ПОСТИГАЯ ТОНКОСТИ МАСТЕРСТВА
В нашей чусовской коррекционной школе урокам хозяйственно –бытового труда уделяется большое внимание. Ведь от того, чему научатся на них ребята, зависят их жизненно важные навыки и умения. Поэтому педагоги постоянно совершенствуют свое мастерство, посещая занятия коллег, курсы и семинары, читают специальную литературу.
Достижение успеха в наших занятиях возможно благодаря скоординированному плану действий между учителем и воспитателем. В организации этой работы выделяем четыре важных этапа, на которых последовательно проводится диагностика (первичная, текущая и заключительная). Диагностика несет несколько функций – информационную, дающую сведения о результатах развития ученика и нашей работы, мотивационную – побуждающую к более глубокому изучению детей, самоанализу и самооценке педагога, и основную для педагогической коррекции.
На первом этапе проводятся фронтальные занятия, которые призваны выявить имеющиеся у детей представления, знания и умения по теме;
восполнить дефицит этих знаний, и сообщить новое; уточнить и систематизировать знания детей; развить социальные представления, знания и умения.
На втором этапе проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми. На третьем происходит закрепление полученных знаний и навыков, он наиболее трудоемкий, так как на этом этапе формируются и закрепляются трудовые навыки. Здесь используются такие формы работы, как поручения, дежурства, коллективная деятельность. Самое простое из них – поручение, оно может быть простым и сложным, разным по объему, коллективным и индивидуальным, эпизодическим, кратковременным и долговременным. Например, можно поручить ребенку поливать цветы, а можно в комплексе предложить выполнять все показанные формы ухода за ними.
Дежурство предполагает ответственность за самостоятельное выполнение определенного вида и объема работы за указанное время.
В коллективной деятельности есть три способа организации: совместно-индивидуальный (дети работают одновременно, но каждый выполняет свою работу при поддержке педагога, когда есть необходимость); совместно-взаимодействующий (разные виды труда в рамках одного задания); совместно-последовательный (работа конвейером).
На четвертом этапе проводится заключительное фронтальное занятие в виде конкурса, викторины, праздника. Итоговые занятия проводятся совместно учителем и воспитателем и дают возможность оценить результаты. Составляются карты контроля для оценки основных умений по теме. Уровень овладения фиксируется.
Используя перечисленные методы работы и диагностики, учителя и воспитатели повышают качество труда, достигают более высоких результатов в формировании социальных, а также бытовых навыков и умений у обучающихся и воспитанников.
Литература:
1. Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-192с.;
2. Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду: Учебно – методическое пособие. В 2-х частях. Ч1. Пермь.ПКИПКРО, 2010.-108с.
3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр. И доп. –М.: АРКТИ, 2015.-176с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.