ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка 5

ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
СCУЗ, ВУЗ
18.12.2024
ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья на конференцию по реализации РИП
Статья_Митрофанов_Левкина_на_конф_ЧПК_1.docx

ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НАПРАВЛЕНИЕ -  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Митрофанов Сергей Васильевич

кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

г. Чебаркуль, E-mail: mastersergei12@mail.ru

Левкина Роза Станиславовна,

 зам. директора по УВР

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

г. Чебаркуль, E-mail: 9191179472@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются возможности проектного метода в осуществлении экологического воспитания обучающихся. Представлены 4 портфеля проектов по основным направлениям экологического воспитания, а также результаты первого измерения уровня экологической культуры обучающихся 1 курса.

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, метод проектов, портфель проектов.

 

В результате производственной и хозяйственной деятельности людей происходят стихийные изменения в природе, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Поэтому в современном быстроразвивающемся и сложном мире экологические проблемы приобретают глобальный масштаб.

Согласно задачам, изложенным в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является достижением стратегической цели государственной политики в области экологического развития [14].

Одним из путей достижения поставленной цели является совершенствование экологического воспитания в системе профессионального образования.

Цель статьи: раскрыть возможности проектного метода в экологическом воспитании обучающихся ГБПОУ "Чебаркульский профессиональный техникум".

Нельзя не согласиться с мнением Ангеловской С. К., что в настоящее время проектный метод является наиболее актуальным и прогрессивным подходом, позволяющим использовать соответствующие компетенции и инструменты, а также технологии для эффективного получения результатов, достижения показателей и цели деятельности [1].

По мнению Цветковой С.Е. метод проектов – это такой способ организации образовательного процесса, который основан на взаимодействии педагога и обучающихся между собой и окружающей средой в ходе выполнения проектов различной направленности. Проекты представляют собой поэтапную практическую деятельность по достижению намеченных целей [18].

По мнению Сикорской Г.П., проект – это серия взаимосвязанных видов деятельности, которые в итоге приведут к достижению, заранее четко установленных целей в ситуации, где стремятся к разрешению проблемы или усовершенствованию какой-либо деятельности [17].

При решении проблем экологического воспитания и формирования экологической культуры у обучающихся должно быть непосредственное общение их с природой, где в результате деятельности развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов и приобретаются навыки научного эксперимента.

Проблему формирования экологической культуры ученые рассматривают на протяжении многих лет [9].

В структуре экологической культуры обучающихся профессиональной образовательной организации можно выделить три основных компонента:

– когнитивный (содержит знание экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности и их нормирования, умения по их идентификации и оценке, а также владение способами минимизации значимых экологических аспектов) – экологическая образованность;

– ценностно-смысловой (предполагает ценностное и бережное отношение к природе, к жизни и здоровью личности, соблюдение норм безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности, желание соблюдать нормативные требования к качеству и состоянию окружающей среды) – экологическая сознательность;

– деятельностный (предполагает опыт участия в мероприятиях, направленных на благоустройство городской среды, зеленых зон, природоохранных проектах, общественных объединениях по охране и защите природы, опыт экологически безопасного ведения профессиональных работ) – экологическая деятельность.

Мы считаем, что формирование экологической культуры обучающихся будут более эффективными, если включать обучающихся в проектную деятельность и формировать портфель проектов по 4 направлениям: экология души (формирование культуры), экология тела (сохранение здоровья), экология природы, экология производства (экологическая безопасность на производстве).

Представленный портфель экологических проектов соответствует структуре экологической культуры (таблица 1).

Таблица 1 - Направления портфелей проектов

компоненты

направления портфелей проектов

экология

 души

экология тела

экология

природы

экология

производства

когнитивный  

знание экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности

знание основ здорового образа жизни

знание основ сохранения природы

владение способами минимизации значимых экологических аспектов

ценностно-смысловой

положительное отношение к традиционным ценностям

ценностное и бережное отношение к жизни и здоровью личности

ценностное и бережное отношение к природе, желание соблюдать нормативные требования к качеству и состоянию окружающей среды

соблюдение норм безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности

деятельностный

опыт участия в мероприятиях, связанных с сохранением и преумножением традиционных ценностей

опыт участия в мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья

опыт участия в мероприятиях, направленных на благоустройство городской среды, зеленых зон, природоохранных проектах, общественных объединениях по охране и защите природы

  опыт экологически безопасного ведения профессиональных работ

 

Работа с портфелями проектов позволит повысить результаты, полученные в декабре 2023 года в Чебаркульском профессиональном техникуме на основе диагностики уровня экологической культуры личности [2]. В диагностике принимали участие 165 студентов 1 курса техникума (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты измерения уровня экологической культуры личности (декабрь 2023 г)

Показатели

Результаты по уровням

Низкий

Средний

Высокий

Экологическая образованность (когнитивный компонент)

0 чел. (0%)

42 чел. (25%)

123 чел. (75%)

Экологическая сознательность (ценностно-смысловой компонент)

25 чел. (15%)

128 чел. (77%)

12 чел. (8%)

Экологическая деятельность (деятельностный компонент)

58 чел. (36%)

107 чел. (64%)

0 чел. (0%)

Рекомендации по организации экологического воспитания и внедрения портфеля экологических проектов:

          экологические знания активно распространять в студенческой среде в процессе проектной деятельности обучающихся;

          активизировать работу со студентами по реализации экологических проектов, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать их в деятельности;

          увеличить активность студентов не только в участии, но и в разработке и реализации экологических проектов, проведении экологических мероприятий.

Таким образом, экологическое воспитание обучающихся профессиональных образовательных организаций следует рассматривать как сложный многосторонний, длительный процесс приобщения их к культуре взаимодействия с природной и социальной средой, формирования экологического сознания личности, ценностного отношения к окружающей среде и личной ответственности за сохранение благоприятной окружающей среды, а также осознанного выполнения экологических норм и правил.  

Применение портфеля проектов для формирования экологической культуры и экологического воспитания имеет ряд преимуществ перед традиционным планированием: результаты работ становятся более предсказуемыми, так как при разработке проекта ставится четкая цель (конкретная, достижимая, измеримая) и составляется календарный план, разбитый на этапы. Кроме того, деятельность педагогического коллектива становится прозрачной, контролируемой и управляемой. O проекте всегда известно, в какой стадии он находится: каковы результаты, сколько и каких ресурсов истрачено и сколько их еще потребуется при сохранении существующих тенденций.

Перспективы исследования мы видим в реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности обучающихся ПОО по вопросам экологического воспитания с учетом описанных организационных и психолого-педагогических условий реализации экологических проектов и рекомендаций.

 

Список литературы

1. Ангеловская, С. К. О применении проектного подхода в системе экологического воспитания обучающихся профессиональной образовательной организации / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2 (26). С. 96-101.

2 Асафова, Е. В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В. И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. С.157-176.

9 . Иванов, В. Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: дис. ... канд. пед. наук / В. Д. Иванов. Екатеринбург, 1992. 165 с.

14. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года: утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г. // Правовая база Гарант : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70169264/

17. Сикорская, Г. П. Построим будущее вместе: конкурс проектной деятельности учащихся (образовательный проект с практическими рекомендациями для учащихся и преподавателей образовательных учреждений) [Текст]: практ. пособие / Г. П. Сикорская. Е. В. Елисеев, К. Г. Тротт; под ред. Г. П. Сикорской. - Рос. акад. образования Урал. отделение. Челябинск, 2002. 160 с.

18. Цветкова, С. Е. Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся. — URL: http://dmee.ru/docs/100/index-10204.html


 

Скачано с www.znanio.ru

ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО

ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО

Одним из путей достижения поставленной цели является совершенствование экологического воспитания в системе профессионального образования

Одним из путей достижения поставленной цели является совершенствование экологического воспитания в системе профессионального образования

Мы считаем, что формирование экологической культуры обучающихся будут более эффективными, если включать обучающихся в проектную деятельность и формировать портфель проектов по 4 направлениям: экология души…

Мы считаем, что формирование экологической культуры обучающихся будут более эффективными, если включать обучающихся в проектную деятельность и формировать портфель проектов по 4 направлениям: экология души…

Работа с портфелями проектов позволит повысить результаты, полученные в декабре 2023 года в

Работа с портфелями проектов позволит повысить результаты, полученные в декабре 2023 года в

Экологическая сознательность (ценностно-смысловой компонент) 25 чел

Экологическая сознательность (ценностно-смысловой компонент) 25 чел

Перспективы исследования мы видим в реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Перспективы исследования мы видим в реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2024