ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
НАПРАВЛЕНИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Митрофанов Сергей Васильевич
кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
г. Чебаркуль, E-mail: mastersergei12@mail.ru
Левкина Роза Станиславовна,
зам. директора по УВР
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
г. Чебаркуль, E-mail: 9191179472@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются возможности проектного метода в осуществлении экологического воспитания обучающихся. Представлены 4 портфеля проектов по основным направлениям экологического воспитания, а также результаты первого измерения уровня экологической культуры обучающихся 1 курса.
Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, метод проектов, портфель проектов.
В результате производственной и хозяйственной деятельности людей происходят стихийные изменения в природе, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Поэтому в современном быстроразвивающемся и сложном мире экологические проблемы приобретают глобальный масштаб.
Согласно задачам, изложенным в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является достижением стратегической цели государственной политики в области экологического развития [14].
Одним из путей достижения поставленной цели является совершенствование экологического воспитания в системе профессионального образования.
Цель статьи: раскрыть возможности проектного метода в экологическом воспитании обучающихся ГБПОУ "Чебаркульский профессиональный техникум".
Нельзя не согласиться с мнением Ангеловской С. К., что в настоящее время проектный метод является наиболее актуальным и прогрессивным подходом, позволяющим использовать соответствующие компетенции и инструменты, а также технологии для эффективного получения результатов, достижения показателей и цели деятельности [1].
По мнению Цветковой С.Е. метод проектов – это такой способ организации образовательного процесса, который основан на взаимодействии педагога и обучающихся между собой и окружающей средой в ходе выполнения проектов различной направленности. Проекты представляют собой поэтапную практическую деятельность по достижению намеченных целей [18].
По мнению Сикорской Г.П., проект – это серия взаимосвязанных видов деятельности, которые в итоге приведут к достижению, заранее четко установленных целей в ситуации, где стремятся к разрешению проблемы или усовершенствованию какой-либо деятельности [17].
При решении проблем экологического воспитания и формирования экологической культуры у обучающихся должно быть непосредственное общение их с природой, где в результате деятельности развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов и приобретаются навыки научного эксперимента.
Проблему формирования экологической культуры ученые рассматривают на протяжении многих лет [9].
В структуре экологической культуры обучающихся профессиональной образовательной организации можно выделить три основных компонента:
– когнитивный (содержит знание экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности и их нормирования, умения по их идентификации и оценке, а также владение способами минимизации значимых экологических аспектов) – экологическая образованность;
– ценностно-смысловой (предполагает ценностное и бережное отношение к природе, к жизни и здоровью личности, соблюдение норм безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности, желание соблюдать нормативные требования к качеству и состоянию окружающей среды) – экологическая сознательность;
– деятельностный (предполагает опыт участия в мероприятиях, направленных на благоустройство городской среды, зеленых зон, природоохранных проектах, общественных объединениях по охране и защите природы, опыт экологически безопасного ведения профессиональных работ) – экологическая деятельность.
Мы считаем, что формирование экологической культуры обучающихся будут более эффективными, если включать обучающихся в проектную деятельность и формировать портфель проектов по 4 направлениям: экология души (формирование культуры), экология тела (сохранение здоровья), экология природы, экология производства (экологическая безопасность на производстве).
Представленный портфель экологических проектов соответствует структуре экологической культуры (таблица 1).
Таблица 1 - Направления портфелей проектов
компоненты |
направления портфелей проектов |
|||
экология души |
экология тела |
экология природы |
экология производства |
|
когнитивный |
знание экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности |
знание основ здорового образа жизни |
знание основ сохранения природы |
владение способами минимизации значимых экологических аспектов |
ценностно-смысловой |
положительное отношение к традиционным ценностям |
ценностное и бережное отношение к жизни и здоровью личности |
ценностное и бережное отношение к природе, желание соблюдать нормативные требования к качеству и состоянию окружающей среды |
соблюдение норм безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности |
деятельностный |
опыт участия в мероприятиях, связанных с сохранением и преумножением традиционных ценностей |
опыт участия в мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья |
опыт участия в мероприятиях, направленных на благоустройство городской среды, зеленых зон, природоохранных проектах, общественных объединениях по охране и защите природы |
опыт экологически безопасного ведения профессиональных работ |
Работа с портфелями проектов позволит повысить результаты, полученные в декабре 2023 года в Чебаркульском профессиональном техникуме на основе диагностики уровня экологической культуры личности [2]. В диагностике принимали участие 165 студентов 1 курса техникума (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты измерения уровня экологической культуры личности (декабрь 2023 г)
Показатели |
Результаты по уровням |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Экологическая образованность (когнитивный компонент) |
0 чел. (0%) |
42 чел. (25%) |
123 чел. (75%) |
Экологическая сознательность (ценностно-смысловой компонент) |
25 чел. (15%) |
128 чел. (77%) |
12 чел. (8%) |
Экологическая деятельность (деятельностный компонент) |
58 чел. (36%) |
107 чел. (64%) |
0 чел. (0%) |
Рекомендации по организации экологического воспитания и внедрения портфеля экологических проектов:
– экологические знания активно распространять в студенческой среде в процессе проектной деятельности обучающихся;
– активизировать работу со студентами по реализации экологических проектов, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать их в деятельности;
– увеличить активность студентов не только в участии, но и в разработке и реализации экологических проектов, проведении экологических мероприятий.
Таким образом, экологическое воспитание обучающихся профессиональных образовательных организаций следует рассматривать как сложный многосторонний, длительный процесс приобщения их к культуре взаимодействия с природной и социальной средой, формирования экологического сознания личности, ценностного отношения к окружающей среде и личной ответственности за сохранение благоприятной окружающей среды, а также осознанного выполнения экологических норм и правил.
Применение портфеля проектов для формирования экологической культуры и экологического воспитания имеет ряд преимуществ перед традиционным планированием: результаты работ становятся более предсказуемыми, так как при разработке проекта ставится четкая цель (конкретная, достижимая, измеримая) и составляется календарный план, разбитый на этапы. Кроме того, деятельность педагогического коллектива становится прозрачной, контролируемой и управляемой. O проекте всегда известно, в какой стадии он находится: каковы результаты, сколько и каких ресурсов истрачено и сколько их еще потребуется при сохранении существующих тенденций.
Перспективы исследования мы видим в реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности обучающихся ПОО по вопросам экологического воспитания с учетом описанных организационных и психолого-педагогических условий реализации экологических проектов и рекомендаций.
Список литературы
1. Ангеловская, С. К. О применении проектного подхода в системе экологического воспитания обучающихся профессиональной образовательной организации / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2 (26). С. 96-101.
2 Асафова, Е. В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В. И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. С.157-176.
9 . Иванов, В. Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: дис. ... канд. пед. наук / В. Д. Иванов. Екатеринбург, 1992. 165 с.
14. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года: утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г. // Правовая база Гарант : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70169264/
17. Сикорская, Г. П. Построим будущее вместе: конкурс проектной деятельности учащихся (образовательный проект с практическими рекомендациями для учащихся и преподавателей образовательных учреждений) [Текст]: практ. пособие / Г. П. Сикорская. Е. В. Елисеев, К. Г. Тротт; под ред. Г. П. Сикорской. - Рос. акад. образования Урал. отделение. Челябинск, 2002. 160 с.
18. Цветкова, С. Е. Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся. — URL: http://dmee.ru/docs/100/index-10204.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.