Поурочные разработки по истории России 7 класс
Оценка 4.7

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
7 кл
20.06.2018
Поурочные разработки по истории России 7 класс
Поурочные разработки по истории России 7 класс к учебнику под редакцией академика РАН А.А. Торкунова представлены в виде технологической карты урока. Они созданы на основе поурочных рекомендаций, входящих в УМК линии А.А. Торкунова. Содержание соответствует ИКС и ФГОС основного общего образования.Поурочные разработки по истории России 7 класс к учебнику под редакцией академика РАН А.А. Торкунова представлены в виде технологической карты урока. Они созданы на основе поурочных рекомендаций, входящих в УМК линии А.А. Торкунова. Содержание соответствует ИКС и ФГОС основного общего образования.
поурочные разработки 7 класс.docx
ТЕМА I. РОССИЯ В XVI в.  УРОК 2. МИР И РОССИЯ В НАЧАЛЕ ЭПОХИ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ (§ 1) Дата _______________________________ Основные вопросы изучения материала 1) Краткая характеристика, задачи и особенности курса. Образовательные результаты. 2) Великие географические открытия: предпосылки и периодизация. 3) Начало русских географических открытий и их специфика. Территория России к XVI в. 4) Последствия Великих географических открытий Тип урока: Изучение нового материала Ресурсы урока: Учебник, введение, § 1. Карта. Электронное приложение Основные понятия и термины: Поморы. Каравелла. Пай. Хожения. Общеевропейский рынок Основные даты, периоды: Периодизация всеобщей истории и истории России. Второй этап Великих географических открытий Домашнее задание: § 1 учебника. *Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» Модули урока Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты)  для организации образовательного Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, процесса познавательных, коммуникативных, личностных) Мотивационно­ целевой Какие периоды истории вы изучали в 6 классе?  Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какой  период вы будете изучать в 7 классе? В чём отличие курса, который вы начинаете  изучать? С какими рубриками учебника  будете работать? Чему вы предполагаете  научиться на уроках истории России в 7 классе? Ориентационный (актуализации/ повторения) С какими историческими источниками вы уже  работали при изучении истории? Можно ли считать письмо А. Веспуччи  историческим источником? Свой ответ  аргументируйте. Высказывать суждения о роли исторических  знаний в образовании личности. Называть основные периоды зарубежной  истории. Называть хронологические рамки  изучаемого периода. Соотносить хронологию истории Руси и  хронологию всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке  учителя новые для себя задачи в  познавательной деятельности. Уметь разделять исторические источники по  группам. Определять информационную ценность,  особенности исторического источника. Актуализировать знания из курса всеобщей  Оценивание образовательных результатов Беседа. Работа с текстом Беседа. Работа с  источником, картой. Содержательно­ операционный Контрольно­ оценочный  (в том числе  рефлексивный) Перечислите основные причины Великих  географических открытий. Вспомните, какие открытия относят ко второму этапу эпохи Великих географических открытий  (см. карту). Предположите, какое значение имели Великие  географические открытия для развития нашей  страны. Вспомните имена известных вам  путешественников. Какими качествами, на ваш  взгляд, должен обладать первооткрыватель? Выясните общие для России, стран Европы и  Азии причины географических открытий  изучаемого периода. Свой ответ  аргументируйте цитатами из текста параграфа.  Были ли отрицательные последствия Великих  географических открытий? Почему между  европейскими государствами усилилась борьба  за колонии? В каких основных направлениях (север, юг,  северо­запад и пр.) двигались русские  первооткрыватели в своих путешествиях? С чем это был связано? Какое событие из описанных в параграфе можно считать важнейшим географическим открытием  для России в XV—XVI вв.? Свой ответ  поясните. Обсудите смысл вывода параграфа учебника:  «Для России Великие географические открытия имели большое значение». истории. Определять причинно­следственные связи. Приводить примеры из географии. Характеризовать деятельность человека, его  личностные качества. С помощью учебника, рассказа учителя  объяснять последствия, выявлять общие черты  событий. Использовать элементы причинно­ следственного анализа для выявления связи  между деятельностью и развитием человека,  общества. В чём вы видите это значение? Показывать на карте и описывать границы  территории, маршруты первооткрывателей  России XV — начала XVI в. Объяснять значимость географических  открытий для каждого жителя страны и  общества в целом. Беседа. Работа с учебником Дискуссия. Работа с картой УРОК 3.  ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ В НАЧАЛЕ XVI в. (§ 2)  Дата _________________________________________ Основные вопросы изучения материала 1) Земледелие. Крестьянство. 2) Казачество. 3) Города и горожане. 4) Ремесло. 5) Городское самоуправление и купеческие организации. 6) Торговля. 7) Денежная система Тип урока Изучение нового материала Ресурсы урока Учебник, § 2. Карта. Электронное приложение Основные понятия и термины Роль природно­географического фактора в истории. Зона рискованного земледелия. Яровые и озимые  культуры. Внутренний рынок. Слобода. Ярмарки Домашнее задание § 2 учебника Модули урока Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты)  для организации образовательного Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, процесса познавательных, коммуникативных, личностных) Оценивание образовательных результатов Мотивационно­ целевой Ориентационный (актуализации/ повторения) Подумайте, что означает понятие «зона  рискованного земледелия». Почему в начале XVI в. Россия оставалась  земледельческой страной? В каких сферах  российской экономики в начале XVI в.  происходили изменения? Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если  для народов Западной Европы природа была  Пояснять значение терминов и понятий. Ставить учебную задачу под руководством  учителя. Работа с текстом. Беседа Комментировать с помощью примеров точку  зрения учёного­историка.  Использовать изученный материал по  Беседа Содержательно­ операционный Контрольно­ оценочный  (в том числе рефлексивный) матерью, то для народов России она являлась  мачехой. Как вы понимаете данное сравнение?  Проиллюстрируйте свой ответ конкретными  примерами. Проследите по карте, где складывались казачьи  вольницы. Каким образом государство могло  использовать казаков в своих интересах? Проанализируйте пословицы и поговорки  россиян, посвящённые хозяйственной  деятельности: «На Егорья мороз — будет просо  и овёс»; «Кукушка до Егорья — к неурожаю и  падёжу скота»; «Май холодный — год  хлебородный». Приведите собственные примеры.  Какие выводы можно сделать? Как характеризуют роль общины (мира) в жизни крестьянина следующие поговорки:  «На миру и  смерть красна»; «Мир — большой чело­ век»; «Мир — всему голова»? Используя материалы параграфа,  проанализируйте структуру городского  самоуправления в русских городах в начале XVI в. Какие слои населения входили в её состав? Как вы думаете, какое значение для  хозяйственной жизни страны имела проведённая в 1530­е гг. денежная реформа? В чём её суть?  Докажите взаимосвязь денежной реформы с  ростом торговли. Из текста параграфа выберите цитаты, которые  носят спорный характер, с точки зрения  историков.  Сделайте выводы, свой ответ аргументируйте. Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить  на этот главный вопрос нашего урока. Какие  вопросы, на ваш взгляд, требуют  дополнительного освещения? Беседа. Работа с учебником,  картой различным предметам, курсам (география,  биология, история Древнего мира и др.) Использовать карту как источник информации. Приводить примеры, как труд влиял на  развитие человека. Самостоятельно извлекать и комментировать  информацию из исторических источников  (фольклор), аргументировать выводы примера­ ми из собственного жизненного опыта. Прояснять смысл исторического явления. Описывать структуру городского  самоуправления в русских городах в начале  XVI в. Доказать вывод, обосновать суждение на  основе систематизации информации. Использовать изученный материал  для аргументации вывода. Участвовать в контрольно­оценочной,  рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою  дальнейшую познавательную деятельность по  изучаемой теме. Работа с учебником. Дискуссия УРОК 4.  ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ (§ 3) Дата ________________________________________________________ Основные вопросы изучения материала 1) Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России. 2) «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. 3) Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия. 4) Роль сословий в европейских странах и России. 5) «Военная революция» в Европе Тип урока Комбинированный Ресурсы урока Учебник, § 3. Карта территории России к концу царствования Ивана III Основные понятия и термины Крепостное право. Абсолютизм. Самодержавие. Сословно­представительная монархия Основные даты 1462—1505 гг. — правление Ивана III. Судебник  1497 г. Персоналии Иван III Домашнее задание § 3 учебника. *Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» Модули урока Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты)  для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, Оценивание образовательных результатов личностных) Мотивационно­ целевой Какое государство, по вашему мнению, будет  могущественным, успешным? Что, на ваш  взгляд, для этого необходимо? Предположите, какие группы населения,  Высказывать и аргументировать собственные  суждения. Определять причинно­следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под  Постановка учебной  задачи урока Ориентационный (актуализации/ повторения) Содержательно­ операционный народы России были заинтересованы в процессе становления единого государства. Были ли  предпосылки к созданию единого Российского  государства? Рассмотрим, как проходил этот  процесс в нашей стране, выявим его  особенности и последствия. Вспомните, какие сословия существовали в  XIV—XV вв. в Западной Европе. Какие  сословия были заинтересованы в формировании единых государств? Вспомните признаки централизованного  государства. Вспомните основные события и персоналии  процессов формирования единых государств в  Западной Европе (см. карту). Какую роль  сыграли города, церковь в формировании  единых государств в Западной Европе? Опишите хозяйственную деятельность человека (крестьянина, ремесленника) в условиях  господства натурального хозяйства. Объясните значение фразы: «Всё больше  крестьян выкупали свои повинности у  феодалов и становились свободными». Рассмотрите карту. Выделите предпосылки  формирования единого Российского  государства. Оформите результат вашей  познавательной деятельности в виде плана.  Какие символы изображены на гербе Ивана III?  Что они означали? Откуда они попали на Русь?  Почему, на ваш взгляд, Иван III не пожелал  принять королевский титул, который ему  предложил Фридрих III? Прочитайте п. 5 § 3. Каковы были последствия  «военной революции» в Европе? Изучите фрагмент из «Записок о Московии»  немецкого дипломата и историка С.  руководством учителя). Актуализировать знания из курса всеобщей  истории. Определять причинно­следственные связи. Кратко характеризовать исторический процесс — формирование единого государства. Объяснять понятия: натуральное хозяйство,  централизация, единое государство, деспотия. Применять ранее изученные понятия:  социальное неравенство, эксплуатация,  государство. Характеризовать хозяйственную деятельность  человека. Устанавливать причинно­следственные связи и зависимости между историческими объектами. Использовать карту как источник  информации. Систематизировать информацию в виде плана. Использовать иллюстрации учебника при  доказательстве своих суждений. Применять историографические знания. Выделять объективную и субъективную  информацию в источнике. Использовать элементы причинно­ следственного анализа для выявления связи  между деятельностью правителя и развитием  государства и общества. Устный рассказ. Работа со словарём. Беседа Работа с учебником,  источниками, картой. Беседа Контрольно­ оценочный (в том числе рефлексивный) Герберштейна (см. рубрику «Изучаем  документ»). Как  автор текста характеризует власть правителя  Российского государства? Являются ли записки иностранцев  историческим источником? Какие особенности  нужно учитывать историку при их  использовании? Прочитайте отрывок из труда историка А.  Зимина (см. рубрику «Изучаем документ»).  Согласны ли вы с тем, что утверждения  историка  справедливы для всех сословий России этого  периода? Своё мнение аргументируйте. С какой целью создаётся единая  централизованная система управления  государством? Какую роль сыграли русские города, церковь в  формировании единого государства? Сравните  с Западной Европой. Почему в России создание единого государства  стало возможным в условиях господства  натурального хозяйства? Можно ли утверждать, что абсолютизм  предоставляет правителю большую полноту  власти, чем самодержавие? Что было общего и различного в процессе  формирования единых государств в Западной  Европе и России? Аргументируйте вывод пара­ графа: «Формирование единых государств в  Западной Европе и России имело как сходство,  так и различия». Аргументировать выводы и суждения. Иллюстрировать примерами особенности  исторических явлений и процессов. Сравнивать исторические процессы под  руководством учителя. Беседа. Работа с текстом УРОК 5.  РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в. (§ 4) Дата ____________________________________________________ Основные вопросы изучения материала 1) Государи всея Руси. 2) Завершение объединения русских земель. 3) Как управлялось государство Тип урока Комбинированный Ресурсы урока Учебник, § 4. Карта «Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III». Фильм 15  «Великий Князь Иван III» из серии «Правители Руси» (Интернет) Основные понятия и термины Боярская дума. «Государев двор». Казна. Дворцы. «Дети боярские». Наместник. Приказы. Кормление.  Волость. Уезд. Стан. Поместье Основные даты 1462—1505 гг. — правление Ивана III.  1505—1533 гг. — правление Василия III Персоналии Иван III. Софья Палеолог. Василий III Домашнее задание § 4 учебника. Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». *Мини­проект Задание 3 рубрики «Думаем,  сравниваем, размышляем». Используйте сведения об истории вашего края. К уроку 6 (мини­проекты, опережающие задания) Используя материалы параграфа и Интернет, подготовьте: — презентацию «Казанское ханство и Русь: история отношений 1438—1530 гг.»; — сообщение «Ливонский орден: история, традиции, символы»; — сообщение о Ганзейском союзе Модули урока Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты)  для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, Оценивание образовательных результатов Мотивационно­ целевой Ориентационный (актуализации/ повторения) Содержательно­ операционный Рассмотрите карту русских земель к началу  XVI в. Какие актуальные, на ваш взгляд, задачи стояли перед правителями? Какое значение для экономического и  политического развития Российского  государства имело объединение северо­ восточных и северо­западных русских земель  вокруг Москвы? Что нужно было предпринять правителям для  централизации государства? Изложите с опорой на составленный ранее план предпосылки формирования единого  Российского государства. Составьте синхронистическую таблицу  «Выдающиеся современники Ивана III в мире» Покажите на карте территориальные  приобретения Ивана III, Василия III,  перечисленные в параграфе. Составьте  хронологическую таблицу «Объединение  русских земель». Самостоятельно определите  названия столбцов. Используйте п. 1 § 4, карту. Прочитайте отрывки из письма Василия III и  «Повести о взятии Пскова». О каких качествах  личностных) Применять ранее изученные понятия в  историческом контексте.  Прогнозировать последствия, значение  исторических процессов и явлений. Определять учебную задачу, алгоритм  познавательной деятельности (под  руководством учителя). Беседа Раскрывать (под руководством учителя) связь  между социально­экономическим и  политическим развитием государства. Актуализировать знания с опорой на  составленный план, синхронистическую  таблицу. Показывать на карте и называть объекты. Использовать текст и карту для составления  таблицы. Планировать свою познавательную  деятельность. Использовать элементы причинно­ следственного анализа источника. Комментировать и разъяснять смысл  Работа с планом,  таблицей. Сообщение Работа с учебником,  картой, таблицей. Работа с  дополнительными  источниками  информации. Беседа характера Василия III можно судить по  фрагменту письма? Какие новые сведения о  псковских событиях 13 января 1510 г. вы  почерпнули  из «Повести…»? Каково отношение автора к  ним? Почему вечевой колокол удалили из  города? Объясните значение фразы: «На церковном  соборе Иван III предложил «у митрополита, и у всех владык, и всех монастырей сёла поимати», а взамен обеспечить их «из своея казны  деньгами… и хлебом». Из каких источников составлялись доходы  наместников? Почему такую форму получения  средств называли «кормление»? Дайте  определение данному понятию. Сравните (в виде таблиц) вотчину и поместье,  российское поместье и феод: а) кто наделял; б)  за что наделяли; в) право распоряжения;  г) право изъятия. Из кого формировалось единое войско в первой трети XVI в.? Объясните происхождение  названий этих сословий. Приведите конкретные примеры,  подтверждающие завершение централизации  Российского государства. Псков, Рязань и Смоленск оказали ли  сопротивление московскому князю в процессе  объединения? Составьте на основе текста учебника схему  управления Российским государством в первой  трети XVI в.  Прокомментируйте её. Какую роль в  управлении государством играл «государев  двор»? Составьте рассказ «Завершение объединения  Контрольно­ (в том числе  оценочный рефлексивный) суждения, вывода в историческом контексте. Давать определение понятиям, проясняя их  смысл с помощью словарей, Интернета. Сравнивать исторические объекты,  представляя результат в виде таблицы. Прояснять происхождение, смысл терминов с  помощью словаря. Устный рассказ. Работа с картой,  схемой. Беседа Высказывать аргументированные собственные  суждения. Составлять схему управления государством,  давать описание элементам и их взаимосвязям. Систематизировать и излагать материал,  используя источники информации,  представленные в разных знаковых системах. Выявлять затруднения при выполнении  заданий, оценивать результаты своей  познавательной деятельности Приводить примеры для подтверждения  вывода. русских земель» с использованием карты,  схемы и др. Назовите, какие источники информации вы  использовали при изучении вопросов урока.  Какие оказались наиболее полезны  (информативны)? Какие трудности при работе  с ними  возникали? Дополнительный материал Предпосылки образования единого Российского государства Духовные 1. Единые исторические корни народов, древнерусская государственность. 2. Духовное и культурное единство народа в условиях раздробленности было сохранено на основе единой веры — православия. 3. Единая Церковь поддерживала объединение страны. 4. Рост национального самосознания русского народа, осознание важности духовного и культурного единства. Социально­экономические 1. Возрождение и развитие хозяйственной жизни страны (повышение производительности земледелия, усиление товарного характера ремесла,  рост городов и торговли).   2. Стабильность и порядок, сильная власть были необходимы для укрепления хозяйственных, торговых основ страны, её развития, что  поддерживалось практически всеми социальными группами. 3. Усиление зависимости крестьян от крупных землевладельцев вызывало сопротивление, сдерживать которое могла централизованная власть. В то же время сильная власть могла и защитить крестьян от произвола ордынцев и землевладельцев. 4. Бояре и дворяне были заинтересованы в сохранении своих владений и закреплении зависимости крестьян. Политические (внутренние и внешние) 1. Необходимость ликвидации последствий ордынского ига. 2. Усиление и расширение власти Московского княжества. 3. Уния православной церкви и католической западной церкви, подписанная византийско­константинопольским патриархом (Россия —  единственное православное государство). 4. Внешняя угроза границам русских земель (Литва, Ливонский орден, Речь Посполитая, Швеция и др.) вынуждала искать пути к объединению всех сил и ресурсов. Примерная схема управления Российским государством в первой трети X УРОК 6.  ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в. (§ 5) Дата __________________________________________________ Основные вопросыизучения материала 1) Литва и Балтика. 2) Василий III и император Священной Римской империи. 3) На юго­восточных границах Тип урока Комбинированный Ресурсы урока Учебник, § 5. Карты «Россия в XV — начале XVI в.», «Русско­литовские войны в начале XVI в.» Основные понятия и термины: Сейм. Ганзейский союз. Ханства Основные даты 1500—1503 гг., 1512—1522 гг. — русско­литовские войны.  Начало XV в. — распад Золотой Орды.  1487 г., 1506 г., 1530 г.  — походы на Казань Персоналии Иван III. Василий III. Максимилиан I. Менгли­Гирей Домашнее задание § 5 учебника. Опережающие задания: Сообщение о детстве и юности Ивана IV. Иллюстративный ряд (презентация) по теме «Образ Ивана IV в произведениях искусства» Модули урока Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты)  для организации образовательного Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, процесса познавательных, коммуникативных, личностных) Оценивание образовательных результатов Мотивационно­ целевой Ориентационный (актуализации/ повторения) Как, на ваш взгляд, централизация могла влиять на внешнеполитическую деятельность и  престиж государства? Какие стороны жизни государства (княжества)  необходимо изучить, чтобы раскрыть  содержание и особенности его внешней  политики?  Какие источники информации могут в этом  помочь? Покажите на карте земли, вошедшие в состав  Московского княжества. Какие внешнеполитические задачи удалось  решить московским князьям к началу XVI в.?  Какие задачи стали актуальными (значимыми)  Доказывать на примерах значение  исторического явления, события. Формулировать познавательные запросы по  теме урока. Беседа Систематизировать информацию с помощью  сведений карты. Формулировать актуальные задачи развития  государства в историческом контексте. Работа с картой. Беседа Содержательно­ операционный Контрольно­ (в том числе оценочный рефлексивный) для единого Российского государства? Познакомьтесь с материалами § 5. На основе  изучения карты и п. 1, отрывка из «Истории  провинции Ливония» летописца Б. Руссова  определите, почему владение Смоленском было так важно для России. Свой ответ  аргументируйте. Пункт 2 § 5: вспомните, какую роль в Европе  играли рыцарские ордена в конце XV —  середине XVI в. Из текста выберите цитаты,  указывающие на их зависимость от конкретных  государств. Оцените действия российского государя и  императора Священной Римской империи при  подписании ими договора о союзе против  короля Сигизмунда I. Задайте вопросы одноклассникам — авторам  мини­проектов: — «Ливонский орден: история, традиции,  символы»; — «Казанское ханство и Русь — история  отношений 1438—1530 гг.»; — «Ганзейский союз». Составьте таблицу, включающую основные  внешнеполитические задачи единого  Российского государства и основные итоги их  реализации в первой трети XVI в.  Прокомментируйте составленную таблицу. Что определяло внешнюю политику России в  первой трети XVI в.?  Какова была роль нашей страны в мире в этот  период? Докажите на конкретных примерах, что  объединение русских земель вокруг Москвы  было положительным, прогрессивным  явлением. Работа с учебником,  картой, таблицей,  работа над  презентацией. Беседа Систематизировать знания на основе учебника, карты и дополнительных источников  информации. Актуализировать знания из курса всеобщей  истории. Оценивать поведение людей, их деятельность. Участвовать в обсуждении, задавать вопросы  по теме урока.  Представлять результат изучения темы в  форме таблицы, комментировать её  содержание. Аргументировать вывод конкретными  примерами. Использовать исторические знания в контексте задач современной жизни. Беседа Подводить итоги и оценивать  результативность познавательной  деятельности. Поразмышляйте, какие организации в наши дни  решают задачи, схожие с целями Ганзейского  союза в период его существования. В начале урока была поставлена задача —  изучить содержание и особенности внешней  политики Московского княжества в первой  трети  XVI в. Все ли планируемые для изучения  вопросы удалось рассмотреть? Сделайте краткие выводы по итогам изучения  темы. Заполните таблицу «И.Т.О.Г.»  (интересно, трудно, освоено, главные выводы) УРОКИ 7­8.  НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ (§ 6) Дата ___________________________________________________ Основные вопросы изучения материала 1) Боярское правление. Елена Глинская. 2) Личность Ивана IV. 3) Венчание на царство. 4) Московское восстание 1547 г. 5) Избранная рада. 6) Укрепление центральной власти. 7) Военная реформа. 8) Реформы местного управления и налогообложения Типы уроков Изучение нового материала Ресурсы уроков Учебник, § 6. Карта. Фильм 16 «Царь всея Руси Иван IV Грозный» из серии «Правители Руси» (Интернет) Основные понятия и термины: Царь. Венчание на царство. Боярское правление. Избранная рада. Земский собор. Приказы. Челобитные.  Стоглав. Местничество. Стрельцы. Губа. Городовые приказчики. Земский староста. Черносошные крестьяне. Централизованное государство.  Сословно­представительная монархия Основные даты 1533—1584 гг.  — правление Ивана IV.  1538 г. — смерть Елены Глинской. 1547 г. — венчание Ивана IV на царство;  восстание в Москве.  1549 г. — Земский собор.  1550 г.  — принятие Судебника (Стоглава).  1551 г. — Церковный собор.  1556 г. — реформа  местного управления (отмена кормлений) Персоналии Юрий Дмитровский. Андрей Старицкий. Иван IV. Анна и Елена Глинские. Сигизмунд I. Митрополит Макарий. А.  Ф. Адашев.  Сильвестр. М.  И. Воротынский. А.  М. Курбский. И.  В. Шереметев, И.  М. Висковатый Домашнее задание § 6 учебника.*Мини­проект Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» Модули Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, Основные виды деятельности ученика (на Оценивание урока проекты)  для организации образовательного процесса уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, образовательных результатов личностных) Мотивационно­ целевой Ориентационный (актуализации/ повторения) Содержательно­ операционный Рассмотрите в учебнике и найдите в Интернете  иллюстративный ряд, посвящённый жизни и  деятельности Ивана IV. Что вы знаете об этом  русском царе? Как его прозвали в народе?  Почему многие события, произошедшие во  время его правления, до сих пор вызывают  споры, неоднозначные оценки? Покажите на карте территорию, входящую в  состав России накануне вступления на престол  Ивана IV.  Вспомните его современников из других стран  — правителей, деятелей культуры. Какие способы управления были известны в то  время? Каким образом можно было изменить  ситуацию в государстве, в его отдельных  сферах? Что такое  реформа? Приведите из всеобщей и  отечественной истории примеры проводимых  реформ. Каков был их результат? Прочитайте отрывок из «Большой челобитной»  И. С. Пересветова. Как характеризуется  «боярское правление»? В чём автор видит  главный  вред подобного правления? Какие последствия  оно имело? Каким образом обстановка начала правления  Ивана IV могла повлиять на формирование его  личности? Какие черты личности Ивана IV  привлекательны для вас, а какие нет? Почему? Иван IV стал первым в истории России  «боговенчанным царём». Что это означает? Прочитайте п. 4 § 6. Почему именно народные  Перечислять различные толкования, версии  исторических событий с опорой на  дополнительные сведения. Формулировать выводы, суждения на основе  дополнительных сведений, жизненного опыта. Работа с  иллюстрациями. Беседа Определять по карте и словесно описывать  границы государства. Применять ранее полученные знания в  историческом контексте. Работа с картой. Беседа Работа с учебником,  историческими  источниками. Беседа. Рассказ Находить информацию из разных  исторических источников. Оценивать влияние различных факторов на  становление личности и деятельность  правителя, давать оценку его человеческим  качествам,  выявлять мотивы поступков. Определять причинно­следственные связи. Участвовать в работе группы. Планировать  распределение функций в совместной  деятельности. Применять начальные исследовательские  умения при решении поисковых задач. Контрольно­ оценочный (в том числе  рефлексивный) восстания убедили царя в необходимости  реформ? Лаборатория историка: представьте, что вы  являетесь научными сотрудниками трёх  лабораторий. Прочитайте документы (см.  дополнительный материал), проясняя смысл  незнакомых слов с помощью словарей,  Интернета. Кратко перескажите их. Сделайте  вывод: что  хотел изменить правитель, принимая то или  иное решение? Расскажите об Избранной раде. Какова была  роль ближайших советников царя? Как вы  оцениваете её деятельность? Опираясь на  отрывок из Домостроя, определите, какой  позиции придерживался автор. Назовите основные направления реформ  Избранной рады. Согласны ли вы с мнением,  что её можно назвать первым в истории России  правительством? Все ли были согласны с  проводимыми реформами? Почему прервались  реформы Избранной рады? Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно­представительной  монархии?  Как в записках о России итальянский иезуит,  писатель и дипломат А. Поссевино описывает  правление Ивана IV (см. дополнительный ма­ териал)? Какие черты этого правления  выделяет иностранный автор? Почему? Историки ведут дискуссии о характере  народного представительства в Земских  соборах, их роли в истории России. С помощью  учителя обсудите основные точки зрения по  этому вопросу (см. учебник и др.). Приведите  аргументы в защиту того мнения, которое вы  Сжато представлять информацию. Высказывать собственное отношение к  событиям, позиции. Оценивать мнения и позиции представителей  разных групп. Работа с истори­ ческим источни­ ком. Беседа. Рассказ Обобщать информацию по теме урока. Оценивать мнения и позиции представителей  разных социальных групп. Формулировать свою точку зрения и  аргументировать её с помощью учителя. Приводить примеры для подтверждения  вывода, суждения. Находить информацию, выделяя главную и  второстепенную, критически оценивать её  достоверность с помощью педагога. Определять информационную ценность  исторического источника (под руководством  учителя). Участвовать в обсуждении версий и оценок  исторических процессов и явлений (под  руководством учителя), аргументировать своё  мнение. Сравнивать (с помощью учителя)  исторические объекты на основе анализа и  выделения существенных признаков. Планировать и осуществлять дополнительную  познавательную деятельность по теме. считаете более убедительным. Чем отличались органы сословного  представительства России от  западноевропейских? Выясните общее и  особенное в централизации государства в  России и европейских странах. Предположите, как сложилась дальнейшая  судьба Избранной рады, её членов. Найдите  подтверждение или опровержение своему  мнению в дополнительной литературе,  интернет­ресурсах. Дополнительный материал  Памятка по работе с историческим источником 1. Прочитайте заглавие (если оно есть). 2. Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах, когда и кем он был создан? Каковы цели его создания? 3. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины. 4. Какую новую для вас информацию содержит документ? Кратко изложите её. Лаборатория историка УЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ, 1556 г. Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладали, службою оскудеша, — не против  государева жалования и своих вотчин служба их, — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что  достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим  жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование: а хто землю держит, а службы с неё не платит на тех на самех имати  денги за люди; а хто даёт в службу люди лишние перед землёю, через уложенные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем  их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская бозо лжи была и  без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина.  — М., 1999. — С. 115. УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА 1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им  жити в Воробьёвской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него  пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семёнов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в  сотниках; в четвёртой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Фёдор  Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а  у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцам велел давати по 4 рубля на год. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней// А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина.  — М., 1999. — С. 114. ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ, 1556 г. Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064­го (1556) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з  братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им впредь служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по  кормлениям по городом и по волостем для росправы людем и всякого устроениа землям и собе от служеб для покою и прекормления; на  которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их  лиха отбращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил. Многие грады и волости  пусты учинили наместникы и волостели, изо многих лет презрев страх божий и государьскые уставы, и много злокознённых дел на них  учиниша. <…> О повелении царьском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з  страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда  не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем  предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком… О рассмотрении государьском. По сем же государь и сея рассмотри: которые велможи и всякие воины многыми землями завладали,  службою оскудеша,— не против государева жалования и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше: в поместьях  землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроища, преизлишки же разделища неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную  службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит  по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование; а хто землю держит, а службы с неё не платит, на тех на самех имати денги за люди… И все, государь, строяще, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи  была и без греха… Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина.  — М., 1999. — С. 121—122. А. Поссевино. «Исторические сочинения о России XVI в.»  (фрагмент) Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще  всего на ваш вопрос отвечают так: «Один бог и великий государь это ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом  может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы ни знал», «Что бы мы ни имели, когда  преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя». Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не  первосвященником и одновременно императором. Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почти папское. Можно  сказать, что всё это заимствовано от греческих патриархов и императоров, и то, что относилось к почитанию бога, он перенёс на прославление себя самого. Он носит тиару, пышно украшенную жемчугом и драгоценными камнями и не одну (их он постоянно меняет, чтобы показать своё  богатство; говорят, что они привезены из Византии). Их он или имеет при себе, когда сидит на троне, или носит на голове. В левой руке у него  жезл, или посох, украшенный довольно большими алмазными зёрнами, как бы узлами. Он носит спускающуюся до пят одежду, почти такую,  какую обычно носят папы, когда исполняют торжественное богослужение, на руках его много перстней с огромными драгоценными камнями.  Справа над его троном, на котором он восседает, лик спасителя и пречистой девы. По обеим сторонам стоят по два человека, вроде  королевских телохранителей, одетые в белые кафтаны с обоюдоострыми секирами, приложенными к плечам. На скамьях же во внутренних и  внешних покоях сидят люди в златотканой одежде до пят (если они сами не имеют такой одежды, князь имеет обыкновение при приезде  послов выдавать её на время). Они похожи на дьяконов, когда те помогают священникам в церковной службе. В удивительном молчании  следят они за выражением лица и движениями головы князя… Так как князь признаёт и называет себя наследником всех своих владений и того, что в них находится, земли и имущество он передаёт,  кому захочет и у кого захочет, в любое время отнимает. По этой причине они не осмеливаются отойти от своей схизмы и каждый идёт на  войну, не получая жалованья. Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются, куда бы их ни послали, и желают этого не  столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие­нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его. Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных. И так как он хочет знать, что они между собой говорят, получается, что никто не смеет рта раскрыть. Каждое высказанное слово может в  такой же мере снискать милость государя, как и стать причиной наказания. Без его уведомления и разрешения не дозволяется уезжать к иноземцам. Хотя купцы других стран приплывают и приезжают в  Московию, однако никто из московитов обычно не ездит в другие страны, если его не пошлют… По­видимому, с давних пор они привыкли к такому почитанию, никогда, ни при каких обстоятельствах они не забывают о нём, платя  дань почтения государю и чуть ли не посвящая ему свои души. Какими бы влиятельными ни были какие­нибудь люди, если они окажутся замешанными в тяжком преступлении (или таком, которое  кажется тяжким), по приказанию и соизволению государя они подвергаются высшей каре: по большей части их топят в воде или запарывают  плетьми. Это до такой степени не считается позорным, что даже наказанные плетьми возносят хвалы государю. УРОКИ 9—10.  ГОСУДАРСТВА ПОВОЛЖЬЯ, СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ, СИБИРИ В СЕРЕДИНЕ XVI в. Дата ________________________________ Основные вопросы изучения материала 1) Казанское ханство. 2) Крымское ханство. 3) Астраханское ханство. 4) Ногайская Орда. 5) Сибирское ханство Типы уроков Изучение нового материала Ресурсы уроков Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Государства Поволжья, Северного  Причерноморья, Сибири в середине XVI в.». Карта. Интернет. Проектная деятельность Проекты (групповые). Примерные вопросы: территория, особенности хозяйства, государственного управления  народов. Памятники архитектуры, археологические находки, одежда, домашняя утварь и т. д., религиозные верования, обычаи. Домашнее задание Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Государства Поволжья, Северного Причерноморья,  Сибири в середине XVI в.», вопросы и задания Модули урока Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) Мотивационно­ целевой Выделять и формулировать познавательную цель проекта. Определять эффективные способы решения проблем творческого и поискового характера. Ориентационный Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Планировать распределение функций в совместной проектной деятельности. Формулировать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с  партнёрами. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств. Оказывать взаимопомощь в процессе подготовки и презентации проектов. Определять основную и второстепенную информацию. Составлять иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями и т. д. Формулировать вопросы при обсуждении представленных проектов. Свободно владеть и оперировать программным учебным материалом. Использовать  понятия, определяющие специфику исторической науки: факт, исторический источник,  документ, памятник. Контролировать процесс подготовки и презентации проекта. Употреблять эмоционально­окрашенные атрибуты речи, контролировать негативные  эмоции. Обсуждать и оценивать результаты деятельности и достижения — свои и одноклассников: — личный вклад каждого участника, в том числе собственный вклад; — взаимодействие в группе (при работе в паре, группе); — возникшие трудности; Содержательно­ операционный Контрольно­ оценочный (в  том числе  рефлексивный) Оценивание образовательных результатов Собеседования с  участниками проектных  групп. Консультирование Презентация. Беседа Беседа.  Рефлексия. — работу класса в целом. Заполнение таблицы «И.Т.О.Г.» (интересно, трудно, освоено, главные выводы). УРОКИ 11—12.  ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.  (§ 7—8) Дата ______________________________________________ Основные вопросы изучения материала 1) Основные задачи внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. 2) Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Присоединение Поволжья к России. 3) Россия и Кавказ. 4) Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. 5) Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. 6) Россия и Западная Европа в середине XVI в. 7) Ливонская война, её итоги Типы уроков Изучение нового материала Ресурсы уроков Учебник, § 7—8. Карты «Российское государство во второй половине XVI в.»,  «Ливонская война (1558—1583)» Основные понятия и термины Засечная черта. Острог. Ясак Основные даты 1552 г. — осада и взятие Казани.  1556 г. — присоединение Астраханского ханства к России.  1571 г. — набег Девлет­Гирея.  1572 г. — битва при Молодях. 1581—1585 гг. — поход Ермака Тимофеевича. 1558—1583 гг. — Ливонская война Персоналии Иван IV. Ермак. Едигер. Девлет­Гирей. Кучум. Иван Выродков. Осип Непей. Стефан Баторий Домашнее задание § 7—8 учебника. *Мини­проекты: 1. Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». 2. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте рассказ о военном искусстве и героизме участников событий второй  половины XVI в. 3. Задание 7 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» Модули урока Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты)  для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, Оценивание образовательных результатов Мотивационно­ целевой Ориентационный (актуализации/ повторения) Какие актуальные, на ваш взгляд,  внешнеполитические задачи стояли перед  правителями страны? Какими способами  можно было их ре­ шать? Какие вопросы (задания) потребуют работы с  картой? Какой картой вы воспользуетесь? С помощью карты назовите народы, населявшие в XVI в. территорию современной России. Приведите из всеобщей истории примеры  расширения государств.  Какими путями это могло происходить?  Какое значение для экономического и  личностных) Формулировать познавательную проблему и  планировать способы её решения (под  руководством учителя) Беседа. Работа с картой Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания. Определять причинно­следственные связи  исторических процессов. Работа с картой. Беседа Содержательно­ операционный Контрольно­ оценочный (в том числе  рефлексивный) политического развития Российского  государства имело расширение его территории, укрепление  рубежей? Пользуясь текстом параграфа, составьте план  рассказа о походе русских войск под  предводительством Ивана IV на Казань. Используя план, карту, отрывок из Александро­ Невской летописи (см.рубрику «Изучаем  документ»), иллюстрации и дополнительный  мате­ риал из Интернета, составьте рассказ о взятии  Казани в 1572 г.  Какие источники информации оказались для  вас наиболее информативными, какие —  интересными? Найдите на карте России остроги и города,  появившиеся в XVI в. Покажите на карте  территорию России до и после окончания  Ливонской войны. Почему именно Польша и  Литва стали союзниками Ливонского ордена в  борьбе с Россией? Расскажите об обороне  Пскова в ходе  Ливонской войны русскими войсками. Сравните причины и итоги военных действий  России против «татарских царств» и  Ливонского ордена. Выделите среди них  схожие и различные. В ХVI в. в состав России в ходе войн и  добровольного присоединения вошли многие  народы (см. карту). Как присоединение к  России многих народов повлияло на их  хозяйственное и культурное развитие? Что  потеряли и что приобрели представители  различных слоёв общества этих народов?  Назовите последствия взаимовлияния народов,  Работа с разными  знаковыми системами (текст, карта, схема  визуальный ряд). Рассказ. Беседа Составлять план рассказа. Использовать в рассказе сведения,  представленные в разных знаковых системах  (текст, карта, схема, визуальный ряд). Употреблять эмоционально­окрашенные  атрибуты речи. Выражать собственное  отношение при оценке поступков людей. Оценивать информационную значимость  разных видов исторических источников. Находить на карте изучаемые объекты, делать  выводы на основе сравнения. Рассказывать об историческом событии,  раскрывать его значение. Сравнивать причины и итоги исторических  событий, выделяя общее и различное. Беседа. Сочинение Понимать, что Российское государство  складывалось на многонациональной основе. Определять причинно­следственные связи  исторических процессов. Аргументировать выводы и суждения. Описывать с опорой на карту ход и итоги  военных действий. Определять причинно­следственные связи.

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс

Поурочные разработки по истории России 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018