МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 г. ОРСКА»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3КЛАССЕ
Программа «Перспектива»
АВТОР:
Учитель начальных классов
МОАУ «СОШ №25г.Орска»
Морозова Ольга Юрьевна
2018 год
Тема: «Изменение глаголов по числам».
Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)
Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам
1.Формирование предметных умений.
учебно-языковые умения:
· правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивать с образцом.
2.Формирование метапредметных умений:
Личностные умения
· развивать навыки сотрудничества со сверстниками в группе;
· умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
Регулятивные умения
· учить действовать по плану;
· проверять и оценивать результат;
· готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
· определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Познавательные умения
Коммуникативные умения:
Технологическая карта урока (40 минут)
|
Этапы |
цель |
Содержание этапа |
Обратная связь |
Основная форма работы |
||||
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
результат |
||||||
1.
|
Организационный момент
1мин.
|
Формирование самооценки готовности к уроку |
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. А сейчас проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка
|
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
|
|
Самооценка готовности к уроку. |
|||
2. |
Психологический настрой
1мин. |
Создание Положительного эмоционального фона |
В течение урока вы будете сами оценивать свою работу : + Знаю, если ученик отлично понял материал этапа урока. ? Сомневаюсь в правильности своих рассуждений, допустил ошибку - Затрудняюсь, нуждаюсь в помощи. В течение урока не забывайте заполнять оценочные карты.
|
Улыбаются, садятся на место
|
|
Учитель побуждает учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю. Организация взаимопомощи. Создание атмосферы взаимной заинтересован- ности в работе друг друга.
|
|||
3. |
Актуализа- ция знаний (подвод- щий диалог)
5 мин. |
Актуализа- ция и закреплений знаний букв обозначающих мягкость согласных на письме |
1.Чистописание Посмотрите на доску. Жужжит над жимолостью жук. Прочитайте предложение. К какому жанру устного народного творчества относится данное предложение?
Для чего мы используем скороговорку в нашей речи? Какой звук отрабатывается в данной скороговорке? Дайте характеристику этому звуку.
Какой буквой будем обозначать на письме? Из каких элементов состоит буква Жж? Каллиграфически правильно прописываем прописную и строчную букву Жж.
Прочитайте скороговорку еще раз. Еще быстрее! Молодцы! Запишите скороговорку в тетрадь. Подчеркните в предложении грамматическую основу. Дайте характеристику этому предложению.
Оцените свою работу. С каким словарным словом встретились? Какую орфограмму в написании этого слова нужно запомнить? Какой частью речи является это слово? Вспомним что такое глагол и составим кластер. Что такое глагол? На какие вопросы отвечает?
Как изменяются глаголы? Что интересного узнали о глаголе на прошлом уроке? На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Как вы думаете, мы все узнали об этой части речи? Продолжаем наше путешествие по стране «Глаголия» |
Ученик читает вслух предложение.
Скороговорка.
Чтобы отрабатывать звуки.
[ж ] Согласный, по твердости- мягкости всегда твердый, непарный; по глухости – звонкости: звонкий, парный [ш] Ж ж Из 2 полуовалов и наклонной линии с соединительными элементами
Записывают предложение. Подлежащее –жук, сказуемое – жужжит. По цели высказывания - повествовательное, по интона-ции – невосклицательное, распространенное, простое.
жужжит двойная согласная жж
Глагол.
Самостоятельная часть речи. Что делает? Что делал? Что сделает? По временам. Глаголы имеют неопределенную форму. Что делать? Что сделать?
Наверно нет.
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
|
Фронтальная работа
Актуализируются знания, необходимые для понимания темы.
Формирование умения учиться |
4. |
Введение в тему урока и постановка учебной проблемы
2 мин.
|
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности |
Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? СЛАЙД Кто изображён на правой части слайда? СЛАЙД Какой частью речи являются данные слова? Что изменилось в записи слов? СЛАЙД Почему?
Составьте нераспространённое предложение к левой части слайда. Составьте нераспространённое предложение к правой части слайда. СЛАЙД Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов? Почему оно меняется?
Определите тему нашего урока.
Тема урока : Какую цель поставим перед собой?
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?
|
Птица.
Птицы.
Существительным. Окончание. На левой части изображен один предмет значит, сущ. в единственном числе, на правой части две птицы – значит мн.число.
Птица летит.
Птицы летят.
Окончание. Летит - обозначает одно действие предмета, значит гл. в ед. числе.
Изменение глаголов по числам. Научиться определять число глаголов. 1.Как изменяются глаголы? 2.В каком числе употребляются глаголы? 3.Что обозначают глаголы в ед. числе? 4. Что обозначают глаголы во мн. числе?
|
|
Фронтальная работа Организация сотрудничества учителя и учеников Создание ситуации самостоятельного планирования своей деятельности |
5. |
Вовлечение в деятельность, «Открытие нового знания» Выдвиже- ние гипотезы
6 мин. |
Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности
Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.
|
Работа в парах. На партах у вас лежат карточки. Возьмите карточку №1. Вам необходимо из двух столбиков подобрать и составить пары так, чтобы получилось верное сочетание слов. СЛАЙД Проверяем по эталону.
ученик растет ученики читает дерево читают деревья растут
Назовите, какие пары у вас получились?
Оцените себя. -Можно сказать «ученик растут»?
-Можно сказать «ученики растёт»?
-Глаголы «растёт» и «растут» имеют одинаковое значение? -Чем они отличаются?
-Значит глагол «растёт» в каком числе? - А глагол «растут»?
- Как определили, в каком числе стоит глагол? - Итак, глаголы изменяются по числам? - Что обозначают гл. в ед. числе? - Что обозначают гл. во мн. числе? -На какие вопросы отвечают гл. в ед. числе? -На какие вопросы отвечают гл. во мн. числе? Почему меняется окончание? -Что изменяется в глаголе при изменении его по числам? Давайте проверим наш вывод по учебнику с 77. Что нового вы узнали о глаголе? |
ученик читает ученики читают дерево растет деревья растут
нет, ученик в ед.ч., растут – во мн.ч. нет, ученики –во мн.ч., растёт – в ед.ч. да
растет-обозначает действие одного предмета, растут – действие нескольких предметов ед.ч. мн.ч
посмотрели сколько действий обозначает глагол да действие 1 предмета действие 2 предметов что делает?
Что делают?
Разное число
Окончание |
Уточнение моментов, вызвавших затруднения
|
Работа в парах
Ученики осознают ценность совместной деятельности |
6. |
Физминутка. 3 мин. |
Восстановление физически |
Физминутка для глаз
|
Дети повторяют предлагаемые движения. |
|
Повышение активности, интереса |
7.
|
Применение полученных знаний
8мин.
|
Развитие внимания.
|
Работа в группах. Составление алгоритма. -Используя наши выводы и правило на стр.109 попробуйте составить алгоритм, который поможет вам правильно определять число глагола. - На партах у вас лежит карточки – шаги. Они перепутаны. Наведите порядок. Посмотри, сколько действий обозначает глагол. Если глагол обозначает одно действие и отвечает на вопрос что делает?, то это будет глагол единственного числа. Найди в тексте или в предложении глагол. Если глагол обозначает два и несколько действий и отвечает на вопрос что делают?, то это будет глагол множественного числа. Учащиеся работают на листах, составляют алгоритм. Проверка. Прочитайте 1 шаг, 2 шаг, 3 шаг, 4 шаг .Оцените себя.
Теперь нам надо научиться применять это правило. 1. Работа по учебнику. Упражнение 142 стр.78. Спишите предложения 1 ряд – 1, 2 предложение. 2 ряд – 3, 4 предложение. 3 ряд – 5, 6 предложение. Подчеркните глаголы, укажите время и число. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на экран и проверьте друг у друга. Вернули тетради друг другу. Кто не допустил ошибок поднимите руку. Молодцы! Оцените свою работу. |
Как надо работать в группах?
1) Найди в тексте или в предложении глагол. 2) Посмотри, сколько действий обозначает глагол. 3) Если глагол обозначает одно действие и отвечает на вопрос что делает?, то это будет глагол единственного числа. 4) Если глагол обозначает два и несколько действий и отвечает на вопрос что делают?, то это будет глагол множественного числа.
|
Уточнение моментов, вызвавших затруднения |
Групповая работа
Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
8. |
Выполнение разноуровневых заданий
5мин. |
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
|
Работа в группах. Продолжаем наш урок. В данной работе используйте алгоритм, который вы составили. Возьмите карточку №2. Дифференцированное задание. - Задания у всех разные. Карточка №2 1 группа: у глаголов определите число. Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат белые чайки. Карточка №2 2 группа: найдите глаголы и определите число. Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат белые чайки. Карточка №2 3 группа: используя слова для справок составьте текст ; у глаголов определите число. __________ солнышко. __________ снега. _________сосульки. На реке __________ лёд. Над водой ______________ белые чайки. Слова для справок: светит, тают, плачут, треснул, кружат.
- Проверка. Какой получился текст? - Назовите глаголы в единственном числе. - Почему эти глаголы единственного числа? - Назовите глаголы во множественном числе? - Почему эти глаголы множественного числа? Оцените себя Итак, как определить число глаголов?
|
(См. приложение)
Каждая группа получает задание. Поднимают карточки
Проверяет его по образцу на слайде
Читают текст светит, треснул.
т.к. обозначают 1 действие
тают, плачут, кружат
т.к. обозначают несколько действий
рассказывает 1 ученик |
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом.
|
Групповая работа
Создание ситуации выбора и самопознания
Самооценка- прогностический характер
|
9. |
Рефлексия учебной деятельности
3 мин. |
Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений |
Какую цель мы ставили вначале урока? На все ли поставленные вопросы мы с вами ответили? Если глагол обозначает действие одного предмета, то … Все запланированное мы свами выполнили. За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? С каким настроением уходите с урока? Оцените свою работу на уроке. Работали хорошо….., были активны на уроке …..
|
Научиться определять число глаголов.
Дети дополняют
.
|
|
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.
|
10. |
|
Дом. задание |
Стр.78, № 143, правило |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.