МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Тулунский медицинский колледж»
Методическое пособие для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело
34.02.01 Сестринское дело
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
НАВЫКИ
В
МЕДИЦИНЕ
Тулун 2017
Угловская Анна Петровна. Математические навыки в медицине – Тулун: ОГБПОУ «Тулунский медицинский колледж», 2017, 41 с.
Составитель: Угловская Анна Петровна, преподаватель
информатики и математики дисциплин, I кв.кат.
Методическое пособие содержит теоретические знания по 7 разделам: метрическая система единиц, приготовление растворов для дезинфекции, водный баланс, разведение антибиотиков, цена деления шприцев, математика в педиатрии, набор в шприц инсулина и гепарина.
В пособии рассмотрены формулы для приготовления растворов, вычисление роста и массы ребенка, набор лекарственного средства в шприц и вычисление цены деления шприцев. Также к каждому заданию приведены задачи с решениями, а также задания для самостоятельной работы.
Основные формулы, шкала перевода вынесены в приложении.
Предлагаемое пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений специальности 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебное дело при проведении учебных занятий и для организации самостоятельной работы студентов.
Рассмотрено, утверждено Цикловой методической комиссией ОГБПОУ «Тулунский медицинский колледж»
Протокол № __ от «__» ______________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦ………………………..6
РАЗДЕЛ 2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ.
ЗАДАЧИ ………………………………………………………………………...10
РАЗДЕЛ 3. ВОДНЫЙ БАЛАНС. ЗАДАЧИ ………………………………..15
РАЗДЕЛ 4. РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ. ЗАДАЧИ……………….17
РАЗДЕЛ 5. ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ ШПРИЦЕВ. НАБОР ЛС В ШПРИЦ.
ЗАДАЧИ ………………..…..…………………………………………………...21
РАЗДЕЛ 6. МАТЕМАТИКА В ПЕДИАТРИИ. ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК.
ЗАДАЧИ.………………………………………………………………………...22
РАЗДЕЛ 7. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ. ЗАДАЧИ…………………………….23
РАЗДЕЛ 8. НАБОР В ШПРИЦ ИНСУЛИНА. ЗАДАЧИ………………….29
РАЗДЕЛ 9. НАБОР В ШПРИЦ ГЕПАРИНА. ЗАДАЧИ…………………..30
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данное методическое пособие разработано с целью подготовки студентов Тулунского медицинского колледжа к практической деятельности фельдшера и медицинской сестры, которые должны выполнять манипуляции, связанные с математическими расчетами.
Пособие включает формирование математических навыков по дисциплинам специальности 31.02.01 Лечебное дело ПМ 07. МДК 07.01 Теория и практика сестринского дела, МДК 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала, МДК 07.03 Технология оказания медицинских услуг и 34.02.01 Сестринское дело ПМ 04. МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала, МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг по темам: v метрическая система единиц;
v приготовление растворов для дезинфекции;
v разведение антибиотиков;
v цена деления шприцев, набор в шприц инсулина, гепарина; v водный баланс.
Материал пособия потребовал дополнительных данных из области медицины и подбора их в соответствии с изучаемыми темами на II курсе.
Используя предлагаемый материал вне аудитории, студент имеет возможность повторить и закрепить знания, полученные на занятиях математики и сестринского дела. Для самоконтроля студенту предлагаются задачи с решением, а также задачи для самопроверки с ответами.
После изучения данного пособия проводится контроль знаний по материалу (самостоятельные работы и тестовые задания с использованием компьютера), что дает студенту и преподавателю реальную возможность оценить полученные знания.
Освоенный материал поможет:
v избежать ошибок (расчет дозы инсулина, гепарина, антибиотика, расчет дозы препарата для энтерального применения);
v правильно выполнить назначение врача;
v ответственно подойти к уходу за пациентом;
v обучить пациентов правильному разведению лекарственных препаратов и расчету необходимой дозы;
Пособие рассчитано на студентов, заинтересованных в качественном освоении своей будущей профессии, и помогает им в этом.
В процессе практической деятельности медицинских сестер часто приходится производить определенные математические расчеты, например, количества таблеток и капсул (разовую дозу) в соответствии с назначением врача, процентной концентрации растворов для инъекций или для дезинфекции, определять цену деления шприцев и т.д.
Поэтому возникает серьезная необходимость в конкретных математических навыках, дать которые и является предметом данной разработки.
- развитие логических и вычислительных способностей студента;
- развитие и закрепление знаний по метрической системе единиц;
- закрепление знаний по расчету концентрации растворов;
- освоение обучающей программы; - совершенствование владения ПК;
- научить применять математические знания в практической работе медицинской сестры.
- применение математических знаний в сестринском деле;
- правила работы с метрическими единицами;
- основные способы расчета концентрации (приготовления) рабочих растворов.
Карта работы студентов на занятии Структура занятия:
Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает изложение нового материала. В конце каждого раздела приведены задачи для практической работы. Эти задачи прорабатываются студентами самостоятельно.
Каждый студент на практическом занятии имеет время для самостоятельной работы.
В конце каждого раздела методических рекомендаций даются задачи с целью проверки усвоения текущего материала и для контроля приводятся правильные ответы.
Текущий контроль знаний:
- самостоятельная работа «Метрическая система единиц»;
- самостоятельная работа «Приготовление растворов»; - компьютерный тест «Метрическая система единиц»; Заключительный контроль знаний:
- итоговый компьютерный тест по всем темам «Математические навыки в медицине».
В рамках контролирующей знания рабочей программы учтены рекомендации Федеральной программы по математике для студентов медицинских колледжей при оценке ответов на тесты используются следующие критерии: до 10% ошибок – 5 (отлично) до 20% ошибок – 4 (хорошо) до 30% ошибок – 3 (удовл.)
1. Расчет разовой дозы препарата.
В медицине используются 3 основные метрические единицы: (см. приложение 1,2) Грамм (г) – мера массы
Метр (м) – мера длины
Литр (л) – мера объема
Метрическая шкала имеет вид:
При расчете разовой дозы препарата очень удобно пользоваться этой шкалой.
1 м = 10 дециметров (дм) 1 м = 100 сантиметров (см) 1 м = 1 000 миллиметров (мм) 1 м = 10 000 децимиллиметров(дмм) 1м = 100 000 сантимиллиметров(смм) 1м = 1 000 000 микрометров (мкм |
! |
1 грамм = 1 000 миллиграмм (мг) 1 грамм = 1 000 000 микрограмм (мкг) 1 килограмм = 1 000 грамм (г) 1 грамм = 0,001 килограмм |
|
1 литр = 1 000 миллилитров (мл) = 1 дм3 1 миллилитр = 1 см3 |
|
Объем чайной ложки = 5 мл Объем десертной ложки = 10 мл Объем столовой ложки = 15 мл В 1 мл 20 капель раствора |
Соотношение единиц:
Давая пациенту таблетки и капсулы, нужно помнить несколько правил:
• точно разделить можно только специально помеченные таблетки или таблетки с насечкой;
• дозировка препарата, имеющегося у вас, и дозировка, назначенная врачом, должны быть в одинаковых единицах измерения.
Так, если врач назначил 1 г препарата, а у медсестры таблетки препарата по 500 мг, то она должна знать, что 1 г = 1000 мг, и дать больному 2 таблетки.
Для расчета дозы препарата можно использовать следующую формулу:
Требуемаядоза, т.е. назначениеврача Разовая доза препарата = Количество препаратавтаблетке |
Задачи для самопроверки
1. вспомните! определение: разовая доза, суточная доза и курсовая доза.
2. Переведите следующие единицы, используя метрическую шкалу:
10 мг = ______ г
0,1 мг = ______ дг
235 мг = ______ г
0,5 л = ______ мл
800 мл = ______ л 1,5 кг = ______ г
ОТВЕТЫ: 0.01 г; 0.001 дг; 0.235 г; 500 мл; 0,8 л; 1500 г.
Подсказка: выделенные цифры ставим на шкале на свое место.
А теперь сами:
|
Метрическая система единиц |
|
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
15 см = ? м 25 дм = ? см 350 мл = ? л 50 мкг = ? мг 20 г = ? мт |
25 дм = ? см 15 см = ? м 650 мл = ? л 150мкг = ? мг 15 г = ? мг |
25см = ? м 15дм = ? см 450мл = ? л 250мкг = ? мг 30 г = ? мг |
4 вариант |
5 вариант |
6 вариант |
15 дм = ? см |
35 см = ? м |
15 дм = ? см |
25 см = ? м 750 мл = ? л 250 мкг = ? мг 25 г = ? мг |
15 дм = ? см 550 мл = ? л 350 мкг = ? мг 40 г = ? мг |
25см = ? м 850мл = ? л 350мкг = ? мг 35 г = ? мг |
3. Пациенту назначен препарат в дозе 600 мг на прием. Препарат расфасован в граммах.
Сколько грамм нужно дать пациенту?
Решение: 1) Составим пропорцию: 1 г – 1000мг
Х г – 600мг
2) Теперь решим эту пропорцию
1г 600мг
Х= = 0,6 г
1000мг
Решение *эту задачу можно было решить и с использованием метрической шкалы. Ответы, конечно же, должны получиться одинаковые Ответ: необходимо дать пациенту 0,6 г препарата.
4. Пациент должен принимать лекарство в растворе по одной чайной ложке 2 раза в день в течение 10 дней.
Какое количество лекарственного раствора ему назначит врач?
Решение:
1) Объем одной чайной ложки = 5 мл
2)
3)
Ответ: необходимо выписать 100 мл лекарственного раствора
5. Пациент должен принимать лекарство в растворе по одной столовой ложке 3 раза в день в течение недели.
Какое количество лекарственного раствора ему следует выписать?
Решение:
1) Объем одной столовой ложки = 15 мл
3)
Ответ: необходимо выписать 315 мл лекарственного раствора
6. Медсестра должна дать пациенту препарат (или выполнить манипуляцию) 6 раз в течение суток. Первый прием состоялся в 7 часов утра. Укажите время последующих приемов в течение суток.
Решение:
Помнить, что сутки закончатся в 7 часов утра следующего дня.
Следовательно, медсестра должна выдавать препарат каждые 4 часа, т.к.24 :
6 = 4.
Ответ: время приема препарата: 11-00, 15-00, 19-00, 23-00, 3-00, 7-00
7. Таблетка содержит 0,02, т.е. 2 сантиграмма вещества Сколько таблеток необходимо дать пациенту?
Назначение врача |
Ответ: |
5 мг |
таблетки. |
0,25 мг |
таблетки. |
0,75 мг |
1таблетки. |
0,125 мг |
таблетки. |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ДЛЯ
Цель: Научиться рассчитывать растворы нужной процентной концентрации
1 тип задач. Раствор из сухого вещества и воды
Количество сухого вещества =
(количество рабочего раствора (ml)* % (г) раствора)/100 ml
Эта формула является следствием такого рассуждения:
Пусть необходимо приготовить 1л (т.е. 1000 ml) пятипроцентного раствора.
Вспоминаем, что 5% означает, что в 100 ml такого раствора содержится 5 грамм сухого вещества.
Составляем пропорцию 100 ml --- 5 г
1000 ml --- Х г
1000ml5г
Отсюда количество сухого вещества в 1л 5% раствора составит
100ml
Не забыть!!! При приготовлении раствора обязательно указать к о л и ч е с т в о в о д ы.
2 тип задач. Рабочий раствор из раствора более высокой концентрации и воды
Задача. Приготовить 2 литра 1,5 % раствора гипохлорита кальция из 5 % раствора.
Рассчитаем, сколько в этом случае потребуется 5% раствора и сколько необходимо добавить воды.
1 способ. Решаем поставленную задачу с использованием пропорций
ПОМНИМ: 2л = 2000мл
В 100 мл 1,5% раствора содержится 1,5 г гипохлорита кальция. В 100 мл 5% раствора содержится 5 г гипохлорита кальция.
А) Сколько грамм Б) Сколько мл 5% В) Рассчитаем гипохлорита кальция раствора гипохлорита количество воды:
должно быть в 2 литрах кальция надо взять,
1,5 % раствора? чтобы в этом объеме было 30 г вещества?
пропорция имеет вид: пропорция имеет вид:
100 мл (1,5%) – 1,5 г 100 мл (5%) – 5 г 2000 мл – 600 мл 2000 мл (1,5%) – х г х мл (5%) – 30 г (это 5% раствора)
= 1400 мл
Отсюда х=30 г Отсюда х = 600 мл
Ответ: Для приготовления 2 литров 1,5% раствора гипохлорита кальция необходимо взять 600 мл 5%раствора ( в нем будет содержаться 30 г вещества) и добавить 1,4 литра воды.
2 способ. Решаем задачу с использованием уравнения.
Кол-во концентрированного раствора (в литрах) *% раствора = кол-во рабочего раствора (в литрах)*% раствора |
V к.р. * % к.р.= Vр.р. * % р.р.
Задача. Приготовить 2литра 1,5 % раствора гипохлорита кальция из 5 % раствора.
Рассчитаем, сколько в этом случае потребуется 5% раствора и сколько
Вопросы для самоконтроля:
- уметь приготовить раствор из вещества в сухом виде (порошок, таблетки)
- уметь приготовить рабочий раствор из раствора более высокой концентрации
- уметь рассчитать концентрацию полученного рабочего раствора
Задачи для самопроверки:
1. Приготовить 3л 3 % раствора соды (90 г соды и 2910 мл воды)
2. Приготовить 4л 4% раствора соды (160 г соды и 3840 мл воды) 3. Приготовить 5л 5% раствора соды (250 г соды и 4750 мл воды).
4. Приготовить 3л 3% раствора из 5% раствора (1,8 л мат. р-ра 1,2 л воды)
5. Приготовить 4л 4% раствора из 5% раствора (3,2 л мат. р-ра и 800 мл воды)
6. Приготовить 5л 5% раствора из 10% раствора (2,5 л р-ра и 2,5 л воды)
7. Приготовить 2л 4% раствора из 5% раствора (1,6 л р-ра и 0,4 л воды)
8. Рассчитать концентрацию рабочего раствора, если для его приготовления использовали 3,2 л воды и 800 мл 5% раствора гипохлорита кальция.
ОТВЕТ: 1%
9. Рассчитать концентрацию рабочего раствора, если для его приготовления использовали 3,2 л 5% раствора гипохлорита кальция и 800мл воды.
ОТВЕТ: 4%
10. Для приготовления 1,5% раствора взяли 5% маточный раствор и добавили 3,5л воды. Сколько получилось рабочего раствора?
ОТВЕТ: 5л
11. Для приготовления 0.25% раствора взяли 5% маточный раствор и добавили 9,5л воды. Сколько получилось рабочего раствора?
ОТВЕТ: 10л
12. Дано: перекись водорода в таблетках 33%
Приготовить 1 стакан (200 мл) 3% раствора перекиси водорода. Сколько таблеток надо положить в стакан?
13. Задача Перельмана Я.И.
Дано: 30-процентный и 3-процентный растворы перекиси водорода. Приготовить 1 литр 12-процентного раствора.
Цель: научиться рассчитывать водный баланс пациента и оценивать полученный результат
Вопросы для самоконтроля:
Критерии оценки водного баланса
Отрицательный - _____ % от поступившей в течение суток в организм пациента воды.
Нормальный - ______ % от поступившей в течение суток в организм пациента воды.
Положительный - ______% от поступившей в течение суток в организм пациента воды.
Задача для самопроверки:
В течение суток в организм пациента поступило 2 л жидкости.
Рассчитать, сколько жидкости выделит пациент при
- отрицательном водном балансе (ОТВЕТ: до 1,4 л);
- нормальном водном балансе (ОТВЕТ: от 1,4 л до 1,6 л);
- положительном водном балансе (ОТВЕТ: более 1,6 л).
Цель пробы: оценка выделительной и концентрационной функций почек.
|
Критерии оценки выделительной функции почек |
|||
Дневной диурез(600-900) ; (900-1200) ; (1200-1500) ; (1500-1800) |
Ночной диурез (1800-2100) ; (2100-2400) ; (000-300) ; (300-600) |
|||
|
|
суточного диуреза |
суточного диуреза |
|
Сейчас мы должны рассчитать водный баланс, а также дневной и ночной диурезы:
1. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он
выделил 1,6 л мочи. ( ОТВЕТ: Водный баланс отрицательный; Ночной
диурез ≈ 530 мл; Дневной ≈1070 мл);
2. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он
выделил 1,8 л мочи. (ОТВЕТ: Водный баланс нормальный; Ночной диурез
600мл; Дневной 1200мл);
3. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 2,1 л мочи. (ОТВЕТ: Водный баланс положительный; Ночной диурез 700мл; Дневной 1400мл)
Некоторые препараты дозируются не в единицах метрической системы (например, граммах), а в ЕД или МЕ.
В ЕД (единицах действия) измеряются, например, антибиотики, инсулин, панкреатин, нистатин, ботокс.
МЕ (международная единица) — в фармакологии это единица измерения количества вещества, основанная на биологической активности. Используется для витаминов, гормонов, некоторых лекарств, вакцин, составляющих крови и подобных биологически активных веществ.
Цель: уметь рассчитывать количество препарата (антибиотика) для пациента в соответствии с назначением врача.
(см. приложение 1, 5) Вопросы для самоконтроля:
1. Какие растворы используются для разведения антибиотиков? Какой концентрации?
2. При классическом разведении:
Во флаконе 1 000 000 ЕД – необходимо добавить _____ мл раствора
Во флаконе 500 000 ЕД – необходимо добавить _____ мл раствора Во флаконе 0,5г – необходимо добавить _____ мл раствора
Во флаконе 0,25г – необходимо добавить _____ мл раствора
(ОТВЕТЫ: 10 мл; 5 мл; 5 мл; 2.5 мл)
3. При произвольном (практическом, рабочем) разведении использовать ______ мл раствора антибиотика на одного пациента на 1 инъекцию
Задача1. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 10 мл раствора новокаина. Назначение врача: необходимо сделать инъекцию 90 000 ЕД. Вычислить: Сколько мл раствора вы набираете в шприц для инъекции? Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика? Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?
(ОТВЕТ: 0,9мл; 9.1 мл ; 910 000 ЕД.)
Задача 2. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 10 мл раствора новокаина. Назначение врача: Необходимо сделать инъекции трем пациентам по 300 000 ЕД. Вычислить: Сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции? Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика? Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?
(ОТВЕТ: 3 мл ; 3 мл; 3 мл; 1 мл; 100 000 ЕД)
Задача 3. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 8 мл раствора новокаина. Назначение врача: Необходимо сделать инъекции двум пациентам: одному 300 000 ЕД, другому – 500 000 ЕД. Вычислить: Сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции? Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика? Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?
(ОТВЕТ: 2,4 мл; 4 мл; 200 000 ЕД; 1,6 мл)
Задача 4. Во флаконе 1 000 000 ЕД пенициллина. Для разведения использовали 7 мл раствора новокаина. Назначение врача: Необходимо сделать инъекции двум пациентам: одному – 400 000 ЕД, другому- 500 000 ЕД. Вычислить: сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции? Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика?
Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?
(ОТВЕТ: 2,8 мл; 3,5 мл; 100 000 ЕД; 0,7 мл)
Задача 5. Во флаконе 0,5 г антибиотика. Для разведения использовали 4 мл раствора новокаина. Назначение врача: Необходимо сделать инъекции двум пациентам: одному – 0,2 г, другому 0,15 г. Вычислить: Сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции? Сколько остается во флаконе грамм антибиотика? Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?
(ОТВЕТ: 1,6 мл; 1,2 мл; 0,15 г; 1,2 мл)
Задача 6. Во флаконе 1 000 000 ЕД пенициллина. Для разведения использовали 8 мл раствора новокаина. Сколько ЕД пенициллина содержится в 1 мл раствора 2 мл раствора; 2,4 мл раствора; 4 мл раствора; 6 мл раствора?
(ОТВЕТ: 125 000 ЕД; 250 000 ЕД; 300 000 ЕД; 500 000ЕД; 750 000 ЕД)
Задача 7. Дано: 10 ампул 4% раствора гентамицина по 2ml. Назначение врача – 160 000 ЕД 2 раза в сутки. Сколько мл вы набираете в шприц для инъекции?
Помнить: соответствие 1г = 1 000 000 ЕД
1. Сколько грамм гентамицина содержится в 1 мл 4% раствора гентамицина?
100 мл (4%) -- 4 г см. раздел 3
1 мл -- Х г Х = 0,04 г
2. Сколько ЕД составляют 0,08 г?
1 000 000 ЕД -- 1 г
Х ЕД -- 0,04 г Х = 40 000 ЕД, т.е. в одной ампуле 80 000 ЕД
3. Сколько мл гентамицина необходимо набрать в шприц?
160 000 : 40 000 = 4 мл
Ответ: Для инъекции необходимо набрать в шприц 4 мл гентамицина, что соответствует 2 ампулам.
Сколько грамм гентамицина в одной ампуле?
100 мл - 4г
2 мл - х г
Х= 0,08 г
|
|
|
|
15.03 |
Иванов И.И. |
Гентамицин 160 000 ЕД |
- |
|
|
|
|
Лист назначений
Сколько грамм гентамицина назначил врач?
1 000 000 ЕД - 1 г 160 000 ЕД - х г х = 0,16 г А теперь анализируем полученные результаты:
так как в одной ампуле 0,08 г, а нам нужно 0,16 г, то мы делим 0,16 на 0,08 и получаем количество ампул, которое нам нужно взять для инъекции (0,16:0,08= 2 ампулы ).
Ответ: Для инъекции необходимо набрать в шприц 4 мл гентамицина, что соответствует 2 ампулам.
Задача № 8. Больному назначен антибиотик для парентерального (в/м введения) в дозе 400 000 ЕД 2 раза в день. Курс антибиотикотерапии - 7дней. В аптеке имеется данный антибиотик в такой форме выпуска:250 000 ЕД во флаконе (порошок)
ВОПРОС: сколько флаконов надо выписать больному на курс лечения? (Сколько флаконов купить в аптеке?)
Сколько надо купить упаковок?
А сколько ампул будет использовано?
Задачи для самостоятельной работы
№ |
Название антибиотика |
Назначение врача |
Вопросы: |
РЕШЕНИЕ |
1 |
АМПИОКС. Доза во флаконе 0,5 г. Классическое разведение.
|
Ввести 250 000 ЕД |
|
|
2 |
ЦЕФАЗОЛИН. Доза во флаконе 1,0 г. Классическое разведение.
|
Ввести 300 000 ЕД |
|
|
3 |
БЕНЗИЛПЕНИЦИЛЛИНА НАТРИЕВАЯ СОЛЬ. Доза во флаконе 1 000 000 ЕД. Разведен 4,0 ml
|
Ввести 0,5 г |
|
|
4 |
БИЦИЛЛИН –5. Доза во флаконе 1 200 000 ЕД. Разведен 6,0 ml
|
Ввести 600 000 ЕД |
|
|
5 |
ГЕНТАМИЦИН. Раствор в ампуле 4% -2,0 ml
|
Ввести 40 000 ЕД |
|
|
6 |
ЛИНКОМИЦИН. Раствор в ампуле 30% - 1,0 ml |
Ввести 300 000 ЕД |
|
называется объем самого маленького деления шприца
максимальныйобъемшприца Цена деления шприца = количестводелений |
объем крупногоделения Цена деления шприца = |
|
количество мелких делений в крупном деле |
нии |
Пример
1.Определите цену деления шприца.
2. Сколько мл ЛС в шприце?
Найдите соответствие:
Номер шприца – цена
деления
2. –
3. –
4. – 5. – 6. –
7. – 8. – 9. – РАЗДЕЛ 6. МАТЕМАТИКА В ПЕДИАТРИИ. ЗДОРОВЫЙ
Антропометрия изучает физические показатели развития ребенка: масса,
рост, пропорциональность
Масса. средняя прибавка за первое полугодие – 800 грамм в месяц
m I полугодия = m рожд. + 800 n,
где n – количество месяцев жизни (от 1 до 6)
Среднемесячная прибавка массы тела во втором полугодии – 400 грамм
m II полугодия = m рожд. + 4800 + 400 n, где n – количество месяцев жизни (от 1 до 6)
7 месяцев ------ n=1
8 месяцев ------ n=2
9 месяцев ------ n=3
10 месяцев ------ n=4
11 месяцев ------ n=5
12 месяцев ------ n=6
Массу тела ребенка после года и до 10 лет можно рассчитать по формуле
m тела после 1 года = 10 + 2 n, где n – число лет после года (n = 1 - 10) |
Рост ребенка.
Рост ребенка после года определяется по формуле
l после 1 года = 75 + 5 n, где n – возраст до 5 лет
l старше 5 лет = 100 + 6( n – 4), где n – количество лет
после 5
Зубы появляются к 6-7 месяцам. При расчете количества зубов используется формула
N -- 4,
где N – количество месяцев до 2 лет
|
Помните! |
-объем приготовленных растворов может быть от 2 мл (объем шприца) до 500 мл ( объем флакона); |
|
-- исходной строкой пропорции чаще всего будет соответствие: в 100 мл раствора всегда столько граммов сколько % |
|
Пример: в 100 мл 1,5% раствора – 1,5 г вещества 3 % -- 3 г 20 % -- 20 г |
Дано: назначение врача 250 мл стерильного 5% раствора Glucosum для введения внутривенно капельно. Сколько грамм глюкозы в растворе? Решение: 100 мл (5%) – 5 г
250 мл – х г х = = 12,5 г
Дано: 30.0 мази, содержашей 1% димедрола (Dimedrolum), 10% стрептоцида (Streptocidum), 5% окиси цинка (Zinci oxydum). Наружное. Сколько грамм димедрола, стрептоцида, окиси цинка содержится в мази?
А) Для оказания желчегонного эффекта надо принимать магнезию (MgSO4) 20% по 1 столовой ложке 3 раза в день. Для слабительного эффекта достаточно 10-15 г. Будет ли слабительный эффект? Вспомните, сколько мл в 1 столовой ложке?
Решение: 100 ml (20%) -- 20 г
15 ml – х г х = = 3 г Ответ: нет, слабительного эффекта не будет.
Б) Для тюбажа (тюбаж — лечебное мероприятие с целью опорожнения желчного пузыря, осуществляется при помощи дуоденального зонда либо путем приема желчегонных средств с одновременным прогреванием области печени) используют 200мл 10 % или 100 мл 20 % магнезии. Будет ли слабительный эффект?
Дано: 6 ампул 1% раствора Furosemidum по 2 ml. Сколько ml надо ввести внутривенно, если при остром отёке лёгких врач назначил 40 мг?
Решение:
1. Сколько г фуросемида в 1 ампуле?
100ml(1%) - 1 г 2ml - х г х = = 0,02г |
2. Сколько это мг? (см. метрическую шкалу)
0,02 г = 20 мг т.е. в одной ампуле 20 мг фуросемида. |
3. Сколько ампул содержат 40 мг вещества?
40 : 20 = 2 ампулы.
|
Сколько мл клофелина нужно ввести под кожу, если врач назначил 50 мкг.
Rp: Sol. Clophelini 0,01 % 1 ml
D.t.d. N 10 in amp S. по ???? под кожу.
Решение:
1. Сколько грамм клофелина содержится в 1 ампуле? 100 ml (0,01%) – 0,01 г 1 ml – х г; х = = 0,0001 г |
2. Сколько это мл? (см. метрическую шкалу)
0,0001 г = 100 мкг |
3. Сколько ампул необходимо взять? 50 мкг = 0,5 ml 0,01 %,
т. е пол-ампулы (0,5 мл) под кожу |
Ампулы 40% глюкозы по 10 ml.
Приготовить 5% раствор глюкозы, используя 200 ml физраствора и ампулы.
Решение:
1. Сколько грамм глюкозы содержится в 1ампуле? 100 ml (40%) – 40 г 10 ml – х г; 10*40 х = 100 = 4 г |
2. Сколько грамм глюкозы необходимо для приготовления 200 мл 5% раствора? Если в 100 ml (5%) – 5 г, то в 200 ml, соответственно, в 2 раза больше – 10 г |
Сколько ампул необходимо использовать, чтобы в них было 10 грамм глюкозы? Ответ: 2,5 ампулы |
Теперь нам надо научиться разбираться с растворами, концентрация которых задана отношением, например, 1:5.
Переведем в %.
Сначала рассмотрим простые и ясные примеры:
Пример 1. Дано: раствор 1:1. Т.е., например, одна часть спирта и одна часть воды.
Часть, как вы понимаете, это может быть капля или чайная ложка, или стакан и т.д. Теперь решаем. Вместе получилось 2 части.
1 ч - х %
х=50%, раствор имеет концентрацию 50%
Пример 2. Дано: раствор 1:3.
1 ч - х %
х=25%, раствор имеет концентрацию 25%
Пример 3.Дано: раствор 1:5. Решите сами.
ЗАДАЧА № 7 Дано: 50 мл желудочных капель. в состав которых входят:
настойка мяты (Tinctura Menthae) настойка полыни (Tinctura Absinthii), в соотношении 3:3:4. настойка валерианы (Tinctura Valerianae)
Принимать по 20 капель 3 раза в день во время еды 2 недели. Сколько мл каждой настойки входит в состав капель? Сколько мл желудочных капель принял пациент за 2 недели? Сколько мл каждой настойки пациент принял за 2 недели? Сколько капель осталось во флаконе?
Дано: 10 ампул 0,1% адреналина по 1 ml. Флакон раствора новокаина, 200 мл. Сколько надо добавить адреналина к 200 ml новокаина. Для получения концентрации 1: 200 000.
Решение: Избавимся от концентрации 1:200 000 и перейдем к привычным процентам: должны получить почти 0,0005%, так?
Сколько грамм вещества в одной ампуле? 100 мл – 0,1 1 мл - х х = 0,001 г |
Сколько грамм вещества должно содержаться в 200 мл приготавливаемого раствора? 100 мл – 0,0005 г 200 мл – х г ; х = = 0,001г А сколько же ампул надо использовать, чтобы получить во флаконе это количество адреналина? 100 ml (0,1%) -- 0,1 г Х ml – 0,001 г; Х = = 1 ml Ответ: 1 мл, т.е. 1 ампула |
Ампулы адреналина 0,1% по 1 ml; флакон физраствора, 500 ml.
Задача: приготовить раствор концентрации 1: 200 000
Решение: Указанная концентрация означает, что в 200 000 мл содержится 1 г вещества.
1) Концентрация рабочего раствора (см. задачу №6 данного раздела)
1 г -- 200 000 ml
х г – 100 ml х = 0,0005 %
2) Сколько грамм адреналина должно быть в 500 ml?
100 ml (0,0005 %) – 0,0005 г
500 ml – Х г Х = 0,0025 г
3) Сколько грамм адреналина в 1 ампуле?
100 ml (0,1%) – 0,1 г
1 ml – Х г Х = 0,001 г
4) Сколько ампул необходимо использовать для получения раствора?
= 2,5 ампулы
Боясь ошибиться в устных расчетах, медсестра взяла листок бумаги и карандаш.
ВОПРОС: как вы думаете, какие математические вычисления проведет медсестра?
Задачи для самостоятельной работы:
1)
|
Дано: 30,0 мази, содержащей 5% анестезина (Anaesthesinum) и 1% левомицетина (Laevomycetinum). Наружное. Сколько грамм анестезина и левомицитина входит в состав мази?
|
2)
|
Дано: 50,0 мази, содержащей 2% тетрациклина (Tetracyclinum) и 4% нистатина (Nystatinum). Наружное. Сколько грамм тетрациклина и нистатина входит в состав мази?
|
3)
|
Дано: 50.0 мази на вазелине (Vaselinum) и ланолине (Lanolinum) поровну, содержащей 10% танина (Tanninum). Для смазывания пораженных участков кожи. Сколько грамм вазелина, ланолина и танина входит в состав мази?
|
4)
|
Дано: мазь содержит анестезин - 2,5 грамма и вазелин до 50 грамм, рассчитать процентное содержание анестезина в мази. |
5)
|
Дано: Лидокаин вводят из расчета 3,5 мг на кг тела. Сколько 10% раствора лидокаина необходимо ввести пациенту массой тела 70 кг
|
6)
|
Дано: 5 ампул 10% раствора новокаинамида (Novocainamidum) по 5 мл для внутримышечного введения. Рассчитать объем вводимого раствора для больного весом 50 кг, если разовая доза равна 10мг/кг.
|
7)
|
Дано: 10 ампул 0,2% раствора платифиллина гидротартрата по 1 мл. Рассчитать дозу платифиллина в 1 мл, назвать в миллиграммах
|
8)
|
Дано: Ампулы 40% глюкозы по 10 ml. Приготовить 5% раствор глюкозы, используя 500 ml физраствора.
|
9)
|
Дано: для обработки слизистой используется раствор перманганата калия KMnO4 1:1000.Укажите концентрацию в процентах %. Приготовить 100 мл раствора.
|
10)
|
Молодая мама имеет на руках назначение врача: для ингаляции ребенку использовать 0,01% раствор нафтизина. |
|
В аптеке она купила раствор нафтизина - 10 мл 0,05% и физраствор (0,9%) для разведения. Домой все принесла, а как приготовить раствор – не знает. Научите маму: как приготовить 10 мл раствора в соответствии с назначением врача.
|
11) |
В вашем распоряжении дозатор емкостью 50 мл, имеющий регулятор переключения скорости подачи раствора в вену, заполненный 0,5 % раствором дофамина. Какую скорость(мл/час) надо установить на дозаторе, чтобы пациент весом 50 кг. получил дофамин в дозе 5 мкг/кг в минуту.
|
Инсулин выпускается во флаконах по 40 ЕД/мл или по 100 ЕД/мл. Они содержат 40 ЕД инсулина в 1 мл или 100 ЕД инсулина в 1 мл.
В настоящее время для введения инсулина выпускаются специальные шприцы, откалиброванные в ЕД.
Т.о., если врач назначает 25 ЕД инсулина, то вы должны набрать препарат в шприц до отметки 25 ЕД из соответствующего вашему шприцу флакона.
Иногда, при отсутствии инсулинового шприца, необходимо уметь рассчитать нужное количество инсулина в мл и ввести его обычным шприцом.
Пример
Назначение врача: 20 ЕД инсулина в 8 часов утра. Дано: флакон с 10 мл инсулина по 40 ЕД/мл Применение:
Вы можете набрать 20 ЕД инсулина из 10 мл флакона, используя инсулиновый шприц, рассчитанный на 40 ед. В миллилитрах это будет 0,5 мл.
Задачи для самоконтроля |
|
Назначение врача: 32 ЕД инсулина. Имеем: флакон инсулина по 40 ЕД/мл. Есть инсулиновый шприц, рассчитанный на 40 ЕД. Сколько мл инсулина следует набрать в шприц? Выбрать номер правильного ответа: 1) 0,2 мл 2) 2 мл 3) 0,4 мл 4) 0.8 мл ОТВЕТ: 4 |
1. 16 ЕД инсулина - _____ мл 28 ЕД инсулина - _____ мл 36 ЕД инсулина - _____ мл 44 ЕД инсулина - _____ мл
2. 0,5 мл - _____ ЕД инсулина 0,6 мл - _____ ЕД инсулина 0,8 мл - _____ ЕД инсулина 0,9 мл - _____ ЕД инсулина
|
Разберемся с гепарином.
Гепарин выпускается во флаконах по 5 000 МЕ и по 25 000 МЕ. Они содержат 5 000 МЕ гепарина в 1 мл.
Детям препарат вводят в/в капельно: в возрасте 1- 3 мес - 800 МЕ/кг/сут,
4-12 мес - 700 МЕ/кг/сут,
В 1 мл 5 000 МЕ старше 6 лет - 500 МЕ/кг/сут
Взрослым гепарин вводят п/к (в область живота).
В настоящее время для введения гепарина НЕТ специальных шприцев, будем пользоваться обычными одноразовыми.
Необходимо уметь рассчитать нужное количество гепарина в мл и ввести его пациенту.
Пример:
Назначение врача: 10 000 МЕ гепарина в 8 часов утра.
Дано: флакон с гепарином.
Сколько мл гепарина следует набрать в шприц?
Пример:
Назначение врача: выполнить инъекцию (разводя гепарин в 0.9% растворе NaCl) ребенку 3 лет. Вес 15 кг.
Дано: флакон с гепарином.
Сколько мл гепарина следует набрать в шприц и ввести во флакон с физраствором?
Учебники и учебные пособия:
1. Енгибарьянц, Г. В. Педиатрия с детскими инфекциями. Практикум: [Текст]/ Г. В. Енгибарьянц. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 576 с.
2. Запруднов, А.М. Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: учеб.для студентов учреждений сред.проф.образования. [Текст]/А.М. Запруднов, К.И.Григорьев 2011. – 560с.
3. Коробковой С.А. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. – 33 с.
4. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". 2-е изд., испр. и доп – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
5. Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
6. Сборник задач по медицинской и биологической физике: Методическое пособие / Под общ. ред. зав. каф. физики ВолгГМУ, доцента, 2014. – 124 с.
Электронные ресурсы:
6. http://aplik.ru/konspekty/nuzhna-li-matematika-meditcinskomu-rabotniku/.
Нужна ли математика медицинскому работнику. [Электронные ресурс]
7. http://festival.1september.ru/articles/627930/. Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. [Электронные ресурс]
8. http://mybiblioteka.su/9-63397.html Роль математики в медицине. [Электронные ресурс]
9. http://www.astromeridian.ru/astro/astrologija5729.html. Медицинская математика. [Электронные ресурс]
10. http://www.serdechno.ru/enciklopediya/5808.html. Статья
«Математические методы в медицине». [Электронные ресурс]
11. http://www.studfiles.ru/preview/468983/Ситуационные задачи с ответами [Электронные ресурс]
12. http://zrenielib.ru/docs/index-448.html. Математика и медицина.
[Электронные ресурс]
13. Баврин И.И. Краткий курс высшей математики для химикобиологических и
14. В.П. Омельченко, Э.В. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 380 с. Математика. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений /
15. В.С. Михеев, О.В. Стяжкина, О.М. Шведова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 896 с. Математика. Учеб. пособие для среднего профессионального образования /
16. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей [Электронные ресурс] – Изд. 2-е, дополн. И перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2013, 442 с.
17. Гилярова, М.Г. Математика для медицинских колледжей / М.Г. Гилярова. – М.: Феникс, 2011. – 416 с.
18. Е.В. Филимонова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 415 с
19. Киселева Л.В. Пособие по математике для студентов медицинских училищ и колледжей / Л.В. Киселева. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ
Росздрава», 2005. – 168 с.12
20. Математика. Учебное пособие для среднего профессионального образования медицинских специальностей / И.И. Баврин. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 328 с.
21. Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. http://www.serdechno.ru/enciklopediya/5808.htmlДрофа, 2001. – 192 с.
22. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. Техноло гий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. – Электрон. дан. – М. :Рос. гос. б-ка, 1997 – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный
23. Электронная библиотека: Медицинская книга, литература, электронные медицинские книги. – Электрон.дан. -
http://www.medbook.net.ru, свободный
Приложение 1
Метрическая система единиц |
Приготовление рабочих растворов |
Разведение антибиотиков |
Набор инсулина в шприц |
Водный баланс |
||||||||||||
Мера длины: 1м = 10 дм 1м = 100 см 1м = 1000 мм 1м = 10000 дмм 1м = 100000 смм 1м = 1000000 мкм
Мера веса: 1г = 10 дг 1г = 100 сг 1г = 1000 мг 1г = 10000 дмг 1г = 100000 смг 1г = 1000000 мкг
Мера объема: 1л = 10 дл 1л = 100 сл 1л = 1000 мл 1л = 10000 дмл 1л = 100000 смл 1л = 1000000 мкл
|
Пример: Приготовить 2 л 3% р-ра гипохлорита кальция 5% 1)С использованием пропорции -Сколько грамм в-ва сод.в 2 л 3% р-ра? 100мл(3%)-3 г 2000мл(3%)-Х г Х = = 60 г -В каком к-ве 5% р-ра содержится 60 г в-ва? 100 мл(5%) - 5г Х2 мл - 60г Х = = 1200 -Ск-ко воды? 2000-1200=800 |
1.Классический способ разведения: Помнить: 1 мл – 100000ЕД 1000000 ЕД + 10 мл 1 г + 10 мл 2.Рабочий способ (произвольный): 2-5 мл р-ра необходимо на одного пациента для одной инъекции. Пример: Флакон антибиотика содержит 1000000 ЕД, развести классическим способом. Назначение 90000 ЕД Вопросы: 1.Сколько мл р-ра вы возьмите для иньекции? Решение: |
Помнить: 1 мл – 40 ЕД
Пример: Набрать 20 ЕД инсулина в шприц Решение: 40 ЕД - 1 мл 20 ЕД – Х мл Х= =0,5 мл Ответ: Для введения 20 ЕД необходимо набрать в |
Критерии: Отрицательный (-)<70 % Нормальный (N) 70-80% Положительный (+)>80% Пример: Пац. выпил 2 л воды, если он: Выделит 1,3л 2 л-100% 1,3л-Х% Х= =65%(«-») Отрицательный баланс Выделит 1,5 л 2 л-100% 1.5л-Х% Х= («N») Нормальный баланс Выделит 1.7л 2 л-100 % 1.7л- Х % 33 |
Пример: Сколько сг в 100мкг? 1)С использованием пропорций: 100 мкг = Х сг 1000000 мкг -100 сг 100 мкг - Х сг Х = = 0,01сг 2)С использованием шкалы: м дм см мм дмм смм мкм л дл сл мл дмл смл мкл г дг сг мг дмг смг мкг I____I_____I_____I_____I_____I_____I 0, 0 1 |
мл 2)С использованием уравнения: Уравнение имеет вид:
2л * 3% = Хл * 5% Раб. р-р мат. рр Х =
=1,2л Маточного р-ра
Ответ: Для приготовления 3% раб. р-ра необходимо взять 1,2л маточного 5% рра и добавить 800 мл воды |
1) 1000000 ЕД - 10 мл 90000 ЕД – Х мл Х = =0,9 мл 2.Сколько ЕД и мл останется во флаконе? Решение: 2) 1000000 ЕД – 90000ЕД = 910000ЕД 10 мл – 0,9 мл = 9,1 мл Ответ: 1)Для инъекции нужно набрать в шприц 0,9 мл р-ра антибиотика. 2) Во флаконе останется 9,1 мл, это 910000 ЕД |
шприц 0,5 мл инсулина
Гепарин. 1 мл – 5000 мс
Здоровый ребёнок. От рождения - до года: (Ежемесячна я прибавка) Вес – 3000гр. 1-6 мес. по 800 гр. 7-12 мес по 400гр. Рост – 50 см 1- 3 мес.по 3 см 4-6 мес.по 2.5 см 7-9 мес.по 1.5 см 10-12 мес. по 1 см |
Х= =85%(«+»)
Положительный баланс |
34 35
Приложение 2
Мера длины: 1 м = 10 дм 1 м = 100 см 1 м = 1 000 мм 1 м = 10 000 дмм 1 м = 100 000 смм 1 м = 1 000 000 мкм
Пример: |
Мера веса: 1 г = 10 дг 1 г = 100 сг 1 г = 1 000 мг 1 г = 10 000 дмг 1 г = 100 000 смг 1 г = 1 000 000 мкг
|
Перевести 350 мкг в миллиграммы?
т.е. 350 мкг - ? мг
1. С использованием пропорций:
1 000 000 мкг – 1 000 мг
350 мкг – Х мг
Х= = 0,35 мг
2. С использованием шкалы:
м дм см мм дмм смм мкм л дл сл мл дмл смл мкл г дг сг мг дмг смг мкг
0, 3 5 0
Ответ: 350мкг = 0,35 мг
36
Приложение 3 Приготовление рабочих растворов
Пример:
Приготовить 2 л 3% раствора гипохлорита кальция
из 5% раствора
1. С использованием пропорции:
Сколько грамм вещества содержится в 2 л 3% раствора? Составим пропорцию
100 мл (3 %) – 3 г 2000 мл (3%) – Х г Х= 60 г
В каком количестве 5% раствора содержится 60 г вещества?
100 мл (5%) – 5 г
Сколько воды необходимо добавить?
2 000мл - 1 200 мл = 800 мл
2.С использованием уравнения:
! V p.p. · % p.p. = V к.p. · % к.p. !
Решение: 2 л · 3% = Х л · 5%
2л3%
Ответ: Для приготовления 2 л 3% рабочего раствора необходимо взять
1,2 л 5% раствора и добавить 800 мл воды
37
Приложение 4 Водный баланс
|
Отрицательный (–) < 70% |
Нормальный (N) 70-80% |
|
Положительный (+) > 80% |
Пример:
В течение суток в организм пациента поступило 2 л жидкости |
|
Если он выделит: 1,3 л 2 л – 100% 1,3 л – Х% Х 65% (–) |
→Отрицательный баланс |
Если он выделит: 1,5 л 2 л – 100% 1,5 л – Х% Х 75% (N) |
→Нормальный баланс |
Если он выделит: 1,7 л 2 л –100% 1,7 л – Х% Х 85% (+) |
→Положительный баланс |
Проба по Зимницкому
Цель: оценка выделительной и концентрационной функций почек.
Критерии оценки выделительной функции почек |
|
Дневной диурез (600-900); (900-1200); (1200-1500); (1500-1800) |
Ночной диурез (1800-2100); (2100-2400) ; (000-300) ; (300-600) |
суточного диуреза |
суточного диуреза |
1. Классический способ разведения:
! 1 мл – 100 000 ЕД 1 000 000ЕД +10мл
1 г + 10мл
2. Рабочий способ (произвольный, практический):
! 2-5 мл раствора необходимо на одного !
пациента для одной инъекции
Пример:
Флакон антибиотика содержит 1 000 000 ЕД, развести классическим способом. Назначение врача: 90 000 ЕД.
1. Сколько мл раствора вы возьмете для инъекции?
1 000 000 ЕД – 10 мл
90000ЕД 10мл
90 000 ЕД – Х мл Х 1000000ЕД 0,9мл 2.Сколько мл раствора останется во флаконе?
10 мл – 0,9 мл = 9,1 мл
Сколько это ЕД? 1 000 000 ЕД – 90 000 ЕД = 910 000 ЕД
Ответ:
1) Для инъекции нужно набрать в шприц 0,9 мл раствора антибиотика.
2) Во флаконе останется 9,1 мл; это 910 000 ЕД
Приложение 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
с 1 мес. до 3 мес. прибавляется 3 см ежемесячно |
с 4 мес. до 6 мес. прибавляется 2.5 см ежемесячно |
с 7 мес. до 9 мес прибавляется 1.5 см ежемесячно |
с 10 мес.до 12 мес прибавляется 1 см ежемесячно |
||||||||||
! |
За первый год жизни ребёнок утраивает вес и прибавляет в росте 25 см
|
|
|||||||||||
Пример:
Ребёнок 8 месяцев. При рождении вес 3350 г. Длина тела 51 см.
В настоящее время ВЕС: 3350 г + 800 г 6 мес + 400 г 2 мес = 8950 г ДЛИНА ТЕЛА: 51 см + 3 см 3 мес + 2,5 см 3 мес + 1.5 см 2 мес = 70,5 см |
Приложение 7
! В 1 мл 40 ЕД инсулина !
Назначение врача, ЕД |
Набираем в шприц, МЛ |
8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
0,2 0,3 0,4 |
|
Пример:
Набрать в шприц 24 ЕД инсулина. Сколько это мл? Составим пропорцию:
40 ЕД – 1 мл
24ЕД 1мл
24 ЕД – Х мл Х 40ЕД 0,6мл
Ответ:
Для введения 24 ЕД необходимо набрать в шприц
0,6 мл инсулина.
42
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.