«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси
Оценка 4.9

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
26.01.2018
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси
Ознакомить учащихся с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха, воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие». Рассмотреть нравственные понятия, поразмышлять о нравственных ценностях. Принять участие в беседе по теме
урок.docx
Тема: «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному  пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста,  умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе;  развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на  понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость»,  «гордость», «милосердие».                                                                     Ход урока 1.Организационный момент. 2.Работа с текстом. ­ В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не  только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе  которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом,  например, ложь­правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны  опираться будущие поколения. Вопрос: ­ Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и  нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ. Задание: Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила  соответствующие им: Трудолюбие ­ лень; Правда – ложь; Благородство – бесчестие; Гордость – гордыня; 1. Нравственные понятия: лень­трудолюбие.  Выдержки из текста: «…не ленитесь, но усердно трудитесь…» «В дому своё не ленитесь….» «На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод» Учитель:  ­ Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием? ­ Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?  Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы  приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не  предавайтесь, ни спанью». ­ Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь? Учитель:  ­ В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера,  заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.  Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности  самим процессом труда. Вопрос:  ­ Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за  результат) Вывод: Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы человек готов нести  ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в  тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».  2. Нравственные понятия: правда – ложь. Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»; Вопросы:  ­ Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь ­ душу. Как вы думаете, почему? ­ Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь». Пословицы: ­ В ком добра нет, в том и правды мало. ­ Разум золота краше, правда солнца светлей. ­ Горькая правда приятней сладкой лжи. ­ И в бедах люди живут, а в неправде пропадают. Вопросы: ­ Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду? ­ А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда? Вывод: Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и  души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека  изнутри. 3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. . Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в  гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время». Вопрос: ­ Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему? ­ Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного  достоинства, самоуважения) Вывод: Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого.  Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека. 4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие.  Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…» «…напойте и накормите просящего…» «…не забывайте и подавайте сироте…» Вопросы:  ­ В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, понятие  милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь?  ­ Может ли благородный человек быть немилосердным? Выдержки из текста:  «…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…» «Больного навестите, покойника проводите…» «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…» Учитель: ­ В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь.  Вопрос:  ­ Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»? ­ Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня  нужно ли соблюдать давние традиции? Почему? Вывод: Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По  мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справедливый,  милосердный. Вопрос: ­ Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека?  ­ Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий? Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.  Чтение получившихся вариантов поучения. 5. Рефлексия: ­ Можете ли вы назвать себя благородным человеком? ­ Получили ли вы какие­либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом? 6. Домашнее задание  Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным идеалом?».

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018