятий  мне, как учителю, отводится  непростая  роль «проводника»  в  мир  культуры. Мне  предстоит познакомить   ребят   со   скрытым   смыслом   и   значением   предметов   из окружающего     мира,   как     знаков     культуры.   Став   «говорящим»,   предмет поможет     раскрыть     сущность     абстрактного     культурологического     или философского   понятия, объяснить   сложные   явления   и   закономерности, например,   такие,   как     «время»,   «культура»,   «история»,   «памятник», «развитие», «цивилизация», «красота» и др.  В  дальнейшем, в стенах  музея ученики   вместе   с   музейным   педагогом   продолжают   начатый   разговор, опираясь  на  материал  музейной  экспозиции. 2­й год.     музей декоративно­прикладного искусства.       Всероссийский музей декоративно­прикладного и народного искусства ­ единственный в России музей, объединивший в своих фондах произведения декоративно­прикладного искусства России XVIII­XX веков.       В   настоящее   время   наблюдается   недостаточная   представленность традиционной   культуры   в   современном   обществе, слабое   использование образовательными     учреждениями     и     школой,     прежде     всего,   традиций отечественной     педагогики     в     духовно   –   нравственном     воспитании, разрушение  традиционного  русского,  православного  уклада  жизни, утрата семейной  функции  передачи  детям  значимых  культурных  и  жизненных ценностей.       Посещая   музей   ДПИ,   мы   способствуем   формированию художественного   вкуса   учащихся,   пониманию   особенностей   декоративно­ прикладного искусства; осмыслению места декоративного искусства в жизни В течение целого года мы посещаем этот музей. общества, осознанию своей причастности  к судьбам культуры, проявлению уважительного, бережного отношения к культурному наследию.     Работники музея предлагаю много разнообразных тем занятий. Но мы уже   определили   определённые   темы,   которые   особенно   нравятся   нашим ребятам и дают им практические знания и навыки.           Все   занятия   посвящены   знакомству   с   народным   искусством,   его символикой,   материалами   и   техниками,   которые   используют   народные мастера.   Вторая   половина   занятия   –   это   практическая   работа,   в   процессе которой   дети   сами   учатся   мастерить,   рисовать,   создавать   новое.   По возвращении из музея в течении месяца дети с восхищением рассказывают об увиденном   родителям,  учат   создавать   поделки   и   рисунки   своих   братьев   и сестёр, одноклассников, которые не смогли поехать с нами. Все впечатления, рисунки   помещаются   в   «портфолио»   ученика.   А   практические   навыки остаются навечно. Как интересно зато проходят потом уроки технологии и ИЗО в школе.      "…Получили огромный эмоциональный заряд. Не первый раз в музее, а дети с огромным удовольствием едут сюда. Всегда уносим с собой новые знания и умения" – так говорят родители, всегда сопровождающие нас в этих поездках. 3­ий год. В третьем классе у нас более разнообразная программа. Мы работаем в двух музеях и посещаем интерактивные занятия в музее­усадьбе Коломенское.      Государственный Дарвиновский музей – это один из немногих в мире и единственный в России музей целиком посвящен эволюционной истории. Его уникальность   ещё   и в  том, что  естественно­научную   коллекцию  прекрасно дополняют произведения художников­анималистов.      Тематика экскурсий музея очень разнообразна. Но мы также как и в других музеях   выбрали   для   себя   наиболее   нужные:   Удивительный   мир   планеты Земля;   Я   тебя   не   боюсь!;   Как   приручили   животных;   Животные   в   сказках народов мира; В мире древних животных; Хищники; Шестиногие соседи по планете; Изобретатель­природа; Человек и природа.           В   конце   каждой   экскурсии   детям   даются   задания   в   виде   небольших книжек­брошюрок.   Там   нужно   ответить   на   вопросы   по   теме   экскурсии, раскрасить,   вырезать   и   склеить.   Все   эти   задания   помогают   закрепить полученные знания. А свои знания дети очень охотно используют на уроках окружающего мира, создают свои презентации к урокам. Подобные занятия помогают не забыть учебный материал, подготовить интересный классный час и просто быть эрудированными людьми. Государственный музей музыкальной культуры им. Глинки.     Значительную часть музея составляют дети. Не секрет, что в насыщенных и даже перегруженных школьных программах недостаточное место уделяется искусству,   а   значит,   художественному   образованию   и   нравственному воспитанию.           Музей   музыкальной   культуры   предоставляет   широкие возможности для просвещения детей разных возрастных групп, расширения их кругозора,   пробуждения   интереса   к   музыке,   искусству,   творчеству.   Ведь музыкальная культура – это не только многообразие музыкальных традиций народов мира, но и восприимчивость слушателя. Мы стремимся воспитать у юных   слушателей   чуткость   к   звуковым   и   процессуальным   явлениям   в природе. В человеческом общении.  Посетив музей Музыкальных инструментов, вы своими глазами увидите     множество   самых   необычных   для   современного   обывателя   экспонатов   – колесную   лиру,   новгородские   гусли   и   даже   хын­оды   (шаманский   бубен). Сколько раз мы слышали из рассказов и сказок о них, но немногие из нас действительно видели эти музыкальные инструменты. Совершая прогулку по залам   музея   Глинки,   вы   почувствуете,   что   сказки   становятся   более реальными, история более близкой, а мир – более понятным. Предлагаемые   занятия   помогают   понимать   музыкальную   речь   – выражение разнообразных чувств и смысла. Осознанное внимание к музыке развивает воображение, эмоциональное  восприятие окружающего мира.        Мы   рассматриваем   в  доступной   и  увлекательной   форме   важнейшие стороны   музыкального   языка:   тембр   и   фактуру,   ритм,   интонацию   и   лад, жанровые   прообразы.   Народная   и   профессиональная   музыка   различных стилей   вместе   с   художественными   иллюстрациями,   фрагментами видеофильмов   служит   развитию   у   детей   той   замечательной   способности души, которую называют музыкальностью.       Именно особенно музыкальными называет моих детей учитель музыки в школе. Ребята охотно принимают участие во всех музыкальных конкурсах и концертах в школе. Детям очень нравятся занятия в музее. Свои впечатления об увиденном и услышанном они описывают и делают рисунки, которые затем вкладывают в свои «портфолио». Вот только некоторые из них. Музей­усадьба Коломенское.      Очень часто ездим мы с ребятами и в музей­усадьбу Коломенское. Коломенское   –   одно   из   самых   древних   мест   проживания   человека   на территории современной Москвы. Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений музейной   работы.   Этому   служат   и   разработанные   сотрудниками экскурсионных   служб   музея­заповедника   экскурсионно­художественные программы, включающие не только знакомство посетителей с историческими памятниками, но и их участие в календарных, семейных, иногда и придворных церемониях,   а   также   в   массовых   праздниках,   которые   уже   более   10   лет проходят на территории Коломенского.     Я   привожу   учащихся   на  такие   программы,  как:  «Учись   уму­разуму» (   как   дети   учились   в  старину);   «Русский   дом»  (устройство   русской   избы, знакомство   с   домовятами);   «Рождество»   (со   святочными   гаданиями   и играми);   «Масленица»   (с   блинами   и   играми);   «Здесь   русский   дух…»   (с театрализованным   представлением   по   мотивам   сказок   А.С.Пушкина, народные   игры).   В   конце   каждой   программы   с   детьми   работают   актёры, которые знакомят детей с русским народным фольклором, играют с ними в народные игры. А в конце всегда чай с блинами или пирогами. Такие поездки запоминаются   детям   надолго.   Уроки   окружающего   мира   и   литературного чтения после таких занятий проходят с большим интересом. 4­ый год. В четвёртом классе дети изучают историю нашей Родины. И поэтому наши поездки – в Государственный Исторический музей. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ИСТОРИЧЕСКИЙ   МУЗЕЙ   –   крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают   ее   многовековую   историю   и   культуру   с   древнейших   времен   до наших дней.       Здесь   собраны   памятники   археологии   всех   древнейших   эпох, нумизматическая   коллекция,   собрание   рукописей,   старопечатных   книг, произведения   изобразительного   искусства,   русское   и   западноевропейское боевое и охотничье оружие, изделия кузнечного ремесла, бронзовое и медное литьё, научные приборы, творения стекольных и керамических производств, все   виды   текстиля,   народная   одежда   каждого   региона   России,   русская усадебная мебель…       На   уроках   окружающего   мира   учащиеся   младших   классов   начинают знакомиться   с   Отечественной   историей.   И   здесь   неоценимую   помощь Подобные занятия способствуют расширению  знаний    учащихся   приносят   уроки   в   Государственном   Историческом   музее.   Дети   имеют возможность прикоснуться  к истории наяву.       В   основу   занятий   положены   два   принципа:   хронологический   и тематический. Таким  образом,  учитывается  последовательность  в  изучении материала.  Группировка  по  темам, которые  заканчиваются  практикумом ( работа  на  базе  Государственного  Исторического  музея  и  выполнение обязательного  домашнего  задания  в  тематических  тетрадях.)     по истории   государства   Российского   с   помощью   наглядного   материала   в выставочных   залах   Государственного Исторического   музея;   воспитание чувства  патриотизма  и  гордости  за  культурное  наследие  своих  предков. Побывав в музее однажды, дети вновь и вновь стремятся сюда.   позволяет решить  следующие  задачи:   видеть     контекст окружающих   его   вещей, т.е. оценивать   их   с   точки   зрения   развития истории  и  культуры;         Таким   образом,   реализация   воспитательной   системы   «Наследие»   историко   –   культурный   научить     ребенка   формировать   понимание   взаимосвязи   исторических   эпох   и   своей причастности  к  иному  времени, другой  культуре  посредством  общения  с памятниками  истории  и  культуры; формировать   способность   к   воссозданию   образа   соответствующей эпохи     на     основе     общения     с    культурным     наследием,  художественное восприятие  действительности; формировать     устойчивую     потребность     и     навыки     общения     с памятником, с музеем; развивать   сопереживанию;   способность     к     эстетическому     созерцанию     и формировать  уважение  к  другим  культурам,  готовность  понимать  и принимать  систему  иных  ценностей; развивать   потребность   в   самостоятельном   освоении   окружающего мира  путем  изучения  культурного  наследия  разных  эпох  и  народов. Великий   швейцарский   педагог   Иоганн   Генрих   Песталоцци   пришел   к заключению,  что  в  процессе  обучения  должны  быть  задействованы  « ум, сердце  и  руки»  ребенка,  т. е. все  органы  чувств. А  в  основе  познания, как  известно,  лежит  чувственное  восприятие.  Таким  образом,  лишь  апеллируя  к  эмоциональной  сфере  ребенка, можно     решать     сложнейшую     психолого   –   педагогическую     задачу   – включение   общечеловеческих   ценностей   во   внутренний   духовный   мир ребенка.   Отсюда   главный   методический   принцип   культурологического образования     совпадает     с     основным     принципом   ценностного     освоения действительности:   «ценностям     нельзя     научиться,   ценности   необходимо пережить». Анализ   практической   и   теоретической   деятельности   позволил мне выявить     наиболее     точно     отвечающие     целям,   задачам     и     содержанию музейно – педагогической  деятельности  следующие  МЕТОДЫ :  Социальных  ролей;  Создание  игровых  ситуаций;  Практического  манипулирования  с  предметами ;  Использования  ассоциативных  связей ;  Театрализация ;  Самостоятельной   поисково – исследовательской  деятельности. Перечисленные   методы   реализуются   в   разнообразных   формах   моей работы     с   учащимися: викторинах   и   кроссвордах, шарадах   и   ребусах, командных     заданиях, выполняемых  как  в  школе,  так  и  на  музейных  экспозициях,  праздниках  и театрализованных  постановках  и т.п. Широкий диапазон  проблем  и  тем, связанных  с  культурой, позволяет  мне использовать     их    в    рамках     различных    курсов    культурологических     и естественно – научных  предметов. И я ставлю  перед  собой  важную  и  сложную  задачу – попытаться  СОЗДАТЬ У   РЕБЕНКА   ЦЕЛОСТНОЕ   ПРЕДСТАВЛЕНИЕ   ОБ   ОКРУЖАЮЩЕМ   МИРЕ   В ПРОЦЕССЕ  ОБЩЕНИЯ  С  ПАМЯТНИКАМИ  ИСТОРИИ  И  КУЛЬТУРЫ.   дискуссиях,   творческих     соревнованиях     и

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)

Воспитательная система класса "Наследие" (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019