Содержание темы урока
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.
Потребности и их классификация. Формирование способностей и интересов.
Потребности
Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Разумные потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Виды потребностей человека:
Биологичекие:
- это то, что необходимо для нормального развития человека как индивида (организма)
Духовные
- это то, что требуется для нормального развития человека как личности.
Социальные
- это то, что необходимо для нормального развития человеческой индивидуальности.
Определите группы потребностей, результат оформите в виде таблицы.
Потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии.
Потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании.
Потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.
Интересы
Интерес (от лат.- иметь значение)- целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы человека:
Направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей;
Определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе;
В большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности;
Выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т.д.
Классификация интересов
Носитель интересов Индивидуальные: групповые; общественные
Содержание Экономические; социальные; политические; духовные
Уровень действенности Активные (побуждают человека к определенным действиям, чтобы обладать объектом интереса); пассивные (созерцательные интересы, человек ограничивает себя восприятием объекта интереса)
Направленность Непосредственный (направлен на сам процесс деятельности); опосредованный (направлен на результат деятельности)
Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
Способности
Выделяют три типа способностей:
художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;
мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;
промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.
Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.
Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:
общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;
сложные — способности к труду, учебе, общению.
Виды способностей по специализации
Способности по специализации подразделяются следующим образом:
специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.;
теоретические — определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
практические — определяют склонность к конкретным, практическим действиям;
учебные — определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Виды способностей по уровню развития
По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу;
творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального.
К этому уровню относятся:
талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;
гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;
одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности.
Одаренность
Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Закон ограничения и компенсации способностей и потребностей
Ограничение и компенсация способностей и потребностей происходит в соответствии с законом, который формулируется следующим образом: «Компенсация ограниченных способностей или потребностей другими возможна только при совпадении их качественных и расхождении количественных характеристик»
Этот закон может быть представлен и в другом варианте: «ограничиваться и компенсироваться могут только те способности и потребности, качественные характеристики которых совпадают, а количественные — расходятся».
Из данного закона проистекают четыре следствия:
Избыточность по отношению друг к другу совпадающих по качеству способностей или потребностей ограничивает возможность их актуализации.
Недостаточность по отношению друг к другу совпадающих по качеству способностей или потребностей определяет возможность их частичной компенсации.
Избыточность способностей и недостаточность совпадающих с ними по качеству потребностей компенсируется за счёт актуализации качественно иных потребностей.
Недостаточность способностей и избыточность совпадающих с ними по качеству потребностей компенсируется за счёт актуализации качественно иных способностей»[
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.