Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение Иркутской области
«Братский педагогический колледж»
Сборник военно-полевые игр на местности.
Братск 2017г.
Учебные сборы: Сборник военно-полевые игр на местности. – Братск: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Братский педагогический колледж», 2017
Составитель: В. В. Савин. Н.В. Крыжнева. преподаватели кафедры физической культуры Братского педагогического колледжа
Учебное пособие предназначено студентам специальности 49.02.01 Физическая культура, содержит сборник военно-полевые игр на местности для проведения учебных сборов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Воспитательные и образовательные возможности
военно-спортивных игр………………………………..………………...9 с.
2. Зеленая ракета………………………………………………………….10 с.
3. Кто первый?.............................................................................................10 с.
4. Параллельный маршрут………………………………………………..11 с.
5. Защита объекта………………………………………………………….11 с.
6. Секретное донесение……………………………………………………12 с.
7. Захват флага……………………………………………………………...13 с.
8. Оборона лагеря…………………………………………………...……..13 с.
9. Кто первый?..............................................................................................14 с.
10. Орленок………………………………………………………………...14 с.
11. Беспроволочный телефон……………………………………………..15 с.
12. Погоня за «лисицей»…………………………………………………..16 с.
13. Найти предмет…………………………………………………………17 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………....18 с.
Воспитательные и образовательные возможности
военно-спортивных игр
Игра социальна и тесно связана с трудом, учебой. – эти важнейшие положения научной теории детских игр дают нам возможность проанализировать вопрос о воспитательных возможностях военно-спортивной игры.
В военно-спортивных играх кадет в какой-то мере отражается воинский труд взрослых.
Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в военно-патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно. Исследования показали, что основными мотивами, поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие. Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться. Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.
Учащиеся на практике убеждаются, что в процессе военно-спортивных игр у них формируется много полезных качеств, необходимых для их будущей деятельности. Это один из важных моментов, повышающих интерес ребят к играм.
На отношение ребят к военно-спортивным играм в значительной мере оказывают влияние методики проведения игр, отношение к играм воспитателей, и прежде всего руководителей.
Какие же качества формируются у ребят в процессе занятий военно-спортивными играми? Какова их роль в военно-патриотическом воспитании кадет?
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности кадета. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
Игровая деятельность всегда отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Игра всегда эмоционально захватывает детей, иначе она не будет игрой. Вне эмоций, как строго рассчитанное действие, игра немыслима.
Насыщенность игровых действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность является одним из важнейших условий положительного влияния игры на личность человека.
Среди разнообразия чувств, переживаемых подростками в игре, особое значение приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желание участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки.
Здесь следует, прежде всего, выделить патриотические чувства, любви к Родине.
Опыт показывает, что действия в процессе военно-спортивных игр вызывают у ребят высоконравственный эмоциональный отклик, активизируют патриотические чувства: любовь к Родине, к Вооруженным Силам РФ, к героическим страницам прошлого нашей Отчизны; вызывает стремление с оружием в руках защищать Родину, добросовестно служить в Вооруженных Силах.
Большую роль в жизни и деятельности людей играет чувство коллективизма. Общественная собственность на средства производства, единство идеологии, общность и значительность целей обусловливают взаимопомощь и товарищество людей. Особенно велико значение чувства коллективизма и тесно связанных с ним чувств дружбы, товарищества и взаимной выручки в боевой деятельности российских воинов.
Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки – одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии. Эффективным, действенным средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и взаимной выручки являются военно-спортивные игры.
Весь ход игры, взаимоотношения подростков при выполнении поставленных задач, общая радость, подъем, а нередко и чувство досады, огорчения при неудачах сплачивают ребят, воспитывают у них чувство коллективизма, привязанность друг к другу, а это в свою очередь способствует улучшению учебы, укреплению дисциплины.
Постоянно переживается учащимися в военно-спортивных играх чувство долга и ответственности. Каждый участник, выполняя в игре порученные задания, отвечает перед товарищем за то, как он будет их выполнять, его труд, действия постоянно оцениваются товарищами. В обстановке игры участник лишается возможности перекладывать с себя ответственность на других или на обстоятельства. Подобные попытки, предпринятые кем-либо из участников игры, обычно сразу же замечаются коллективом и сурово осуждаются. Успешное же выполнение своих обязанностей в игре всегда вызывает одобрение товарищей и порождает у играющего чувство удовлетворения и радости. Все это стимулирует его к более ответственному выполнению своей роли, обязанностей в игре.
Военно-спортивные игры способствуют развитию у кадет такого важного качества, как трудолюбие. Приучая ребят в играх проявлять настойчивость в достижении общей цели, преодолевать доступные им препятствия, упорно совершенствоваться в овладении игровыми приемами, проявлять сообразительность, мы способствуем воспитанию у них некоторых характерных черт положительного отношения к труду.
Привлечение участников к труду, к созданию учебно-материальной базы, оборудованию военных кабинетов, строительству спортивных комплексных площадок, общевойсковых полос препятствий, стрелковых тиров, макетов оружия и т.д. имеет большое воспитательное значение. Учащиеся получают наглядное представление о качестве и количестве затрачиваемого труда, приучаются ценить все достигнутое в результате коллективной работы, бережно относиться к результатам труда, у них развиваются практические трудовые навыки.
Военно-спортивные игры способствуют эстетическому воспитанию. Эстетика военного быта всегда привлекала детей. «В военном быту, особенно в быту Красной Армии, - писал А.С. Макаренко, - есть много красивого, увлекающего людей, и в своей работе я все более и более убеждался в полезности этой эстетики». Строй, подтянутость, военно-патриотическая песня, элементы военной формы, вручение оружия, получение приказа, почитание знамени отряда, работы штабов по проведению операции делают жизнь коллектива ребят – участников игры – более эмоциональной и способствуют формированию эстетических чувств, приучают к порядку, дисциплинированности.
В плане работы по эстетическому воспитанию не должна игнорироваться природа, ее воздействие на эмоциональную сферу ребят. На основе восприятия прекрасного в природе в процессе игр на местности постоянно формируется любовь к природе, родному краю и другие нравственные, а также эстетические чувства.
В процессе военно-спортивных игр воспитываются и закаливаются волевые качества. Значение военно-спортивных игр для формирования волевых качеств кадет определяется, прежде всего тем, что игра является для детей интересным и серьезным видом практической деятельности, требующим от них предварительного продумывания задачи, составления плана действий сознательного и самостоятельного подбора средств и, наконец, проверки всего этого на практике.
В ходе игры создаются условия для многократного проявления участниками инициативы, т.е. способности проявить творчество и самостоятельность при выполнении поставленной задачи, найти средства и приемы выполнения приказа командира.
В военно-спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания у кадет дисциплинированности. Ребята убеждаются на практике в том, что успех каждой игры во многом зависит от дисциплинированности ее участников.
Дисциплина – основное условие всех военно-спортивных игр. Нарушение дисциплины в игре отдельными участниками снижает интерес у ребят к игре, а иногда приводит и к ее срыву. Это обстоятельство нередко заставляет самих играющих активно бороться за хорошую дисциплину в игре. Наблюдения за играми показывают, что ребята перед игрой предупреждают друг друга (особенно недисциплинированных) о необходимости строго соблюдать дисциплину в ходе игры и при разборе о подведении итогов проведенной игры очень резко осуждают нарушивших дисциплину. Это оказывает большое воздействие на недисциплинированных, помогает им исправлять свое поведение.
В игре, принимая на себя определенную роль и обязанности, кадет вступает в известную систему необходимых связей, которая приобретает силу закона.
Дисциплинирующее значение приобретают правила игры. Они обычно раскрывают и цель поведения во время игры, и средства достижения этой цели. Сознательное подчинение правилам и принятым сообща условиям игры приучает к самоконтролю, к ответственному отношению к принятым на себя в игре обязанностям и четкому соблюдению установленных правил, ограничению своих личных стремлений к подчинению их условиям игры или взятых на себя обязательствам. Строгое, точное и многократное соблюдение правил воспитывает у кадет чувство долга и ответственность за совершаемые поступки, способствует формированию навыков и привычек дисциплинированного поведения.
Большое значение имеет военно-спортивная игра в деле воспитания у кадет таких волевых качеств, как решительность и смелость. В играх педагогу, военному руководителю сравнительно легко создать ситуацию, требующую от ребят решительных и смелых действий. Основными моментами такой ситуации должны быть: во-первых, наличие обстановки, требующей выбора между двумя или несколькими действиями или способами их выполнения (при этом главная трудность обычно заключается во множественности или новизне условий или в противоречивости, во взаимоисключающем характере действий или способов их выполнения);
во-вторых, ограниченность времени на ориентировку, выбор, принятие решения и действие; в-третьих, наличие элементов опасности.
Хорошо зная содержание игр, умея организовать их, педагог, военный руководитель может предусмотреть указанные выше моменты для создания ситуации, в которой бы играющим приходилось проявить решительность и смелость.
Каждая игра на местности имеет цель, достижение которой, как правило, требует от учащихся больших усилий, настойчивости. Часто можно наблюдать, когда участники игры затрачивают немало труда, чтобы застать противника врасплох, удивить, поразить его неожиданностью, разгадать и разрушить его планы, добиться быстрой и решительной победы. Но противник тоже не дремлет, и отвечает тем же, создавая различные препятствия, для преодоления которых требуется снова, а подчас и неоднократно искать новых путей и средств для одержания победы. Все это способствует воспитанию у участников такого качества, как настойчивость, которая проявляется в умении устранять и преодолевать препятствия на пути сознательно поставленной цели, доводить до конца начатое дело.
Военно-спортивные игры на местности требуют от ребят большой выносливости. Участникам игр приходится подчас совершать бег на скорость (зимой на лыжах) по пересеченной местности в сочетании с прыжками, метанием гранат, переползанием, преодолевать овраги, ручьи, «зараженные участки» в противогазах, пробираться через густые заросли кустарника и т.д. Многие из этих упражнений включены в комплекс ГТО I («Смелые и ловкие») и II («Спортивная смена») ступеней.
Проведение военно-спортивных игр на местности в школах, пионерских лагерях на протяжении всего года дает возможность тренировать ребят в течение длительного времени в полевых условиях. При этом в обстановке игры участник все трудности переносит с большим желанием, подчас не обращая на них внимания.
Опыт показывает, что ребята, систематически играющие на местности, сравнительно легко переносят длительные лыжные и пешие походы, успешно сдают упражнения и нормы ГТО.
Мышление участника в условиях военно-спортивной игры нуждается в таких качествах, как быстрота, целеустремленность, инициативность. А это и есть характерные черты тактического мышления. Вот почему мышление кадета в процессе военно-спортивных игр, в сущности, является тактическим мышлением, а методически правильно проведенные игры – один из первых практических этапов формирования тактического мышления (мышления воина), важное звено психологической подготовки учащихся к успешному овладение программой тактической подготовки, усвоению таких тем, как «Действие солдата в бою», «Наступление», «Оборона», и др.
Игра на местности – такой практический вид деятельности, когда участник игры нередко попадает в условия, которые требуют от него быстрой реакции, быстрого мышления, и в то же время он должен правильно, обоснованно решать задачи. Это побуждает его опираться на свой опыт и опыт товарищей, на имеющиеся знания, мобилизовать свои знания и умения на решение стоящей задачи. Поставленная задача концентрирует на себе все усилия играющих, направляет мысль исключительно к одной цели – одержать победу. Сталкиваясь с мышлением участников противодействующей стороны, также решающих задачу, участник приходит к необходимости проявлять военную хитрость, в основе которой лежит как раз инициативность мышления. С каждой новой игрой происходят положительные сдвиги в мышлении. При решении задач в игре все чаще принимаются более правильные, обоснованные решения, участники проявляют все больше и больше выдумки и смекалки, военная хитрость возрастает.
В большинстве игр на местности кадеты приобретают знания, умения и навыки в маскировке, т.е. в приспособлении к местности.
Следует также подчеркнуть, что военно-спортивные игры благотворно влияют и на усвоение кадетами программ по ряду общеобразовательных предметов. В процессе игр совершенствуются знания по географии и геометрии, проводимые беседы на военно-патриотические темы и сама игра помогают ребятам более глубоко осмыслять героические страницы истории нашей Родины.
«Зеленая ракета»
В этой игре испытываются умения ребят собираться по тревоге, читать следы, маскироваться, бесшумно продвигаться по пересеченной местности, проверяются смекалка, находчивость и выносливость. На заставе (в месте проведения игры) взвивается флаг или дается ракета зеленого огня – звучит сигнал «тревога!». Отряд собирается на плацу, командир докладывает о сборе. Из отряда заранее выделяются 2–4 человека, которые являются «нарушителями». В установленном месте они нарушают условную «границу», преодолев контрольную полосу, и, оставив на ней хорошо заметные следы, каждый из них двигается по-своему, ранее определенному маршруту, не выходя за пределы участка игры. Их задача – пройти заслон незамеченными и передать «шифрограмму» руководителю в определенном месте. «Нарушители» не знают о точном местонахождении заслонов. В пути они оставляют 5–6 заметных следов. Командир ставит задачу своему отряду. Выделяется поисковая группа из 3–8 человек, в зависимости от числа «нарушителей». Она должна на условной следовой полосе обнаружить и определить, сколько прошло «нарушителей» и направление их движения, после этого продолжать их преследование до «полного уничтожения» или задержания. Остальные члены отряда выдвигаются бесшумно в заслон и маскируются. Они должны не допускать прорыва «нарушителей», вовремя заметить их и задержать. При обыске необходимо найти «шифрограмму». В заслоне ребята располагаются так, чтобы между ними была связь. Устанавливаются сигналы взаимодействия, а также пароль для опознания друг друга. Преследовать «нарушителей» надо бесшумно, не оставлять охраняемого участка, ибо этим могут воспользоваться другие «нарушители» и пройти по неохраняемому участку. Игра заканчивается, когда будут задержаны все «нарушители». Организатору игры важно точно распределить время выхода «нарушителей», поисковой группы и заслона. При подведении итогов нужно отметить положительные и отрицательные действия отделений при сборе по тревоге, действия заслона, поисковой группы, нарушителей.
«Кто первый?»
Для игры выбирают место с возвышенностью, куда удобно будет водрузить флаг. Намечают пути следования двух или трех участвующих команд. Длина маршрута (1,5–2 км) и характер пересеченной местности для каждой команды должны быть одинаковыми. В назначенное время команды со своими флагами прибывают в район игры и занимают исходные положения. Их задача – совершить продвижение по намеченному маршруту и водрузить флаг на высоту. Отрядам вручают конверты со схемами и указанием азимутов и расстояний. В каждом отряде – два-три компаса. Маршрут представляет собой ломаную линию. Число этапов у команд одинаковое. После сигнала горна каждый отряд начинает движение. Командиры считают пройденные шаги для определения расстояний по ориентирам. Кто первый водрузит флаг, тот и побеждает. В другом варианте отряд, первым водрузивший флаг, занимает круговую оборону. Те, кто подошел позже, стараются атаковать высоту и захватить флаг, который обороняющимся трогать и уносить не разрешается. Каждая команда имеет бумажные пилотки одинакового цвета. Участник выбывает из игры, если защитник снял у него с головы пилотку. Если высоту удалось удержать в течение 15 минут, то побеждают обороняющиеся. В противном случае победителя определяют по набранным очкам, систему подсчета которых составляют заранее.
«Параллельный маршрут»
В игре участвуют две группы ребят, лучше два спортивных отряда. Командирам вручают схемы маршрута с азимутами и ориентирами. Маршруты, длина которых 8–10 километров, пролегают параллельно, иногда сближаясь до 300 метров, а затем удаляясь друг от друга до 500–800 метров. Это зависит от рельефа местности. Задача походной колонны, продвигаясь вперед, хранить в тайне от другой группы, идущей где-то рядом, свои действия и, наоборот, постараться собрать как можно больше сведений о противнике. Поэтому основная походная колонна несет снаряжение, занимается хозяйством и играми на коротких привалах. Другая часть ребят во время марша собирает следующие сведения: а) сколько человек в походной колонне; б) как одеты противники и что они несут с собой; в) какие команды подавал командир; г) чем занимались участники на привалах, где и какие препятствия им встречались на пути? Для того чтобы немедленно передать информацию со связными своей команде, игроки должны постоянно знать, где в это время находится их основная походная колонна. И еще одно правило. Если разведчика из команды соперников выследили и коснулись рукой одновременно два игрока, он считается взятым в плен. Достигнув конечного пункта, отряды собираются на поляне. В то время, когда ребята ставят палатки, готовят обед, участвуют в играх и соревнованиях, руководители подводят итоги игры, сравнивая информацию команд.
«Защита объекта»
Игра проводится в лесу. В качестве охраняемого объекта подбирается возвышенность, поросшая деревьями, низким кустарником и густой травой.
Отряд делится на две команды — часовых и нападающих. Часовые распределяют между собой охраняемые объекты — по 5—7 деревьев на каждого (чем больше деревьев приходится охранять, тем сложнее игра), после чего маскируются и зорко наблюдают за действиями нападающих, стараясь не допустить их к охраняемым объектам, Нападающие, удалившись на 45—50. м от охраняемой высоты, распределяют участки нападения и, окружив ее со всех сторон, занимают исходную позицию для наступления. Каждый нападающий имеет при себе несколько цветных матерчатых повязок, количество их соответствует числу охраняемых одним часовым объектов. Дав сигнал к началу игры, вожатый включает секундомер и следует в зону охраняемой высоты, где следит за соблюдением правил игры и дисциплиной. К судейству привлекаются также 2—3 пионера. Услышав сигнал, нападающие под прикрытием деревьев и кустарников, прячась в густой траве, пытаются незаметно приблизиться к высоте, пи с близкого расстояния быстрым броском «захватить» охраняемый объект — дерево. Если им это удается, они привязывают к дереву цветную повязку, после чего снова отходят к лесу, и игра продолжается. Если часовой сумел защитить объект от захвата, нападающий считается взятым в плен, он сдает судьям шее повязки и выбывает из игры. Нападающие имеют право неограниченное число раз скрытно приближаться к высоте и скрытно отходить от нее при отсутствии условий для нападения. Если кто-либо из нападающих обнаружен на подступах к объекту, он обязан быстро вернуться к исходному положению и продолжить игру. На это уходит лишне® время, существенно влияющее на конечный результат командной борьбы.
Продолжительность игры устанавливается вожатым по договоренности с командами (примерно 20-25 мин.), по истечении этого срока дается сигнал о прекращении игры, Команды собираются на высоте, судейская бригада подсчитывает повязки на деревьях и записывает их число в протокол, затем команды меняются ролями. Игра может повторяться четно количество раз (2, 4, 6), по окончании игры судейская бригада подсчитывает общее число повязок, прикрепленных к деревьям той и другой командой, побеждает команда, сумевшая захватить больше объектов. Вариант, Все находящиеся под охраной деревья оцениваются в очках, чем ближе дерево к вершине возвышенности, тем больше очков за него дается. Листки бумаги с написанным количеством очков прикрепляются тесьмой к деревьям. При подведении итогов игры очки, полученные командой, суммируются и по наибольшему количеству их определяется победитель.
«Секретное донесение»
Отряд делится на несколько команд, Игра проводится на большой полян, скошенном лугу или местности, поросшей низким кустарником, с незначительными естественными препятствиями. Накануне соревнований отрядный вожатый с активом ребят выходит на выбранную местность и составляет план-схему. Затем приступают к разработке маршрутов, для этого, из центра схемы лучами в разные стороны рисуют одинаковой длины дистанции (количество их соответствует количеству команд). В конце каждой дистанции предусматривается поворотный ориентир (флаг, высокий шест, вешка). Все дистанции делятся флажками на равные отрезки-этапы, количество которых соответствует числу участников в каждой команде. Длина этапов составляет примерно 150-300 м и зависит от возраста, подготовленности пионеров и Условий местности. В день соревнований отряд во главе с вожатым в центре поляны разбивает штаб, для чего устанавливает палатку и древко с флагом. Здесь ребята путем жеребьевки разыгрывают дистанции, знакомятся с условиями игры. Пионеры, освобожденные врачом от участия в игре, входят в состав штаба и привлекаются к судейству. Перед началом игры все команды выбирают по одному «шифровальщику» и отправляют их первыми в конец дистанции к поворотному ориентиру. Шифровальщикам выдается по листу чистой бумаги, плотно прикрепленной к фанерной дощечке, и карандашу, заточенному с двух сторон; По команде участники расходятся по своим этапам, за исключением первых (стартующих), которые остаются в расположении штаба. Звучит горн, оповещающий о начале игры. По звуку горна члены штаба включают секундомеры, а вожатый вручает стартующим по «секретному пакету». Стартующие вскрывают конверты, запоминают содержание донесений и, вернув пакеты в штаб, бегут ко вторым этапам. Поравнявшись с ними, останавливаются, устно передают содержание пакета, после чего остаются на этапе. Запомнив донесение, участники со вторых этапов бегут к третьим этапам, передают содержание пакета и т. д. Участники последних этапов добегают до поворотного ориентира и устно передают донесение находящимся там шифровальщикам. Шифровальщики точно заносят содержание в шифровальную карту и передают «шифровку» участникам последних этапов. Те, вернувшись к началу своей дистанции, передают шифровку следующим и т. д. Так, от этапа к этапу, донесение доставляется в штаб и вручается вожатому. В этот момент хронометристы засекают время. Название команды и время, потребовавшееся на выполнение задания, записываются на донесении. По окончании игры члены штаба вместе с вожатым сверяют «шифровку» с оригиналом. Чем точнее запись текста, тем лучшее место занимает команда. Команда, первой доставившая донесение, получает 1 очко, второй — 2 очка и т. д. Очки, полученные командой за быстроту передвижения, суммируются с очками, начисленными за точность передачи текста донесения, и по наименьшему их количеству определяется команда-победитель. Игра может повторяться несколько раз, при этом меняются маршруты и тексты донесений.
«Захват флага»
Правила игры: Участвуют две команды. Территория лагеря условно делится на 2 равные половины (можно провести черту или обозначить ориентиры). Каждая команда вешает свой флаг на доступном, видном месте. Задача обеих команд - захватить флаг противника и пронести его на свою территорию, не будучи осаленным. В случае захвата флага несколькими игроками флаг разрешается передавать.
Флаг могут охранять не более трёх человек, но не в непосредственной близости от него, а на расстоянии (4-5 метров от флага), т.е. в окружности радиусом 4-5 метра у охраняющих нет права воздействовать (салить) на противника, если тот находится уже внутри этой окружности. Охраняющие могут только лишь не выпускать захватчиков обратно, когда те пытаются покинуть спасительную зону. У каждой команды есть тюрьма на своей территории, куда отводятся пойманные (осаленные) игроки команды противников. Салить можно только на своей территории. В тюрьме заключённого бдительно охраняют, однако он может освободиться, если игрок из его команды незаметно проберётся к тюрьме и коснётся его. В этом случае они беспрепятственно возвращаются на свою территорию, и никто не может их осалить.
«Оборона лагеря»
Место расположения лагеря обозначается флажками или разноцветными лентами. Размер территории лагеря зависит от численности отряда обороны. Обе группы игроков, и группа нападения, и группа обороны, должны иметь равные шансы на успех.
Во всех играх этого вида необходимо выполнить определенную задачу: атакующие должны проникнуть на территорию лагеря и завладеть флажками или другими атрибутами, находящимися в лагере, но при этом не стать плененными.
Если численность участников игры большая (до 50 человек), то можно создать два лагеря. В этом случае каждая группа атакует лагерь соперников и одновременно защищает свой.
Ребята, участвующие в этой игре, должны уметь скрытно передвигаться, ловко переползать через препятствия, чутко слышать и наблюдать. Игрокам отряда нападения не разрешается нападать коллективно всей группой, так как от этого снижается занимательность игры.
«Кто первый?»
Для игры выбирают место с возвышенностью, куда удобно будет водрузить флаг. Намечают пути следования двух или трех участвующих команд. Длина маршрута (1,5–2 км) и характер пересеченной местности для каждой команды должны быть одинаковыми. В назначенное время команды со своими флагами прибывают в район игры и занимают исходные положения. Их задача – совершить продвижение по намеченному маршруту и водрузить флаг на высоту. Отрядам вручают конверты со схемами и указанием азимутов и расстояний. В каждом отряде – два-три компаса. Маршрут представляет собой ломаную линию. Число этапов у команд одинаковое. После сигнала горна каждый отряд начинает движение. Командиры считают пройденные шаги для определения расстояний по ориентирам. Кто первый водрузит флаг, тот и побеждает. В другом варианте отряд, первым водрузивший флаг, занимает круговую оборону. Те, кто подошел позже, стараются атаковать высоту и захватить флаг, который обороняющимся трогать и уносить не разрешается. Каждая команда имеет бумажные пилотки одинакового цвета. Участник выбывает из игры, если защитник снял у него с головы пилотку. Если высоту удалось удержать в течение 15 минут, то побеждают обороняющиеся. В противном случае победителя определяют по набранным очкам, систему подсчета которых составляют заранее.
«Орленок»
Одной из самых интересных среди школьников 8-10 классов стала игра «Орленок». Она способствует углублению знаний и навыков по начальной военной подготовке.
Правильно подобрать местность, заранее определить порядок и хорошо проинструктировать воспитателей и командиров отрядов — залог успешного проведения игры.
Подготовка к проведению игры предполагает подбор и изготовление инвентаря и снаряжения, отличительных знаков, необходимых для игры.
При проведении игры необходимо строго придерживаться техники безопасности, избегать болотистых, сырых и грязных мест, в особенности с трясинами, осыпями, обрывами, заброшенными траншеями и т. п.
Важно правильно подобрать контингент играющих и рационально распределить их силы по отрядам, решить вопрос о порядке и ходе проведения игры, а также о посредниках и судьях.
Хорошей организации игры способствует своевременное и четкое объяснение всех условий и правил. Руководство игрой включает в себя:
— наблюдение за действиями участников;
— исправление ошибок;
— указание рационального и правильного способа индивидуальных и коллективных приемов и действий;
— пресечение грубости, неправильного отношения к своим товарищам;
— регулирование нагрузки.
Дозирование физической нагрузки и психологического напряжения — одна из первоочередных задач руководителя игры. Это достигается различными методами: сокращением продолжительности игры, введением перерывов, уменьшением величины зоны или участка игры и т. д.
Заканчивать игру необходимо своевременно по условному сигналу, не допуская потери к ней интереса играющими и их утомления. По окончании производится разбор с объективным оцениванием действий всех участников и отдельных отрядов (бригад). Необходимо использовать все намеченные меры поощрения победителей.
Предлагается ряд военизированных игр, которые можно провести в любом лагере труда и отдыха:
— по следу;
— флаг на безымянной высоте;
— поиск и ориентировка;
— разведчик и следопыты;
— секрет и поиск в лесу.
«Беспроволочный телефон»
Играющие делятся на две команды, одна из них уходит в лес. Это "связисты". Они располагаются в 10-15 шагах друг от друга. Руководитель дает крайнему в цепи "связисту" листок, на котором написаны пять-шесть фраз, каждая из пяти-шести слов. Например, "Завтра вечером - костер старшего отряда". Через 10-15 минут в лес отправляется вторая группа. Это "разведчики". Руководитель примерно указывает им, где расположились "связисты".
По сигналу руководителя крайний "связист" начинает передачу "телефонограммы". Слово за словом четко говорит он слова первой фразы соседу. Тот передает услышанное дальше. Таким образом, фраза проходит через "живую цепь" и доходит до последнего игрока, который записывает "телефонограмму". Закончив передачу первой фразы, крайний "связист" сразу начинает передавать вторую и т.д.
Задача "разведчиков" подобраться к "связистам" поближе и узнать, какие фразы они передают по беспроволочному телефону. Все услышанные слова они запоминают или записывают. Если "связист" заметит "разведчика" и окликнет его по имени, тот должен покинуть свой пост. Игру заканчивают по сигналу руководителя, когда все фразы будут переданы по телефону, после чего подводят итоги. Победа на стороне "разведчиков" только в том случае, если им удалось записать половину переданной "телефонограммы".
«Погоня за «лисицей»
Игра проводится на местности, где есть естественные препятствия.
На 8-10 играющих, выполняющих роль "охотников", назначают одну "лису". Она надевает через плечо сумку с мелкими клочками бумаги. Таких листков размером 6 х 6 см в каждой сумке должно быть не менее 100-150 штук. У каждой "лисы" бумажки одного цвета. На расстоянии 2-3 км от сборного пункта (поляны) намечают финиш. Туда заранее отправляют двоих-троих судей. "Лисы" убегают в направлении финиша, а через 3-4 минуты вдогонку бегут "охотники". Их задача поймать ушедших раньше, чем те доберутся до конечного пункта. "Лисы" - проворные и выносливые бегуны. Через 10-15 шагов они выбрасывают бумажки, оставляя таким образом следы, петляют по лесу, чтобы преследователям было труднее их догнать. При этом они держатся недалеко друг от друга, стараются сохранить между собою связь, т. к. во время игры приходится помогать друг другу, отвлекая на себя внимание преследователей. "Лиса" считается пойманной, если кому-нибудь из "охотников" удастся ее запятнать. Во время погони преследователи собирают выброшенные "лисами" бумажки и на финише сдают их руководителю.
Игру ведут до тех пор, пока непойманные "лисы" прибегут к финишу. Но если хоть одна достигнет финиша, то победа на их стороне. Побеждают "охотники" в том случае, если "лисам" не удалось добраться до финиша.
«Найти предмет»
Руководитель игры рассказывает ребятам, что неподалеку в лесу спрятан предмет (флажок или кегля) и, чтобы найти его, нужно изучить карту, указывающую дорогу к предмету. Она спрятана недалеко в кустах. Руководитель объясняет ребятам, как добраться до этого места.
Карту охраняют два сторожа, которые находятся в двух-трех шагах от нее. Тот из игроков, который сумеет незаметно подползти к сторожам ближе, чем на десять шагов и его не окликнут, получает право взглянуть на карту. На это дается 20 секунд, после чего сторож снова прячет карту.
Игрок, же отправляется на поиски. Если он не запомнил путь, можно вновь пробраться к карте. Если же сторож заметит приближающегося и окликнет его, игрок выбывает из игры. Выигрывает тот, кто раньше других принесет найденный предмет. Руководитель должен находиться в районе спрятанной карты и разрешать все конфликты, возникающие в ходе игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
2. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание кадет: (сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
3. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
4. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
5. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.
6. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
7. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
8. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
9. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978 г.
10. Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания кадет, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971 г.
11. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975 г.
12. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
13. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
14. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
15. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
16. «Патриот отечества» №9,2004 г.
17. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
18. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,2007г.
19. Научно-методический журнал «Воспитание кадет» №2,2003 г.
20. Справочник руководителя Образовательного учреждения №08 август 2005г.
21. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ №11,2006 г.
22. Стрельников В. Исторический опыт патритического воспитания. ОБЖ №1,2006 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.