Поурочная разработка по обществознанию 8 класс тема урока "Мораль"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
8 кл
23.11.2017
Современная философия сумела преодолеть однозначную оценку челове¬ческого поведения. Безусловно, человек нередко нарушает моральные нормы, хотя отлично знает их. В этом и состо¬ит основное противоречие морали — между знанием и по¬ступком: человек знает моральные нормы, знает, что такое добро, однако нередко склонен поступать аморально.Современная философия сумела преодолеть однозначную оценку челове¬ческого поведения. Безусловно, человек нередко нарушает моральные нормы, хотя отлично знает их. В этом и состо¬ит основное противоречие морали — между знанием и по¬ступком: человек знает моральные нормы, знает, что такое добро, однако нередко склонен поступать аморально.
Поурочная разработка по обществознанию 8 класс тема урока.docx
Поурочная разработка по обществознанию 8 класс тема урока "Мораль"
Категория: Обществознание
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸
не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Задачи урока
Продолжить формирование ценностных ориентиров личности, в том числе таких высших
моральных ценностей, как гражданственность и патриотизм.
Сформировать у учащихся знания о высших общечеловеческих духовных ценностях,
моральном идеале, понятиях «мораль» и «нравственность», моральных категориях «добро»
и «зло».
Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор
ценностных ориентиров; действия нравственноэтической ориентации; работа с текстом,
смысловое чтение; восприятие публицистического текста; умение участвовать в
коллективном обсуждении.
Оборудование урока: схема «Пирамида морали», учебник.
Тип урока. Комбинированный урок
Эпиграф урока: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать
зло» В.О. Ключевский.
План изучения нового материала
Мораль и нравственность.
Основные ценности и нормы морали.
Добро и зло.
I. Проверка домашнего задания.
Какую тему изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)
Какие еще сферы общественной жизни знаете?
Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
Дома вы должны были совместно с родителями заполнить таблицу о жизненных интересах
вашей семьи.
(Проверка заполнения таблицы)
Виды интересов
Материальные
Сиюминутные
Кратковременные
Долгосрочные
Материальные
Примеры
Музыка, чтение книг, посещение театра
Красиво одеться, купить машину
Посмотреть фильм
Ремонт квартиры
Дружба, счастье, любовь
Какой из этих видов интересов присущ только человеку, отличает человека от других живых
существ? (духовные интересы)
Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные
поступки людей? (Нет)
Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее,
регулируют жизнедеятельность людей.
Может быть, ктото догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
II. Объявление темы и целей урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными
категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и
«нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.
(В тетради записать тему и план урока) III. Актуализация знаний
«Корзина идей».
Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».
Какие ассоциации у вас возникли?
Вывод:
Мораль правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах. (Записать в
тетради)
Обратимся к словарю (с. 249). Мораль – это…. Термин «мораль» впервые встречается во 2
веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные
правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
Опираясь на текст учебника, докажите это. (с.55 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус
Христос)
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое
гласит: Не делай другому того, чего себе не желаешь.
IV. Изучение новой темы.
Мораль, нравственность.
Практическая работа. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать в учебнике раздел
«Мораль, нравственность» и ответить на вопрос 1 для самопроверки, а также выполнить
задания 1—3 к § 5.
Дополнительное задание: в истории мысли существовал взгляд, согласно которому одни
люди всегда добрые, моральные, а другие — злые, аморальные. Объясните, как вы
оцениваете такую позицию. Что подсказывает вам личный жизненный опыт?
Учитель. Конечно, нельзя так разделять людей, это слишком упрощённый взгляд.
Современная философия сумела преодолеть однозначную оценку человеческого поведения.
Безусловно, человек нередко нарушает моральные нормы, хотя отлично знает их. В этом и
состоит основное противоречие морали — между знанием и поступком: человек знает
моральные нормы, знает, что такое добро, однако нередко склонен поступать аморально. Но
тогда возникает вопрос: неужели вообще нет людей, которые не только знают моральные
нормы, но и соблюдают их? Ответ может быть таким: есть основание утверждать, что
большинство людей в основном соблюдают моральные нормы, иначе человечество просто не
выжило бы.
Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно
поставить знак =, а ктото утверждает, что это не одно и то же.
А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.
Мораль
правила поведения (как надо поступать)
«Пирамида морали»:
Нравственность
практические поступки людей
Нравы находятся в нижней части пирамиды: это сама жизнь, практическое поведение людей
в различных сферах их жизнедеятельности. Нравственность — это совокупность нравов —
конкретных действий и поступков. А мораль — это мысль, суждения (сентенции), выводы из
практической жизни, на основе которых формируются правила, как себя вести.
У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?
Основные ценности и нормы морали.
Вопрос о ценностях — один из сложнейших в этике. Под ценностями принято понимать все
то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, к чему относятся с
волнением, уважением, признанием, почтением. Для закрепления материала классу
предлагается назвать те или иные ценности. Вероятно, прозвучит реплика о том, что самые лучшие ценности — это деньги. В этом случае учитель поясняет, что деньги — это всётаки
только средство, обслуживающее наши потребности, но никак не высшая ценность.
Виды ценностей
1. Высшие, общечеловеческие (не измеряются никакими деньгами): жизнь, здоровье,
здоровая окружающая среда, мир, свобода, любовь и т. д. Можете продолжить этот ряд.
2. Разнообразные:
ценности, важные для определённой группы людей — партии, творческого союза и т. д.
(групповые ценности);
ценности национальные — прежде всего язык определённого народа, его культура, религия,
наследие прошлого и, конечно, родная земля, окружающая среда и т. д.
ценности абсолютные, важные для большинства людей, — общечеловеческие. В их число
входят мораль и моральный идеал.
Самостоятельная работа с разделом в учебнике. Для закрепления и проверки знаний
школьники отвечают на вопросы 3—5 рубрики «Проверим себя».
При ответах на вопросы 3 и 4 потребуется сопоставить знания о сути ценностей со знаниями
о сути морального идеала. Сам характер отношения человека к человеку, выраженного в
моральном идеале, позволяет поместить моральный идеал на вершину «пирамиды»
ценностей. Вопрос 5 направляет к размышлению о связи гражданственности и патриотизма.
Выявляется их общая основа — мораль: только мораль может дать человеку ответ на
вопрос, как проявить свою любовь к Отечеству, чтобы это были не только красивые и
пышные слова, но и конкретный дела.
Добро и зло
Любое учение (религиозное, политическое, философское и т. д.), каждая наука имеют свои
особые слова — понятия, с помощью которых они выражают свои идеи. Есть такие слова и у
этики. К ним относят прежде всего категории «добро» и «зло», «долг» и «совесть».
Понятия «добро» и «зло» нередко употребляют в качестве синонимов нравственного и
безнравственного, а науку о морали — этику — называют учением о добре и зле.
Самостоятельная работа с учебником.
Прочитать сюжет драмы М.Ю. Лермонтова «Испанцы» с. 5960. Ответить на вопрос: как вы
оцениваете поступок юноши с позиции добра и зла.
Мнения учащихся могут быть различными. Поэтому, завершая обсуждение сюжета, учитель
отмечает, что цель беседы не сводится к выявлению отдельных мнений, хотя их, конечно,
важно выслушать. Задача в том, чтобы увидеть, почувствовать, как бывает сложно
определить, где добро и где зло. Но это вовсе не означает, что такого выбора вообще нельзя
сделать. Напротив, жизнь постоянно ставит перед человеком такую задачу, и он должен её
правильно решать.
Работа в группах. Первая группа прорабатывает фрагмент текста, в котором охарак
теризовано понятие «добро», и готовит ответ на вопрос 6 рубрики «Проверим себя»; вторая
группа изучает фрагмент, в котором охарактеризовано понятие «зло», и готовит ответ на
вопрос 7 названной рубрики. По завершении каждая группа делает сообщение, дает свое
определение «добро» и «зло».
Учитель. Дать краткое определение — дело крайне сложное, поскольку понятие «добро»
очень широкое. Ведь добро является главным понятием всего морального мира, а мораль,
как уже говорилось, охватывает все стороны нашей деятельности, все наши бесчисленные
поступки. В каждом из них можно отыскать моральный аспект.
На протяжении веков мыслители пытались понять сущность добра. По мнению многих
философов, истинное добро — это то, что хорошо для всех людей и для каждого отдельного
человека.
Знаменитый немецкофранцузский врач и философ Альберт Швейцер (1875—1965) сумел
найти очень выразительное определение добра: «Добро — это то, что служит сохранению и
развитию жизни». При кажущейся простоте оно, как всякое философское определение,
имеет весьма глубокий смысл. Употребив слово «жизнь», А. Швейцер имел в виду, конечно,
всё живое, а не только жизнь человека. К тому же он писал, что добро служит не только
сохранению, но и развитию жизни. Понятие «зло» столь же сложно и многогранно, как понятие «добро». Среди наиболее
выразительных можно вновь выделить определение А. Швейцера: «Зло есть то, что унич
тожает жизнь или препятствует ей».
Притча о мудром Мастере.
Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давнодавно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из
них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?».
Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями.
Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей
истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
Все в твоих руках.
Моральное зло начинается там, где начинается человек, причём не его физическое тело, а
внутренний, духовный мир.
Способность человека творить и добро, и зло вовсе не снимает с него ответственности за
содеянное. Главный же смысл жизни человека многие мыслители видят всётаки в
утверждении добра через борьбу со злом как вокруг, так и внутри себя.
О критериях морального поведения.
Задание обосновать связь определения понятия «добро», данного А. Швейцером, с
определением основного критерия морали, которое даётся в учебнике (с.62). В своих ответах
учащиеся опираются на имеющиеся знания о гуманизме как ответственном отношении
человека ко всему окружающему, как умении сострадать и проявлять великодушие. Таким
образом, оба определения действительно могут служить критериями морального поведения.
Наука связывает кризисное состояние нравственности с процессом становления
постиндустриального общества, внедрения информационных технологий, переходом к ры
ночной экономике, укреплением частной собственности. В нравственном развитии заметно
резкое отставание. Очень трудно, медленно формируется нравственность, соответствующая
новым реалиям, — этика предпринимательства, этика конкурентной борьбы, политическая
этика (соотношение политики и морали), правовая этика (справедливое правосудие),
экологическая этика (нравственное отношение общества к окружающей среде) и др.
Коммерциализация культуры, формирование массовой культуры сопровождаются резким
падением нравов.
V. Закрепление изученного материала.
Портрет доброго человека.
В виде, какого предмета, явления можно изобразить добро?
Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.
На доске нарисовано солнышко, дети на его лучах должны написать качества доброго
человека,
Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен
помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как
поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
Какие выводы вы для себя сделали?
Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и
заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама
жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом»,
которое гласит: (хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
А в заключение давайте все вместе пожелаем друг другу идти только дорогой добра.
Домашнее задание: § 7 учебника; выполнить задание на выбор: подобрать материалы из
средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когданибудь
делать выбор между добром и злом?»
Поурочная разработка по обществознанию 8 класс тема урока "Мораль"
Поурочная разработка по обществознанию 8 класс тема урока "Мораль"
Поурочная разработка по обществознанию 8 класс тема урока "Мораль"
Поурочная разработка по обществознанию 8 класс тема урока "Мораль"
Поурочная разработка по обществознанию 8 класс тема урока "Мораль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.