Цели:
• познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
• дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
• обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• учить разгадывать загадки;
• закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания;
• воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Словарная работа: пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.Цели:
• познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
• дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
• обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• учить разгадывать загадки;
• закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания;
• воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Словарная работа: пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.
Дата ______
Поурочное планирование
по ознакомлению с окружающим миром, экологией
Тема: Как выращивают хлеб
Цели:
познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в
работе, на механизацию труда;
совершенствовать грамматический строй речи;
учить разгадывать загадки;
закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания;
воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Словарная работа: пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар,
элеватор чана.
Ход занятия:
1. Вводная беседа
Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний!
Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.
Ребята отгадайте загадку:
Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю
И чуть подгорелым – иногда
Да ведь это не беда!
Что это? (Хлеб)
Правильно, это хлеб.
2. Работа по теме
Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные
пирожные.
А кто знает, из чего все это делают?
А что такое мука, из чего её получают?
Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы
получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу,
потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за
работа?
Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями
вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей
и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и
тепло.
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле
выходит трактор. Кто ведет его …..
(Тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
(Читаю отрывок из стихотворения Погореловского.)
Трактора выходят в степи
Тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Жирный сочный чернозем.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
Теперь можно начинать сеять!К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна
пшеницы.
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели ….
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.
Хлебное поле еще называют, словом Нива
(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на
поле выходят другие машины – комбайны.
“Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?
(комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).
Что же делает комбайн?
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному
рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие
желтые копны обмолоченной соломы.
Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают
под солнцем.
Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно
везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные
заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!
Стали зернышки мукою.
Куда же потом? (на хлебозавод).
Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с
закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими
“руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают
в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без
чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
3. Физминутка “Тестомесы”
Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу?
Манную крупу делают из пшеницы.
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
4.. Пословицы о хлебе
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.
Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе:
“Без хлеба – нет обеда”
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”
“Будет хлеб – будет и песня”
“Много свету – много хлеба”
“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”
“Хлеб надо всегда доедать”
“Хлеб нельзя бросать на пол”
5. Итог занятия
Дети, скажите, пожалуйста: Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? (пашут,
боронуют, сеют, удобряют, жнут).
Какие машины помогают хлеборобам? (трактора, комбайны, грузовые машины)
Как нужно относиться к хлебу?
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.