Ознакомить учащихся с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха, воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие». Рассмотреть нравственные понятия, поразмышлять о нравственных ценностях. Принять участие в беседе по теме
Тема: «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси
Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному
пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста,
умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе;
развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на
понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость»,
«гордость», «милосердие».
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Работа с текстом.
В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не
только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе
которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом,
например, ложьправда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны
опираться будущие поколения.
Вопрос:
Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и
нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ.
Задание:
Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила
соответствующие им:
Трудолюбие лень;
Правда – ложь;
Благородство – бесчестие;
Гордость – гордыня;
1. Нравственные понятия: леньтрудолюбие.
Выдержки из текста:
«…не ленитесь, но усердно трудитесь…»
«В дому своё не ленитесь….»
«На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод»
Учитель:
Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием?
Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?
Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы
приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не
предавайтесь, ни спанью».
Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь?
Учитель:
В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера,
заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности
самим процессом труда.
Вопрос:
Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за
результат)
Вывод:
Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы человек готов нести
ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в
тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».
2. Нравственные понятия: правда – ложь.
Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»;
Вопросы:
Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь душу. Как вы думаете, почему?
Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь».Пословицы:
В ком добра нет, в том и правды мало.
Разум золота краше, правда солнца светлей.
Горькая правда приятней сладкой лжи.
И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
Вопросы:
Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду?
А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда?
Вывод:
Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и
души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека
изнутри.
3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. .
Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в
гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время».
Вопрос:
Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?
Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного
достоинства, самоуважения)
Вывод:
Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого.
Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека.
4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие.
Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…»
«…напойте и накормите просящего…»
«…не забывайте и подавайте сироте…»
Вопросы:
В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, понятие
милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь?
Может ли благородный человек быть немилосердным?
Выдержки из текста:
«…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…»
«Больного навестите, покойника проводите…»
«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»
Учитель:
В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь.
Вопрос:
Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»?
Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня
нужно ли соблюдать давние традиции? Почему?
Вывод:
Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По
мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справедливый,
милосердный.
Вопрос:
Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека?
Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий?
Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте
небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения.
5. Рефлексия:
Можете ли вы назвать себя благородным человеком?
Получили ли вы какиелибо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бысделали своим девизом?
6. Домашнее задание Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным идеалом?».