Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
• социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
КТП биология 8 класс.doc
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
____________Н.Т.Иванова
Приказ № ___ от .08.2016 г.
Рабочая программа
по курсу «Биология. Человек.»,
для 8класса основного общего образования
на 20162017 учебный год
Бобровской Е.В.
учителя высшей квалификационной категории
Рассмотрена
на заседании кафедры учителей естественноматематического цикла
протокол № ______
«___»_______2016 г.
руководитель МО ____________Г.Н. Беловодская
Принята
на заседании методического совета
протокол № _______
от «___» ____________ 2016 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко Рубцовск, 2016 Содержание рабочей программы
Пояснительная записка.
1.
1.1. нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа;
1.2. цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы Лицея;
1.3. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета;
1.4. изменения, внесённые в авторскую программу по предмету, и обоснование их целесообразности;
1.5. используемые формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся;
1.6. формы, методы и средства обучения, технологии, используемые при организации образовательного процесса с целью реализации системно
деятельностного подхода.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
планируемые образовательные результаты: личностные, метапредметные и предметные освоения учебного предмета;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
содержание учебного предмета;
поурочный календарно тематический план;
учебнометодическое обеспечение образовательного процесса;
материальнотехнического обеспечения образовательного процесса;
лист внесения изменений в Рабочую программу. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КУРСА«Биология. Человек 8 класс»,70часов
НА ОСНОВЕ УМК «БИОЛОГИЯ 5—9 классы.»
Н. И. СОНИНА И ДР. (КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ КУРС)
1.1.
Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа
Данная рабочая программа разработана на основе:
Основная образовательная программа ООО лицея
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
–– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России
от 30.08.2013 № 1015;
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Фундаментальным ядром содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под. Ред. В.
В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619;
ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. N МД1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием»
Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03.
2004.
Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 9 декабря 2008 г. № 379, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Авторской программой под руководством Н.И. Сонинаконцентрический курс: «Биология. Человек 8 класс»,
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лицей Эрудит» (ФГОС ООО)
Программа ориентирована на УМК: «Биология. Человек 8 класс», автор: Н. И. Сонин,М.Р. Сапин М., «Дрофа», 2010г. программа
Н. И. Сонин, М. Р. Сапин «Биология. Человек» 8 класс. Учебник. М: Дрофа 2015 г,
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 20072014, Электронное приложение к учебнику «Биология. Человек» 8 класс.
Биология. Учебнометодическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.Человек.8 класс» /сост Н.. Спиридонова.М.:
Дрофа, 2010.
Тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений к учебнику Н. И. Сонина «Биология.Человек.8 класс» М: Дрофа, 2015
1.
2.
3.
4.
5.
1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы Лицея
цели обучения:
приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
овладение способами учебнопознавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
освоение общепредметных компетенций:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
продолжить освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах
познания человека;
способствовать овладению умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма,
биологические эксперименты;
создавать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим
организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
способствовать воспитанию позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧинфекции.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и
предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического
образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу
или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической
науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей;
экологическое сознание и воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного
здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
1.3. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета
Количество часов, отведённое на изучение биологии согласно учебному плану лицея 70 часов в год при учебной нагрузке 2 часа в неделю.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу: резервные 7 часов отводятся на: Обобщение и повторение изученного материала – 7 часов
1.4. изменения, внесённые в авторскую программу по предмету, и обоснование их целесообразности
1.5. используемые формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся
Формы контроля и критерии оценки регламентируются Положением о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, о нормах выставления оценок и ведении отчетной документации по результатам аттестации учащихся
МБОУ «Лицей «Эрудит».
Виды аттестации:
1. Аттестация – это оценивание результата обучения на определенном этапе: на уроке, при завершении изучения раздела программы, за четверть,
полугодие, год.
2. Аттестация текущая – оценивание успеваемости и качества усвоения учебного материала в процессе изучения раздела программы.
3. Аттестация тематическая – оценивание успеваемости и уровня сформированности предметных, метапредметных и специальных умений и
способов деятельности, достигнутого к концу изучения раздела программы.
4. Аттестация промежуточная (полугодовая, годовая) письменные или устные испытания, целью которых является оценивание уровня
сформированности предметных, в 5 классах метапредметных и специальных умений и способов деятельности на данном этапе обучения по
нескольким изученным разделам программы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования на 1015 мин .урока : по полугодиям
(декабрьза 1 полугодие, май—за второе полугодие)
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии использованы:
(рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, устный опрос, лабораторные и практические работы, творческие работы
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, устный опрос, лабораторные и практические работы, творческие работы (рефераты,
проекты, презентации) и т.д. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме срезового тестирования на 1520 мин .урока : по
Отслеживание результатов обучения проводится через различные формы контроля:
тематический;
итоговый;
групповой;
фронтальный;
индивидуальный;
текущая аттестация (проверочные и самостоятельные письменные работы; практические работы; тестирование; срезовые работы);
промежуточная аттестация (тестирование; защита реферата; защита проекта; защита научно – исследовательской работы)
формы учета достижений (урочная деятельность ведение тетрадей на печатной основе, анализ текущей успеваемости, внеурочная
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной
(знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно коммуникативной (применяет).
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при
организации учебнопознавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой
деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
полугодиям (декабрьза 1 полугодие, май—за второе полугодие)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке
результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является
предметом оценки эффективности воспитательнообразовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного
уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных
работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и
регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы.
При этом обязательными составляющими системы внутрилицейского мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности
познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебнопознавательных и учебнопрактических задач, основанных на
работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебнопрактических и учебнопознавательных заданий (1015мин) на оценку способности и
готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к
• стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутрилицейского мониторинга образовательных
сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и
готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает
выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с
обучающимися.
достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению
систематических знаний, в том числе:
области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей
изучаемых объектов и процессов, схем;
•
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
•
•
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ, творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной
•
•
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
учащихся.
При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности
Рекомендации по оцениванию тестовых заданий
Общее максимальное и фактическое число баллов по любой
проверочной работе определяется исходя из 100 бальной
шкалы.
Соотношение между 100балльной шкалой и школьной
отметкой устанавливается по сл.схеме( рекомендации автора
программы)
Отметка 5( отлично)10080 баллов
Отметка 4( хорошо) 8060 баллов,
отметка 3 ( удовлетворительно) 6040 баллов,
отметка 2( неудовлетворительно)от 40 баллов и ниже
Биология. Учебнометодическое пособие к учебнику
Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.Человек.8 класс» /сост
Н.. Спиридонова.М.: Дрофа, 2010.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ
И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка знаний учащихся
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся,
необходимо учитывать:
• правильность и осознанность изложения содержания, полноту
раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
• степень сформированности интеллектуальных и общеучебных
умений;
• самостоятельность ответа;
• речевую грамотность и логическую последовательность ответа. Отметка «5»:
• полно раскрыто содержание материала в объеме программы и
учебника;
• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание
понятий; верно использованы научные термины;
• для доказательства использованы различные умения, выводы из
наблюдений и опытов;
• ответ самостоятельный, использованы ранее при обретенные знания.
Отметка «4»:
• раскрыто основное содержание материала;
• в основном правильно даны определения понятий и использованы
научные термины;
• ответ самостоятельный;
• определения понятий неполные, допущены незначительные
нарушения последовательности изложения, небольшие неточности
при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
• усвоено основное содержание учебного материала, но изложено
фрагментарно, не всегда последователь но;
• определения понятий не достаточно четкие;
• не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
• допущены ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
• основное содержание учебного материала не раскрыто;
• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
• допущены грубые ошибки в определении понятий, при
использовании терминологии.
Отметка «1»:
• ответ на вопрос не дан.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Оценка умения ставить опыты
Учитель должен учитывать:
• правильность определения цели опыта;
• самостоятельность подбора оборудования и объектов;
• последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
• логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке
выводов из опыта.
Отметка «5»:
• правильно определена цель опыта;
• самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования
и объектов, а так же работа по закладке опыта;
• научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы
выводы из опыта.
Отметка «4»:
• правильно определена цель опыта;
• самостоятельно проведена работа по подбору оборудования,
объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
• в целом грамотно и логично описаны наблюдения и
сформулированы основные выводы из опыта;
• в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы
неполные.
Отметка «3»:
• правильно определена цель опыта;
• подбор оборудования и объектов, а так же работы по закладке
опыта проведены с помощью учителя;
• допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании
наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
• не определена самостоятельно цель опыта;
• не подготовлено нужное оборудование;
• допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Отметка «1»:
• не владеет умением заложить и оформить опыт.
2. Оценка умения проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
• правильность проведения наблюдений по заданию; • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта
(процесса);
• логичность и научную грамотность в оформлении результатов
наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
• правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
• выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта
(процесса);
• логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и
выводы.
Отметка «4»:
• правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
• при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта
(процесса) названы второстепенные;
• допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
• допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по
заданию учителя;
• при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта
(процесса) выделены лишь некоторые;
• допущены 1—2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
• допущены 3—4 ошибки в проведении наблюдений по заданию
учителя;
• неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
• допущены 3—4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1»:
• не владеет умением проводить наблюдение.
Данные критерии приведены автором данной программы
в информационном источнике: Методическое пособие к учебнику
Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7
класс. / Н. И. Сонин, Марина А.В., М: Дрофа, 2015 Тематика проектной и исследовательской деятельности, предложенные авторской программой:
1. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью.
2. Биоритмы как основа рациональной организации порядка человека. Определение индивидуального ритма работоспособности.
3. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.
4. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания.
5. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.
6. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
7. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
8. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приемам пищи), сопоставление с
нормативами.
9. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковки, штрихкоды, индексы пищевых добавок, этикетки на одежде и др.
10. Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания; улучшение состояния.
1.6. формы, методы и средства обучения, технологии, используемые при организации образовательного процесса с целью реализации
системнодеятельностного подхода.
∙ самостоятельности и креативности мышления;
∙ исследовательских умений;
∙ коммуникативной культуры;
∙ умений самоанализа;
∙ потребности в непрерывном самообразовании.
Особенностью образовательных технологий, обеспечивающих реализацию программы, является ориентация на развитие:
Особое внимание уделяется методам развивающего и личностноориентированного обучения, активизации познавательной деятельности в урочное и
внеурочное время, роли самостоятельной творческой исследовательской работы учителя и ученика.
Образовательные технологии, используемые при реализации программы основаны на системнодеятельностном подходе:
Педагогические технологии обучения:
кейстехнология,
учебноисследовательская и проектная деятельность,
технология проблемного обучения,
технология интегрированного обучения,
технологии уровневой дифференциации,
групповые технологии,
традиционные технологии (классноурочная система)
Технология использования в обучении игровых методов
Исследовательские методы в обучении
Проектные методы обучения
Информационнокоммуникационные технологии
Технология развития критического мышления
Творческие мастерские
Здоровьесберегающие технологии Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и
Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа,
коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
развивающее, опережающее т.д.
Основные формы и методы работы: словесные (рассказ, лекции, эвристическая беседа, путешествие, конференция и др), практические
(проектная деятельность, ИКТ, творческие задания, рефераты, доклады, поделки, модели, лабораторные, практические работы и др), наглядные (опыт,
эксперимент, демонстрация, работа с видеофильмами, Интернетресурсами), исследовательские, проблемные, частичнопоисковые, групповые,
индивидуальные.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами
исследовательской и проектной деятельности.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсий, практических работ, индивидуально групповых занятий.
2. Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета
1. Ценностносмысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть
и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит
индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и
опытом деятельности, это роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
3. Учебнопознавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно
познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием
знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать
факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в
ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование
лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное
выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.
4.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (компьютер, проектор) и информационных технологий (аудио видеозапись,
электронная почта, сайты, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к
информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:
Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций,
учебных электронных изданий.
Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
Умение делать сообщения объемом.
Умение пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5.
Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и
событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др.
Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и
способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационносмыслового анализа текста. Использование различных видов
чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,
признавать право на иное мнение).
6.
7.
Социальнотрудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик
овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает
способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции
относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин
возникших трудностей.
Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего
вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих
описание,
характеристика,
разъяснение,
сравнение,
различение,
умения видеть проблемы,
ставить вопросы,
классифицировать,
наблюдать,
делать выводы,
объяснять,
доказывать,
защищать свои идеи,
давать определения понятиям,
структурировать и др.
обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных
качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как:
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как:
вступать в диалог и т.д.
Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий:
умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения,
работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, классификация,
наблюдение,
умения делать выводы и заключения,
структурировать материал и др.
Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
В предметах, где ведущую роль играет познавательная деятельность (физика, химия, биология и др.), основные виды учебной деятельности
ученика на уровне учебных действий включают умения
характеризовать,
объяснять,
классифицировать,
овладеть методами научного познания и т.д.;В рабочей программе обозначено целеполагание предметного курса на разных уровнях: на уровне
метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на
уровне учебных действий
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся
формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу
предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
грамотная речь.
жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе,
обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Икткомпетентность учащихся 8 класса: (Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми
составляющими навыками)
Умение использовать компьютер как универсальный инструмент для решения задач интеллектуальной деятельности умение применять
возможности среды операционной системы Microsoft приложений Microsoft Ofce,
умение работать с помощью цифровых образовательных ресурсов
владеть приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использовании
владение приемами выполнения файловых операций, организации информационнообразовательной среды как файловой системы, основными
приёмами вводавывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
владение приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями
владение приёмами работы с файловыми архивами
использование технологий и ресурсов дистанционной поддержки образовательного процесса
умение применять ресурсы соцсетей для решения практических задач
умение проектировать электронные таблицы и базы данных и управлять ресурсами;
умение свободно входить в систему получения информации и получает базовые навыки обработки полученной информации через текстовый
редактор
умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников
умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию
выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям
умение остановить поиск
использовать информацию с учетом этических и правовых норм
создание творческих работ, презентаций, сообщений,
участие в дистанционных интеллектуальных состязаниях
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который
полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного
подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать,
распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования,
выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Требования к уровню подготовки учащихся 8го класса:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организма
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни
человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за
ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные
растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и
животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию
о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ
инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в
зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу
структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее
многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют экологоэволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми
акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их
жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
«Биология. Человек» 8 класс. Автор Н. И. Сонин
Название темы
Тема 1. Место человека в
системе органического мира
Тема 2. Происхождение
человека
Тема 3. Краткая история
развития знаний о строении и
функциях организма Человека
Тема 4. Общий обзор
строения и функций
организма человека
Тема 5. Координация и
регуляция
Количество часов
Формы организации
учебных занятий
Лабораторные работы(Л.Р.)
Практические работы(П.Р.)
Демонстрации
Демонстрация скелетов человека и
позвоночных, таблиц, схем, рисунков,
раскрывающих черты сходства человека и
животных.
Демонстрация модели «Происхождение
человека», моделей остатков материальной
первобытной культуры человека,
иллюстраций представителей различных рас
человека.
Демонстрация портретов великих ученых —
анатомов и физиологов.
Демонстрация схем систем органов человека.
Демонстрация схем строения эндокринных
желез; Таблиц строения, биологической
активности и точек приложения гормонов;
Л.Р.№1Изучение
микроскопического
строения тканей*.
Л.Р.№2Изучение
изменения размера
зрачка*.
П.Р.№1Распознавание на
таблицах органов и систем
органов*.
П.Р.№2Изучение головного
мозга
(по
муляжам)*.
человека
Всего
часов
2
2
1
4
10 Тема 6. Опора и движение
Л.Р.№3Изучение внешнего
строения костей*.
Тема 7. Внутренняя среда
организма
Л.Р.№4Изучение
микроскопического
строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ
П.Р.№3Измерение массы и
роста своего организма*.
П.Р.№4Выявление влияния
статической и
динамической работы на
утомление мышц*.
П.Р.№5Определение пульса
и подсчет числа сердечных
сокращений*
П.Р.№6 Измерение
кровяного давления*..
П.Р.№7Определение частоты
дыхания*.
Л.Р.№ 5 Воздействие
желудочного сока на белки,
слюны на крахмал*.
П.Р.№8Определение норм
рационального питания*.
Тема 9. Дыхание
Тема 10. Пищеварение
Тема 11. Обмен веществ и
энергии
Тема 12. Выделение
Тема 13. Покровы тела
Тема 14. Размножение и
развитие
фотографий больных с различными
нарушениями функции эндокринных желез.
Демонстрация моделей головного мозга,
органов чувств; схем рефлекторных дуг
безусловных рефлексов; безусловных
рефлексов различных отделов мозга.
Демонстрация скелета человека, отдельных
костей, распилов костей; приемов оказания
первой помощи при повреждениях (травмах)
опорнодвигательной системы.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных
составу крови, группам крови.
Демонстрация моделей сердца человека,
таблиц и схем строения клеток крови и
органов кровообращения.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем,
иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха;
приемов искусственного дыхания.
Демонстрация модели торса человека,
муляжей внутренних органов.
Демонстрация модели почки.
Демонстрация схем строения кожных
покровов человека. Производные кожи.
8
3
4
5
5
2
2
3
3 Тема 15. Высшая нервная
деятельность
Тема 16. Человек и его
здоровье
П.Р.№9Изучение приемов
остановки капиллярного,
артериального и венозного
кровотечений*.
П.Р.№10Анализ и оценка
влияния факторов
окружающей среды,
факторов риска на
здоровье*.
Итого:
Л.Р.5
П.Р.10
5
4
63 + 7
резерв
Резервные часы добавлены на изучение тем:
Внутренняя среда организма – добавлен 1 час;
Высшая нервная деятельность – добавлен 1 час;
Человек и его здоровье – добавлены 2 часа;
Обобщение изученного материала – 3 часа
В разделе «Дыхание» выделен обобщающий урок с целью не только повторить отдельные элементы раздела, но и выявить проблемное поле, определить
сформированность навыков решения задач по физиологии человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в программе.
Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их
проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные и практические работы проводятся в течение 1015 минут, поэтому оцениваются
исходя из степени самостоятельного выполнения заданий учащихся, на усмотрение учителя. Т.К. в программе дан лишь перечень лабораторных и
практических работ, учитель самостоятельно определяет разделение лабораторных и практических работ. В связи с объемными названиями тем
лабораторных и практических работ, допустима запись тематики работы в классный журнал нумерацией, согласно календарнотематического
планирования.
Работы, отмеченные * знаком, рекомендуются для обязательного выполнения.
Курсивом в содержании рабочей программы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки
выпускников ( изучается по усмотрению учителя, при наличии свободного времени).
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения, в том числе таблиц,
натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, электронных таблиц, презентаций, электронных приложений, электронных датчиков
,видеофильмов и др.. Рабочая программа предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем и порядка изложения отдельных тем и вопросов, а также
форм их проведения с учетом материального обеспечения и резерва времени.
4. Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА«Биология. Человек» 8 класс. Автор Н. И. Сонин
(70 часов, 2 часа в неделю)
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и
человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■
различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервногуморальная регуляция.
■
различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс;
проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и
ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений
слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
■ Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Демонстрация схем систем органов человека.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с ■ Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно
двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной
системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим
труда в правильном формировании опорнодвигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорнодвигательной
системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные
прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.
Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Т е м а 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов
эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов
пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области
пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена
веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы
поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление.
Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом,
спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Резервное время — 7 часов.
№
УРОКА
РАЗДЕЛ/ТЕМА
УРОКА
КОЛ
ИЧЕС
ЭЛЕМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЯ
ДАТА
ПРОВЕД
ДАТА
ПРОВЕДЕ
ТИП
УРОКА,
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
5. Поурочный календарно тематический план
Поурочное планирование курса «Биология. Человек» 8 класс 70 часов ТВО
ЧАС
ОВ
ЕНИЯ
УРОКА
ПО
ПЛАНУ
НИЯ
УРОКА
ПО
ФАКТУ
ВИД
ДЕЯТЕЛЬН
ОСТИ
знать/понима
уметь
ть
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
1
1ч
Место человека в
системе
органического
мира
Человек как часть живой
природы, место человека в
системе органического мира.
1.093.09
Урок новых
знаний
Обзорная
лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
мест
Понятия:
«Человек
разумный»,
о человека в
системе
органического
мира
ы сходства
человека и
животных.
Сходство и
различия
человека и
человекообраз
ных обезьян.
Черт
Определять
принадлежность
биологического
объекта «Человек
разумный» к
классу
млекопитающих,
отряду приматы.
Сравнивать
человека с
представителями
класса
млекопитающих и
отряда приматы и
делать вывод на
основе сравнения.
Характеризовать
особенности
строения человека,
обусловленные
прямохождением и
трудовой
деятельностью
использовать
приобретенные
знания и
умения в
практической
деятельности
и повседневной
жизни
определять
систематическое
положение
человека;
многообразие
человекообразн
ых обезьян
МЕТОДИЧЕСКОЕ,
МАТЕРИАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ
Учебник Н. И.
Сонин «
Биология.
Человек 8 класс»,
рабочая тетрадь.
УЛО: Скелет
человека и
позвоночных
животных. Муляжи
головного мозга
позвоночных
животных.
Рельефные таблицы
с изображением
внутреннего
строения
позвоночных
животных.
Демонстрации:
скелетов человека и
позвоночных,
таблиц, схем,
рисунков,
раскрывающих 2
1ч
Место человека в
системе
органического
мира
5.0910.09
Черты сходства человека и
животных. Сходство и
различия человека и
человекообразных обезьян.
Человек разумный.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
черты сходства
человека и
животных
Презентация
учителя,
электронное
приложение,
http://school
collection.edu.ru/ 3
Происхождение
человека
1ч
5.0910.09
Биологические и социальные
факторы
антропосоциогенеза. Этапы и
факторы становления
человека.
Урок новых
знаний
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
Анализировать
стадии
происхождения
человека
Сравнивать расы
Объяснять
единство
происхождения
человека
Единство рас
человека
Биологические и
социальные
черты
становления
человека
Биологические
и социальные
факторы
антропосоциог
енеза.
Этапы и
факторы
становления
человека.
Расы
человека, их
происхождени
е и единство.
Учебник Н. И.
Сонин «
Биология.
Человек 8 класс»,
рабочая тетрадь,
УЛО: Набор
палеонтологических
находок
«Происхождение
человека», набор
бюстов по теме:
«Эволюция
человека», «Расы
человека».
Демонстрации:
модели
«Происхождение
человека», моделей
остатков
материальной
первобытной
культуры человека,
иллюстраций
представителей
различных рас 4
5
Происхождение
человека
1ч
12.09
17.09
Расы человека, их
происхождение и единство.
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
1ч
Краткая история
развития знаний о
строении и
функциях
организма
человека
12.09
17.09
Науки о человеке:
анатомия, физиология,
гигиена. Великие анатомы и
физиологи: Гиппократ,
Клавдий Гален, Андреас
Везалий.
решать
проблемные
вопросы
Объяснять роль
биологии в
практической
деятельности
людей и самого
ученика.
Понятия:
анатомия,
физиология,
гигиена.
Вклад в науку:
Гиппократ,
Клавдий
Гален, Андреас
Везалий.
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
человека.
Презентация
учителя,
электронное
приложение,
http://school
collection.edu.ru/
Учебник Н. И.
Сонин «
Биология.
Человек 8 класс»,
рабочая тетрадь,
Демонстрация:
портретов великих
ученых — анатомов
и физиологов.
Портреты ученых
биологов.
Презентация
учителя,
электронное
приложение,
http://school
collection.edu.ru/ Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
6
Общий обзор
строения и
функций
организма
человека
1ч
Клеточное строение
организма.
19.09
24.09
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
Расположениеор
ганов
человеческого
организма.
Состав систем
органов.
Клеточное
строение
организма.
Ткани, их
строение,
функции( эпит
елиальные,
соединительны
е, мышечные,
нервная)
Органы
человеческого
организма.
Системы
органов
Взаимосвязь
органов и
систем
органов
Называть
органоиды клетки.
Распознавать на
таблицах и
описывать
основные
органоиды клетки.
Сравнивать клетки
растений,
животных,
человека.
Характеризовать
сущность
процессов обмена
веществ, роста,
возбудимости,
деления клетки
Учебник Н. И.
Сонин «
Биология.
Человек 8 класс»,
рабочая тетрадь,
Таблицы: Строение
клетки. Строение
тела человека.
УЛО: торс человека
(разборная модель),
набор моделей по
строению органов
человека, набор
моделей органов
человека, скелет
человека разборный,
микропрепараты по
гистологии,
микроскопы.
Цифровое
оборудование:
микроскоп цифровой
Демонстрация схем
систем органов
человека.
Презентация
учителя,
электронное
приложение, 1ч
Ткани: эпителиальные,
соединительные, мышечные,
нервная.
19.09
24.09
7
Общий обзор
строения и
функций
организма
человека Л.р № 1
«Изучение
микроскопическог
о строения тканей»
http://school
collection.edu.ru/
http://www.anatomy
.tj/
http://www.anatomco
m.ru/
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный 1ч
Органы человеческого
организма. Системы
органов.
26.091.10
8
Общий обзор
строения и
функций
организма
человека П.р№1
«Распознавание на
таблицах органов и
систем органов»
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный 9.
Общий обзор
строения и
функций
организма
человека.
1ч
Взаимосвязь органов и
систем органов как основа
гомеостаза
26.091.10
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задач
методы:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная
регуляция.
Называть:
Деятельность
желез
Учебник Н. И.
Сонин « 10
Координация и
регуляция
1ч
Гуморальная регуляция.
Железы внутренней
секреции. Эндокринная
система
3.108.10
Урок новых
знаний
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
Железы
внутренней
секреции.
Гормоны и их
роль в
обменных
процессах
Нервная
регуляция.
Центральная и
периферическа
я нервная
системы.
Рефлекс.
Проведение
нервного
импульса
Строение и
функции
спинного
мозга.
Строение и
функции
отделов
головного
мозга.
•особенности
строения и работы
желез эндокринной
системы; •железы
внутренней
секреции; •железы
внешней секреции.
Различать железы
внутренней
секреции и железы
внешней секреции.
Распознавать и
описывать на
таблицах органы
эндокринной
системы.
Давать
определение
понятию:
гормоны.
Называть
заболевания,
связанные с
гипофункцией и
гиперфункцией
внутренней
секреции
Механизм
взаимодействия
гуморальной и
нервной систем
Гигиена
анализаторов,
слуха, осязания,
обоняния, вкуса
Нарушения
деятельности
нервной системы
и их
предупреждение
Биология.
Человек 8 класс»,
рабочая тетрадь,
Таблицы: Нервная
система, рельефные
таблицы «Железы
внутренней
секреции», «Спинной
мозг», «Головной
мозг», «Орган
зрения», «Орган
слуха».
УЛО: набор моделей
по строению органов
человека, набор
моделей органов
человека,
микропрепараты по
гистологии,
микроскопы.
Цифровое
оборудование:
датчик света
Демонстрации:
схем строения 11
Координация и
регуляция
1ч
3.108.10
Гормоны и их роль в
обменных процессах.
Нервногуморальная
регуляция.
Болезни, связанные с
гипофункцией и
гиперфункцией желез.
Регуляция деятельности
желез. Взаимодействие
нервной и гуморальной
регуляции.
Кора больших
полушарий,
значение коры
Анализаторы.
Строение,
функции
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
микроскопир
ование,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
эндокринных
желез.
Характеризовать
роль гормонов в
обмене веществ,
жизнедеятельности
, росте, развитии и
поведении
организма.
Анализировать и
оценивать
воздействие
факторов риска на
здоровье.
*Устанавливать
взаимосвязь между
функциями
нервной и
эндокринной
систем.
Давать
определения
понятию: рефлекс.
Называть:
•особенности
строения нервной
системы (отделы,
органы);
эндокринных желез;
Таблиц строения,
биологической
активности и точек
приложения
гормонов;
фотографий
больных с
различными
нарушениями
функции
эндокринных желез.
Демонстрация
моделей головного
мозга, органов
чувств; схем
рефлекторных дуг
безусловных
рефлексов;
безусловных
рефлексов
различных отделов
мозга Презентация
учителя,
электронное
приложение,
http://school
collection.edu.ru/ 12
Координация и
регуляция.
1ч
Нервная регуляция.
Значение нервной системы.
Центральная и
периферическая нервные
системы.
10.10
15.10
http://www.anatomy
.tj/
http://www.anatomco
m.ru/
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
•принцип
деятельности
нервной системы;
•функции нервной
системы.
Распознавать и
описывать на
таблицах основные
отделы и органы
нервной системы
человека. *
Устанавливать
взаимосвязь между
строением и
функциями
нервной системы.
Называть: принцип
деятельности
нервной системы.
Характеризовать:
•сущность
регуляции
жизнедеятельности
организма;
•роль нервной
системы в 13
Координация и
регуляция
1ч
10.10
15.10
Вегетативная и
соматическая части нервной
системы. Рефлекс;
проведение нервного
импульса. Рефлекторный
характер деятельности
нервной системы.
рефлекторная дуга,
чувствительные, вставочные,
исполнительные нейроны.
Рецепторы. Нервная
регуляция.
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
организме.
Составлять схему
рефлекторной дуги
простого рефлекса.
Называть:
•особенности
строения спинного
мозга; •функции
спинного мозга.
Распознавать и
описывать на
таблицах основные
части спинного
мозга.
Характеризовать,
роль спинного
мозга в регуляции
жизнедеятельности
организма.
Называть:
•особенности
строения
головного мозга;
•отделы головного
мозга; •функции
отделов головного 14
Координация и
регуляция
1ч
17.10
22.10
Строение и функции
спинного мозга. Серое
вещество и белое вещество
спинного мозга.
Рефлекторная и
проводниковая функция
спинного мозга. Нарушения
деятельности нервной
системы и их
предупреждение
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
мозга.
Распознавать и
описывать на
таблицах основные
части головного
мозга.
Характеризовать:
роль головного
мозга в регуляции
жизнедеятельности
и поведения
организма
Называть:
•отделы нервной
системы, их
функции;
•подотделы
вегетативной
нервной системы,
их функции.
Различать функции
соматической и
вегетативной
нервной системы.
Характеризовать: 15
1ч
Координация и
регуляция Пр.р
№2«Изучение
головного мозга
человека (по
муляжам)»
17.10
22.10
Строение и функции отделов
головного мозга. Большие
полушария головного мозга.
Серое и белое вещество
головного мозга.
Продолговатый мозг.
Средний мозг. Мозжечок.
П ромежуточ н ы й мозг:
таламус и гипоталамус.
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
•сущность
регуляции
жизнедеятельности
организма;
•роль нервной
системы и
гормонов в
организме.
Устанавливать
взаимосвязь между
функциями
нервной и
эндокринной
систем.
Находить в тексте
учебника
биологическую
информацию,
необходимую для
выполнения
заданий тестовой
контрольной
работы. 16
Координация и
регуляция
1ч
24.10
28.10
Кора больших полушарий.
Значение коры больших
полушарий и ее связи с
другими отделами мозга.
Большие полушария
головного мозга, доли
(лобная, теменная,
затылочная, височные).
Аналитикосинтетическая
функция коры больших
полушарий. Нарушения
деятельности нервной
системы и их
предупреждение.
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный 17
1ч
Координация и
регуляция Л.р №2
«Изучение
изменения
размеров зрачка»
24.10
28.10
Органы чувств
(анализаторы), их строение,
функции. Строение,
функции и гигиена органов
зрения. Взаимосвязь
ощущений результат
аналитикосинтетической
деятельности косы больших
полушарий. Нарушения
зрения, их профилактика.
Заболевание и повреждение
глаз, профилактика.
Дальнозоркость,
близорукость, проникающее
ранение глаза. Гигиена
зрения.
комбинирова
нный
Обзорная
презентацион
ная лекция,
Работа с
информацион
ными
ресурсами,
работа с
таблицей,
учебником,
решение
проблемных
задачметоды:
иллюстраций,
демонстраци
й,
видеометод,
словесный,
наглядный,
частично
поисковый,
проблемный,
демонстраци
онный
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Поурочное планирование 8 класс, биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.