Постановка вопросов как метод обычения
Оценка 4.9

Постановка вопросов как метод обычения

Оценка 4.9
Руководства для учителя
pdf
преподавание
06.12.2022
Постановка вопросов как метод обычения
Педагогические рекомендации по проведению уроков
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.pdf

Авдеева А. Н.

ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Практически все современные методы интерактивного преподавания основаны на постановке вопросов, поэтому умение задавать и отвечать на них – очень важное качество педагога. 

Цель вопроса зависит не только от его содержания, но и от того, когда его задать. В начале занятия, или всего курса, педагог задаёт вопросы, чтобы определить уровень знаний своих слушателей. От этих вопросов зависит построение дальнейшего плана работы. В процессе проведения занятия, вопросы используются для активизации студентов, изменения темпа работы и проверки усвоения информации, для дальнейшего уточнения, если есть недопонимания. В конце пары или курса, во время сессии, вопросы необходимы для закрепления знаний и для оценки достигнутых результатов.

Все стратегии постановки вопросов можно разделить на три основных вида, в зависимости от предсказуемости их возникновения. Первый способ опроса – это когда каждый участник опроса может определить какой вопрос достанется именно ему.  При этом уходит страх и стресс неожиданности, что положительно влияет на память и концентрацию, давая максимальную возможность правильного ответа, но, как показывает практика, сосредотачиваясь на своём вопросе, студент отключается от осознания всей остальной информации, поэтому часто использовать этот способ не рекомендуется – он разобщает группу. У этой техники есть ещё одна положительная сторона – опрос охватывает вех слушателей. Второй способ – внезапный. Он полезен для фокусирования внимания аудитории и контроля над ней. Отрицательная сторона – напряжённость ожидания, которая может привести к панике ответчика. Третий способ, когда преподаватель предлагает вопрос всей группе, а студенты отвечают, когда чувствуют себя полностью подготовленными. Безопасная среда позволяет включить в процесс большинство участников, и усиливает командный дух [1, c.93-95].

Постановка правильных вопросов предполагает, в первую очередь, знание ответов, которые предполагается получить от группы, умение перефразировать полученный ответ и обобщать с выделением того, что считается важным. 

Перед тем, как использовать вопросы, стоит удостовериться, понятны ли они. На вопрос невозможно ответить, если смысл его не доступен. Вопрос должен быть кратким, адекватным и равномерно распределённым, не содержать жаргонных выражений и непонятных слов. Стоит избегать вопросов – загадок и туманных двусмысленных вопросов. Пользуясь методом постановки вопросов, педагогу стоит избегать соблазна отвечать на вопросы самому. 

Правильно сформулировать вопрос – это только половина успешного взаимодействия с группой. Вторая половина – корректное принятие ответов. Каждый слушатель, сидящий в аудитории идентифицирует себя с отвечающим, ощущая себя на его месте. Любая нечувствительность при обработке ответов может вылиться не только в разрушение контакта с конкретным студентом, но и отказом всего коллектива от сотрудничества. Чтобы не прервалась интерактивность процесса обучения, необходимо помнить некоторые правила. Рекомендуется благодарить за каждое участие. Любая попытка достойна признания. Найти рациональное зерно возможно даже в неправильном ответе. Приёмы для поддержания ответчика могут быть различными. Например, попросить группу прокомментировать ответ, или задать вопрос ещё раз, и дать студенту возможность скорректировать свой ответ. Если студент ответил правильно, то прежде чем двигаться дальше, стоит похвалить его, повторить ответ, выделяя основные моменты. Бывает, что ответ верен по сути, но не совсем точен, тогда подчеркнув правильную часть ответа, можно попробовать получить дальнейшую информацию по этому вопросу.

Эффективность занятия зависит не только от умения педагога задавать вопросы, но и отвечать на них. Самая очевидная причина обращения к лектору – это получение информации. Но есть и другие, например, проверка компетентности преподавателя. Обычно автор такого вопроса знает на него ответ, и хочет посмотреть, как справиться с ним педагог. Доверие группы зависит от этого ответа, и поэтому, если у лектора нет нужной информации по этому вопросу, то лучший выход – поблагодарить студента за важное замечание, признать, что, удовлетворительный ответ сразу не приходит в голову, и пообещать дать его на следующем занятии. Ещё один вид деструктивных вопросов – сбивающие. Цель таких вопросов – направить внимание всей аудитории в направление интересующее только спрашивающего. Сделано это бывает, как умышлено, так и непреднамеренно. В любом случае, стратегия только одна – не поддаваясь на провокация, необходимо двигаться дальше по плану. И наконец, вопрос – провокация, и главное правило – не принимать вызов. Конструктивными действиями будут: выдержать паузу, отключить эмоции, отметить вопрос интересным и основательно обдумать ответ. Если лектор не прав, то лучше признать ошибку, и пересказать информацию в правильном варианте. Самодостаточность педагога должна сдержать его от попыток унижения и расправы с провокатором, ни сразу, ни позже [2, с.17]. Иначе автор вопроса выключится из работы, будет искать повод отомстить, а преподаватель может потерять авторитет студентов, а как говорил Гёте: «человек всегда учится лишь у тех, кого любит». 

 Использованные источники:

1.     Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер,2001. –

224с.:ил. –(серия «Эффективный тренинг»). ISBN 5-318-00080-0

2.     Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – 368 с. (Все о психологической группе.) ISBN 5-85297-070-0 (рус.)

 

 

 

 

Авдеева А. Н. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ

Авдеева А. Н. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ

Отрицательная сторона – напряжённость ожидания, которая может привести к панике ответчика

Отрицательная сторона – напряжённость ожидания, которая может привести к панике ответчика

Найти рациональное зерно возможно даже в неправильном ответе

Найти рациональное зерно возможно даже в неправильном ответе

Если лектор не прав, то лучше признать ошибку, и пересказать информацию в правильном варианте

Если лектор не прав, то лучше признать ошибку, и пересказать информацию в правильном варианте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022