Задачи: формировать универсальные учебные действия:
Личностные:
• Умения высказывать своё мнение;
• Умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения и анализировать своё эмоциональное
состояние.
Регулятивные:
• Умения планировать свою деятельность.
• Умения выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения.
Познавательные:
• Умения самостоятельно выделять и формулировать тему, цель и задачи урока.
• Умения самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде сообщения и презентации.
Коммуникативные:
• Умения владеть различными видами публичных выступлений (сообщений, диалога) и следование
этическим нормам и правилам ведения диалога.
• Умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности.
• Умения учитывать позиции других участников деятельности.
• Умения ясно и точно излагать свою точку зрения.
Разработка
урока обществознания по теме
Практикум «Портрет нашего класса»
(5 класс)
Тема урока: Практикум по теме «Портфолио нашего класса»
УМК: УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова
Задачи: формировать универсальные учебные действия:
Личностные:
• Умения высказывать своё мнение;
• Умения оценивать собственную учебную деятельность, свои
достижения и анализировать своё эмоциональное
состояние.
Регулятивные:
• Умения планировать свою деятельность.• Умения выполнять задания на оценку своих учебных
достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения.
Познавательные:
• Умения самостоятельно выделять и формулировать тему, цель и
задачи урока.
• Умения самостоятельно делать выводы, перерабатывать
информацию, преобразовывать её, представлять информацию в
виде сообщения и презентации.
Коммуникативные:
• Умения владеть различными видами публичных выступлений
(сообщений, диалога) и следование
этическим нормам и правилам ведения диалога.
• Умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
деятельности.
• Умения учитывать позиции других участников деятельности.
• Умения ясно и точно излагать свою точку зрения.
Планируемый результат:
Предметные результаты:
- знают ступени школьного образования;
осознают значение образования в жизни человека.
Метапредметные результаты:
Регулятивные (РУУД):
принимать и сохранять учебную задачу; (саморегуляция)
планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей;
(планирование)
выполнять учебное действие, в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию (оценка)
Коммуникативные (КУУД):
участвовать в диалоге;
Познавательные (ПУУД):
систематизировать и представлять информацию в виде сообщения;
2Личностные результаты (ЛУУД):
учебнопознавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи
урока.
Тип урока: урок практикум
Оборудование:
раздаточный материал для проведения практической работы:
лист А-4, фотографии, карандаши, клей, ножницы, маркеры,
картинки;
раздаточный материал для осуществления самооценки и
рефлексии.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые
результаты
3I.Проблематизаци
я, актуализация,
мотивация
Задача: создать
устойчивую
учебно-
познавательную
мотивацию
деятельности
1.1.Организационный момент.
Организует приветствие и
ситуацию самооценки готовности
к уроку.
Приветствие учителя.
- Здравствуйте ребята. Обращали
ли вы внимание на то, как легко и
тихо спускаются снежинки с неба на
землю. -
Давайте также тихо займём свои
места. -
Вспомните, что значит быть готовым
к уроку.
- Проверьте наличие учебных
принадлеж-ностей
- Желаю успехов в работе на уроке.
1.2 Мотивация учащихся.
1.3 Определение темы урока.
Подводит к точной формулировке
темы урока:
- Решите кругограмму в
группах.
1 группа 2
группа
Оценивают готовность к
уроку.
Приветствуют учителя.
Проверяют наличие
учебных принадлежностей
Эмоциональный
настрой
Учащиеся
самостоятельно
определяют тему урока
ЛУУД
Формируется
устойчивая учебно
– познавательная
мотивация
деятельности.
КУУД
Приобретают
навык участия в
диалоге.
«Портфолио
Практикум
43 группа 4 группа
нашего класса»
- Сформулируйте тему нашего урока.
- О чём сегодня мы говорить?
1.4 Целеполагание.
- Что такое портфолио?
- Есть ли портфолио у вас?
- Какие страницы есть в вашем
портфолио?
- О чём они рассказывают?
- Вы учитесь вместе в одном классе. А
как можно рассказать о вашем
классе другим ребятам?
- Из каких страниц может состоять
портфолио вашего класса?
- Какова же цель нашего урока?
- Что вы сделали, чтобы составить
портфолио класса?
Принимают
учебную задачу.
1. «Портрет нашего
класса»
2. «Наши увлечения»
3. «Наши дела»
4. « Кем мы станем»
ЛУУД
Формируется
устойчивая учебно
– познавательная
мотивация
деятельности.
РУУД
Совершенствуется
действие
целеполагания
КУУД
Участвуют в
диалоге.
5II. Организация
практической
работы
Задача:
поддерживать
интерес к
изученному
учебному
материалу через
организацию
практической
деятельности
обучающихся с
целью обобщения
имеющихся
знаний
Виды помощи:
направляющая:
инструкции,
консультация
учителя
ЛУУД
Проявляют
познавательный
интерес к
практической
работе в группе
2.1. Организация практической
деятельности
- Для составления портфолио
предлагаю поработать в группах,
каждая из которых выполнит свою
часть задания.
- Каждая группа собрала
необходимый материал для
оформления страницы портфолио.
1 группа. «Портрет нашего класса»
2 группа. «Наши увлечения»
3 группа. «Наши дела»
4 группа. «Кем мы станем»
-Подумайте и расскажите о том, как
вы будете работать.
- Каждая группа представит
результаты своей работы всем, чтобы
мы могли сделать общий вывод о
вашем классе. -
Вспомним алгоритм работы в группе.
- По результатам работы вам
предстоит заполнить «Оценочный
лист» по известным вам критериям.
- При отчёте руководитель должен
будет оценить работу своей группы.
Планирование работы в
группе
Вспоминают алгоритм
работы, обсуждают, задают
вопросы, принимают
учебную задачу.
Практическая работа
2.2.
- По каким критериям будем
оценивать вашу страницу?
- Распределите роли.
- Дайте знак о готовности к работе.
- Время на выполнение работы 15
минут. Приступайте к работе. Время
пошло.
Называют критерии:
1.Содержание
соответствует теме
2.Правдивость
3. Аккуратность
Группы распределяют
роли (руководитель,
РУУД, КУУД
Планируют
действие в группе
в соответствии с
поставленной
задачей.
Контролируют
порядок
выполнения
задания, время
6Оказание консультационной помощи.
выполнения
.
оформитель,
корреспондент, хранитель
времени).
Хранитель времени
включает часы и следит за
временем.
Группы проводят сбор
необходимой информации.
Работают за отдельным
столом, Оформляют
результаты своей работы,
готовятся к представлению
результатов групповой
работы.
2.3.
Динамическая пауза за счёт смены вида деятельности
Задача:
поддерживать
интерес к
учебному
материалу через
организацию
представления
результатов
практической
работы, работы по
оцениванию и
самооцениванию
деятельности
каждого участника
исследования и
группы в целом
2.4.
Представление результатов
работы.
- Представьте результаты вашей
деятельности.
Вывод:
-Что вы можете сказать о своём
классе?
- Оцените работу своей группы
- Что показал оценочный лист?
- Как работала ваша группа?
- Легко ли вам было работать?
- Были разногласия в группе?
- Как удалось их преодолеть?
- Какой вклад внесла ваша группа в
достижение общего результата?
Руководители каждой
группы сообщают о
результатах проделанной
работы. После выступления
руководители каждой
группы представляют
отчёт о работе группы,
используя результаты
оценочного листа.
Отвечают на вопросы
учителя, аргументируют
свои ответы
КУУД
Формируются
навыки публичного
выступления.
ПУУД
Систематизируют
и точно излагают
полученную
информацию.
Устанавливают
причинно-
следственные
связи.
Представляют
информацию в
табличном виде.
РУУД
Оценка и
самооценка
деятельности
каждого и группы
в целом
Осознают свой
вклад в общий
результат
7Делают вывод
КУУД
Участвуют в
диалоге.
Выражают свою
позицию.
Название документа, класс,
эмблема школы.
Можно добавить эмблему
класса
2.5. Связывание информации.
- Все группы хорошо поработали,
вместе мы составили портфолио
вашего класса.
- Как вы думаете, чего не хватает в
вашем портфолио?
- Я приготовила шаблон титульного
листа. - Какая информация на нём
содержится?
- Как вы думаете, что ещё можно
добавить?
- В этом полугодии у вас будет новый
предмет «Основы духовно-
нравственной культуры народов
России». Нам предстоит выполнить
проект «Герб или эмблема класса», и
у нас будет возможность это сделать.
-Давайте вернёмся к цели урока.
- Мы достигли цели нашего урока?
III. Обратная связь
Задача: побудить
к поиску новых
знаний вне урока,
формировать
умения выбора
задания в
соответствии с
собственными
возможностями и
личными
интересами.
Вид помощи:
Вывод: Так какой же портрет вашего
класса у нас получился?
3.1.Организация
задания.
- Задание в рабочей тетради №8, с. 45
(сочинение на тему «Мой дружный
класс»)
домашнего
Выбирают домашнее
задание на основе оценки
своих способностей,
интересов.
- Подобрать стихотворения или песни
о дружбе, о школе.
- Составьте памятку «Учимся дружно
жить в классе»
- Выберите то задание, которое вам
по силам. Задания у вас на цветных
листах, лист можно взять с собой
ЛУУД
Сохраняют
познавательный
интерес к
пройденному у
учебному
материалу,
способу его
обобщения
РУУД
Учатся делать
выбор на основе
самооценки своих
способностей и
возможностей
8домой.
3.2. Организация рефлексивной
деятельности.
- Мы с вами закончили работу.
Каждый из вас пусть заглянет внутрь
себя, прислушается … и попробует
закончить высказывание.
Заканчивают
высказывания:
Мне было трудно…
Мне было интересно…
Могу себя похвалить…
ЛУУД
Выражают свою
позицию.
РУУД
Формируется
самооценка
3.3. Окончание урока,
благодарность за работу.
- Спасибо всем за урок. Вы молодцы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Оценочный лист
Критерии оценки
1. Активно работал в группе
2. Выполнял свои обязанности
3. Соблюдал культуру общения
Оцениваю себя сам
+ + у меня всё получилось
++ у тебя всё получилось
-+ были затруднения, но
я справился
-+ у тебя возникли затруднения,
но ты справился
- у меня не получилось
работать в группе
4.Оценка работы группы
- у тебя не получилось работать
в группе
Мы работали слаженно
и у нас всё получилось.
У нас были затруднения, но мы справились
самостоятельно.
У нас были затруднения, мы
справились с помощью учителя
910