Пособие в помощь классному руководителю
Оценка 5

Пособие в помощь классному руководителю

Оценка 5
Документация
doc
администрации
Взрослым
09.05.2018
Пособие в помощь классному руководителю
Пособие в помощь классному руководителю содержит: - описание содержания деятельности руководителя группы; - рекомендации по изучению личности и коллектива студентов; - рекомендации по работе с родителями; - рекомендации по планированию работы; - рекомендации по организации самоуправления в группе. - методы контроля и анализа воспитательной работы.Пособие в помощь классному руководителю
Будасова С.А. В помощь классному руководителю.doc
«Ростовский­на­Дону колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий» («РКРИПТ») ГБПОУ РО С.А. Будасова, В ПОМОЩЬ КЛАСНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПОСОБИЕ 2018 ВВЕДЕНИЕ      Благополучие любой страны и её будущее в немалой степени зависят от того, какие специалисты   придут  на  производство,   в  связи  с  чем  необходимо   обеспечение   качества подготовки   специалиста,   что   в   свою   очередь   зависит   от   качества   работы   педагогов   и руководителей студенческих групп.  Функции   воспитательной   стратегии   в   колледже   возлагаются   на   директора   и   его заместителей,   которые   разрабатывают   содержание,   формы,   методы   и   средства воспитательного   процесса.   Классный   руководитель   производит   «индивидуальную аранжировку»   воспитательного   влияния   учебного   заведения,   формируя   коллектив, направляя индивидуальное развитие студентов. Понятно, что каждый педагог заинтересован в успехе своей деятельности, но опыт показывает,   что   многие   испытывают   значительные   трудности   из­за   недостатка практических знаний. Ситуация, при которой преподаватель вынужден искать решения, подходы,   устанавливая   методом   проб   и   ошибок   их   эффективность,   в   то   время   как существует   проверенный   практикой   опыт,   который   можно   использовать   в   своей деятельности, нельзя считать оправданной. Деятельность классного руководителя имеет сложный и многоплановый характер. Было бы неосмотрительно предполагать, что можно достичь успеха, пренебрегая какими­ либо   направлениями   в   работе,   будь   то   планирование,   работа   с   активом,   работа   с родителями или организация личного труда. Конечно же, палитра индивидуальных красок педагогических техник многопрофильна и многопланова.  Воспитательный   процесс   имеет   ряд   особенностей.   Сущность   воспитания   можно обнаружить   там,   где   формирование   личности   имеет   управляемый,   контролируемый характер,   где   студенты   руководствуются   сознательными   намерениями,   действуют   в соответствии с поставленными задачами. Процесс воспитания – процесс комплексный. Это единство   целей,   задач,   содержания,   форм   и   методов,   подчинённое   идее   целостности формирования   личности.   Процесс   воспитания   должен   быть   комплексным,   что,   в   свою очередь,   требует   соблюдения   целого   ряда   педагогических   требований,   тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. И по большому счёту, это таинство общения. Здесь всё играет роль: мимика, жесты, пластика, интонация, внешний облик,   действия и т.п. Но нельзя забывать и о том, что высокая требовательность, взаимная помощь, глубокое чувство уважения друг к другу – неотъемлемые   составляющие   успешной  работы.   Качество   педагогической  деятельности, благоприятный психологический климат в учебном заведении в целом и в отдельно взятой группе   в   значительной   степени   зависят   от   того,   насколько   профессионально   педагог организует   свою   работу.   Искусство   влиять   на   учебно­воспитательные   процессы обусловлено еле уловимыми элементами (по времени они порой занимают доли секунды), но являются началом будущего сотрудничества.  Управление воспитательным процессом строится, в основном, на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников и чем больше такой информации у воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие. 2 Конечно же, мы  имеем  дело  не с маленькими  детьми, а  с подростками,  многие жизненные установки и ценности которых уже практически сформированы, но если бы каждый   из   нас   помнил  заповеди   классного   руководителя   даже  с   нашей   возрастной категорией обучаемых можно было бы гораздо проще решать многие проблемы: 1. не критикуй, ибо критикуя учишь ненавидеть; 2. не высмеивай, осмеянный станет замкнутым; 3. не упрекай, упрёки формируют чувство вины; 4. будь терпим и учи терпению, только так научишь принимать других такими, как они есть; 5. подбадривай и поможешь поверить в себя; 6. хвали и научишь быть благодарным; 7. будь честен и учи честности, ибо честность и справедливость неразделимы; 8. 9. всегда и во всём поддерживай, только так можно убедить ценить себя; 10. понимай и относись дружелюбно – покажешь дорогу к любви; 11. в каждом студенте ищи положительное. защищай и оберегай и научишь верить  людям; Автор пособия, предназначенного помочь классным руководителям в работе с группой, не претендует на исчерпывающее освещение всех тем, в работе была сделана попытка предложить некоторые ориентиры практической деятельности педагога – руководителя студенческой группы (классного руководителя). 3 Профессиограмма «Классный руководитель» Наименование:                                                      классный руководитель Доминирующий способ мышления:                                                 адаптация – координация Область базовых знаний № 1 и их уровень:                                    педагогика, психология,                                                                                      уровень № 2 ­ средний,                                                                                     (практическое использование знаний). Область базовых знаний № 2 и их уровень:                                    практическое использование                                                                                    знаний Межличностное взаимодействие:                      частное по типу «вместе» Доминирующий интерес:                                                                   педагогический Дополнительный интерес:                                                                   социальный  Условия работы:                                                   в помещении, мобильные.               Доминирующие виды деятельности: ­ анализ состояния студенческого коллектива, понимание мотивов поведения,  ориентация в конфликтных ситуациях; ­ сбор и анализ нужной информации, ее оценка, сравнение и усвоение; ­ постановка целей и задач, планирование,  подготовка и принятие решений; ­ доведение задач до исполнителей, мобилизация и стимуляция исполнителей; ­ контроль и оценка результатов; 4 ­ проведение бесед (переговоров).  Качества, обеспечивающие успешность выполнения  профессиональной  деятельности, способности:  хорошие организаторские способности; 1) 2) способность руководить; 3) способность проявлять качества лидера в общении со студентами; 4) коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения,  развитость каналов вербального и невербального общения); 5)  способность управлять собой (способность к саморегуляции в процессе самоуправления и  рефлексии); 6)  умение проявлять деловые качества руководителя: ставить перспективные цели, использовать  благоприятные возможности, при необходимости ­ во время изменить организационную структуру; 7)  хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную  информацию, оценивать, сравнивать); 8) способность к абстрагированию; 9) высокий уровень понятийного мышления.    Личностные качества, интересы способности: ­  эрудированность, энергичность; ­  целеустремленность; ­ действенность; ­  тактичность (способность проявлять чувство меры и находить наилучшую форму  взаимоотношений); ­ требовательность; ­ гибкость (способность гибко реагировать на разные изменения); ­ креативность (умение творчески подходить к решению проблем); ­ стремление к постоянному личностному росту; ­ критичность; ­  уверенность в себе, в принимаемых решениях; ­ наличие развитой интуиции; ­ наличие чувства юмора; ­ внешняя привлекательность. Качества, препятствующие эффективности профессиональной  деятельности ­ низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей; ­ неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность; ­ неуравновешенность, бестактность; ­ склонность перекладывать ответственность на других; ­ беспринудительность; ­ неумение, нежелание изменяться под влиянием окружающих условий; ­ неуверенность в себе; ­ отсутствие чувства юмора. 5 1. Содержание деятельности классного руководителя группы В соответствии с «Положением о классном руководителе учебной группы колледжа» от 22.04.2002 г. Основная функция педагогической деятельности классного руководителя учебной   группы   колледжа   –   организаторская,   в   основе   которой   лежит   способность   к творческому   сотрудничеству   со   студентами   и   коллегами.   Функции   классного руководителя   группы   должны   четко   определять   содержание   его   деятельности,   как воспитателя студенческого коллектива в целом и личности каждого студента. 1. Создание воспитывающей среды – одна из главных задач классного руководителя. Успешность воспитания и развитие студентов определяется реализацией пяти основных направлений: ­ создание   и   развитие   студенческого   коллектива   как   основной   среды   обитания   и жизнедеятельности   обучающихся,   определение   целей,   и   задач,   включение   каждого   в разнообразные  виды   общественно­полезной  деятельности,  создание   и развитие   системы, воспитывающей   межличностные   отношения,   развитие   традиций,   налаживание   связей   с другими коллективами в колледже и за его пределами; ­ взаимодействие   с   малым   педагогическим   коллективом   (преподавателями, работающими   в   данной   группе)   предполагает   выработку   единого   стиля   отношений   со студентами,   определения   единого   содержания   воспитания   и   его   обогащения     за   счет профессионализма   преподавателей,   корректировки,   выработка   общих   подходов   к организации учебной деятельности на занятиях и во внеурочной работе преподавателей по предмету; ­ сотрудничество   с   творческими   коллективами   и   учреждениями   дополнительного образования  многогранно:   использование  в  работе   творческого   потенциала  студентов  – музыкантов,   художников,   актеров,   спортсменов   и   т.д.   при   подготовке   и   проведении различных форм работы. Такая практика позволяет не только формировать позитивные отношения студентов к полезной и увлекательной  деятельности, но и поднимает престиж студентов; ­ взаимодействие с семьей ­ работа классного руководителя с родителями студентов позволяет сделать процесс воспитания целостным, единым, и значит более эффективным. Вовлечение родителей в совместную со студентами деятельность, работа с родительским активом и корректировка воспитания в отдельных семьях, помощь в решении трудных и 6 конфликтных ситуаций, оказание правовой и нравственной помощи в решении   проблем воспитания; ­ создание   предметной   среды   в   учебно­воспитательном   процессе,   организуемом классным   руководителем   это интерьер  аудиторий  и  колледжа,     оформление,   одежда  и прическа студентов и преподавателей и т.д.  2. Стимулирование здорового образа жизни классного руководителя и студентов в воспитательном   процессе   –   другая   важнейшая   забота   его   в   реализации   содержания воспитания. Идеи здорового образа жизни должны:    а)    быть идеями и делом самого классного руководителя;    б) пронизывать всю организуемую им жизнедеятельность – и                 студентов, и его самого;       в)   стимулировать   у   каждого   обучающегося   желание   создания   личной   программы оздоровления. 3.  Совместная   деятельность   студентов   и   классного   руководителя   –   основа воспитания. Центральной заботой классного руководителя следует считать его заботу об организации   всех   необходимых   для   развития   студентов   видов   деятельности: интеллектуально­познавательной,   ценностно­ориентированной,   трудовой,   общественно­ полезной, физкультурно­спортивной, игровой и  свободного общения. Функциональные обязанности классного руководителя. В   процессе   организации   воспитательной   работы   в   группе   классный   руководитель осуществляет следующие функции: ­ изучение личности студентов;        ­  анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в группе (студентов между собой в группе,  со студентами других групп, преподавателями и т.д.); ­ координация   образовательной   (обучающей   и   воспитывающей)   деятельности педагогов, работающих со студентами; ­ организация   планирования,   подготовки,   проведения   и   подведения   итогов достижений   коллектива   (групповые   мероприятия,   коллективные   творческие   дела, конкурсы и т.д.);  ­ ­ ­ ­ социальная работа со студентами; работа с родителями студентов; педагогическое обеспечение деятельности студенческого самоуправления; подготовка   плана   работы   группы,   утверждаемого     заместителем   директора   по воспитательной работе и обеспечение его выполнения; ­ классные   руководители     включают   в   свои   планы,   мероприятия   колледжа, утвержденные администрацией; ­ классный   руководитель     ведет   планомерную   работу   по   совершенствованию подготовки специалистов: изучает интересы студентов, помогает созданию актива группы, помогает развивать инициативу  студентов; ­ руководит работой актива группы, оказывает помощь в организации коллективно­ творческих дел; ­ ­ выявляет причины неуспеваемости студентов, оказывает им действенную помощь; ведет   необходимую   документацию,   фиксирует   в   журнале   (дневнике)   классного руководителя проведенную учебно­воспитательную работу; 7 ­ отчитывается о работе перед зав. отделением, зам. директора по воспитательной и учебной работе; отвечает за ведение, состояние и анализ следующих документов: ­ 1) план работы классного руководителя; 2) ведение и сохранность классного журнала; 3) личных карточек студентов группы; 4) картотека «группы риска» (если есть согласно форме); 5) отчёт об учебно­воспитательной работе 6) документы на отчисление студентов к педагогическим советам. В начале учебного года классный руководитель: ­ ­ составляет список группы; изучает личные дела студентов, их анкетные данные;   ­     совместно с психологом составляет социально­психологический  паспорт группы;   ­     проводит диагностику неформальной структуры коллектива;  ­ организует коллективное  планирование  жизнедеятельности  группы на полугодие (на год); ­ ­ составляет план  воспитательной работы группы; выявляет   студентов   с   проявлениями   высокого   уровня   тревожности, гиперактивности и работает совместно с психологом по коррекции   личностных особенностей студентов. Ежедневно: ­ ­ осуществляет контроль  посещаемости и успеваемости студентов; осуществляет   педагогическую   помощь   органам   студенческого   самоуправления группы; Еженедельно: ­ ­ осуществляет контроль  внешнего вида студентов группы; осуществляет контроль за дежурством в аудитории. ­ ­ осуществляет контроль накопляемости оценок в классном журнале;  проводит классные часы, в том числе с психологом и заведующим отделением (по мере необходимости); закрепленной за группой территории; совместно   с   активом   группы   осуществляет   контроль   санитарного   состояния совместно с психологом выявление психологических причин низкой успеваемости ­ ­ ­ ­ и пропусков занятий без уважительных причин. Ежемесячно: ­ ­ организует коллектив группы на участие  в делах колледжа; организует генеральную уборку закреплённой аудитории. В конце учебного года: организует подведение итогов жизнедеятельности группы; проводит отчетно­выборное собрание в группе. Схема социального паспорта группы: 1. количество студентов и их качественный состав: мальчиков, девочек; 2. отметить иногородних студентов; в т.ч.: ­ проживающие на частных квартирах; ­ проживающие у родственников; 8 ­ проживающие в общежитии; 3. состав  семьи: ­ полная семья; ­ одна мать; ­ один отец. 4. сирота (опекаемый), ребёнок­инвалид;  многодетная семья (5 и более детей); 5.  участие в общественной жизни колледжа; 6. 7.  состоит в активе группы или нет;  неформальные лидеры (отметить по данным работы с психологом); 8. 9.  студенты с нестандартным поведением (отметить по данным работы с психологом); 10.  склонны к употреблению алкоголя, наркотиков; 11.  склонны к агрессии. Требования к руководству и контролю за посещаемостью: 1. учащиеся группы, пропустившие учебные занятия по болезни или другим причинам, обязаны   своевременно   (в   трехдневный   срок)   поставить   в   известность   классного руководителя и предоставить медицинскую справку; 2. если   в   группе   есть   проблемы   посещаемости,   классный   руководитель       по   мере необходимости: ­ ­ ­ ­ ­ проводит индивидуальную беседу (при необходимости приглашает психолога); информирует родителей, приглашает на беседу; проводит групповое собрание; работает с заведующим отделением и приглашает (при необходимости) студента на малый педагогический совет отделения; пропустивших   занятия   без   уважительной   причины   приглашают   на   заседание комиссии колледжа по вопросам учебно­воспитательной работы. 2. Изучение личности и коллектива студентов.                                                Изучение  личности и коллектива студентов – важный аспект воспитательной работы классного руководителя.  Целесообразно использовать следующие принципы изучения:  систематичность и последовательность  – изучение проводится не от случая к случаю,   а   в   определённой   системе   в   соответствии   с   задачами   воспитательной работы; планомерность  –   методы   и   способы   изучения   избираются   в   соответствии   с содержанием работы и применяются в определённые сроки; научность – используются известные методики, что, в свою очередь, не исключает творческого подхода; разносторонний   подход  –   важно   проводить   комплексное   изучение,   уделяя внимание всем видам деятельности  личности и коллектива; оптимистический   подход  –   необходимо   выявлять   положительные   качества личности, что позволяет осуществлять эффективное воздействие; педагогический такт  – любые методы сбора информации должны приводиться с соблюдением уважения к личности; конфиденциальность  –   любое   обследование   должно   проводиться   с   согласия студента, результаты анализа не подлежат разглашению без его разрешения.       Помните, что изучение личности и коллектива студентов должно быть ориентировано на   решение   актуальных   педагогических   задач   и   органически   связано   с   учебно­ воспитательным процессом. 9 Примерная схема изучения личности  и коллектива студентов Что изучать  (содержание) 1. Состав группы:  количественный,  качественный,  половозрастной, социальный 2. Межличностные  отношения Как изучать (формы и методы) Изучение документации,  анкетирование Социометрия,  анкетирование,  индивидуальные беседы 3. Интересы и увлечения 4. Актив 5. Общественное мнение 6. Возрастные особенности  студентов 7. Студенты группы риска 8. Социально­ психологический портрет Тестирование,  анкетирование,  индивидуальные беседы Наблюдение,  индивидуальные беседы со  студентами и  преподавателями, работа с  психологом Тестирование,  анкетирование,  индивидуальные беседы Изучение соответствующей  литературы, наблюдение Наблюдение,  индивидуальные беседы со  студентами,   преподавателями, работа с  психологом и родителями  (или лицами их  заменяющими) Наблюдение,  индивидуальные беседы со  студентами, работа с  психологом и родителями  (или лицами их  заменяющими) Где использовать  полученные данные При планировании  воспитательной работы,  организации коллективных  творческих дел При составлении  характеристик, для  регулирования конфликтных  ситуаций, для сплочения  группы При планировании, для  организации мероприятий, для  сплочения группы Для улучшения работы органов самоуправления Для совершенствования  воспитательной работы в  группе Для работы с родителями  студентов, для улучшения  результатов воспитательной  работы Для предупреждения  возможных негативных  поступков Для работы с родителями  студентов и предоставления  информации зав. отделением            Помните, что любой студент всегда стремится занять благоприятное положение в группе и закрепить свои позиции в ней. Если у кого­то из студентов это не получается, важно   помочь   ему:   организовать   консультирование   у   психолога,   но   главное   –   создать условия, способствующие его самоутверждению.       Систематическое и целенаправленное воздействие на студентов способно изменить их прежние мнения и убеждения. Успех зависит от умелого сочетания средств, действующих 10 на разум и чувства студентов; кроме того, словесное воздействие должно подкрепляться практической деятельностью.        Формирование и развитие общественного мнения осуществляется не всем студенческим коллективом, а его наиболее активными представителями.          Классному руководителю нужно помнить, что проведение классных часов в группе должно быть систематическим, целенаправленным и хорошо подготовленным. Все важные вопросы   должны   выноситься   на   обсуждение   коллектива,   в   котором   на   равных   правах принимают   участие   и   студенты,   и   классный   руководитель   (и,   при   необходимости, приглашённые преподаватели и заведующий отделением). Исполнение принятых решений своевременно контролируется и о результатах информируется вся  группа.             Ниже   приведены    несколько  анкет,  которые  классный  руководитель  может использовать в своей работе для изучения личности и коллектива студентов. Коллективный   опыт   и   коллективные   нормы   сопровождают   человека   всю   жизнь.   В любом возрасте очень значительно и разлад с ним воспринимается очень остро. Особенно болезненно   разлад   коллективом   сверстников   воспринимается   в   юном   возрасте,   когда потребность в общении очень велика. Это состояние приводит студента к унизительному ощущению собственной неполноценности, ущемленности и воспринимается как трагедия. Молодой человек либо теряет веру в себя, замыкается, обиженный и оскорбленный, либо теряет чувство собственного достоинства. Воспитание   в   коллективе   является   одним   из   ведущих   принципов   в   отечественной педагогике, и по этому вопросу написаны горы книг. Тем не менее, сегодня существует мнение,   что   теория   коллектива   ­   это   порождение   коммунистической   идеологии,   для которой   отдельная   личность   не   имела   никакого   значения,   ее   подавляли   и   унижали. Поэтому вообще не нужно создавать коллективы, нужно только уважать другого человека. Думается, что дискуссии подобного толка и бесперспективны, и непрофессиональны. Студенческий коллектив в известном смысле похож на производственный. Ему нужен результат,   общение   и   деятельность   важны   и   нужны   не   сами   по   себе,   а   в   связи   с определенной целью: получить образование, специальность. Статус студента в корне меняет его положение в обществе. Он хочет быть независимым и стремится стать им, освобождается от прежних прочных связей с семьей и становится во многих отношениях на собственные ноги. У студента множество обязанностей, которые реализуются вне семьи, появляются межличностные контакты, он часто оказывается перед необходимостью межличностные контакты, он часто оказывается перед необходимостью сделать выбор. Ориентация   личности   формируется,   как   известно,   наиболее   ярко   в   двух   видах деятельности: познавательной и коммуникативной. Ставя задачу реализовать заложенный в них потенциал, классный руководитель в работе с группой может выделить следующие важные   аспекты:   формирование   мировоззрения;   формирование   социально   ценных   и профессионально   важных   качеств   личности;   организация   деятельности;   создание качества педагогических условий; организация коллектива. Создание   благоприятной   психологической   атмосферы,   качества   педагогических условий – важнейший воспитательный результат, необходимое условие успешности любого вида деятельности в группе студентов. Организация коллектива не может рассматриваться как   цель,   но   прежде   всего   как   средство   для   достижения   результатов   в   учебной   и воспитательной работе. Наблюдения   за   работой   педагогов   по   установлению   благоприятной   атмосферы   в группах убеждают, что лучше результаты во всех отношениях достигаются там, где этому вопросу уделяется должное внимание. Существенное влияние на качество педагогических условий в коллективе оказывают малые группы, в которые объединяются студенты по взаимным симпатиям и интересам. 11 Интересы  могут быть самыми разными:  вместе они занимаются  спортом или бальными танцами, организуют вокальный ансамбль или студию эстрадной миниатюры. Это золотой фонд группы, конечно, эти студенты не доставляют учебному заведению неприятностей ни с успеваемостью, ни с посещаемостью, ни с поведением. Чаще всего именно они являются душой группы, умеют и проявить инициативу, и организовать любое мероприятие. Поэтому надо   не   только   поднимать   статус   и   престиж   этих   студентов,   но   и   предоставить   им возможность вовремя устранять трудности в учебе, если они у них появились. Поддержка этой категории студентов очень важна для правильной организации работы коллектива. Однако не всегда интересы малых групп имеют позитивную ориентацию. Наличие в коллективе малых групп, имеющих скрытую или открытую отрицательную направленность, не такое уж редкое явление. В этой ситуации классному руководителю целесообразно, прежде   всего,   определить   направленность   интересов   этих   групп;   выявить   лидера   и определить   место   каждого   студента   в   структуре   взаимоотношений;   постараться нейтрализовать влияние групп в коллективе и переориентировать студентов на другие виды деятельности. Для студентов борьба за статус в группе имеет первостепенное значение. Иногда, чтобы   утвердиться   в   глазах   своих   сверстников,   они   готовы   на   что   угодно:   любые опасные проступки, даже правонарушения. Если   группа   предоставлена   сама   себе   или   классный   руководитель   уделяет недостаточное   внимания   взаимоотношениям   в   коллективе,   то,   скорее   всего,   лидером станет   далеко   не   самый   достойный,   но   самый  агрессивный,   который   всегда   стремится подавлять   других,   навязывая   конфликты   окружающим.   Возвышению   такого   лидера способствуют студенты с невысоким возможностями, но услужливые и слабовольные. В этой ситуации педагогу, формирующему педагогические условия в группы, можно порекомендовать следующее. На первом этапе формирования группы, когда проводится диагностическое   обследование,   необходимо   выявить   негативного   лидера   (доминанта)   и постараться   нейтрализовать   его   влияние,   а   также   предусмотреть   возможности   для   его переориентации.   Особое   внимание   следует   обратить   на   позитивных   лидеров,   лучших студентов, способствовать повышению их авторитета, подчеркивая ценность личностных качеств (акцент на учебе может осложнить их отношения в группе). Важно поддерживать наиболее  здоровую часть группы – субдоминантов, скрыто повышая их статус, оказывая всевозможную помощь. Необходимостью честно определить свою позицию к агрессии со стороны отдельных студентов. Это должна быть осуждающая позиция не только классного   руководителя,   но   всех   преподавателей,   работающих   в   группе.  В   практике нередко   педагоги   стремятся   уйти   от   конфликта  с   агрессивным   студентом,   что принципиально неверно: во­первых, он убеждается в безнаказанности своего безобразного поведения,   а   во­вторых,   конфликт   обязательно   происходит,   но   с   большими   для преподавателя. При организации групповых дел надо учитывать еще целый ряд условий: ­ временная протяженность групповых дел, от замысла до их реализации, должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет эмоциональный канал; ­минимальная  подготовка дела требует простых форм, не влияющих на текущие события жизни студента; ­успех любого дела определяется четким распределением полномочий каждого студента в подготовке и проведении мероприятия; ­каждое   дело   должно   способствовать   духовному   росту   студента, взаимоотношений в группе; ­деятельность группы становиться фактором развития  личности, если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность студентов.   развитию 12 Коллективные   дела   в   группе   проводятся   в   разных   формах,   по   самостоятельно разработанным сценариям, но можно предложить общую схему деятельности. СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Последовательность действий Замысел дела Инициативная группа Разработка сценария  Распределение полномочий Документальное и материальное  обеспечение дела Репетиции Проведение Анализ Формирование свойств личности Познавательная активность Опыт оценки и самооценки,  ответственность, самостоятельность Планирование, активизация  интеллектуальной деятельности,  эстетический вкус, эрудиция Организаторские, предпринимательские  качества, способность к взаимодействию,  решительность Практичность, деловитость, эстетический  вкус, бытовые умения и навыки Коммуникативные, организаторские  склонности, трудолюбие, ответственность,  старательность Инициативность, ответственность,  способность к взаимодействию. Готовность и способность к аналитической  деятельности. Духовный     рост   студента,   развитие   его   личностных   качеств   неразрывно   связаны   с коллективной деятельность, обретение личностных духовных ценностей невозможно без соприкосновения с миром других людей, без взаимного обмена ценностями. Обретение своего духовного «Я» ­ процесс длительный, многофакторный, взаимодействие «коллектив –   личность»   предполагает   и   влияние   коллектива   на   личность,   и   вклад   личности   в коллектив. Осуществление   этих   сложных   процессов   требует   высокого   мастерства   классного руководителя, который руководителя, который руководствуется следующими основными положениями: ­  организация   деятельности   коллектива   группы  основывается   на  доверии,   взаимном уважении, доброжелательности;   ­ позиция педагога – рядом и вместе; ­   педагог   выступает   не   только   организатором   процесса,   но   и   носителем   духовных ценностей; ­ взаимодействие студентов и педагога имеет характер диалога; ­   содержание   деятельности   предполагает   проблемность, интеллектуальную деятельность, способствует эмоциональной. ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   что   стимулирует Вид деятельности  (формирует   навыки Познавательная культуры умственного труда, потребности к самообразованию, духовность) Форма деятельности Конкурсы, турниры, олимпиады,  конференции, лекции, дискуссии 13 поведения, Коммуникативная  (воспитывает   культуру общения,   способность   к взаимодействию) Художественная  (направлена   на   освоение духовных   ценностей,   повышение   общей культуры) Трудовая  (направлена   на   создание, сохранение,   приумножение   материальных ценностей) Общественно­политическая воспитание патриотизма, гражданских начал) Профессиональная на повышение   профессиональной   культуры, готовности к профессиональной   деятельности,   любви   к своей профессии, интереса   к достижениям науки в соответствующей области и др.) Спортивно­оздоровительная  (формирует потребность   сохранить   свое   и   чужое здоровье, вести здоровый образ жизни)  (включает   политической   культуры,  (направлена способности   и       Диспуты, вечера, турниры знатоков этикета,  встречи с интересными людьми, массовые  мероприятия Фестивали, смотры концерты  художественной самодеятельности Генеральные уборки, субботники, рейды,  трудовые десанты Встреча с представителями политических  партий, диалог «Открытый микрофон»,  «круглые столы» Аукцион знаний по профессии, встречи с  выпускниками, ветеранами труда, конкурсы  «Лучший по профессии», конференции и  лекции по науке и технике с учетом  соответствующего профиля специальности,  выставки технического творчества Спортивные праздники, соревнования,  спортивные секции, встречи с медицинскими работниками, дни здоровья В   группе,   как   известно,   организуется   лишь   часть   всей   многообразной   воспитательной работы, поэтому она не может быть объемной. Вместе с тем очень важно, чтобы она была личностно значимой, только тогда возможно духовное обогащение личности и коллектива в целом. РАБОТА С ЛИЧНОСТЬЮ СТУДЕНТА Педагог, работающий в учебном заведении даже непродолжительное время, знает, как нелегко студента не только на первом году обучения, но и в последующем преодолевать разного рода сложные ситуации адаптации, общения, обучения.             Молодому   человеку   трудно   ориентироваться   в   современном   мире,   часто   он   не понимает причины своих неудач и бросается из крайности в крайность: то раздражителен и агрессивен, то молчалив и подавлен. Особенно часть это проявляется у подростков при их жажде   самоутверждения   среди   сверстников,   в   то   время   как   неадекватное   поведение студентов часто лишь внешняя форма их неопытности. Реакция педагога в большинстве случаев   имеет   ситуативный   характер:   он   реагирует   на   внешнее   проявление   проступка студента и применяет карательные меры, в результате, внутренние причины, вызвавшие тот или   иной   проступок,   остаются   вне   поля   зрения.   Как   следствие   –   у   студента вырабатывается потребность в защите от педагога.       Задача классного руководителя состоит в том, чтобы помочь студенту обрести уверенность   в   себе,   раскрыть   свои   возможности,   помочь   удержаться   от неблаговидных поступков, научиться самостоятельно решать те или иные проблемы.       Здесь наиболее приемлем метод педагогической поддержки, под которой понимается деятельность   педагогов   по   оказанию   превентивной   и   оперативной   помощи   в   решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным   продвижением   в   обучении,   с   жизненным   и   профессиональным самоопределением. 14 Выделение педагогической поддержки в принцип деятельности классного руководителя предполагает   иной   взгляд   на   проблемы   с   неуспевающими   студентами,   с   агрессией   в поведении, в общении и проч. Этот принцип предполагает изменение позиции от «Я от тебя требую…» в совершенно иную плоскость: «Я тебе помогу…». Педподдержкой должны быть охвачены все студенты и они в ней действительно нуждаются!    Поддержка может осуществляться непосредственно и опосредованно. В основе опосредованной поддержки – диагностика,   наблюдение,   анализ   типичных   затруднений.   Естественно,   что   метод педагогической поддержки необходимо внедрять с начального этапа учебной деятельности студента, но результат будет получен только в том случае, если выработаны и реализуются единые требования со стороны большинства преподавателей. Психологи утверждают, что максимум 15 – 20 % студентов при  применении традиционных технологий обучения могут учиться на «хорошо» и «отлично», для всех остальных – современные требования являются травмообразующими,   в   связи   с   чем   хочется   отметить,   что   для   некоторых   и   «тройка» хорошая оценка.            Организация ситуации успеха – решающее условие   как индивидуальной, так и групповой   деятельности.   Помните   о   том,   что   ситуация   успеха   –   это   скачок   в личностном развитии студента. Помогайте студентам обрести уверенность в себе! Авансируйте   их   личностные   качества,   обоснованно   опирайтесь   на   личные   качества студентов,   признавайте их достоинства, мобилизуйте их инициативу и они смогут доказать себе и вам, что  на многое способны при правильной моральной поддержке. Приложение 2. АНКЕТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Студенты группы»       Впишите фамилии студентов группы в следующие графы: 1. Кого из студентов Вы могли бы поставить в пример другим? ­ в плане учёбы ________________________________________________________________ ­ в плане поведения ____________________________________________________________  2. Кто из студентов группы Вам более всего симпатичен?  _____________________________________________________________________________  3. С кем из студентов Вам труднее всего найти общий язык? _____________________________________________________________________________  4. Кто из студентов Вам постоянно мешает проводить мероприятия?  _____________________________________________________________________________  5. Какие черты характера Вы больше всего цените в студентах? _____________________________________________________________________________  6. Какие черты характера студентов Вам больше всего не нравятся? _____________________________________________________________________________  7. Кто из студентов Вашей группы пользуется наибольшим авторитетом у ребят?  _____________________________________________________________________________  8. Кто   из   студентов,   с   Вашей   точки   зрения,   испытывает   трудности   в   отношениях   с сокурсниками?  _____________________________________________________________________________  9. Кто из студентов, с Вашей точки зрения, испытывает трудности в обучении? _____________________________________________________________________________  10. У кого из студентов, по Вашему мнению, недостаточно развита речь? _____________________________________________________________________________  11. О ком из Ваших студентов Вы хотели бы получить консультацию психолога, врача? _____________________________________________________________________________  15 Анкета   позволяет   классному   руководителю   чётко   сформулировать   мнение   о проблемных и авторитетных студентах, определить свои ценностные ориентации. На основе анкеты могут быть составлены запросы для психолога по изучению личности студентов.            Классный руководитель выполняет множество функций по отношению к личности, группе, активу, родителям, преподавателям,  психологу  и т.д. Среди этих функций всё большее   значение   приобретает   защита   студента,   реализуемая   в   личностном   подходе. Личностный подход должен быть базой ценностных ориентаций педагога. Несомненно и то, что любой педагог (а уж классный руководитель особенно) должен и к себе относиться с таких   же   позиций:   как   к   уникальной   личности,   имеющей   право   на   своеобразие   и неповторимость.   Личное   достоинство   классного   руководителя     ­   один   из   главных показателей   его   профессионализма.   Благодаря   ему   появляются   силы   мужественно преодолевать сложные ситуации и не срываться в беседах с коллегами, со студентами и их родителями.         ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА СТУДЕНТА       Приложение 3. Фамилия______________________________________________________________________ Имя__________________________________________________________________________ Отчество______________________________________________________________________ Дата рождения_________________________________________________________________ Домашний адрес, телефон_______________________________________________________ (для иногородних______________________________________________________________  студентов также_______________________________________________________________ адрес в Ростове) _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Окончил школу № ________,  _____________________________________________  района Сведения о родителях Отец Мать Сведения о родителях Ф.И.О. Место работы, должность Служебный телефон Состав семьи Увлечения, в какой секции или кружке  занимается____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  Сведения о друзьях____________________________________________________________   _____________________________________________________________________________  Педагогические наблюдения 16 Дата, курс (проявление особенностей характера, участие в жизни группы, колледжа) Примечание ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА Характеристика студента группы ___ Фамилия, имя, отчество Дата рождения Адрес Домашний телефон Отношение к учению: желание (не желание) учиться, стремление выполнять требования преподавателей; как правило не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. Успеваемость: Отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная. Особенности психологических процессов и эмоций, черты характера: внимательность,   память,   мышление,   эмоциональная   уравновешенность   (всегда спокоен,   не   бывает   сильных   эмоциональных   вспышек;   вспыльчив,   часты   сильные эмоциональные   вспышки   по   незначительному   поводу)   и   др.   (см.   анкету   родителей   и собственные наблюдения). Отношение к поручениям, общественным мероприятиям: Активно   участвует   во   всех   общественных   делах;   не   проявляет   активности   в общественной жизни, но поручения выполняет; редко принимает участие в общественных делах; отказывается участвовать в общественных делах. Ответственность: всегда хорошо выполняет порученное ему дело; очень редко выполняет порученное ему дело; и т.п. Отношение к труду: старается уклониться от работы; как правило, охотно берется за работу, старается сделать ее хорошо. Отношение к окружающим: коллективизм,   справедливость,   бескорыстие, отзывчивость, вежливость, тактичность.   честность,   общительность, Отношение к себе: скромность, уверенность, самокритичность. Авторитет в группе: пользуется авторитетом среди большинства в группе; его уважают, считаются с его мнением, доверяют; авторитетом не пользуется. Ведущие интересы и склонности: интерес к профессии, увлечения. Культурный круговорот: начитанность, широта интересов, художественные и другие способности. 17 Физическое развитие, здоровье: отношение к занятием физкультурой и спортом, состояние здоровья. Куда предназначена характеристика: АНКЕТА к классному часу «Здоровый образ жизни» Приложение 4. Инструкция: Вам предлагается ответить на девять вопросов, которые направлены на   выявление состояния Вашего психического и физического здоровья. Вопросы: 1. a) b) c) d) 2. a) b) Как Вы оцениваете свое физическое здоровье? отличное; хорошее; среднее; плохое; Страдаете ли Вы от какого­либо хронического заболевания? да (какое); нет; 3. Насколько Вы активны? Как часто Вы занимаетесь физическими  упражнениями? не занимаюсь вообще; ежедневно; 2­3 раза в неделю; реже 1­го раза в неделю. 4. Курите ли Вы? a) b) c) d) a) b) c) d) нет; да, 1­2 сигареты в день; да, пачку в день; да, больше одной пачки в день. 5. Употребляете ли Вы спиртное? a) нет; b) c) d) довольно часто, бывает и без повода; иногда с приятелями; да, каждый день. 6. Часто лм Вы раздражаетесь? Что чаще всего является поводом для раздражения? 7. Впадали ли Вы в бешенство? Назовите причину. 8. По­вашему, люди, которые заботятся о своем здоровье: a) b) c) d) мудры и целеустремленны; волнуются понапрасну; достойны восхищения; глупы, так как, я считаю, что их больше ничего не интересует. 18 9. Что Вы считаете залогом психического и физического здоровья? Пол ____________________ Возраст ______________ к классному часу «ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ» АНКЕТА Приложение 5. Нравиться Вам учиться в РГ КРИПТ? 1. a) да; b) не очень; c) нет; d) свой вариант. 2. Всегда ли Вы приходите на занятия вовремя? a) да, за 10 минут до звонка; b) да, за 5 минут до звонка; c) как получиться; d) нет, я часто опаздываю. 3. Все ли предметы Вам кажутся необходимыми? a) да, мне все интересно; b) только некоторые (перечислить); c) нет, не все; d) свой вариант. 4. Есть ли желание учиться лучше? a) да, я всегда к этому стремлюсь; b) время от времени; c) только во время сессии; d) нет, мне все равно. 5. Добросовестно выполняете занятия на уроке и дома? a) да, всегда; b) только когда исправляю оценку; c) иногда, по настроению; d) нет. 6. Есть ли у Вас любимые предметы, если «да» то какие?      ___________________________________________________________ 7. Вы учитесь для того, чтобы в дальнейшем работать по  специальности? a) да; b) еще не знаю; c) просто, чтобы занять время; 19 d) чтобы не забрали в армию; e) свой вариант. 8. Помогаете ли Вы однокурсникам выполнять задание? a) иногда, если захочу; b) да, почему бы не помочь; c) сам ничего не знаю; d) нет, не хочу. 9. Успеха в учении добиваетесь самостоятельно? a) с помощью преподавателей; b) да, самостоятельно; c) нет, помогают родители; d) свой вариант. 10.Учитесь ли Вы с полной отдачей  сил? a) не всегда; b) все зависит от преподавателей; c) да;  d) нет; 11.Нравится ли Вам отвечать домашнее задание у доски? А) да; б) иногда; в) если преподаватель не будет стыдить при всей группе; г) нет. 12.Занимаетесь ли вы дополнительно самообразованием? e) иногда; f) нет, меня интересуют другие вещи; g) да, это необходимо для образованного человека. Дата:__________________________ Пол (муж., жен.)_________________ Возраст_________________________ Номер группы___________________ к классному часу « ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ДРУГ?» АНКЕТА   Приложение 6. 1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей: 2. Ваш друг часто берёт что­либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь, сейчас a) расскажите ли вы их другим людям (1) b) расскажите, пропустив имена (2) c) оставите при себе (3) он хотел бы взять дорогой прибор, как вы поступите: a) дадите его (2) b) скажите, что у вас его нет (1) c) откажите, объяснив причину (3) 3. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите: a) скажите, что всё равно собирались купить новые (3) b) попросите оплатить часы (2) c) устроите маленький скандал (1) 4. Ваш друг знаком с человеком, которого вы не любите. В таком случае: 20 a) прекратите видеться с другом (2) b) будете продолжать дружеские отношения (3) c) скажите другу, что он должен выбрать между вами и другим (1) 5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы: a) порвёте отношения с ним, чтобы не пострадать и вам (1) b) откровенно поговорите с ним (3) c) продолжите дружбу (2) 6. Считаете, что настоящий друг должен: a) делиться с вами всем (1) b) говорить только то, что хочет (3) c) оставлять свои мысли и проблемы при себе (2) 7. Вам известно, что другу нужны деньги, и у Вас, их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите: a) Возьми их, доставишь мне удовольствие (2) b) Вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга ничто в сравнении с этим (3) c) перебьёшься! Надо экономить! (1)  10.Как поступите, если хотите занять деньги у своего друга: a) намекнете издалека (1) b) попросите взаймы (2) c) ничего ему не скажете(3) 11.Ваш друг купил одежду, которая, по – вашему мнению, не подходит ему. Тогда вы: a) скажете, что она ему идет(1) b) скажете, что она ему не и дет и объясните, почему (2) c) ничего не скажете(3) 12.Вы считаете, что ваш друг: a) интеллигентнее вас (2) b) менее интеллигентен (1) c) на том же уровне воспитанности, что и вы(3)  Результат: 21­30 баллов.  Вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. Они придут на помощь вам при необходимости, если вы будете отвечать тем же. 15­20 баллов. У вас есть много знакомых, но вы не проявляете желания сблизиться с ними. Когда не знаете, как реагировать, поставьте себя на место другого человека. 10­14 баллов.  Вы склонны больше обращать внимания на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта – барьер перед подлинной дружбой. 21 3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СТУДЕНТОВ           Статус   студента   даёт   основание   подростку   считать   себя   человеком   взрослым, независимым, отвечающим за свои поступки самостоятельно, но не всё так однозначно. Отношения учебного заведения с родителями чаще всего наладить весьма проблематично. Здесь необходимо конструктивное взаимодействие классных руководителей, заведующего отделением, педагогов и родителей. Эту работу необходимо начать уже с первых дней пребывания студента в колледже. Необходимо наладить постоянный обмен информацией и постараться быть  объективными,  постольку  поскольку родители  всегда  искренне верят своим   любимым   детям,   чтобы   не   оказаться   в   роли   человека,   к   которому   родители   и студент относятся с антипатией и неприязнью. Очень важно не делать скоропалительных выводов, дать время студенту проявить себя в различных ситуациях.         Индивидуальные беседы с родителями требуют большого терпения и такта и, чтобы избежать недоразумений в дальнейшем, следует пригласить и самого студента. Работа с родителями  осуществляется  не только в индивидуальной,  но и в групповой форме (во время родительских собраний). Целесообразно составлять план проведения родительского собрания, желательно, чтобы тематика родительских собраний была определена на весь учебный год. Темы родительских собраний не должны быть сведены только к разборам прогулов   и   успеваемости.   В   арсенал   классного   руководителя   могут   быть   включены памятки;   рекомендации   педагогов,   работающих   в   группе;   советы   и   рекомендации психолога, медицинского работника.            Основная   задача   классного   руководителя   –   обеспечить   результативность   и содержательность каждого родительского собрания.          Целесообразно проводить тематические собрания по наболевшим проблемам: «Цена привычки», «Студенты и наркотики» и т.п.         АНКЕТА РОДИТЕЛЕЙ Приложение 7. 22 Мы просим Вас ответить на следующие вопросы. Ответив на них  откровенно, Вы дадите небольшую характеристику Вашему сыну  (дочери). 1.Фамилия, имя, отчество студента: __________________________________________________________________________      2. Число, месяц, год рождения студента  __________________________________________________________________________   3. Место жительства, телефон  __________________________________________________________________________     4. Родители: Фамилия, имя,       отчество Место работы, телефон          Отец         Мать Должность 5. Кто преимущественно занимается воспитанием сына (дочери)?  __________________________________________________________________________    6. Укажите основные обязанности сына (дочери) по дому:  __________________________________________________________________________    7. Охотно ли Вы сын (дочерь) выполняет работу, которую Вы поручаете  сделать? __________________________________________________________________   8. Чем занимается Ваш сын (дочерь) в свободное время?  __________________________________________________________________________   9. Одобряете ли Вы друзей Вашего сына (дочери)?  __________________________________________________________________________                                                                                 (да, нет)  10. Наличие в семье животных (кто преимущественно занимается их  воспитанием) ______________________________________________________________  (порода, кличка)      11. Возникают ли у Вашего ребенка недовольство по поводу: а) своей внешности;                                          (нужное отметить галочкой) б) своих привычек; в) своей учебы; г) своего отношения с друзьями, учителями, родителями; д) другое____________________________________________________________  12. Укажите особенности характера Вашего ребенка (нужное отметить  галочкой):  коммуникабельный;                  замкнутый; самостоятельный; зависимый; рассеянный; вспыльчивый; обидчивый; увлекающийся;  коммуникабельный; замкнутый; самостоятельный; обидчивый; увлекающийся; невозмутимый; спокойный; инертный; добрый; надежный; покладистый; агрессивный; внимательный; ответственный; 23 зависимый; рассеянный; вспыльчивый; дерзкий; сдержанный; впечатлительный; импульсивный; упорный; открытый; компанейский; мнительный; воспитанный 13. В колледже поступил (нужное отметить галочкой): 1. по собственному желанию; 2. по совету родителей; 3. по совету знакомых; 4. по материальным соображениям; 5. другое ________________________________________________________   14. Жилищные условия (нужное отметить галочкой): а) нормальные; б) удовлетворительные; в) плохие 15. Материальное положение: а) нормальное; б) удовлетворительное; в) плохое 16. Кто находится на Вашем иждивении?  _______________________________________________________________________   (укажите возраст) 17. Здоровье Вашего сына (дочери): а) нормальное; б) удовлетворительное; в) плохое 18. На какие признаки нездоровья следует обратить внимание в процессе  обучения? ______________________________________________________________________   ______________________________________________________________________  19. Допишите, если хотите, то, что считаете важным о сыне (дочери)  дополнительно и что позволит нам избежать конфликтных ситуаций  _______________________________________________________________________   20. Умеет ли Ваш сын (дочь)?: a. петь; b. танцевать _____________________________________________                     (укажите вид танцев: бальные; современные; спортивные; просто на дискотеках) c) сочинять стихи; d) рисовать; e) играть на музыкальном инструменте ________________________________                                                                    (укажите каком) 21. Ходит ли Ваш сын (дочь) в: а) спортивную секцию  _____________________________________________________________________   (укажите вид спорта, ф.и.о. тренера) б) драмкружок ________________________________________________________  24 ( укажите конкретно, чем занимается в кружке, где) b) другое ____________________________________________________________ Подпись родителей: «_____»________________200___г       а) отец__________________                                                                    б) мать__________________  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой.                               А.С. Макаренко     Родительское   собрание   –  одна   из   основных   форм   связи   колледжа   с   семьями студентов и пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Цели и задачи работы с родителями на 1 курсе: 1.   Главная   цель   работы   с   родителями   –   максимальное   включение   их   детей   в самостоятельную работу. 2. Обеспечить полное взаимопонимание и согласование, взаимодействие колледжа и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию. 3. Мобилизовать родителей на ускорение процесса адаптации студентов 1 курса к условиям обучения в колледже. При подготовке родительского собрания необходимо: ­   подготовить   приглашения   на   собрание   за   2­3   недели   до   срока   (см.   образец приглашений) и раздать студентам, подчеркнув необходимость посещения родителям этого собрания,   и   сообщить   тему   собрания.   За   3­4   дня   следует   напомнить   студентам   о родительском   собрании   и   оповещении   Вас   родителями,   не   имеющими   возможность присутствовать   на   нем   в   силу   уважительных   причин,   посредством   записки.   Можно позвонить по телефону и напомнить родителям о собрании; ­  к  собранию,   в  зависимости   от  повестки  дня,  следует   подготовить  необходимый раздаточный   материал  или   выставки   стенных  газет,  рефератов,   альбомов,   выполненных студентами группы за прошедший период, чтобы ознакомиться с общественной жизнью группы; ­ первое родительское собрание следует провести со студентами для ознакомления родителей   с   друзьями   их   детей,   с   составом   актива   группы   (см.   структуру   первого родительского собрания); ­   выступление   руководителя   группы   должно   быть   хорошо   подготовленным,   Следует   предварительно   составить   план   доброжелательным. эмоциональным, родительского собрания; ­ начинать выступление следует только с положительных и интересных факторов из жизни группы; ­   в   случае   отрицательных   характеристик   студентов   не   следует   эту   информацию индивидуализировать,   называть   фамилии.   Следует   подготовить   письменный   материал   с негативными фактами и выдать родителям индивидуально; ­ недопустимо отчитывать родителей за промахи их детей, или зачитывать оценки того   или   иного   слабого   студента.   Негативную   информацию   о   своем   ребенке   каждый 25 должен   иметь   перед   собой   на   столе.   Либо,   при   нехватке   времени   для   письменной информации, следует пригласить родителей на индивидуальную беседу с Вами; ­ следует привлекать родителей на свою сторону и решать совместную работу по воспитанию   их   детей,   оказывать   им   всемерную   помощь,   давать   рекомендации, сопереживать им. Только в этом случае вы добьетесь посещаемости собраний родителями; ­ можно пригласить на собрание медиков, юристов, администрацию  РГ КРИПТ или преподавателей, ведущих дисциплины в группе; следует   привлекать   родителей   к   участию   и   подготовке   родительского собрания. Можно организовать обсуждение проблемы «за круглым столом» с чаепитием,   обмен   опытом   семейного   воспитания,   ответы   на   заранее подготовленные вопросы; обязательно   проводить   анкетирование   родителей   с   целью   ознакомления   с семьями,   с   проблемами,   стоящими   перед   родителями   (какую   помощь   они хотели бы получить, какую помощь могут оказать сами, какие вопросы их волнуют); на первом собрании необходимо дать сведения родителям о графике и сроке обучения в семестре, об экзаменах и др. информацию.  ­ ­ ­   Приложение  8. ОБРАЗЕЦ ПРИГЛАШЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Уважаемые родители ___________________________________________ ! прошу  Вас  прийти  на родительское   собрание   вместе   со своим   сыном  (дочерью), которое состоится ___________________________________________________________                              Явка строго обязательна! Руководитель группы__________________________________________________              Р.S.   При невозможности прийти на собрание в указанное время, прошу написать причину неявки и возможное время встречи на обороте данного приглашения. Приглашение обязательно вернуть с подписью родителей на следующий день! Подпись родителей______________________ Повестка дня: 1. Знакомство с группой, в которой обучается Ваш ребенок, преподавателями, друг с другом. 2. Содержание, задачи и цель обучения в колледже. 3. Правила внутреннего распорядка РГ КРИПТ. 4. О стипендии. 5. Анкетирование. 6. Ответы на вопросы родителей. Приложение 9.  ОБРАЗЕЦ ТАБЕЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ Ростовский государственный колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий. за ____семестр 200__ ­ 200__учебного года Студент _____________________________________                              гр.___________ 26 Месяц Название дисциплин Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Пропуски занятий о г е с в ы л у г о р п ь с и п д о П й е л е т и д о р Уважаемые родители!___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Руководитель группы___________________________________________________________  CТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО     СОБРАНИЯ Тема:    «Особенности воспитания  познавательных интересов у старших  подростков». Цель: Ознакомление родителей с особенностями воспитания подростков старшего возраста Мониторинг учебной деятельности группы. 1. Доклад (план) ­ проблемы подросткового периода; ­ предложения по уменьшению негативного влияния окружающей среды; ­ советы специалиста. 2. МОНОТОРИНГ работы группы за 1 семестр  200_/200_  учебного года  ­   подготовить   доску   с   графиком   зависимости   качества   работы   группы   от   количества пропущенных занятий за прошедший учебный период сессии. 3. Ознакомление родителей с особенностями работы  ­   объявить   цель   предварительной   аттестации   и   проанализировать   мониторинг успеваемости и посещаемости студентов за прошедший период (перед каждым родителем на   столе   лежит   листок   с   графиком   успеваемости   за   три   месяца   обучения   (сентябрь, октябрь, ноябрь) в сравнении со средним баллом аттестата и баллом поступления в РГ КРИПТ, а также числом дней, пропущенных студентами); ­ объявить родителям, какие предметы закончатся в этом семестре, какие во втором; ­   ознакомить     родителей   с   зачетками   студентов   и   показать,   где   они   должны расписаться; ­ сказать родителям студентов о ………; ­   обменяться   опытом   воспитания   детей   подросткового   возраста   между руководителями группы за круглым столом (можно с чашкой чая); ­ выявить родителей с тяжелым материальным положением (в личной беседе); ­ ответить на вопросы родителей. 27 к классному часу «Нет алкоголизму, наркотикам, курению!» АНКЕТА Приложение 10. Вопрос 1 1 Выпивают ли Вашей семье    отец    мать? 2 Как часто выпивают Ваши родители? Отец Мать    по праздникам    часто    никогда    по праздникам    часто    никогда 3 Что предпочитаете пить Вы?    Водку    Шампанское    Вино    Пиво 4 Пили ли Вы алкогольные напитки? 5 Выпиваете ли Вы?    На вечеринке в кругу друзей,    дискотеках,    свадьбах    от нечего делать? 6 Как Вы считаете, можно ли выпивать  алкогольные напитки 20­летнему работающему молодому человеку согласно законодательства  РФ? 7 В каком возрасте Вы попробовали алкогольный  напиток (лет)? 8 Согласны ли Вы с мнением, что пиво является  алкогольным напитком? 9 Пьет ли Ваш друг?  10 Кто первый раз налил Вам спиртное?    Родители    Друзья    Знакомые 11 Считаете ли Вы, что рекламу пива надо убрать  с экранов TV? 12 Считаете ли Вы нормальным выпить рюмку  алкогольного напитка на групповом вечере?  13 Курите ли Вы?   Ответ – галочкой да нет не знаю   2   3      4 28 14 Как рано Вы начали курить (указать во сколько  лет)? 15 Нравится ли Вам курение? 16 Курит ли Ваш друг? 17 Хотели бы Вы бросить курить (отвечают те,  кто курит)? 18 Курят ли Ваши родители?    Отец    мать 19 Пробовали ли Вы наркотическое средство? 20 Понравилось ли оно Вам? 21 Кто его Вам дал или продал (отвечают те, кто  пробовал)?    Друг    знакомый 22 Пробовали наркотик    на дискотеке    дома, в кругу друзей    в др. месте.    23 Наркотик – это зло, по Вашему мнению? СПАСИБО ЗА ИСКРЕННИЕ ОТВЕТЫ! Приложение 11. к родительскому собранию «Нет алкоголизму, наркотикам, курению!» АНКЕТА Вопрос Ваш курит сигареты? С какого возраста  начал (а) курить сигареты?  Указать во сколько  лет цифрами Вы смирились с курением сына (дочери) Считаете ли вы, что на курение сына (дочери)  повлияли:    друзья    отец    мать    социальная среда Курят ли в Вашей семье:    отец    мать? Выпивает ли Ваш ребенок? С кем он выпивает:    с друзьями      под присмотром родителей    другое?        Ответ – галочкой да нет не знаю 29 Что предпочитает выпить Ваш сын (дочь):    Водку    Шампанское    Вино    Пиво? С какого возраста начал(а ) выпивать Ваш сын (дочь)?Указать во  сколько лет цифрами Вы знаете, кто налил первую рюмку сыну (дочери):    друзья    отец    мать  Позволяете ли Вы своему ребенку выпивать по  поводу:    дня рождения    праздника    свадьбы?  Считает ли Вы, что реклама пива приводит  к пьянству детей?  Считает ли Вы пиво алкогольным напитком? Пробовал ли Ваш ребенок наркотик? Беседуете ли Вы с ребенком о алкоголизме,  наркотиках, курении? СПАСИБО ЗА ИСКРЕННИЕ ОТВЕТЫ! 3. Планирование воспитательной работы             Воспитание   можно   определить   как   целенаправленный   процесс   формирования социально ценных свойств личности, а цель воспитания – как формирование социально ценных   свойств   личности,   необходимых   для   жизни   в   обществе.   В   связи   с   чем   можно 30          определить  основные   положения,   которыми   должен   руководствоваться   классный руководитель при планировании воспитательной работы:   системность работы, единство учебно­воспитательного процесса, когда воспитание и обучение тесно связаны и взаимно дополняют друг друга; классный руководитель и студент – главные субъекты воспитательного процесса; связь   каждого   воспитательного   мероприятия   с   учебной   и   профессиональной деятельностью; утверждение самооценки человеческой личности; сопоставление здоровой и гуманной среды воспитания.       План   воспитательной   работы   является   программой   действий   участников педагогического процесса, это средство повышения качества воспитательной работы. Он должен   быть   глубоким   по   смыслу,   кратким   и   конкретным   по   содержанию.   За   его составление и выполнение классный руководитель несёт персональную ответственность.       Поскольку план предшествует практической деятельности, то он должен отразить: ­ результаты и оценку достигнутого; ­ цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; ­   программу   действий   коллектива   группы,   направленных   на   достижение   поставленных целей; ­ реальные сроки реализации намеченного; ­ ответственных за выполнение конкретных дел.       Объективную картину достигнутого уровня деятельности за предшествующий период помогут получить следующие источники информации: 1. итоговые   материалы   диагностики   учебно­воспитательного процесса в группе; 2. показатели психологических обследований студентов и  родителей; 3. результаты проверки документации группы; 4. статистические данные.           Если соотнести потребности общества и личности, то можно определит следующие  основные направления содержания воспитания:     нравственное воспитание; патриотическое воспитание; профессиональное и трудовое воспитание; воспитание здорового образа жизни и др.      Главная задача классного руководителя состоит в том, чтобы помочь молодому  человеку сделать достойный выбор, за который он будет нести ответственность.      Составляя годовой план, классный руководитель определяет, как будут привлечены к учебно­воспитательному   процессу   студенты,   родители,   педагоги   и   др.   участники мероприятий.             Работа   над   планом   начинается   с   определения   основных   задач   воспитательного процесса. Можно выделить, например, такие задачи как: ­ интеллектуализация познавательных процессов, развитие мышления, памяти, внимания, умения   оперировать   полученными   знаниями,   овладение   новыми   навыками   общения   и самоанализа   (при   помощи   анкетирования   по   выявлению   уровня   внимания,   специфики памяти;   проведение   интеллектуальных   игр   «Счастливый   случай»,   «Что?   Где?   Когда?»; проведения   тематических   классных   часов:   «Сказы   и   были   Тихого   Дона»,   «Раскопки древнего Танаиса» и проч.);   ­   совершенствование   психических   процессов   –   самонаблюдение,   самопознание, самовоспитание,   саморегуляция   чувств,   эмоций,   развитие   умения   абстрактно   мыслить, 31 совершенствование   стиля   общения   (тестирование   на   оценку   способностей,   развитие креативность,   тестирование   на   выявление   мотивации   к   учению;   тренинги   совместно   с психологом: «Познай себя», «Эмоции в нашей жизни», «Я и мой жизненный девиз» и др.); ­ ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений,   мировоззрения,   системы   социальных   установок,   определение   интересов   и склонностей к конкретным видам деятельности (например, ролевые игры, конференции, тренинги и т.п.); ­ совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении (например, при помощи анкетирования «Хороший ли Вы друг?», «Отношение к себе»; классный час «Проблемы межличностного общения» и др.); ­   стимулирование     здорового   образа   жизни   (анкетирование   о   наркомании,   курении, употреблении алкоголя, «Здоровый образ жизни»; игра совместно с медицинской сестрой для   профилактики   ОРЗ   «Домашний   доктор»;   классный   час   «Девичьи   секреты»,   а   для мальчиков «Мы – мужчины» и т.п.); ­   развитие   сотворчества   в   коллективе   (можно   проводить   тематические   классные   часы, например, к Дню святого Валентина «С  любовью во все времена», литературные гостиные и проч.).       Примерная структура плана классного руководителя: 1. Цели и задачи воспитательной работы. 2. Краткая характеристика группы.  3. Актив группы. 4. Социальный паспорт группы. 5. Список по форме: а) Ф.И.О. студентов; б) дата рождения; в) место проживания и место регистрации, телефон  студента; г) № школы, которую закончил студент. 6.  Сведения  о родителях:      а) Ф.И.О.;      б) место работы;      в) адрес, телефоны.       Современная практика воспитательной работы, основанная на поисках и  совершенствовании, основывается, в основном, на создании воспитательной системы в  отдельно взятой группе. Так как классный руководитель персонально отвечает за  успешность образовательного процесса, то он и является самым заинтересованным лицом в построении, функционировании и развитии воспитательной системы в его группе.       Рекомендуется (из соображений целесообразности и неэффективности сложных  систем) применять следующую схему воспитательной системы, которая состоит из  следующих элементов:  цель деятельности (на первом курсе, например: формирование навыков  самообразования и самовоспитания);  педагогические идеи (принципы деятельности) (например, в соответствии с выше сформулированной целью – интеграция учебной и внеклассной воспитательной  работы, преемственность и единство педагогических действий всех участников  образовательного процесса); структурный ряд по вертикали (кто действует) например, коллектив студентов,  актив группы, родители, преподаватели, психолог; структурный ряд по горизонтали (как действует) – содержание деятельности;   32  системообразующий вид деятельности например, получение специальности, так  как это – главная цель студентов, их родителей и учебного заведения;  доминантный компонент (имеется в виду индивидуальность группы, основной вид  деятельности, направленный на сплочение коллектива);  критерии эффективности воспитательной системы;  модель специалиста. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА: Ценностный потенциал:   восприятие человеческой жизни как главной ценности; осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость,  гражданственность; честность; целеустремлённость; социальная активность.       Познавательный потенциал:    знания, умения и навыки, соответствующие обязательному образовательному  стандарту СПО, требованиям, предъявляемым к выпускнику колледжа; память; творческое мышление.       Творческий потенциал:        профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами,  определёнными для специальностей, навыки поискового мышления.        Коммуникативный потенциал: умение выполнять лидирующую роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации; умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.        Художественный потенциал: этическая и эстетическая культура.       Воспитательная система может быть рекомендована всем классным руководителям  для работы, но эффективно работать она будет только при системном подходе, при  соблюдении единства требований, при наличии комфортной педагогической среды.  Создание системы предусматривает следующие этапы: 1. разработка модели (общая схема); 2. становление системы (стабильное функционирование); 3. развитие системы (корректировка, дополнения, уточнения).       Примерная тематика классных часов: 33 4. Организация самоуправления в группе             Понимание педагогами роли самоуправления  в воспитании личности студента не исключает   на   практике   значительных   трудностей     в   его   организации.   Часто   органы самоуправления действуют формально, так как, не имея достаточных полномочий, они не могут   реализовать   свои   основные   функции.   Объективно   в   развитии   самоуправлении заинтересованы классный руководитель и заведующий отделением, так как оно облегчает их работу, освобождая от многих рутинных обязанностей. Коллективом, в котором развито самоуправление, легче руководить, так как он более организован. При передаче студентам части   управленческих   функций     создаются   условия   для   приобретения   ими организаторского, управленческого и воспитательного опыта.  Приобщение   студентов   к   управлению   длительный   и   многогранный   процесс,   в   ходе которого все участники (в том числе классный руководитель и заведующий отделением) будут также проходить школу управления и демократии. В этот период времени студенты на конкретных примерах должны видеть реальную возможность повлиять на состояние дел и   на   конкретную   ситуацию,   только   в   этом   случае   возникает   интерес,   понимание   меры ответственности   за   свою   работу   и   за   коллектив.   В   свою   очередь   весь   педагогический коллектив   во   главе   с   администрацией   должен   придерживаться   единой   политики управления, поддерживая, регулируя и направляя деятельность студентов.        Центром подготовки и воспитания в колледже является учебная группа, в которой и избирается актив, своеобразное управленческое ядро (см. «Положение об активе группы») Актив   группы   –  это   исполнительный   орган   студенческого   самоуправления   в   группе, призванный   активно   содействовать   становлению   сплоченного   коллектива,   как действенного средства воспитания  студентов группы, формированию  у каждого из  них сознательного отношения к своим правам и обязанностям. В   актив   не   должны   входить   случайные   люди.   Обычно   студенты   ценят   высокие моральные качества: справедливость, готовность прийти на помощь, доброжелательность, общительность, чувство юмора. Конечно же, такой человек должен быть примером во всём, но не всегда дисциплинированность и добросовестное отношение к учёбе могут обеспечить авторитет в коллективе. Важно привлечь именно тех студентов, которые действительно могут стать положительными лидерами и повести за собой группу. Большую помощь в этом направлении классному руководителю может оказать психолог.       Актив группы  избирается в начале учебного года первого курса сроком на четыре года тайным голосованием на классном часе (собрании) группы и может ежегодно дополняться и изменяться при необходимости. Система   управления   в   студенческом   коллективе   должна   быть   предельно   простой. Оптимальная   структура   актива   группы:  староста,   заместитель   старосты,   учебный сектор   (три   человека),   ответственный   за   дежурство   (по   группе   и   по   колледжу)   и   его заместитель,   физорг   и   его   заместитель,   культорг   (три   человека),   редколлегия   (три человека),   казначей,   фотограф   и   историк   группы.   Качественный   состав   актива   группы должен быть согласован с  группой, для этого предлагается следующий документ: БЛАНК ГОЛОСОВАНИЯ ПО АКТИВУ ГРУППЫ Приложение 10.         Обязанность   Фамилия, имя студента         Голосование       да         нет 34 Староста группы Заместитель старосты Ответственный за дежурство Заместитель ответственного  за дежурного Редколлегия Учебный сектор Культорг Физорг и его заместитель Казначей Фотограф и историк группы 1 1 1 1 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 1 1 Примечание: При несогласии с предложенной кандидатурой записать  в бланк свою кандидатуру  и отметить   галочкой   «да»   напротив   нее   и   галочкой   «нет»   напротив   предложенной руководителем. Обязанности старосты. Староста   отвечает   за   порядок   учебно­воспитательного   процесса   и   общественно­ полезный   труд   студентов   группы.   Избирается   на   общем   собрании   учебной   группы   по представлению   классного   руководителя   и   студентов   группы,   утверждается   приказом Директора колледжа. Он осуществляет: 1. контроль и учет успеваемости,  посещаемости студентов группы; 2. составляет еженедельный отчет (привлекая для работы учебный сектор) о состоянии успеваемости и посещаемости в группе перед куратором; 3. руководство   организацией   дежурства   в   группе   (в   аудитории,   на   закреплённой территории) и по колледжу; 4. оформление групповой документации (зачётные книжки, аттестационные ведомости, сводные ведомости и проч.). 35 Обязанности актива группы и документация 1.   Староста   ведет   ежедневный   учет   посещаемости   занятий   студентов   группы    в рапортичке,   записи   в   которой     сверяет   с   педагогом,   проведшим   урок,   а   затем   –   с секретарём отделения (в журнале пропусков занятий). В конце месяца староста группы и секретарь отделения подводят итоги и вносят данные в ведомость прогулов по группе за месяц. 2.   Учебный   сектор   еженедельно   заполняют  экран  успеваемости  группы,   заполнение которого проверяет староста.  3.   Староста   совместно   с   учебным   сектором   по   окончании   промежуточного   зачёта   или аттестации заполняют  табели успеваемости студентов группы для передачи на подпись родителям и следят за их возвратом с подписями родителей. 4. Староста и учебный сектор по итогам сессии и семестра заполняют сводную ведомость успеваемости   и   посещаемости  студентов   группы.   После   чего   они   сдают   ведомость   и ходатайство о назначении на стипендию классному руководителю, который рассматривает ходатайство в соответствии с Положением о стипендии и сдаёт заведующему отделением. 5.   Ответственный   дежурный   и   его   заместитель   организуют   дежурство   студентов   для уборки кабинета после занятий пары, следят за чистотой кабинетов и лабораторий, где проходят занятия в группе, чистотой доски после каждого урока и перед началом занятий. Составляют и ведут график дежурства студентов группы. 6. Редколлегия и фотограф группы выпускают газеты, планшеты и др. материал, участвуют в   конкурсах   газет.   Организуют   поздравления   студентов   группы   с   днем   рождения, праздниками и т.п.  7.   Культорг   обеспечивает   проведение   совместных   мероприятий   в   группе,   а   так   же   ­ привлекает   студентов   группы   к   участию   в   мероприятиях   колледжа,   оказывает   помощь классному руководителю в организации экскурсий, посещении выставок, музеев, театров.  8.   Физорг   и   его   заместитель   отвечают   за   спортивную   работу   в   группе,   контролируют посещаемость занятий физвоспитания, пропагандируют здоровый образ жизни, организуют участие   группы   в   Дне   здоровья,   в   туристическом   слёте   «Золотая   осень»,   выявляют студентов группы в спортивные секции. 9. Казначей ведет тетрадь доходов и расходов группы, организует сбор денежный средств на мероприятия группы,  контроль и учет.   10. Историк группы ведёт летопись или альбом группы, в чём ему помогают фотограф и  редколлегия.       Классный руководитель может раздать памятки или ознакомить членов актива устно с теми   обязанностями,   которые   они   должны   выполнять.   Круг   этих   обязанностей   может расширять в соответствии с увеличением доверия к активу группы. Важный показатель грамотного   педагогического   руководства   самоуправлением   –   обеспечение   правильного стиля   взаимоотношений   между   активом   и   коллективом   студентов,   для   которого характерно сотрудничество и взаимопомощь, а так же – доброжелательная атмосфера в коллективе.       Можно выделить четыре основополагающих момента в организации самоуправления: ­ руководство его развитием; ­ разъяснение содержания и перспектив работы актива группы; ­ гласность; ­ равномерное распределение ответственности; ­ отчётность.       Но как заинтересовать общественной работой старшекурсников? Думается, что нужно организовывать   такие   мероприятия,   которые   их   действительно   могут   заинтересовать   и позволят   самореализоваться   и   самоутвердиться   в   студенческом   коллективе   и   в   глазах преподавателей. 36 Важно добиться, чтобы все ветви структуры самоуправления работали систематически, а   это   значит,   что   перед   коллективом   студентов   нужно   ставить   конкретные   задачи, совместно   планировать   мероприятия,   осуществлять   регулярный   контроль   и,   что   очень важно, давать оценку проделанной работы. Каждый самостоятельный шаг нужно заметить и одобрить (не забывая о чувстве меры и корректности в том случае, если этот шаг был не совсем правильным).         Значение самоуправления на самом деле заключается в том, что в процессе правильно организованной управленческой деятельности стимулируется личностный рост студентов, формируется   направленность   взаимного   сотрудничества   студентов,   классного руководителя,  педагогов и заведующего отделением. 5. Контроль и анализ воспитательной работы           Администрация   колледжа   (в   т.ч.   и   заведующий   отделением)   имеет   право   на осуществление контроля работы классного руководителя с целью выявления проблем и корректировки   его   работы,   оценки   эффективности   управления   студенческой   группой, оказания помощи в случае необходимости. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ: Методы контроля Наблюдение Проверка  документации Опрос: ­ устный ­ письменный (анкетирование  открытое,  анкетирование  закрытое) Тестирование Оперативный разбор Отчёт Параметры контроля Посещение мероприятий с последующим анализом 1. Оформление журналов классных руководителей, состояние  личных дел студентов, наличие и содержание планов работы 2. Протоколы общих собраний группы Собеседование с определённой целью Диагностика того или иного состояния проблемы Анализ проведённого мероприятия Итоги и оценка собственной деятельности классного  руководителя   НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ        Оценка эффективности воспитательной работы всегда вызывает большие трудности. Часто   показатели   не   зависят   ни   от   квалификации   классного   руководителя,   ни   от   его профессионализма.       Возможно, целесообразно было бы выделить две группы критериев: критерии процесса и критерии результата, которые тесно взаимосвязаны.  критерии процесса (что сделано?):            ­ объём и содержание воспитательной работы (коллективные мероприятия), т.е. что проведено;   распределения по времени, т.е. сколько проведено;           ­   необходимость   и   достаточность,   целесообразность   мероприятий,   равномерность 37 ­ общественная активность, т.е. количество участников;  критерии результата (как сделано?):   взаимоотношения   с   педагогами,            ­ качество педагогических условий в коллективе студентов (комфортность внутри коллектива,   возможности   для самореализации студентов, т.е. успешность в обучении, воспитании и развитии студентов);       ­ нарушения дисциплины и устава учебного заведения (сохранность контингента).          сотрудниками, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Крикунова Т.К. Педагогическая практика. М: 1999. 2. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. П/р  В.С.Лазарева. М: 1995. 3. Сергеева В.П. Классный руководитель. М: 1999. 4. Станкин М.И. Профессиональные особенности педагога. Акмеология  воспитания и обучения. М: 1998. 5. Шакуров Р.Х. Социально­психологические основы управления:  руководитель и педагогический коллектив. М: 1990. 6. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М: 1994. 38

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю

Пособие в помощь классному руководителю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018