Урок 2.
Порядок действий в числовых
выражениях. Сложение и вычитание
Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать трехзначные числа; находить значения выражений в несколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логические задачи
• Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?
Решение:
1) 34 — 18 = 16 (кг) — весит половина молока;
2) 18 - 16 = 2 (кг).
Ответ: пустой бидон весит 2 кг.
• Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть? (Боря начертил треугольники, которые имели общую вершину.)
2. Индивидуальная работа у доски
- Запиши числа цифрами.
Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.
- Уменьши каждое число на 7, запиши ниже.
- Вычисли.
562 - 60 760 - 600 950 - 1 769 + 10
462 + 48 600 - 35 788 - 89 652 - 37
3. Выполнение задания в рабочей тетради № 3 (с. 3).
(Индивидуальная работа.)
4. Устный счет
- Сосчитайте от 397 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.
- Прочитайте числа.
342, 402, 360, 900, 540.
- Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?
- Сколько всего десятков в каждом числе? (342 — 34 десятка, 402 — 40 десятков, 360 — 36 десятков, 900 — 90 десятков, 540 — 54 десятка.)
- Сколько всего сотен в каждом числе? (342 — 3 сотни, 402 — 4сотни, 360 — 3сотни, 900 — 9сотен, 540 — 5сотен.)
- Прочитайте числа в порядке возрастания. (342, 360, 402, 540, 900.)
- Прочитайте числа в порядке убывания. (900, 540, 402,360,342.)
- Какое число может быть лишним? Почему? (342 — нет нулей, 402 — в сумме цифры не составляют 9, 900 — есть только один разряд — сотни.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
- Какие действия вы выполняли при решении примеров? (Сложение и вычитание.)
- Какими знаками они обозначаются? («+» и «—».)
- Назовите знаки действий, которые использованы в следующих выражениях.
200 : 5 - 4 • 2 (200 : 5 - 4) • 2 200 : (5 - 4) • 2
(Три ученика выходят к доске и решают примеры.)
200 : 5 - 4 • 2 = 32 (200 : 5 - 4) • 2 = 72 200 : (5 - 4) • 2 = 400
— Сравните примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и знаки.)
— Чем отличаются? (По-разному расставлены скобки, значит, порядок действий и ответы тоже будут разными.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам известно об арифметических действиях сложения и вычитания, вспомнить правила о порядке выполнения действий в выражениях, научиться находить значения выражений, содержащих несколько действий.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.
— Что такое числовое выражение? (Числа, соединенные знаками арифметических действий.)
— Какие правила порядка выполнения действий вы знаете? (Первое действие выполняют в скобках, затем умножение или деление, а потом сложение и вычитание по порядку.)
— Как выполняются действия, если скобок несколько пар? (По порядку в каждых скобках, а затем по правилам.)
№ 11 (с. 6).
(Фронтальная работа.)
№ 12 (с. 6).
(Первый столбик — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№ 13 (с. 6).
— Прочитайте задачу.
— Кто понял, как ее решать? Запишите решение задачи выражением.
(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим рисунком.)
|
(Проверка, самооценка.)
Решение: 50 + 5 • 8 = 90 (руб.).
Ответ: у Нины было 90 руб.
№ 14 (с. 6).
— Прочитайте задачу.
— Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах? (Сколькомест в одном вагоне.)
— Как узнать, сколько мест в одном вагоне? (120: 2.)
— Запишите решение задачи выражением.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№ 18 (с. 7).
(Устное выполнение.)
— Прочитайте задачу.
— Объясните, что обозначают выражения.
(Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что обозначают выражения, необходимо составить таблицу.)
|
Масса одного пакета |
Количество пакетов |
Общая масса семян |
Астры |
5 г |
? |
250 г |
Гвоздики |
8 г |
? |
240 г |
Решение:
1) 250 : 5 — узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр;
2) 240 : 8 — узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик;
3) 250 : 5 + 240 : 8 — узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.
— Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус». (На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик?)
— Запишите решение этой задачи. (250: 5 — 240: 8 = 20 (п.).)
V. Физкультминутка
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращения головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся (Потягивания — руки вверх. Шаги на месте.)
И на место вновь вернемся.
(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику № 15 (с. 7).
— Рассмотрите таблицу.
— Что неизвестно в каждом столбике? Как мы находим неизвестное? (В первом столбике неизвестна сумма. Чтобы найти сумму, надо к первому слагаемому 170 прибавить второе слагаемое 230. Сумма 400. Во втором столбике неизвест
но первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы 330 вычесть второе слагаемое 40. Первое слагаемое 290)
(Аналогичная работа проводится с каждым столбиком каждой таблицы.)
— Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правила. (1. Если к числу прибавить ноль, то получится это же число.
2. Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.
3. Если из числа вычесть такое же число, то получится ноль.)
— Какие еще свойства сложения вы знаете? (От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.)
— Запишите его, используя буквы. (а + с = с + а.)
№ 16 (с. 7).
(Устная фронтальная работа.)
— Что неизвестно в каждом уравнении?
— Как найти неизвестный компонент?
— Чему равен х в каждом уравнении?
— Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был равен нулю, а в последнем уравнении так, чтобы значение разности не было равно нулю.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 4 (с. 3).
(Устное выполнение.)
№ 5 (с. 3).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором читают ответы. Самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 7). Самопроверка по образцу.)
Ответ: 80.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 2 (с. 5-7).)
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Кто может сказать, что он хорошо решает задачи?
— Какие задания вам показались самыми трудными?
Домашнее задание
Учебник: № 19, 21 (с. 7).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.