«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ознакомить учащихся с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха, воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие». Рассмотреть нравственные понятия, поразмышлять о нравственных ценностях. Принять участие в беседе по теме
Иконка файла материала урок.docx
Тема: «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному  пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста,  умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе;  развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на  понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость»,  «гордость», «милосердие».                                                                     Ход урока 1.Организационный момент. 2.Работа с текстом. ­ В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не  только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе  которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом,  например, ложь­правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны  опираться будущие поколения. Вопрос: ­ Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и  нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ. Задание: Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила  соответствующие им: Трудолюбие ­ лень; Правда – ложь; Благородство – бесчестие; Гордость – гордыня; 1. Нравственные понятия: лень­трудолюбие.  Выдержки из текста: «…не ленитесь, но усердно трудитесь…» «В дому своё не ленитесь….» «На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод» Учитель:  ­ Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием? ­ Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?  Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы  приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не  предавайтесь, ни спанью». ­ Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь? Учитель:  ­ В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера,  заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.  Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности  самим процессом труда. Вопрос:  ­ Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за  результат) Вывод: Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы человек готов нести  ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в  тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».  2. Нравственные понятия: правда – ложь. Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»; Вопросы:  ­ Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь ­ душу. Как вы думаете, почему? ­ Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь».Пословицы: ­ В ком добра нет, в том и правды мало. ­ Разум золота краше, правда солнца светлей. ­ Горькая правда приятней сладкой лжи. ­ И в бедах люди живут, а в неправде пропадают. Вопросы: ­ Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду? ­ А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда? Вывод: Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и  души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека  изнутри. 3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. . Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в  гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время». Вопрос: ­ Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему? ­ Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного  достоинства, самоуважения) Вывод: Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого.  Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека. 4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие.  Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…» «…напойте и накормите просящего…» «…не забывайте и подавайте сироте…» Вопросы:  ­ В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, понятие  милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь?  ­ Может ли благородный человек быть немилосердным? Выдержки из текста:  «…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…» «Больного навестите, покойника проводите…» «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…» Учитель: ­ В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь.  Вопрос:  ­ Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»? ­ Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня  нужно ли соблюдать давние традиции? Почему? Вывод: Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По  мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справедливый,  милосердный. Вопрос: ­ Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека?  ­ Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий? Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.  Чтение получившихся вариантов поучения. 5. Рефлексия: ­ Можете ли вы назвать себя благородным человеком? ­ Получили ли вы какие­либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бысделали своим девизом? 6. Домашнее задание  Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным идеалом?».

Посмотрите также